Концепция педагогики любви В. А. Сухомлинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – раскрытие значения концептуальных положений В.А. Сухомлинского о ценности воспитания добротой и выявление возможности их использования в современной теории и практике воспитания.
Задачи исследования:
Изучить генезис ценностей отечественного воспитания, выявить ведущие тенденции формирования его аксиологических ориентаций, раскрыть их качественное своеобразие и историческую преемственность.
На основе анализа педагогического наследия В.А. Сухомлинского о воспитании добротой определить его главные системообразующие элементы и дать их сущностную характеристику.
Выявить и обосновать концептуальные положения В.А. Сухомлинского о ценности воспитания добротой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
1. Педагогическая теория В. А. Сухомлинского………………………………7
2. Сущность концепции педагогики любви……………………………………12
3. Историческое значение концепции педагогики любви……………………26
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ФОДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

      Сухомлинский  высоко оценивал возможности трудового воспитания в становлении личности школьника, даже в развитии сложной и тонкой сферы чувств и эмоций, сумел добиться впечатляющих результатов. Жизнь Павлышской школы невозможно представить без каждодневной, многоплановой, необходимой и привычной трудовой деятельности детей, в которой достигалось эффективное решение идейных, интеллектуальных, нравственных, эстетических, эмоциональных воспитательных задач прежде всего потому, что труд для воспитанника был личностно значимым делом, одухотворенным нравственностью, красотой, творчеством.

Сущность  гармонического развития личности Сухомлинский видит в неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания - нравственного, эстетического, интеллектуального, физического.

….. Чувствовать, понимать, ценить и творить… Сухомлинский сначала учит чувствовать красоту  природы, затем красоту искусства  и наконец подводит воспитанников к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, его поступков и жизни. Научиться любить можно только в деятельности, в поступке. Любоваться природой – значит поддерживать ее красоту. Любоваться поступком – значит стремиться к такому же красивому поступку.

      Труд, люди и красота соединяются в  одно целое, и это доставляет детям  радость и потому, что оно красиво, и потому, что их работа кому-то принесла радость творение красоты, творение добра входят в духовный мир ребенка: только вместе – труд, ум, добро, красота. По отдельности им в душу ребенка не проникнуть.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
 
 

3. Историческое значение  концепции педагогики любви

    Гуманистические идеи Сухомлинского нашли отклик у современников и педагогов последующего поколения. Например, мы можем видеть их развитие в личностно-ориентированном подходе в образовании, который получил развитие в 80-90-х гг. XX столетия. Педагоги этого направления выступили против авторитарной педагогики и школы, они предложили свой подход для преобразования отечественной школы. Мы можем в данном случае обратиться к разработкам В. В. Серикова, В. А. Петровского, И. С. Якиманской, В. В. Зайцева, А. Г. Козловой, Е. В. Бондаревской (См.: Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград, 1994).

    Авторитарная педагогика провозглашала принципы: педагог должен выполнить задачу, возложенную на него обществом, а ребенок (ученик) должен соответствовать той идеальной модели, которая также запрограммирована обществом. Личностно-ориентированный подход ставил принципиально другие задачи. Он основывался на признании права каждого из участников образовательного процесса быть личностью, способной к самоопределению, свободному выбору своего жизненного пути, причем личностью, умеющей воспользоваться правом на реализацию собственных мотивов и ценностей, правом на формирование собственного уникального отношения к себе и другим, к окружающей действительности.

    В личностно-ориентированной педагогике можно выделить два аспекта, определяющих функционирование друг друга:

  • Ориентированность педагога на личностную модель построения взаимодействия с учащимися;
  • Построение процесса обучения и воспитания с максимальным задействованием, механизмов функционирования личности учащегося (мотиваций, ценностей, «Я-концепции», субъективного опыта и т. п.).

Осуществление такого подхода к образованию  и воспитанию возможно лишь в случае если педагог обладает определенным мировоззрением, которое является основой  его педагогической деятельности. Значимым является и тот факт, что педагог сформировал для себя концепцию деятельности.

Заслуживает интереса теория личностно-ориентированного обучения. В основе ее концепции лежит признание индивидуальности, самоценности каждого человека, наделенного неповторимыми способностями и субъектным опытом. Якиманская пишет: «Данный термин (субъектный опыт – Н. Н.) означает опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей. Субъектный опыт называют личным, собственным, индивидуальным, прошлым, житейским, стихийным и т. п. В этих названиях фиксируются разные аспекты, источники приобретения этого опыта. Употребляя термин «субъектный опыт», мы подчеркиваем его принадлежность конкретному человеку как носителю собственной биографии».  [14;10]

    Ценность ребенка в данном случае не столько как пример воспроизводства общественного опыта, сколько его индивидуальности. Задача школы – максимально выявить и использовать индивидуальный опыт учащихся, «окультурить» его путем обогащения результатами общественно-исторического опыта. А отсюда, цель обучения состоит не только в том, чтобы планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, она заключается в том, чтобы помочь каждому ребенку с учетом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность творческая, думающая.

    Личностно-ориентированное обучение, по мнению В. А. Петровского, должно иметь свою теорию и практику дидактики. В основе его подхода три основополагающих позиции: вариативность моделей обучения; синтез интеллекта, аффекта и действия; приоритетность старта (имеется в виду то, что каждый ребенок должен иметь возможность изначально выбрать те виды деятельности, которые имеют для него наибольшую ценность). [15; 246]

Реализация  личностно-ориентированной дидактики  направлена на развитие самоценный форм активности детей, что реализуется  в трех направлениях:

  • Развитие познавательных устремлений (предусматривает насыщение образовательного процесса интеллектуальными эмоциями);
  • Развитие волевых устремлений (установление наилучшего соотношения между стремлением ребенка к свободной деятельности и существующими ограничениями);
  • Развитие эмоциональных устремлений (создание эмоциогенной среды, которая является основой для развития познавательной, произвольной, волевой сфер личности, эмпатийных процессов в системе «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок»). Вариант личностно-ориентированного образования предлагает В. В. Сериков. Он исходит из того, что целью образования является не сформирование личности с заранее определенными, заданными характеристиками, а создание условий для полноценного проявления и развития собственно личностных функций учащегося. Сериков определяет их таким образом:
    • функции мотивации (понятие и обоснование деятельности);
    • функции коллизии (видение скрытых противоречий действительности);
    • функции опосредования (по отношению к внешним воздействиям и внутренним импульсам поведения);
    • функция критики (в отношении предлагаемых извне ценностей и норм);
    • функции рефлексии (конструирование и сохранение определенного образа «Я»);
    • функции смыслотворчества (определение системы жизненных смыслов, включая и смысл жизни);
    • функции ориентации (построение личностной картины мира);
    • функции обеспечения автономности и устойчивости внутреннего мира, творческого характера любой личностно значимой деятельности;
    • функции самореализации (стремление к познанию своего образа «Я» окружающими);
    • функции обеспечения уровня духовности жизнедеятельности в соответствии с личностными притязаниями.

Сериков предлагает технологии, с помощью  которых возможно активно стимулировать  развитие указанных функций. Это:

  • задачный подход, при котором изучаемый материал поддается ученику как жизненно значимая проблема;
  • учебный диалог, с помощью которого осуществляется совместный поиск учителем и учащимся ценности и смысла изучаемой проблемы;
  • игровая технология, предусматривающая моделирование конфликтной или проблематичной ситуации, на примере которой закрепляется навык принятия самостоятельного решения, выполнения определенной социальной роли.

В целом, мы можем отметить общие принципы конструирования образовательного процесса на основе гуманистических  ценностей, получающих все большее  развитие в последнее десятилетие в России: принцип свободы; принцип создания ненасильственной развивающей социально-педагогической среды; принцип насыщения жизнедеятельности образовательного учреждения новым содержанием, толерантно ориентированным; принцип личностного подхода ко всем участникам образовательного процесса.

    Эпоха советской педагогики представлена довольно разнообразным спектром педагогических идей, она пережила свою революцию. Как бы сейчас не воспринимались отдельные ее положения, в целом можно говорить о том, что опыт советской педагогики должен быть оценен с современных позиций и, можно не сомневаться, он предоставит множество идей для будущего развития образования в России.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     «На любви к детям держится мир». Во все эпохи лучшие педагоги именно эту мысль считали главной в деле воспитания. Василий Александрович Сухомлинский был из их числа. «Что самое главное было  в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям» - так писал он в главной книге своей жизни «Сердце отдаю детям». И название ее вовсе не красивый литературный оборот, а чистая правда.

     Выдающийся  педагог XX в. (1918—1970) вырос в крестьянской среде, на личном опыте обучался мудрости народной педагогики, вместе с народом  переживал трагедию Отечественной войны, лечил не заживающие ее раны и в полной мере ощутил величие, несгибаемость человеческого духа. Он поистине «соком мозга и кровью сердца» (Луначарский) созидал себя как гуманиста, человека культуры, разносторонней образованности, растил коллектив педагогов-единомышленников, строил и совершенствовал жизнь школы, сделав ее очагом духовно-нравственного становления личности. Обладая не только педагогическим, но и литературным даром, Сухомлинский изложил свой богатейший, уникальный опыт, свои философско-педагогические воззрения в многочисленных статьях, книгах, оставил большое рукописное наследие.

     В своем последнем напутствии выпускникам  Павлышевской средней школы, уже  смертельно больной, В.А. Сухомлинский так говорил юношам и девушкам, вступающим в жизнь: «Человеческой силе духа нет предела. Нет трудностей и лишений, которых бы не мог одолеть человек. Не молчаливо перетерпеть, перестрадать, но одолеть, выйти победителем, стать сильнее. Больше всего бойтесь минуты, когда трудность покажется вам непреодолимой, когда появится мысль отступить, пойти по легкому пути.»

     В этих словах весь В.А. Сухомлинский - гуманист, мыслитель, педагог.

     Творчество  Сухомлинского с каждым годом  привлекает все более пристальное  внимание мировой научной и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. И это не случайно. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.

     В целом, можно отметить общие принципы конструирования образовательного процесса на основе гуманистических  ценностей, получающих все большее  развитие в последнее десятилетие в России: принцип свободы; принцип создания ненасильственной развивающей социально-педагогической среды; принцип насыщения жизнедеятельности образовательного учреждения новым содержанием, толерантно ориентированным; принцип личностного подхода ко всем участникам образовательного процесса.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература   

1. Яновская, М.Г. Теория и методика эмоционального стимулирования в нравственном воспитании подростков: автореф. дисс… докт.пед.наук / М. Г. Яновская.  – Киров, 1991. – 18 с.

2. Сухомлинский,  В.А. Рождение гражданина. / В.А. Сухомлинский. – М.: Педагогика,1979. – 246 с.

3. Сухомлинский,  В.А. Воспитание долга. / В.А. Сухомлинский.   // Коммунист Украины. - 1969.- № 9. -С.74-77

4. Сухомлинский В.А.: о воспитании. / сост. С.Л. Соловейчик.- М.: Политиздат,1975.- 228 с.

5. Сухомлинский,  В.А.  Введение к годовому плану на 1970-1971 учебный год. / В.А. Сухомлинский.  // Народное образование.- 1973. - №8. – С.117.

Информация о работе Концепция педагогики любви В. А. Сухомлинского