Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:24, курсовая работа
Цель исследования – раскрытие значения концептуальных положений В.А. Сухомлинского о ценности воспитания добротой и выявление возможности их использования в современной теории и практике воспитания.
Задачи исследования:
Изучить генезис ценностей отечественного воспитания, выявить ведущие тенденции формирования его аксиологических ориентаций, раскрыть их качественное своеобразие и историческую преемственность.
На основе анализа педагогического наследия В.А. Сухомлинского о воспитании добротой определить его главные системообразующие элементы и дать их сущностную характеристику.
Выявить и обосновать концептуальные положения В.А. Сухомлинского о ценности воспитания добротой.
Введение…………………………………………………………………………2
1. Педагогическая теория В. А. Сухомлинского………………………………7
2. Сущность концепции педагогики любви……………………………………12
3. Историческое значение концепции педагогики любви……………………26
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованной литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУЛАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Концепция
педагогики любви
В. А. Сухомлинского»
Алексеева Зинаида Ивановна
Воронеж 2010
План
Введение…………………………………………………………
1. Педагогическая теория В. А. Сухомлинского………………………………7
2. Сущность концепции педагогики любви……………………………………12
3. Историческое значение концепции педагогики любви……………………26
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы
Введение.
Актуальность исследования обусловили непреходящая ценность воспитания для становления и развития человека, понимание важности семьи в жизни государства и обеспечении общественной стабильности и прогресса. В «Национальной доктрине образования Российской Федерации» в качестве одного из стратегических направлений его модернизации поставлена задача создания соответствующей среды для полноценного и ответственного обучения и воспитания детей в школе и семье.
Глубокие преобразования, происходящие в обществе в начале ХХI века, наряду с позитивными изменениями в жизни людей, обострили ряд проблем, которые негативно влияют на воспитание детей. Сложившиеся обстоятельства требуют переосмысления ценностных оснований воспитания, объединения усилий семьи, школы и педагогической науки в деле обучения и воспитания подрастающего поколения.
Решение этих проблем связано с обращением к системе ценностных ориентаций, которые раскрывают содержательную сторону направленности личности и выступают важным фактором, определяющим мотивацию действий человека.
Теоретическое осмысление природы ценностей имеет давнюю традицию и находит свое отражение в научных трудах философов, педагогов и психологов. Проведен целый ряд исследований по различным аспектам ценностей и ценностных ориентаций в воспитании и образовании: общечеловеческие ценности (Б.С. Гершунский, В.А. Караковский, В.Я. Лыкова и др.), нравственные, духовные и эстетические ценности (С.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, В.С. Садовская, О.П. Целикова и др.), ценности и цели образования и воспитания (И.С. Артюхова, В.П. Зинченко, Н.Д. Никандров, Ю.А. Шрейдер и др.).
В становлении теории и практики воспитания особое место занимает педагогический опыт Василия Александровича Сухомлинского – выдающегося отечественного педагога-гуманиста.
К изучению педагогической концепции педагога-новатора обращаются многие современные исследователи, в том числе: Г.И. Биушкин, М.В. Богуславский, А.Ю. Гранкин, Н.Л. Карпова, В.Я. Лыкова, М.И. Мухин, С.Л. Соловейчик, Л.Л. Подольная, И.А. Старцева, Г.П. Туюкина, Т.В. Челпаченко и др. В их научных трудах рассматриваются гуманистические идеи ученого, методологические принципы воспитания детей разных возрастных групп, вопросы, связанные с соотношением личного и общественного в детском коллективе, проблемы дидактики, повышения психолого-педагогического мастерства учителей.
В то же время проведенный анализ показал, что проблемы воспитания и его ценностных ориентаций не нашли систематизированного и всестороннего освещения. Остается вне исследовательского поля взаимодействие школьного коллектива и современной семьи, роль и место родителей в этом сложном многогранном процессе, недостаточно изученными являются различные аспекты всестороннего развития ребенка.
Современная социально-культурная ситуация по-новому ставит задачи воспитания детей и требует радикальных изменений в его организации. Начавшиеся процессы реализации новых подходов к постановке воспитания с опорой на его ценностные ориентации сталкиваются с рядом противоречий:
- между необходимостью изучения и критического осмысления с позиций принципа историзма отечественного научно-педагогического опыта для постановки и решения современных задач воспитания и недостаточной разработанностью проблемы;
-
между усилением ценности
-
между актуальностью и
С учетом названных противоречий, сформулирована проблема исследования: каков вклад В.А. Сухомлинского в развитие теории и практики воспитания добротой, и каковы возможности применения его идей в совместной деятельности семьи и школы по обучению и воспитанию детей в современных условиях.
Объектом исследования является педагогическое наследие В.А. Сухомлинского.
Предмет исследования – ценность воспитания добротой в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского.
Цель исследования – раскрытие значения концептуальных положений В.А. Сухомлинского о ценности воспитания добротой и выявление возможности их использования в современной теории и практике воспитания.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования:
Основные положения, выносимые на защиту:
Методологическая основа исследования: комплексный, цивилизованный, исторический, логический.
Теоретическая основа исследования:
- прослежен генезис ценностей воспитания добротой, определены основные тенденции формирования его аксиологических ориентаций;
- расширены и обогащены имеющиеся представления и знания о ценности воспитания добротой на основе научного осмысления идей педагогической концепции В.А. Сухомлинского;
-
описан развивающий и
-
доказана актуальность идей В.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Источники
исследования: труды отечественных
философов, психологов и педагогов, педагогическое
наследие В.А. Сухомлинского, документальные
и литературные материалы, публикации
российских исследователей о деятельности
и творческом наследии В.А. Сухомлинского,
философские и психолого-педагогические
словари, монографии по рассматриваемой
проблеме.
1. Педагогическая теория В. А. Сухомлинского
В 50 – 60 гг., страна, пережив ужасы Великой Отечественной войны, постепенно возвращалась к мирной жизни, одной из проблем которой стала школа, поиски оснований новых педагогических устремлений. По сравнению с предыдущим периодом для этого времени характерен возврат к традициям русской педагогики, основанной на любви, уважении, свободе личности, на внимании к ребенку, к его индивидуальным особенностям и внутреннему миру. Примером такой новой педагогики явилась концепция В. А. Сухомлинского, оказавшая значительное влияние на всю советскую педагогику 60-80-х гг. XX столетия.
Сухомлинский Василий Александрович окончив рабфак и Полтавский пединститут, с 1944 г. возглавлял Павлышскую среднюю школу в Кировской области, которая стала лабораторией для его творческих поисков. Он достиг и славы и почета, стал Заслуженным учителем Украины, Героем Социалистического Труда СССР. Сухомлинский – педагог и мыслитель, стоял у истоков движения учителей-новаторов, возрождения обновленной педагогики сотрудничества, восстановления в воспитании приоритета общечеловеческих ценностей, что нашло отражение в его работах «Павлышская средняя школа», «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Разговор с молодым директором», «Три письма о любви» Сухомлинским написано более 30 книг и 5000 статей, большая часть которых известна не только на Родине, но и переведена в Болгарии, Венгрии, Германии, Китае, Польше, Японии, в других странах.
Сухомлинский одним из первых в советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. В его работе «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» он пишет о том, что «каждый человек уже в годы детства и особенно в отрочестве и ранней юности должен постичь счастье полноты своей духовной жизни, радость труда и творчества»[12;373]. Сухомлинский не устанавливал четких границ между различными сторонами воспитания. В любом деянии он выделял как необходимое умственное развитие и труд, воспитание нравственное, эстетическое, экологическое, изучение и учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, взаимоотношения семьи и школы, педагогическое мастерство учителя.
Исходной точкой педагогического мировоззрения Сухомлинского была задача воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью. Василий Александрович пишет, что задача школы не просто передать знания, но «открыть перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым»[12; 373].
Сферой развития духа является нравственное воспитание. Воспитание гармонически развитой личности может быть основано лишь на коммунистической нравственности, которая пронизывает все грани человеческой личности, открывая перед каждым путь к гражданским, идейным, творческим, трудовым, эстетическим ценностям.
Современность, как считал Сухомлинский, развитие советского государства наиболее обеспечивает развитие гармоничной личности. Поэтому тезис: «вход в тот дворец, имя которому – знания, образованность, приобщение к богатствам человеческой культуры, мыслился и переживался как величайшее благо нашего строя, нашего общества...» [12;374] должен стать обязательным для любого представителя молодого поколения нашей страны.
Особая проблема для теории и практики воспитания – воспитание потребностей. Сложность заключается в воспитании гармоничного соотношения всех видов потребностей. Сухомлинский утверждал, что необходимо научить понимать «что» именно имеет право, и в первую очередь – нравственное право, желать каждый конкретный человек. Поэтому «воспитание культуры желаний – один из самых ярких оттенков той сложной вещи, которую мы называем нравственным смыслом школьной жизни» [12;374-375]. Культура желаний есть обратная сторона долженствования, то есть человек, умеющий желать, понимает и чувствует, что позволительно или непозволительно. Воспитывая культуру желаний, мы останавливаем развитие прихотей, которые унижают человека. В связи с этим, Сухомлинский пропагандировал правило: «Воспитание культуры желаний в большей мере определяется тем, насколько мудрая гармония устанавливается в жизни человека между удовлетворением материальных потребностей и становлением, развитием, удовлетворением потребностей духовных» [?;375]. Проблемой современной школы, образования и воспитания, по мнению Сухомлинского является то, что человек, получивший хорошее образование не хочет участвовать в процессе материального труда. Это есть пережитки старого мира. Наше общество, как указывает Василий Александрович, наши учителя и воспитатели должны понять, что функция образования изменилась. Образование перестало быть средством освобождения от труда. Напротив, сегодня «надо воспитать не просто готовность – практическую и нравственную – к этому труду, но и стремление, желание, влечение посвятить ему всю свою жизнь» [12;377].
Информация о работе Концепция педагогики любви В. А. Сухомлинского