Концепция педагогики любви В. А. Сухомлинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – раскрытие значения концептуальных положений В.А. Сухомлинского о ценности воспитания добротой и выявление возможности их использования в современной теории и практике воспитания.
Задачи исследования:
Изучить генезис ценностей отечественного воспитания, выявить ведущие тенденции формирования его аксиологических ориентаций, раскрыть их качественное своеобразие и историческую преемственность.
На основе анализа педагогического наследия В.А. Сухомлинского о воспитании добротой определить его главные системообразующие элементы и дать их сущностную характеристику.
Выявить и обосновать концептуальные положения В.А. Сухомлинского о ценности воспитания добротой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
1. Педагогическая теория В. А. Сухомлинского………………………………7
2. Сущность концепции педагогики любви……………………………………12
3. Историческое значение концепции педагогики любви……………………26
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ФОДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

      “Привести детей на луг, сказать им: “Посмотрите, как красиво!” дети могут ответить, что да, красиво, но это вовсе не означает, что их тронула эта красота. Сухомлинский рассказывает, что иногда приходится ждать годами, пока вдруг, в какой-то день, в какой-то миг, при каких-то стеченьях обстоятельств и настроений сердце ребенка дрогнет, переполнится счастьем… Надо ждать, верить в ребенка и тогда он полюбит прекрасное.”[3, 153].

      Известно  присловье:  “Учение и труд рядом  идут”, но и учение, и труд недалеко уйдут – и уж, во всяком случае, невесть куда заведут человека,  - если рядом с ними не идет красота – третий из важнейших элементов воспитания.

      От  красоты природы – к красоте  слова, музыки и живописи. Слово и  книга – главное средство эстетического  воспитания в школе.

      Сухомлинский  не агитирует за эстетическое воспитание. Он показывает, что без эстетического воспитания вообще никакого воспитания нет.

      Свой  идеал эстетического воспитания талантливый педагог усматривал в том, чтобы каждый ребенок, увидев прекрасное, остановился перед ним  в изумлении, сделал его частицей своей жизни. Познание прекрасного, переживание радости в связи с его созданием обогащают человека, умножают его силы, цементируют мировоззрение. Ведь мировоззрение базируется не только на сумме знаний, но и на нравственно- эстетическом, эмоциональном мире человека, в том числе и на чувстве прекрасного.

      Вхождение искусства в духовный мир ребенка  начинается с познания красоты слова. Познание красоты слова является важнейшим шагом в мир прекрасного. Слово – могучий способ оттачивания, воспитания утонченных чувств.

      Сухомлинский  вспоминал: ”С детьми мы путешествовали к источникам родного слова. Мы шли смотреть утреннюю зарю, слушать песню жаворонка и гудение пчел, что бы проникнуть в богатейший, доступный мир – мир слова. И тогда слово становилось в моих руках орудием, с помощью которого я открывал детям глаза на богатство окружающего мира. Чувствуя, переживая красоту увиденного и услышанного, дети воспринимали тончайшие оттенки слова, и через слово красота входила в их душу”.[5, 208]

      Красота слова ярче всего воплощена в  поэзии. Восхищаясь стихотворением или песней, дети как бы слышат музыку слова. В лучших стихотворениях поэтическое слово раскрывает тончайшие эмоциональные оттенки родного слова.

      “…  В эти минуты, когда в душу ребенка  охватывает поэтическое вдохновенье, слово – живое, полнокровное, играющее всеми цветами радуги,. Благоухающее ароматом полей и лугов, - входит в духовную жизнь ребенка; дети ищут и находят в нем средство выражения своих чувств, мыслей, переживаний.” [5, 216]

      Дать  ребенку радость поэтического вдохновения, пробудить в его сердце живой родник поэтического творчества – это такое же важное дело, как научить читать и решать задачи.

      В.А. Сухомлинский разделял мнение о том,  что успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально-чувственной  сферы.

Столь же большое значение в эстетическом воспитании Сухомлинский придавал живописи и музыке.

      “Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Слушая музыку, человек познает себя, и познает, прежде всего, что он, человек, прекрасен, рожден для того, что бы быть прекрасным, и если в нем есть что – то плохое, то это плохое надо преодолеть; почувствовать плохое в самом себе и помогает музыка” [3, 171].

      В школе Сухомлинского много внимания уделялось слушанию музыки. Первой задачей, которая при этом ставилась, было вызвать эмоциональную реакцию на мелодию и потом постепенно убедить детей, что красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира;  музыкальная мелодия как бы призывала человека – остановись, прислушайся к музыке природы, наслаждайся красотой мира, бери эту красоту и умножай ее.

      Искусство, открывает глаза  на мир родной природы, как бы настраивает струны души на ту волну, которая передает звучание красоты мира, пробуждая чувство прекрасного и доброго.  «Как в живом, трепетном слове родной речи, так и в музыкальной мелодии перед ребенком открывается красота окружающего мира. Но мелодия, - пишет В.А. Сухомлинский, - доносит до детской души не только красоту мира. Она открывает перед людьми человеческое величие и достоинство.  В минуты наслаждения музыкой ребенок чувствует, что он настоящий человек».[4, 499].

      Приобщая детей к миру прекрасного, Сухомлинский всегда использовал ряд психологических моментов и педагогических заповедей. Прежде всего, воспитание прекрасным основывалось на положительных эмоциях. Там, где начинается хоть малейшее принуждение детской души, об эстетическом воспитании не может быть и речи. Заплаканный ребенок или расстроенный чем-то школьник не воспринимает уже ничего, даже самого трижды распрекрасного, которое его будет окружать и предлагаться. Прекрасное только тогда может восприниматься и быть прекрасным, когда ребенок эмоционально подготовлен к этому с замиранием сердца, с трепетом души ждет встречи с ним.

      Мир прекрасного для ребенка начинается в семье. Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека - все это постигается, прежде всего, в семье.

      Для ребенка наиболее дорогим, близким, прекрасным существом является мать. Мать - это не только тепло, уют, внимание. Это - мир солнца, любви, добра, ласки, весь мир в руках матери. И от того, каков он, этот мир, зависит, каким вырастет человек.

При недостатке материнского внимания развитие ребенка  всегда задерживается - психически, физически, интеллектуально, эмоционально. Некоторые  психиатры полагают, что несколько месяцев лишения материнского влияния достаточно для того, чтобы в психике ребенка произошли изменения, которые уже нельзя полностью устранить в будущем. Для Сухомлинского культ матери - это результат серьезных раздумий  о необходимости связи поколений, о передаче духовной культуры.

      Человек, который любит Пушкина и Гейне, человек, которому хочется сказать  красиво о красоте, окружающей его. Человек, для которого поиски нужного слова стали такой же потребностью, как потребность созерцать прекрасное, человек, для которого понятие о красоте человеческой выражается, прежде всего, в уважении человеческого достоинства, в утверждении самых справедливых отношений между людьми. Такой человек не может стать грубияном, циником.

      Красота – средство воспитания чуткой совести. Уже в детстве – и особенно в отрочестве – человек должен научиться индивидуально, осваивать эстетические ценности. Важно, что бы это освоение продолжалось всю жизнь.

      Труд  и культура, вся жизнедеятельность  современного человека с  каждым годом все больше зависят от уровня его духовности, нравственной позиции.

“Духовную полноту и насыщенность жизни  может дать только широкое, разностороннее образование, пытливое познание мира, активное стремление к знанию, радость знания” [3, 105]

Ребенок не может быть счастлив, если в школе ему скучно и плохо, если он не чувствует себя достаточно способным, что бы овладеть школьной наукой. Сделать ребенка счастливым – значит, прежде всего, помочь ему учиться.

      Обучение  не дает желаемых результатов, если учитель ставит перед учеником на первое место цель: «Выучить, запомнить!». Вред зубрежки огромен - она невольно уничтожает основные идеи учебного предмета. Учитель должен точно разграничить, что надо запомнить на всю жизнь, а что надо только понять и усвоить без зубрежки – в упражнениях.

      Одно  за другим делает Сухомлинский маленькие  открытия: оказывается, каждый учитель, какой предмет он ни преподавал, должен быть преподавателем словесности…Слово  – вот первый шаг к мысли  ученика. “Большая беда, считал Сухомлинский, если воспитатель не умеет выбирать из сокровищницы языка как раз те слова, которые необходимы, чтобы найти путь к сердцу ребенка.  Если в процессе воспитания норм морали и нравственности мы не вызываем положительных эмоций, подобных тем, которые появляются у человека от соприкосновения с чем-то близким и дорогим. Слово должно быть емким, иметь глубокий смысл, эмоциональную окраску, оно должно оставлять след в мыслях и душе  воспитанника. Ведь если слова, пусть даже самые нужные и красивые, о высокой морали не вызывают эмоций, не волнуют, то они так и останутся пустыми звуками, благими пожеланиями. В том заключается мастерство воспитателя, чтобы разговор с воспитанником вызывал  у последнего собственные мысли, переживания, побуждая к активной деятельности.”[5, 165].

      В воспитательной работе важно и содержание материала, и тон разговора, и  время этого разговора, и внешний  вид учителя, и манеры его поведения.

      Слово учителя находит отзвук в сердцах  учеников и становится их личным достоянием лишь тогда, когда «мудрость воспитателя привлекает, одухотворяет воспитанников цельностью, красотой идейно-жизненных взглядов, морально-этических принципов». Дети очень хорошо чувствуют фальшь слов, если они не соответствуют нравственному убеждению воспитателя. Они презирают того, кто пытается выдать темное за светлое, прикрыть мрачное темными словами.

      Десятки, сотни нитей, духовно связывающих  учителя и учащегося, - это те тропинки, которые ведут к человеческому  сердцу, это важнейшее условие  дружбы, товарищества учителя и учащихся. Учителя и учеников должна объединять духовная общность, при которой забывается, что педагог - руководитель и наставник. Воспитания без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках.

      “Интерес  поддерживается успехом, к успеху ведет интерес. А без успеха, без радостного переживания победы над трудностями нет интереса, нет развития способностей, нет обучения, нет знания” [3, 26]

      Итак, Сухомлинский показывает: дети должны постоянно переживать радость успеха, преодоления трудностей. Нельзя давать ребенку почувствовать, будто он хуже других, не способен, отстает, нельзя унижать его достоинство: он не виноват в том, что думает медленнее других. Постоянно поддерживать ребенка, не ставить ему плохих оценок, не ставить ему никаких отметок, пока он не добьется успеха. Оценивать не знание само по себе и не старательность, а именно продвижение вперед, этот результат соединения знания со старательностью. “Учение – труд, серьезный труд ребенка, следовательно, оно должно быть радостью, потому что труд, успех в труде, преодоление препятствий в труде, его результат – все это надежные источники человеческой радости” [3, 127]

 

    Другой идеал коммунистического воспитания — труд как основа воспитания нового человека — в теории и практике Павлышской школы наполнялся также необычными для советской педагогической мысли личностной направленностью и духовно-нравственным содержанием. Системе трудового воспитания в сельской школе была посвящена кандидатская диссертация Сухомлинского (1955 г.). В течение последующих пятнадцати лет эта система непрерывно совершенствовалась, обеспечивала учащимся все большие возможности для удовлетворения своих трудовых интересов и склонностей, самореализации и самоопределения, подготовки к профессиональной деятельности.

      Главное же заключалось в том, что педагогически организованный труд выступал ничем не заменимым средством воспитания. «Что означает идея: труд — основа всестороннего гармонического развития? В практической работе с детьми и подростками это означает, что от труда идут крепкие нити к интеллектуальному, моральному, эстетическому, эмоциональному, физическому развитию, к становлению идейной, гражданской основы личности». [3, 130]

      «Умственный труд», «труд души», «созидание трудом красоты», школьная «атмосфера серьезного отношения к труду» и т.д. По существу, всем строем школьной жизни утверждалось отношение к труду как основе нравственности: «Все блага и радости жизни создаются трудом и только трудом», «Совесть не должна позволять... быть только потребителем благ и радостей», «У вас уже достаточно сил, чтобы делать добро людям», «Учеба — ваш первый труд. Идя в школу, вы идете на работу». В то же время «поддерживалась атмосфера нетерпимости к лени, безделью, неряшеству. Маленький бездельник — это живучий корешок дармоедства и паразитизма, и, если человек стал взрослым дармоедом, вырвать этот корень, который прижился с детства и отрочества, очень трудно». [3, 133]

      С первых дней пребывания в школе ребенок  должен воспринимать уважительное отношение к труду. “Детство не должно быть постоянным праздником, если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка остается недоступным и счастье труда… в труде раскрывается богатство человеческих отношений” [3, 135]

      Детский труд таит в себе огромную силу. Если ребенок вложил определенные усилия в труд для других людей и пережил в связи с этим личную радость, он, не может стать недобрым человеком.

      Очень важным моментом в системе трудового  воспитания В.А. Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно  и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра.

Информация о работе Концепция педагогики любви В. А. Сухомлинского