Компьютерный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Целью современного образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению школьников; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские школы; активно используется зарубежный опыт; родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему. Вместе с тем, по моему мнению, в настоящее время теория и практика образования желает быть значительно лучше в методическом и практическом отношении, а что касается теории, то недостаточно описаны активные методы обучения и воспитания, а еще меньше используется в педагогическом процессе в школах.

Содержание

Введение

Глава 1. Методы контроля результатов обучения

1.1 Сущность, виды, формы организации контроля

1.2 Классификация и характеристика методов контроля

Выводы по первой главе

Глава 2. Характеристика современных методов контроля результатов обучения

2.1 Тестирование как современный метод контроля результатов обучения

2.2 Лабораторный и машинный методы контроля

Выводы по второй главе

Заключение

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 50.07 Кб (Скачать)

· Формирование положительной  мотивации к процессу учения за счет применения нестандартных средств  контроля;

· Создание ситуации успеха для каждого учащегося, так как  имеется возможность работы в  индивидуальном темпе и возможность  редактирования окончательного результата;

· Формирование межпредметных  связей как начального уровня интегрированного подхода к учению;

· Профилактика утомляемости зрения через использование в  средстве контроля ярких цветных  элементов вместо привычного черно-белого текста печатных дидактических материалов;

· Повышение эффективности  произвольной памяти учащихся;

· Воспитание ответственности, самооценки и самоконтроля;

· Развитие учебно-интеллектуальных и учебно-организационных умений и т.д.

Существенное уменьшение времени, требующегося на проведение контроля в форме структурированного машинного  теста, дает возможность сделать  данный процесс менее болезненным  для учащихся и выделить большее  количество времени урока на решение  других задач. При использовании  структурированных тестов результаты достигаются при меньших затратах времени без ухудшения качества оценки знаний.

Немаловажным преимуществом  является немедленное после выполнения теста получение оценки каждым учеником, что с одной стороны исключает  сомнения в объективности результатов  у самих опрашиваемых, а с другой стороны существенно экономит время  преподавателя.

В настоящее время становится популярным для создания тестовых программ редактор электронных таблиц Excel, обладающий широкими возможностями в обработке  числовой информации.

 

Наиболее интересными  функциями Excel представляются логические, которые в сочетании с функциями  обработки текста и арифметическими  функциями позволяют создавать  тестовые программы по любому предмету. Такие программы могут составлять не только преподаватели информатики  и других учебных дисциплин, но и  ученики, имеющие начальные знания по Excel.

По форме тестовые задания  можно разделить на следующие  основные группы:

· Задания с выбором  верного ответа (или нескольких верных) из набора предлагаемых - тесты закрытого  типа;

· Ввод предполагаемого ответа на задание самим тестируемым - тесты  открытого типа.

При компьютерном тестировании вторая форма тестов трудно реализуется. Задания открытого типа иногда порождают  ответы, которые формально трудно оценить ни как правильные, ни как  неправильные. Поэтому при компьютерном тестировании чаще используют тесты  закрытого типа. При этом следует  иметь в виду, что неправильные варианты ответов должны быть правдоподобными. Удачно составленные задания отвлекают  внимание примерно половины испытуемых, не знающих правильного ответа на вопрос. Можно порекомендовать следующую  методику: провести сначала письменный тест с открытой формой заданий, а  в дальнейшем из ответов на этот тест можно составить варианты ответов  для проведения компьютерного теста  закрытого типа. При наличии электронно-вычислительной техники и контролирующих программ применяется на всех этапах при изучении всех учебных предметов. Отличается высокой объективностью.

С развитием компьютеров  и вычислительной техники активно  развивается машинный контроль. Наиболее распространенный метод контроля в  дистанционном обучении. Программы  для контроля могут быть нескольких видов контролирующие, тренажерные  и обучающе-контролирующие. Программы  для контроля составляют, как правило, по методике контрольных программированных  упражнений. Ответы набираются или  цифрами, или в виде формул, или же с помощью указателя. Каждая программа соблюдает высокую степень объективности контроля. Так же с помощью компьютерной сети можно решать многие вопросы с помощью переписки или модемов. Наиболее распространенный метод контроля в дистанционном обучении. Программы для контроля могут быть нескольких видов контролирующие, тренажерные и обучающе-контролирующие. Программы для контроля составляют, как правило, по методике контрольных программированных упражнений. Ответы набираются или цифрами, или в виде формул, или же с помощью указателя. Каждая программа соблюдает высокую степень объективности контроля. Так же с помощью компьютерной сети можно решать многие вопросы с помощью переписки или модемов.

В практику обучения постепенно входят методы машинного контроля за качеством усвоения знаний, особенно по предметам естественно-математического  цикла. Программы для контроля составляются, как правило, по методике контрольных  программированных упражнений. Ответы набираются или цифрами, или в  виде формул. Машина соблюдает высокую  степень объективности контроля, но не может учесть психологические  особенности ученика. Не позволяет  она проверить и логичность, грамотность  речи, своевременно оказать ученику  помощь при затруднениях. Все это  требует рационального сочетания  машинного и безмашинного контроля за качеством подготовки учеников. Наибольшее распространение получил  программированный контроль, когда  учащиеся должны из нескольких вариантов  ответа выбрать верный. Такой способ, с точки зрения объективности, незаменим, т.к. машина беспристрастна. Но недостатком  такого контроля является то, что он не выявляет способа получения результата (ученик может наугад выбрать ответ  и он окажется правильным), затруднений  и т.д., которые не проходят мимо внимания учителя при устном контроле.

Выводы по 2 главе

Контроль имеет важное образовательное и развивающее  значение, способствуя всестороннему  изучению школьников учителем, расширению, углублению и совершенствованию  знаний, умений и навыков, развитию познавательных интересов учащихся. Каждый ученик, активно участвуя в процессе контроля, не только отвечает на вопросы учителя и выполняет его задания, но и осмысливает ответы своих товарищей, вносит в них коррективы, выполняет дополнительную работу над недостаточно усвоенным материалом.

Теорией и практикой обучения установлены следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся:

1. Индивидуальный характер  контроля, требующий осуществления  контроля за работой каждого  ученика, за его личной учебной  деятельностью, не допускающий  подмены результатов учения отдельных  учащихся итогами работы коллектива (группы или класса), и наоборот.

2. Систематичность, регулярность  проведения контроля на всех  этапах процесса обучения, сочетание  его с другими сторонами учебной  деятельности учащихся.

3. Разнообразие форм проведения, обеспечивающее выполнение обучающей,  развивающей и воспитывающей  функций контроля, повышение интереса  учащихся к его проведению  и результатам.

4. Всесторонность, заключающаяся  в том, что контроль дол жен  охватывать все разделы учебной  программы, обеспечивать проверку  теоретических знаний, интеллектуальных  и практических умений и навыков  учащихся.

5. Объективность контроля, исключающая преднамеренные, субъективные  и ошибочные оценочные суждения  и выводы учителя.

Дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности  каждого учебного предмета и отдельных  его разделов.

7. Единство требований  учителей, осуществляющих контроль  за учебной работой учащихся  в данном классе.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Изучение научной и  методической литературы по проблеме позволило мне сделать вывод  о том, что технология активного  обучения - это такая организация  учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый ученик либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его  деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи. А это означает, что образовательном  процессе должны применяться различные  методы обучения.

Преимущество всех рассмотренных  мной методов очевидны. Разумное и  целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий  эффект обучения, создает атмосферу  напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных  эмоций и переживаний.

Отличительная особенность  развития образования в мире в  настоящее время - повышенное внимание правительств большинства стран  к проблемам его качества и  эффективности. Образование становится стратегической областью, обеспечивающей национальную безопасность страны. О  конкурентоспособности страны начинают судить по уровню образовательной подготовки подрастающего поколения.

Исследование подтвердило, что в педагогическом процессе следует  максимально использовать активные, развивающие методы. Они могут  быть включены в реальный педагогический процесс.

Мне бы хотелось порекомендовать  учителям школ:

- использовать активные  методы обучения и воспитания  в педагогическом процессе;

- включать в учебные  занятия проблемность;

- управлять формированием  и развитием индивидуально-психологических  особенностей обучаемых;

 

- вовлекать учащихся в  постоянную деятельность: отвечают, анализируют, рассуждают, оценивают,  выделяют главное;

- организовывать сотрудничество  и кооперацию;

- организовывать коллективное  взаимодействие;

- изменить модель учителя:  соорганизатор, партнер, интерпретатор,  консультант (традиционно-организатор,  информатор, консультант).

- соблюдать единство и  согласованность требований к  поведению учащихся в организации  их учебной деятельности.

Контроль как учебное  действие осуществляется не как проверка качества усвоения по конечному результату учебной деятельности, а как идущее по ее ходу и выполняемое самим  учащимся действие активного прослеживания  безошибочности. Контроль -- это также  способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса, который  направлен как на деятельность ученика, так и на контроль взаимодействия учащихся и педагогов.

Механизм контроля в учебном  процессе играет значительную роль в  познавательной деятельности учащихся. Система проверки их знаний и умений -- органическая часть учебного процесса, и ее функции выходят далеко за пределы собственно контроля.

Наряду с контролирующей, контроль выполняет обучающую, диагностическую, воспитывающую, развивающую, прогностическую  и ориентирующую функции.

Целью контроля является установление обратной связи ученик - преподаватель  и внутренней: ученик- ученик, а также  учет результатов контроля. Обучающий  контроль проводится с профилактическо-предупредительной  целью и с целью управления процессом обучения, формирования навыков  и умений, их корректировки и совершенствования, систематизации знаний.

В современной школе широко применяются многие виды, методы и  формы контроля :

- наблюдение за работой  учеников;

- устный индивидуальный  опрос;

- фронтальный опрос;

- групповой опрос;

- тестовый контроль;

- программированный контроль;

- практический контроль;

- самоконтроль

Для каждого типа учебных  заведений (высших, средних специальных, общеобразовательных) в наши дни  разработаны и утверждены Министерством  образования России государственные  образовательные стандарты, определяющие не только содержательную часть образования, но и требуемый уровень деятельности обучаемых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Амонашвили Ш. А. Воспитательная  и образовательная функция оценки  учения школьников.[Текст] / Ш. А.  Амонашвили - М., 1984.,с. 427

2. Амтаниус М. Психолого-педагогические  основы контроля в учебном  процессе .[Текст] / М. Алтаниус - М.: Изд-во  МГУ, 1978, с.184

3. Бабанский Ю.К. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед.  институтов.- [Текст]/ Ю.К. Бабанский.  М., «Просвещение», 1988. - 479с.

4. Баранов С. П. Принципы  обучения.[Текст]/С. П. Баранов  - М.: Просвещение, 1981.с.354

5. Беспалько В. П. Слагаемые  педагогической технологии.[Текст]/В.  П. Беспалько -- М.: Педагогика, 1989, 342 с.

6. Болотпина Л. Р. Педагогика./Л.Р.  Болотина - М.: Просвещение,[Текст] 1987 - 261 с.

7. Выготский Л.С. Педагогическая  психология.

8. Данилов М. А., Есипов  Б. П. Дидактика.[Текст]/М.А. Данилов  - М., 1957, - 477 с.

9. Загрекова, Л.В. Теория  и технология обучения [Текст]: учеб  пособие. Пособие для пед вузов  / Л.В. Загрекова, В.В. Николина.-М.: Высш. Школа, 2004. - 157с.

10. Зак, А.З. Как определить  уровень развития мышления школьников [Текст] / А.З. Зак. -М. : Знания, 1982. -96с.

11. Кабардин О. Ф и  др. Задания для контроля знания  учащихся в средней школе: Дидактический  материал. Пособие для учителей [Текст]/О.  Ф. Кабардина, С. И Кабардина. - М.: Просвещение, 1983,. - 78 с.

12. Махмутов М. И. Современный  урок[Текст]./М.И. Махмутов - М., 1985 с.64

13. Онищук В. А. Урок  в современной школе.[Текст]/В.А.  Онищук - М., 1985,с.548

14. Основы педагогики и  психологии высшей школы [Текст]/ Под ред. А.В. Петровского. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

15. Подласый И. П. Педагогика./И.П.Подласый - М.: Владос,[Текст] 1999,с.752

16. Слободчиков В. Новое  образование - путь к новому  сообществу // Народное образование. 1998.- № 5.- с.36

17. Смирнов С. А. Педагогика: педагогические теории, системы,  технологии. Учебное пособие.[Текст]/С.  А.Смирнов - М.: Академия, 1998.

Информация о работе Компьютерный контроль