Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:53, курсовая работа
Целью современного образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению школьников; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские школы; активно используется зарубежный опыт; родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему. Вместе с тем, по моему мнению, в настоящее время теория и практика образования желает быть значительно лучше в методическом и практическом отношении, а что касается теории, то недостаточно описаны активные методы обучения и воспитания, а еще меньше используется в педагогическом процессе в школах.
Введение
Глава 1. Методы контроля результатов обучения
1.1 Сущность, виды, формы организации контроля
1.2 Классификация и характеристика методов контроля
Выводы по первой главе
Глава 2. Характеристика современных методов контроля результатов обучения
2.1 Тестирование как современный метод контроля результатов обучения
2.2 Лабораторный и машинный методы контроля
Выводы по второй главе
Заключение
Оглавление
Введение
Глава 1. Методы контроля результатов обучения
1.1 Сущность, виды, формы организации контроля
1.2 Классификация и
Выводы по первой главе
Глава 2. Характеристика современных методов контроля результатов обучения
2.1 Тестирование как современный
метод контроля результатов
2.2 Лабораторный и машинный методы контроля
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Введение
Целью современного образования
является развитие личности ребенка, выявление
его творческих возможностей, сохранение
физического и психического здоровья.
В современном образовании
В современных условиях созрели реальные возможности для обобщения и систематизации представлений о методах обучения на основе методологии целостного подхода к деятельности.
При целостном подходе необходимо выделить три большие группы методов обучения:
1) методы организации
и осуществления учебно-
В каждой из трех групп методов отражается взаимодействие педагогов и учащихся. Организаторские влияния учителя сочетаются здесь с осуществлением и самоорганизацией деятельности учащихся. Стимулирующие влияния педагога ведут к развитию мотивации учения у школьников, т е. внутреннего стимулирования учения. Контролирующие действия учителей сочетаются с самоконтролем учащихся.
Каждая из основных групп методов в свою очередь может быть подразделена на подгруппы и входящие в них отдельные методы.
Проблема активности личности
в обучении - одна из актуальных в
психологической, педагогической науке,
как и в образовательной
Важным условием повышения
эффективности учебного процесса является
систематическое получение
Основная задача контроля - выявление уровня правильности, объема, глубины усвоенных учениками знаний, получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе, определение эффективности методов, форм и способов их учения.
Выполняя функцию руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся, контроль не всегда сопровождается выставлением оценок. Он может выступать как способ подготовки учащихся к восприятию нового материала, выявления готовности учеников к усвоению знаний, навыков и умений, их обобщению и систематизации. Контроль имеет важное образовательное и развивающее значение.
Педагогические функции контроля состоят в выявлении недостатков в работе учащихся, установлении их характера и причин с целью устранения этих недостатков. Учителю важно иметь информацию как об усвоении учеников знаний, так и о том, каким путем они добыты.
Контроль выполняет так же большую воспитательную роль в процессе обучения. Он способствует повышению ответственности за выполняемую работу не только учащегося, но и учителя. Приучению школьников к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий.
Проверка знаний учащихся - важнейшая объективная форма самоконтроля учителя.
Поэтому контроль является важной и необходимой составной частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса. При наличии такого количества методов обучения и форм, видов контроля очень важно правильное их сочетание в учебном процессе.
Для достижения поставленных целей мною были исследованы различные статьи, научные издания и электронные ресурсы.
Объект исследования: методы и формы контроля.
Предмет исследования: современные методы обучения.
Цель моего исследования: охарактеризовать современные методы контроля на примере тестирования, машинного и лабораторного контроля
Задачи:
1. Рассмотреть сущность, виды, формы организации контроля.
2. Дать классификацию
и характеристику методов
3. Охарактеризовать тестирование как современный метод контроля результатов обучения.
4. Дать характеристику методам контроля: лабораторному и машинному.
Работа состоит из введения, заключения и литературы, двух частей, где дается теоретические знания и практическое применение организации контроля как одного из звеньев учебного процесса.
Глава 1. Методы контроля результатов обучения
1.1 Сущность, виды, формы организации контроля
Проверка и оценка знаний,
умений и навыков учащихся является
важным структурным компонентом
процесса обучения и в соответствии
с принципами систематичности, последовательности
и прочности обучения должна осуществляться
в течение всего периода
а) текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий;
б) четвертная проверка и оценка знаний, которая проводится в конце каждой учебной четверти;
в) годовая оценка знаний, т.е. оценка успеваемости учащихся за год;
г) выпускные и переводные экзамены
Элементы контроля успеваемости
известно было с древности. Как отмечает
Жураковский, контроль за воспитанием
обсуждались в работах
В XVII впервые идею всестороннего контроля знаний умений и навыков теоретически обосновал Я.А.Коменский. В своей работе «Великая дидактика». Он сформулировал правило, устанавливающие порядок контроля знаний учащихся, которые состоят в том, что учитель на каждом уроке проверяет задания, а в конце учебного года проводятся переводные экзамены.
Становление системы контроля
Российского образования
Большой вклад в разработку
системы контроля за учением внес
К.Д. Ушинский. Проблемы организации
контроля знаний разрабатывались не
только в его теоретических
Контроль - это важнейший компонент педагогической системы и часть учебного процесса. Результатом педагогического контроля является оценка успеваемости учащихся. Оценка определяет соответствие деятельности учащихся требованиям конкретной педагогической системы и всей системы образования.
Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся путем устных опросов в классе и путем оценки письменных работ.
Существуют следующие виды контроля: предварительный, текущий, итоговый, повторяющий; устный письменный; фронтальный индивидуальный; тестовый, машинный и т.д.
В широком смысле контроль означает проверку чего-либо. В кибернетическом представлении контроль рассматривается как принцип обратной связи, характерной для управления саморегулирующейся системой. Контроль за учебной деятельностью учащихся обеспечивает внешнюю обратную связь (контроль, выполняемый учителем) и внутреннюю обратную связь (самоконтроль учащегося).
Целесообразность такого акцентирования обучающе-воспитывающей функции контроля подтверждается мнением многих дидактов. Е.И. Перовский указывал, что наряду с совершенствованием проверяемых знаний, формированием у учащихся соответствующих умений и навыков, «проверка содействует развитию памяти и мышления у учащихся, твердой воли и настойчивости как черты характера: ...помогает ученику лучше узнать самого себя, вернее оценить свои силы и возможности» [9, с.84.]
Т.И. Ильина, отмечая чисто
дидактические функции
Н.Г. Дайри [4, с.42] пишет, что проверка «может и должна реализовать не только функции контрольную и оценочную, но также обучающую, развивающую и воспитывающую. Решающая роль в создании такого климата, когда учащиеся учатся охотно, прилежно, желают быть опрошенными, принадлежит усвоению на самом уроке главного содержания темы; оно закладывает основу дальнейшей успешности учебного процесса. Проверка стимулирует усвоение нового и на самом уроке, и дома, а затем не только выявляет, но и обогащает достигнутое».
Р.Ф. Кривошапова и О.Ф. Силютина [6,с.63] отмечают следующие функции проверки и оценки в учебном процессе: ориентирующую, диагностическую, обучающую, воспитывающую, развивающую, контролирующую и управляющую.
По мнению С.Ф. Сухорского [13,с.53] тематическая система контроля положительно влияет на систематизацию и обобщение изучаемого материала, способствует мобилизации воли учащихся на конкретную работу по каждой учебной теме, усиливает концентрацию внимания учащихся на главном и наиболее существенном в знаниях и умениях, повышает у учащихся чувство ответственности и дисциплинированности.
При проверке и оценке качества
успеваемости необходимо выявлять, как
решаются основные задачи обучения, т.е.
в какой мере учащиеся овладевают
знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими
и нравственно-эстетическими
Выполняя функцию руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся, контроль не всегда сопровождается выставлением оценок. Он может выступать как способ подготовки учащихся к восприятию нового материала, выявления готовности учеников к усвоению знаний, навыков и умений, их обобщению и систематизации. Контроль имеет важное образовательное и развивающее значение.
Педагогические функции контроля состоят в выявлении недостатков в работе учащихся, установлении их характера и причин с целью устранения этих недостатков. Учителю важно иметь информацию как об усвоении учеников знаний, так и о том, каким путем они добыты.
Дидактические функции проверки
знаний, умений, навыков и способов
деятельности Т.И. Ильина, отмечая чисто
дидактические функции