Компьютерный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Целью современного образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению школьников; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские школы; активно используется зарубежный опыт; родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему. Вместе с тем, по моему мнению, в настоящее время теория и практика образования желает быть значительно лучше в методическом и практическом отношении, а что касается теории, то недостаточно описаны активные методы обучения и воспитания, а еще меньше используется в педагогическом процессе в школах.

Содержание

Введение

Глава 1. Методы контроля результатов обучения

1.1 Сущность, виды, формы организации контроля

1.2 Классификация и характеристика методов контроля

Выводы по первой главе

Глава 2. Характеристика современных методов контроля результатов обучения

2.1 Тестирование как современный метод контроля результатов обучения

2.2 Лабораторный и машинный методы контроля

Выводы по второй главе

Заключение

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 50.07 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение

 

Глава 1. Методы контроля результатов  обучения

 

1.1 Сущность, виды, формы организации  контроля

 

1.2 Классификация и характеристика  методов контроля

 

Выводы по первой главе

 

Глава 2. Характеристика современных  методов контроля результатов обучения

 

2.1 Тестирование как современный  метод контроля результатов обучения

 

2.2 Лабораторный и машинный  методы контроля

 

Выводы по второй главе

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

Введение

 

Целью современного образования  является развитие личности ребенка, выявление  его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению школьников; у педагогов  появилась свобода для творческого  поиска, создаются авторские школы; активно используется зарубежный опыт; родителям предоставлена возможность  выбирать педагогическую систему. Вместе с тем, по моему мнению, в настоящее  время теория и практика образования  желает быть значительно лучше в  методическом и практическом отношении, а что касается теории, то недостаточно описаны активные методы обучения и  воспитания, а еще меньше используется в педагогическом процессе в школах.

В современных условиях созрели  реальные возможности для обобщения  и систематизации представлений  о методах обучения на основе методологии  целостного подхода к деятельности.

При целостном подходе  необходимо выделить три большие  группы методов обучения:

1) методы организации  и осуществления учебно-познавательной  деятельности; 2) методы стимулирования  и мотивации учебно-познавательной  деятельности; 3) методы контроля  и самоконтроля за эффективностью  учебно-познавательной деятельности.

В каждой из трех групп методов  отражается взаимодействие педагогов  и учащихся. Организаторские влияния  учителя сочетаются здесь с осуществлением и самоорганизацией деятельности учащихся. Стимулирующие влияния педагога ведут к развитию мотивации учения у школьников, т е. внутреннего  стимулирования учения. Контролирующие действия учителей сочетаются с самоконтролем  учащихся.

 

Каждая из основных групп  методов в свою очередь может  быть подразделена на подгруппы и  входящие в них отдельные методы.

Проблема активности личности в обучении - одна из актуальных в  психологической, педагогической науке, как и в образовательной практике.

Важным условием повышения  эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.

Основная задача контроля - выявление уровня правильности, объема, глубины усвоенных учениками  знаний, получение информации о характере  познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе, определение  эффективности методов, форм и способов их учения.

Выполняя функцию руководства  учебно-познавательной деятельностью  учащихся, контроль не всегда сопровождается выставлением оценок. Он может выступать  как способ подготовки учащихся к  восприятию нового материала, выявления  готовности учеников к усвоению знаний, навыков и умений, их обобщению  и систематизации. Контроль имеет  важное образовательное и развивающее  значение.

Педагогические функции  контроля состоят в выявлении  недостатков в работе учащихся, установлении их характера и причин с целью  устранения этих недостатков. Учителю  важно иметь информацию как об усвоении учеников знаний, так и о том, каким путем они добыты.

Контроль выполняет так  же большую воспитательную роль в  процессе обучения. Он способствует повышению  ответственности за выполняемую  работу не только учащегося, но и учителя. Приучению школьников к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий.

Проверка знаний учащихся - важнейшая объективная форма  самоконтроля учителя.

 

Поэтому контроль является важной и необходимой составной  частью обучения и предполагает систематическое  наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса. При  наличии такого количества методов  обучения и форм, видов контроля очень важно правильное их сочетание в учебном процессе.

Для достижения поставленных целей мною были исследованы различные  статьи, научные издания и электронные ресурсы.

Объект исследования: методы и формы контроля.

Предмет исследования: современные методы обучения.

Цель моего исследования: охарактеризовать современные методы контроля на примере тестирования, машинного и лабораторного контроля

Задачи:

1. Рассмотреть сущность, виды, формы организации контроля.

2. Дать классификацию  и характеристику методов контроля.

3. Охарактеризовать тестирование  как современный метод контроля результатов обучения.

4. Дать характеристику  методам контроля: лабораторному и машинному.

Работа состоит из введения, заключения и литературы, двух частей, где дается теоретические знания и практическое применение организации  контроля как одного из звеньев учебного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Методы контроля результатов  обучения

 

1.1 Сущность, виды, формы организации  контроля

 

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом  процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения. Этим обусловливаются различные  виды проверки и оценки знаний. Основными  из них являются следующие:

а) текущая проверка и  оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий;

б) четвертная проверка и  оценка знаний, которая проводится в конце каждой учебной четверти;

в) годовая оценка знаний, т.е. оценка успеваемости учащихся за год;

г) выпускные и переводные экзамены

Элементы контроля успеваемости известно было с древности. Как отмечает Жураковский, контроль за воспитанием  обсуждались в работах мыслителей античности. Так в педагогической деятельности Сократа обучение носило характер поучающих бесед знающего с незнающим, где постигалась  истина. Сведения о контроле обнаруживается и в первом педагогическом сочинении  дошедшим до нас, Квинтилиана М.Ф. «О воспитании оратора». В средневековье  проводились контрольно проверочные  занятия, где опрос осуществлялся  в устной форме. Но контроль знаний в средневековых университетах  осуществлялся главным образом  в процессе экзаменов.

В XVII впервые идею всестороннего  контроля знаний умений и навыков  теоретически обосновал Я.А.Коменский. В своей работе «Великая дидактика». Он сформулировал правило, устанавливающие  порядок контроля знаний учащихся, которые состоят в том, что  учитель на каждом уроке проверяет  задания, а в конце учебного года проводятся переводные экзамены.

 

Становление системы контроля Российского образования связано  с периодом реформ Петра I. Началом  экзаменам было положено при Петре I..

Большой вклад в разработку системы контроля за учением внес К.Д. Ушинский. Проблемы организации  контроля знаний разрабатывались не только в его теоретических произведениях, ног и успешно осуществлялись в процессе практической педагогической деятельности. Он ввел выпускные и  переводные экзамены, определив четкие сроки из проведения и количество баллов, достаточное для перевода в высший класс. Появившиеся в 30-х  годах XX века теоретические работы и официальные документы рассматривали  различные аспекты контроля и  учета знаний. Среди них особый интерес представляют научные работы Ананьева, Иванова, Ленского. Вопросом учета и контроля в учебно-познавательном процессе большое внимание уделяли  выдающиеся педагоги советского периода  Крупская Н.К., Шатцкий С.Т. и др. Так  Крупская отмечала, что умение точно  учитывать и контролировать должен владеть каждый педагог, при этом следует организовать контроль не формальный, а реальный [3,с.633]. К вопросу проверки знаний Крупская обращается к работе к вопросу частных методиках: «… Нужны различные методы проверки того, на сколько понятен обучаемым  тот или иной материал и методы проверки того что они запомнили» [7,с.427].

Контроль - это важнейший  компонент педагогической системы  и часть учебного процесса. Результатом  педагогического контроля является оценка успеваемости учащихся. Оценка определяет соответствие деятельности учащихся требованиям конкретной педагогической системы и всей системы образования.

Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов  оценки качества образования. Учителя  ежедневно контролируют учебную  деятельность учащихся путем устных опросов в классе и путем оценки письменных работ.

 

Существуют следующие  виды контроля: предварительный, текущий, итоговый, повторяющий; устный письменный; фронтальный индивидуальный; тестовый, машинный и т.д.

В широком смысле контроль означает проверку чего-либо. В кибернетическом  представлении контроль рассматривается  как принцип обратной связи, характерной  для управления саморегулирующейся системой. Контроль за учебной деятельностью  учащихся обеспечивает внешнюю обратную связь (контроль, выполняемый учителем) и внутреннюю обратную связь (самоконтроль учащегося).

Целесообразность такого акцентирования обучающе-воспитывающей  функции контроля подтверждается мнением  многих дидактов. Е.И. Перовский указывал, что наряду с совершенствованием проверяемых знаний, формированием  у учащихся соответствующих умений и навыков, «проверка содействует  развитию памяти и мышления у учащихся, твердой воли и настойчивости  как черты характера: ...помогает ученику лучше узнать самого себя, вернее оценить свои силы и возможности» [9, с.84.]

Т.И. Ильина, отмечая чисто  дидактические функции контроля, уделяет особое внимание обучающе-воспитывающей  функции: «Обучающая функция проявляется  в слушании классом хорошего ответа учащегося, активном участии в опросе, повторении про себя, готовности к  возможному привлечению к опросу, прослушивании дополнительных пояснений  учителя, повторении и закреплении  опрашиваемым выученного материала, лучшем понимании и усвоении материала  при разборе. Воспитывающая функция  состоит в дисциплинировании  учащихся, приучении их к систематической  работе и выработке воли, содействует  объективной самооценке, воспитанию чувства собственного достоинства» [5, с.44.]

Н.Г. Дайри [4, с.42] пишет, что  проверка «может и должна реализовать  не только функции контрольную и  оценочную, но также обучающую, развивающую  и воспитывающую. Решающая роль в  создании такого климата, когда учащиеся учатся охотно, прилежно, желают быть опрошенными, принадлежит усвоению на самом уроке  главного содержания темы; оно закладывает основу дальнейшей успешности учебного процесса. Проверка стимулирует усвоение нового и на самом уроке, и дома, а затем не только выявляет, но и обогащает достигнутое».

Р.Ф. Кривошапова и О.Ф. Силютина [6,с.63] отмечают следующие  функции проверки и оценки в учебном  процессе: ориентирующую, диагностическую, обучающую, воспитывающую, развивающую, контролирующую и управляющую.

По мнению С.Ф. Сухорского [13,с.53] тематическая система контроля положительно влияет на систематизацию и обобщение изучаемого материала, способствует мобилизации воли учащихся на конкретную работу по каждой учебной  теме, усиливает концентрацию внимания учащихся на главном и наиболее существенном в знаниях и умениях, повышает у учащихся чувство ответственности  и дисциплинированности.

При проверке и оценке качества успеваемости необходимо выявлять, как  решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности. Существенное значение имеет также то, как относится  тот или иной учащийся к обучению, работает ли он с необходимым напряжением  постоянно или же рывками и  т.д. Все это обусловливает необходимость  применения всей совокупности методов  проверки и оценки знаний, которые  названы выше. Какова же сущность и  дидактические основы использования  каждого из этих методов?

Выполняя функцию руководства  учебно-познавательной деятельностью  учащихся, контроль не всегда сопровождается выставлением оценок. Он может выступать  как способ подготовки учащихся к  восприятию нового материала, выявления  готовности учеников к усвоению знаний, навыков и умений, их обобщению  и систематизации. Контроль имеет  важное образовательное и развивающее  значение.

 

Педагогические функции  контроля состоят в выявлении  недостатков в работе учащихся, установлении их характера и причин с целью  устранения этих недостатков. Учителю  важно иметь информацию как об усвоении учеников знаний, так и о том, каким путем они добыты.

Дидактические функции проверки знаний, умений, навыков и способов деятельности Т.И. Ильина, отмечая чисто  дидактические функции контроля, уделяет особое внимание обучающе-воспитывающей  функции: «Обучающая функция проявляется  в слушании классом хорошего ответа учащегося, активном участии в опросе, повторении про себя, готовности к  возможному привлечению к опросу, прослушивании дополнительных пояснений  учителя, повторении и закреплении  опрашиваемым выученного материала, лучшем понимании и усвоении материала  при разборе. Воспитывающая функция  состоит в дисциплинировании  учащихся, приучении их к систематической  работе и выработке воли, содействует  объективной самооценке, воспитанию чувства собственного достоинства» [5, с.44.]

Информация о работе Компьютерный контроль