Компьютерный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Целью современного образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению школьников; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские школы; активно используется зарубежный опыт; родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему. Вместе с тем, по моему мнению, в настоящее время теория и практика образования желает быть значительно лучше в методическом и практическом отношении, а что касается теории, то недостаточно описаны активные методы обучения и воспитания, а еще меньше используется в педагогическом процессе в школах.

Содержание

Введение

Глава 1. Методы контроля результатов обучения

1.1 Сущность, виды, формы организации контроля

1.2 Классификация и характеристика методов контроля

Выводы по первой главе

Глава 2. Характеристика современных методов контроля результатов обучения

2.1 Тестирование как современный метод контроля результатов обучения

2.2 Лабораторный и машинный методы контроля

Выводы по второй главе

Заключение

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 50.07 Кб (Скачать)

Н.Г. Дайри [4, с.42] пишет, что  проверка «может и должна реализовать  не только функции контрольную и  оценочную, но также обучающую.

Р.Ф. Кривошапова и О.Ф. Силютина [6,с.63] отмечают следующие  функции проверки и оценки в учебном  процессе: ориентирующую, диагностическую, обучающую, воспитывающую, развивающую, контролирующую и управляющую.

По мнению С.Ф. Сухорского [13,с.53] тематическая система контроля положительно влияет на систематизацию и обобщение изучаемого материала, способствует мобилизации воли учащихся на конкретную работу по каждой учебной  теме, усиливает концентрацию внимания учащихся на главном и наиболее существенном в знаниях и умениях, повышает у учащихся чувство ответственности  и дисциплинированности.

Таким образом, проведённый  краткий обзор мнений дидактов позволяет  сделать вывод о том, что в  процессе контроля должны решаться следующие  задачи:

 

- целенаправленное формирование  мотивации учения,

- актуализация и закрепление  знаний,

- формирование операциональных  структур мышления.

Рассмотрим подробнее  содержание обучающей функции контроля.

1. Роль проверки в развитии  логического мышления учащихся  велика, и учителю необходимо  использовать ее в своей деятельности. Развитие логического мышления  включает целенаправленное формирование  общих умственных действий: сравнения,  обобщения, абстрагирования, классификации,  анализа и синтеза, индукции  и дедукции, умения выявлять причинно-следственные  связи в процессах и явлениях.

2. В процессе проверки  открываются большие возможности  для развития «технических» приемов  умственной деятельности учащихся. Например, при подготовке к проверке  знаний школьники по предложению  учителя продумывают план ответа, а при ее осуществлении используют  его. При этом ребята учатся  отделять существенное от несущественного,  т. е. систематизировать материал, располагать его в определенной  логической последовательности. Определенный  подбор заданий позволяет по  выбору наиболее рациональных  приемов их выполнения осуществить  проверку умения применять знания  в учебной практике. С этой  же целью учащихся тренируют  в использовании таблиц, справочников  для нахождения табличных значений  величин значений слов и терминов, заполнении схем, таблиц обобщающего  характера.

3. Проверка знаний и  умений способствует развитию  речи учащихся. С этой целью  при анализе ответов учащихся  физике можно ставить перед  ними вопросы: «Как выразить  эту мысль другими словами?»,  «Как более четко сформулировать  данный вывод, правило?», «Как  обосновать это утверждение?».  В домашние задания целесообразно  включать задачи-вопросы, требующие  умения рассуждать, логически мыслить,  желательно также использовать  задания, требующие письменного  обоснования.

 

4. При проверке углубляются  знания учащимися изученного  материала, так как при каждом  повторном опросе все шире  и глубже раскрывается смысловое  и идейное содержание темы. Проверка  знаний и умений способствует  осознанию учащимися изученного, так как при этом раскрываются  новые стороны знаний, обеспечивается  их полнота; в результате дополнений  знания становятся более прочными  и осознанными, превращаются в  убеждения.

5. В процессе проверки  знаний и умений происходит  неоднократное повторение учащимися  учебного материала (выслушивают  и анализируют ответы товарищей,  отвечают сами), рассмотрение его  с разных точек зрения, что  приводит к закреплению знаний  и умений.

6. Проверка открывает  возможности для исправления  ошибок учащихся. Анализ ошибок  позволяет выявить их причины  и наметить пути их предупреждения  и устранения. Специально разработанные  задания могут помочь учителю  выяснить типичные недостатки  методов рассуждения учащихся  при применении знаний.

Контролирующая функция  заключается в выявлении знаний, умений и навыков учащихся на каждом этапе обучения, для определения  готовности к дальнейшему обучению.

Воспитывающая функция выражается в систематическом контроле за учебной  деятельностью школьников, повышает ответственность учеников за выполняемую  работу, приучает трудиться, самостоятельно решать поставленные учителем задачи, правильно оценивать свои познавательные возможности.

Образовательно - развивающая  функция проверки знаний, умений и  навыков в том, что учащиеся активно  участвуют в опросе (задают вопросы, отвечают на них, повторяя материал про  себя, готовятся к тому, что сами могут быть спрошены в любой момент)

Диагностическая функция. Сущность диагностической функции контроля - в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях  и умениях учащихся и порождающих  их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.

Прогностическая функция  проверки служит получению опережающей  информации об учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы). Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного  типа или имеющего определенные пробелы  в системе приемов познавательной деятельности. Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.

Ориентирующая функция. Сущность ориентирующей функции контроля - в получении информации о степени  достижения цели обучения отдельным  учеником и группой в целом - насколько  усвоен и как глубоко изучен учебный  материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.

Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает  им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше  узнать самого себя, оценить свои знания и возможности

В теории и практике образования  существуют следующие требования к  организации контроля и оценки учебных  достижений учащихся:

1. Индивидуальный характер  оценивания, требующий контроля  за работой каждого ученика,  его личностными достижениями.

2. Систематичность и регулярность  проведения контроля на всех  этапах обучения, сочетание его  с другими сторонами образовательной  деятельности.

3. Разнообразие форм проведения  контроля.

 

4.Всесторонность, обеспечивающая  проверку теоретических знаний, интеллектуальных, практических умений, навыков и способов деятельности

5. Объективность, исключающая  субъективные, преднамеренные и  ошибочные суждения и выводы  преподавателя.

6. Дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности  каждой образовательной области,  каждого учебного предмета и  индивидуальные качества каждого  ученика».

7. Единство требований  преподавателя ко всем учащимся  в данном классе.

Оценивание -- очень объёмное понятие: оно включает в себя как  сам процесс, так и результат  работы. При этом оценивание может  осуществляться по-разному:

1. В виде количественного  показателя (чаще всего связанного  с объемом усвоенной информации):

* отметка;

* результаты теста в  баллах.

2. В виде качественного  показателя:

* словесные высказывания  о процессе и результате работы;

* эмоциональная реакция.

Виды контроля:

Предварительный контроль направлен  на выявление знаний, умений и навыков, учащихся по предмету или разделу, которые  будут изучаться. Этот вид контроля помогает определить учителю, на чем  следует сосредоточить внимание учащихся, какие вопросы требуют  большего времени, а на чем следует  только остановиться. Помогает индивидуально  подойти к каждому ученику.

Текущий контроль применяется  для проверки усвоения предыдущего  материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно - обобщающих уроках и подготавливает к конкретным мероприятиям - устным или письменным зачетам.

 

Итоговый контроль проводится в конце четверти, семестра (полугодия) или всего учебного года, а также  по окончании обучения в начальной, неполной средней или полной средней  школе.

Повторный контроль, заключающийся  в проверке знаний параллельно с  изучением нового материала. Этот вид  контроля способствует прочности и  системности знаний.

Периодический контроль осуществляется по целому разделу учебного курса.

Формы организации контроля

Индивидуальный - gри индивидуальном опросе ученик отвечает у учительского стола, пользуясь классной доской, если необходимы определенные записи и чертежи. Ответ ученика выслушивает весь класс. Учащиеся исправляют замеченные ошибки, вносят свои дополнения и разъяснения. Иногда учитель дает время ученику  для подготовки ответа, опрашивая  в этот-период других учащихся фронтально.

При индивидуальном опросе лучше дать возможность самостоятельно изложить свои мысли, а затем вносить  исправления и дополнения. Однако, если ученик не может объединить в  систему отдельные правильные положения  и не владеет литературным стилем изложения, учитель в ходе ответа помогает ученику излагать свои мысли. Он руководит ходом рассуждений  ученика, помогая построить обоснованный и убедительный ответ.

Вопросы должны быть заранее  подготовленными, продуманными и определенными, точными, недвусмысленными.

Для индивидуального опроса подбираются вопросы, требующие  подробного изложения и разъяснения.

Индивидуальный контроль широко применяется для основательного знакомства учителя со знаниями, умениями и навыками отдельных учащихся, которые  для ответа обычно вызываются к классной доске или к столу с приборами, к карте хотя не исключается ответ  ученика и с места, если при  этом не нужны записи или графические  изображения, за которыми должны следить  все ученики, наглядные пособия  и различное учебное оборудование. В содержание ответа ученика входит объяснение теоретических вопросов, выполнение по заданию учителя различных упражнений, задач и экспериментов. При индивидуальном контроле учитель обращает внимание на обстоятельность и осознанный характер ответа учащегося, логичность его суждений, доказательность выдвигаемых им положений, умение применять усвоенные знания.

Групповой - учащиеся работают небольшими группами (парами). Выполняют  общее задание или индивидуальное задание. Может присутствовать взаимопроверка и взаимное оценивание друг друга. Групповая  форма организации контроля используется в тех случаях, когда возникает  необходимость проверить итоги  учебной работы или ход ее выполнения частью учащихся класса, получившей определенное коллективное задание на уроке или  в процессе внеурочных занятий. При  этом вопросы ставятся перед этой группой, в их разрешении участвуют  ученики, работавшие в составе данной группы, но с обязательным привлечением к обсуждению остальных учащихся класса.

Фронтальный - Для фронтального опроса важна система вопросов. В  них должна быть определенная последовательность, которая позволяет увидеть основные понятия, положения, зависимости в  учебном материале. Ответы бывают краткими. Очень важно, чтобы все учащиеся класса слушали своих товарищей. Тогда в ответах школьники  увидят систему знаний. Учителю не следует несколько раз повторять  вопрос. Лучше вначале сосредоточить  внимание школьников, приучая их с  первого раза понимать содержание вопроса.

При фронтальной форме  организации контроля на вопросы  учителя по сравнительно небольшому объему материала краткие ответы, обычно с места, дают многие учащиеся класса. Эта форма контроля позволяет  удачно сочетать проверку с задачами повторения и закрепления пройденного  материала, вызывая повышенную активность класса. Учитель ставит вопросы, как  правило, перед всем классом, чтобы  в обсуждении этих вопросов принимали  участие все учащиеся. Каждый ученик может дополнить, исправить, уточнить ответы своих товарищей, подтвердить эти дополнения примерами и т д. Очень часто фронтальный опрос принимает вид оживленной беседы. При умелом применении фронтального опроса за сравнительно небольшое время удается осуществить проверку знаний у значительной части учащихся класса. Однако при фронтальном контроле бывает трудно обеспечить обстоятельность и всесторонность проверки каждого.

Контроль должен стимулировать  постоянную работу всех учеников, и  это в известной степени достигается  его неожиданностью для учащихся. Данное положение, понятно, не исключает  возможности предварительного предупреждения отдельных учеников о предстоящей  проверке, если эти ученики получали задания по самостоятельной работе, связанной с устранением пробелов в знаниях, умениях и навыках.

1.2 Классификация и характеристика  методов контроля

Метод контроля - это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя.

Методы устного контроля. Устный контроль осуществляется путем  индивидуального и фронтального опроса. При индивидуальном опросе учитель ставит перед учеником несколько  вопросов, отвечая на которые он показывает уровень усвоения учебного материала. При фронтальном опросе учитель подбирает серию логически  связанных между собой вопросов и ставит их перед всем классом, вызывая  для краткого ответа тех или иных учеников.

Устный индивидуальный контроль - это выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся. Ученику предлагается ответить на общий  вопрос, который впоследствии разбивается  на ряд более конкретных. Обычно, при таком методе контроля, учащийся вызывается к доске. При неполном ответе ученику задаются дополнительные вопросы, если необходимо уточнить детали, проверить глубину знаний или  же если у учителя возникли колебания  при выставлении оценки.

Информация о работе Компьютерный контроль