Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:53, курсовая работа
Целью современного образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению школьников; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские школы; активно используется зарубежный опыт; родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему. Вместе с тем, по моему мнению, в настоящее время теория и практика образования желает быть значительно лучше в методическом и практическом отношении, а что касается теории, то недостаточно описаны активные методы обучения и воспитания, а еще меньше используется в педагогическом процессе в школах.
Введение
Глава 1. Методы контроля результатов обучения
1.1 Сущность, виды, формы организации контроля
1.2 Классификация и характеристика методов контроля
Выводы по первой главе
Глава 2. Характеристика современных методов контроля результатов обучения
2.1 Тестирование как современный метод контроля результатов обучения
2.2 Лабораторный и машинный методы контроля
Выводы по второй главе
Заключение
Н.Г. Дайри [4, с.42] пишет, что проверка «может и должна реализовать не только функции контрольную и оценочную, но также обучающую.
Р.Ф. Кривошапова и О.Ф. Силютина [6,с.63] отмечают следующие функции проверки и оценки в учебном процессе: ориентирующую, диагностическую, обучающую, воспитывающую, развивающую, контролирующую и управляющую.
По мнению С.Ф. Сухорского [13,с.53] тематическая система контроля положительно влияет на систематизацию и обобщение изучаемого материала, способствует мобилизации воли учащихся на конкретную работу по каждой учебной теме, усиливает концентрацию внимания учащихся на главном и наиболее существенном в знаниях и умениях, повышает у учащихся чувство ответственности и дисциплинированности.
Таким образом, проведённый краткий обзор мнений дидактов позволяет сделать вывод о том, что в процессе контроля должны решаться следующие задачи:
- целенаправленное формирование мотивации учения,
- актуализация и закрепление знаний,
- формирование операциональных структур мышления.
Рассмотрим подробнее содержание обучающей функции контроля.
1. Роль проверки в развитии
логического мышления учащихся
велика, и учителю необходимо
использовать ее в своей
2. В процессе проверки
открываются большие
3. Проверка знаний и
умений способствует развитию
речи учащихся. С этой целью
при анализе ответов учащихся
физике можно ставить перед
ними вопросы: «Как выразить
эту мысль другими словами?»,
«Как более четко
4. При проверке углубляются
знания учащимися изученного
материала, так как при каждом
повторном опросе все шире
и глубже раскрывается
5. В процессе проверки
знаний и умений происходит
неоднократное повторение
6. Проверка открывает
возможности для исправления
ошибок учащихся. Анализ ошибок
позволяет выявить их причины
и наметить пути их
Контролирующая функция
заключается в выявлении
Воспитывающая функция выражается в систематическом контроле за учебной деятельностью школьников, повышает ответственность учеников за выполняемую работу, приучает трудиться, самостоятельно решать поставленные учителем задачи, правильно оценивать свои познавательные возможности.
Образовательно - развивающая функция проверки знаний, умений и навыков в том, что учащиеся активно участвуют в опросе (задают вопросы, отвечают на них, повторяя материал про себя, готовятся к тому, что сами могут быть спрошены в любой момент)
Диагностическая функция. Сущность
диагностической функции
Прогностическая функция
проверки служит получению опережающей
информации об учебно-воспитательном
процессе. В результате проверки получают
основания для прогноза о ходе
определенного отрезка учебного
процесса: достаточно ли сформированы
конкретные знания, умения и навыки
для усвоения последующей порции
учебного материала (раздела, темы). Результаты
прогноза используют для создания модели
дальнейшего поведения
Ориентирующая функция. Сущность ориентирующей функции контроля - в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и группой в целом - насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.
Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности
В теории и практике образования существуют следующие требования к организации контроля и оценки учебных достижений учащихся:
1. Индивидуальный характер оценивания, требующий контроля за работой каждого ученика, его личностными достижениями.
2. Систематичность и
3. Разнообразие форм проведения контроля.
4.Всесторонность, обеспечивающая
проверку теоретических знаний,
интеллектуальных, практических умений,
навыков и способов
5. Объективность, исключающая субъективные, преднамеренные и ошибочные суждения и выводы преподавателя.
6. Дифференцированный подход,
учитывающий специфические
7. Единство требований
преподавателя ко всем
Оценивание -- очень объёмное понятие: оно включает в себя как сам процесс, так и результат работы. При этом оценивание может осуществляться по-разному:
1. В виде количественного
показателя (чаще всего связанного
с объемом усвоенной
* отметка;
* результаты теста в баллах.
2. В виде качественного показателя:
* словесные высказывания
о процессе и результате
* эмоциональная реакция.
Виды контроля:
Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков, учащихся по предмету или разделу, которые будут изучаться. Этот вид контроля помогает определить учителю, на чем следует сосредоточить внимание учащихся, какие вопросы требуют большего времени, а на чем следует только остановиться. Помогает индивидуально подойти к каждому ученику.
Текущий контроль применяется для проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно - обобщающих уроках и подготавливает к конкретным мероприятиям - устным или письменным зачетам.
Итоговый контроль проводится в конце четверти, семестра (полугодия) или всего учебного года, а также по окончании обучения в начальной, неполной средней или полной средней школе.
Повторный контроль, заключающийся в проверке знаний параллельно с изучением нового материала. Этот вид контроля способствует прочности и системности знаний.
Периодический контроль осуществляется по целому разделу учебного курса.
Формы организации контроля
Индивидуальный - gри индивидуальном опросе ученик отвечает у учительского стола, пользуясь классной доской, если необходимы определенные записи и чертежи. Ответ ученика выслушивает весь класс. Учащиеся исправляют замеченные ошибки, вносят свои дополнения и разъяснения. Иногда учитель дает время ученику для подготовки ответа, опрашивая в этот-период других учащихся фронтально.
При индивидуальном опросе лучше дать возможность самостоятельно изложить свои мысли, а затем вносить исправления и дополнения. Однако, если ученик не может объединить в систему отдельные правильные положения и не владеет литературным стилем изложения, учитель в ходе ответа помогает ученику излагать свои мысли. Он руководит ходом рассуждений ученика, помогая построить обоснованный и убедительный ответ.
Вопросы должны быть заранее подготовленными, продуманными и определенными, точными, недвусмысленными.
Для индивидуального опроса подбираются вопросы, требующие подробного изложения и разъяснения.
Индивидуальный контроль
широко применяется для основательного
знакомства учителя со знаниями, умениями
и навыками отдельных учащихся, которые
для ответа обычно вызываются к классной
доске или к столу с приборами,
к карте хотя не исключается ответ
ученика и с места, если при
этом не нужны записи или графические
изображения, за которыми должны следить
все ученики, наглядные пособия
и различное учебное
Групповой - учащиеся работают
небольшими группами (парами). Выполняют
общее задание или
Фронтальный - Для фронтального
опроса важна система вопросов. В
них должна быть определенная последовательность,
которая позволяет увидеть
При фронтальной форме организации контроля на вопросы учителя по сравнительно небольшому объему материала краткие ответы, обычно с места, дают многие учащиеся класса. Эта форма контроля позволяет удачно сочетать проверку с задачами повторения и закрепления пройденного материала, вызывая повышенную активность класса. Учитель ставит вопросы, как правило, перед всем классом, чтобы в обсуждении этих вопросов принимали участие все учащиеся. Каждый ученик может дополнить, исправить, уточнить ответы своих товарищей, подтвердить эти дополнения примерами и т д. Очень часто фронтальный опрос принимает вид оживленной беседы. При умелом применении фронтального опроса за сравнительно небольшое время удается осуществить проверку знаний у значительной части учащихся класса. Однако при фронтальном контроле бывает трудно обеспечить обстоятельность и всесторонность проверки каждого.
Контроль должен стимулировать
постоянную работу всех учеников, и
это в известной степени
1.2 Классификация и
Метод контроля - это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя.
Методы устного контроля.
Устный контроль осуществляется путем
индивидуального и фронтального
опроса. При индивидуальном опросе
учитель ставит перед учеником несколько
вопросов, отвечая на которые он
показывает уровень усвоения учебного
материала. При фронтальном опросе
учитель подбирает серию
Устный индивидуальный контроль - это выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся. Ученику предлагается ответить на общий вопрос, который впоследствии разбивается на ряд более конкретных. Обычно, при таком методе контроля, учащийся вызывается к доске. При неполном ответе ученику задаются дополнительные вопросы, если необходимо уточнить детали, проверить глубину знаний или же если у учителя возникли колебания при выставлении оценки.