Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:53, курсовая работа
Целью современного образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению школьников; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские школы; активно используется зарубежный опыт; родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему. Вместе с тем, по моему мнению, в настоящее время теория и практика образования желает быть значительно лучше в методическом и практическом отношении, а что касается теории, то недостаточно описаны активные методы обучения и воспитания, а еще меньше используется в педагогическом процессе в школах.
Введение
Глава 1. Методы контроля результатов обучения
1.1 Сущность, виды, формы организации контроля
1.2 Классификация и характеристика методов контроля
Выводы по первой главе
Глава 2. Характеристика современных методов контроля результатов обучения
2.1 Тестирование как современный метод контроля результатов обучения
2.2 Лабораторный и машинный методы контроля
Выводы по второй главе
Заключение
Устный фронтальный контроль (опрос). Учитель ждет от учащихся кратких лаконичных ответов с места. Обычно проводится с целью повторения и закрепления учебного материала, пройденного за короткий промежуток времени. Такой метод хорош тем, что в процессе участвует весь класс, но и отрицательная его сторона совершенно очевидна - учитель не может проверить глубину знаний.
Письменный контроль. Бывает индивидуальным (контрольные задания по карточкам), но чаще применяется фронтальный письменный контроль. Это могут быть контрольные работы по математике, физике, химии, русскому языку (диктанты, изложения и т.д.) и другим предметам. Письменный контроль может быть рассчитан на весь урок или его часть. Во втором случае проверка, обычно, происходит сразу после написания работ.
Методы письменного контроля. В процессе обучения эти методы предполагают проведение письменных контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных зачетов и т.д. Письменные контрольные работы, изложения, диктанты могут быть как кратковременными, проводимыми в течение 15--20 мин, так и занимающими весь урок.
В последние годы все чаще стали применять контрольные письменные работы программированного типа. В таком случае учитель составляет перечень вопросов, предлагает для каждого из них на бланке возможные варианты ответов, одни из которых более полны и точны, другие менее полны и содержат некоторые неточности. Задача учеников состоит в том, чтобы выбрать из ряда ответов более точный и более полный.
Письменные работы могут проводиться в виде графических задач, вычерчивания графиков определенных процессов и пр.
Практический контроль применяется на уроках рисования (в начальных классах), труда, физического воспитания, математики, химии, физики. В старших классах практический контроль проходит на лабораторных занятиях. Этот метод контроля необходим, если необходимо проверить сформированность тех или иных умений и навыков практической работы.
Лабораторный контроль -
сравнительно новый вид контроля
в нашей школе. Контрольные лабораторные
работы по физике и другим предметам
возникли в практике работы учителей
Ростовской области. Они проводятся
с половиной состава класса, в
то время как другая половина выполняет
письменную работу. В число контрольных
лабораторных работ включается проверка
умений пользоваться штангенциркулем,
микрометром, амперметром, вольтметром,
термометром, психрометром и другими
измерительными приборами, которые
должны быть изучены к данному
моменту. В них включается также
и решение экспериментальных
задач, требующих проведения опытов,
которые можно реально
Машинный (программированный)
контроль. Современный педагогический
процесс невозможно представить
без широкого внедрения новых
информационных технологий на всех этапах
обучения. Использование в качестве
средства контроля машинных тестов особенно
приобретает большое значение. Разнообразие
форм проведения машинных тестов - актуальная
задача в системе личностно
Выводы по 1 главе
Итак, контроль - это важнейший компонент педагогической системы и часть учебного процесса. Результатом педагогического контроля является оценка успеваемости учащихся. Оценка определяет соответствие деятельности учащихся требованиям конкретной педагогической системы и всей системы образования.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе контроля должны решаться следующие задачи:
- целенаправленное формирование мотивации учения,
- актуализация и закрепление знаний,
-формирование операциональных структур мышления.
В современной педагогике выделяют следующие виды контроля в зависимости от места и времени проведения в изучаемой теме: предварительный, чтобы узнать возможности учащихся перед изучением темы; текущий - контроль за получением ЗУН изучаемой темы; итоговый, который проводится после изучения материала; промежуточный, повторный и т.д.
Контроль может проводиться в различных формах: индивидуальный, групповой, фронтальный. Функции контроля также разнообразны: обучающая, контролирующая, воспитательная - это наиболее важные функции. Наряду с ними контроль выполняет диагностическую функцию, которая показывает ошибки и недостатки в усвоении материала, прогностическую (опережающая информация о знаниях обучаемых), ориентировочная -показывает достижения отдельных учеников и т.д.
Метод контроля - это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя.
Основными методами контроля в педагогике считаются:
- устный (индивидуальный и фронтальный)
- письменный (контрольные работы, сочинения, эссе)
- лабораторный
- машинный
- тестовый
Глава 2. Характеристика современных методов контроля результатов обучения
2.1 Тестирование как современный
метод контроля результатов
В литературе встречается следующее определение тестов [8].
Тесты - это достаточно краткие, стандартизированные или не стандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить преподавателями и студентами результативность познавательной деятельности студентов, т.е. оценить степень и качество достижения каждым студентом целей обучения (целей изучения).
Тесты предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и являются более объективным показателем обученности, чем оценка.
Тесты отличаются от собственно психологических тестов (способностей, интеллекта). Их отличие от тестов способностей состоит, во- первых, в том, что с их помощью изучают успешность овладения конкретным, ограниченным определенными рамками, учебным материалом, например, разделом математики или курсом английского языка. На формирование способностей (например, пространственных) влияние обучения также сказывается, но оно не является единственным фактором, определяющим уровень их развития.
Во-вторых, различие между тестами определяются целями их применения.
Тесты достижений применяются
для оценки успешности овладения
конкретными знаниями с целью
определения эффективности
Вместе с тем нельзя
отрицать, что тесты достижений также
могут в определенной степени
предсказывать темпы
Для того, чтобы правильно ответить на вопросы, входящие в тест достижений, необходимы знания конкретных фактов, дат и др. Старательный студент, обладающий хорошей памятью, без труда может найти правильные ответы в заданиях теста достижений.
Наряду с тестами достижений, предназначенными для оценки усвоения знаний по конкретным дисциплинам или их циклам, разрабатываются и более широко ориентированные тесты. Это, например, тесты на оценку отдельных навыков. Еще более широко ориентированными являются тесты для изучения умений, которые могут пригодиться при овладении рядом дисциплин, например, навыки работы с учебником, математическими таблицами, энциклопедиями и словарями.
Тестовый контроль может
быть безмашинным и машинным. В
основе такого контроля лежат тесты
- специальные задания, выполнение (или
невыполнение) которых свидетельствует
о наличии (или отсутствии) у учащихся
определенных знаний, умений. Наибольшая
объективность присуща оценкам,
полученным методом письменного
тестирования. Тесты должны быть предварительно
проверены на довольно большой группе
ребят. Обязательна при этом и
статистическая обработка ответов.
До этого момента их даже считают
не тестами, а тестовыми заданиями,
то есть вопросами, которые обладают
недостаточно надежной «проверяющей способностью».
Облегченный вариант этой проверки
уже давно используют в школах
в виде экзаменационных или зачетных
тестов. Кроме зачетных или экзаменационных
тестов существуют еще поурочные (рабочие)
тесты для текущей оценки знаний
учащихся на каждом уроке. По своей
сути эти два вида тестов соотносятся,
как географические карты крупного
и мелкого масштаба, соответственно.
Именно поурочные тесты требуют
к себе особого внимания, так, при
необходимости они могут
1. Тесты должны быть «закрытыми», то есть иметь варианты ответов.
3 Краткость. Вопрос должен занимать одну строку. Вопрос должен быть абсолютно ясным.
4 Варианты ответов. Оптимальное их число - 4 - 6, редко - 8. Каждый вариант - не более одной строки
По форме проведения тесты
могут быть индивидуальными и
групповыми, устными и письменными,
бланковыми, предметными, аппаратурными
и компьютерными, вербальными и
невербальными. При этом каждый тест
имеет несколько составных
В руководстве приводятся данные о целях тестирования, выборке, для которой тест предназначен, результатах проверки на надежность, способах обработки и оценки результатов. Задания теста, сгруппированные в субтесты
(группы заданий, объединенные
одной инструкцией), помещены в
специальной тестовой тетради
(тестовые тетради могут быть
использованы многократно,
Основным недостатком групповых тестов является снижение возможностей у экспериментатора добиться взаимопонимания с испытуемыми, заинтересовать их. Кроме того, при групповом тестировании затруднен контроль за функциональным состоянием испытуемых, таким, как тревожность, утомление и др. Иногда для того, чтобы понять причины низких результатов по тесту какого-либо студента, следует провести дополнительное индивидуальное собеседование. Индивидуальные тесты лишены этих недостатков.
Тестирование широко используется в учебных заведениях для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний, а также для обучения и самоподготовки учащихся.
Как уже указывалось, результаты тестирования могут выступать и как оценка качества преподавания, а также как оценка самих испытательных материалов [9,12,5,8].
Не меньший интерес представляет изучение результатов тестирования для определения качества лекции или семинара /2/. Например, пусть в потоке у лектора несколько групп, и во всех проведено тестирование по заданному разделу курса. В тесте имеется определенное количество теоретических вопросов и практических задач. Каждый вопрос соответствует какой-либо теме.
2.2 Лабораторный и машинный методы контроль
Лабораторный контроль -
сравнительно новый вид контроля
в нашей школе. Контрольные лабораторные
работы по физике и другим предметам
возникли в практике работы учителей
Ростовской области. Они проводятся
с половиной состава класса, в
то время как другая половина выполняет
письменную работу. В число контрольных
лабораторных работ включается проверка
умений пользоваться штангенциркулем,
микрометром, амперметром, вольтметром,
термометром, психрометром и другими
измерительными приборами, которые
должны быть изучены к данному
моменту. В них включается также
и решение экспериментальных
задач, требующих проведения опытов,
которые можно реально
Машинный (программированный)
контроль. Современный педагогический
процесс невозможно представить
без широкого внедрения новых
информационных технологий на всех этапах
обучения. Использование в качестве
средства контроля машинных тестов особенно
приобретает большое значение. Разнообразие
форм проведения машинных тестов - актуальная
задача в системе личностно