Компетенция на уроках русского язіка

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 01:20, курсовая работа

Описание работы

В последнее время образовательное пространство претерпевает качественные изменения, и особая роль в обновляющемся учебном процессе принадлежит филологическому образованию: русскому языку и русской литературе как предметам изучения. Роль русского языка в школе становится значительно шире предмета обучения: в современном контексте уроков русский язык может и должен восприниматься как особое явление, воплощающее историческую и эстетическую память народа, источник знаний в разных областях общечеловеческой культуры.

Содержание

Введение 3
Глава 1
1.1 Понятия компетенции в современной педагогической науке 5
1.2 Понятие компетентностного подхода к обучению 8
1.3 Ключевые компетенции учащихся 10
Глава 2
2.1 Формирование информационной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы 13
2.2 Основные компоненты и способы реализации коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка. 21
2.3 Формирование культуроведческой компетенции в процессе обучения орфографии. 29
2.4 Урок русского языка с формированием компетенции. 32
Вывод 37
Литература 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 78.32 Кб (Скачать)

 

Современное стремительное  развитие жизни заставляет перейти  школьное образование на качественно  новый уровень, предъявляет высокие  требования к образовательным стандартам. Стране нужны гармонически развитые люди, способные создавать материальные и духовные блага, законопослушные, не пасующие ни перед какими трудностями. Современная школа просто обязана  формировать у учащихся жизненные  навыки и ключевые компетенции. И  формироваться все это должно на уроке, который должен быть непременно развивающим и личностно –  ориентированным. А самыми благодатными уроками для воспитания и обучения новой социализированной личности являются уроки по русской литературе и русскому языку, тем более, что образовательные подходы стали больше ориентироваться на развитие таких жизненных навыков, которые интегрируют в себе умение, способности и компетенции, относимые к разным сферам человеческого бытия. Уроки же по литературе и языку позволяют решить задачи адаптации и развития, учащихся в сфере духовности, нравственности, сформировать у детей социальные и поведенческие навыки в преодолении жизненных трудностей, психологических конфликтов, поиска своего личностного «Я» и своего места в мире и среди людей

 

Урок русского языка 
 
Тема: «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными». 
 
 
Цель урока:  
 
Формирование умений:  
Определять место придаточных изъяснительных в сложноподчиненном предложении, правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении с придаточными изъяснительными.  
Составлять схемы предложений с указанными придаточными.  
Уметь рассуждать и делать выводы. 
 
Оборудование: Интерактивная доска, тесты, учебники. 
 
Ход урока: 
 
1. Орг. Момент. Запишите дом. Задание  
2. Проверка дом задания упр

3. Ребята, мы с вами  познакомились со сложноподчиненными  предложениями с придаточными  обстоятельственными, а сегодня  мы познакомимся с новой темой,  запишите в тетради «Сложноподчиненные  предложения с придаточными изъяснительными» 
 
Новая тема:  
-Ребята, отвечают на косвенные вопросы.  
А какие вопросы?  
Кто? Что? Кого? Чего? Кому? Чему?, Кого? Что?, Кем? Чем? О ком? О чем?  
Придаточные изъяснительные предложения присоединяются к главному предложению тремя способами, 
1. При помощи подчинительных союзов:  
[ ], ( что…. ) 
( как….. )  
( будто….. ) 
( чтобы… ) 
( словно…..) 
2. При помощи союзных слов: 
[ ], (кто…..) 
(что…..) 
(где…..) 
(куда…) 
(как….) 
(какой…). 
3. При помощи частицы ли, употребленной в значении подчинительного союза. 
Итак, ребята, какими способами могут присоединяться придаточные изъяснительные предложения к главному предложению? 
Тренировочная работа. 
Учащийся выходит к доске, записывает под диктовку предложения.  
 Недаром говорится, что дело мастера боится (сложное, союзное, с/п с придаточным изъяснительным, т.к. отвечает на падежные вопросы, присоединяется подчинительными союзами, разделяется запятой от главного). 
Дети чувствуют, кто их любит 
(сложное, союзное с/п т.к. с придаточным изъяснительным т.к. отвечает на падежные вопросы, главное предложение разделяется от главного запятой, присоединяется союзным словом).  
Я не знаю, буду ли дома вечером. 
(сложное, союзное, с/п с придаточным изъяснительным т.к. отвечает на падежные вопросы присоединяется с помощью частицы ли, который употребляется в значении подчинительного союза) 
Диктант – самопроверка 
Задание: Записать предложения под диктовку учителя. Определить тип придаточного предложения и расставит знаки препинания.

  1. В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце. 

(придаточное изъяснительное, отвечает на падежный вопрос. Разделяется запятой, стоит после главного предложения) 

  1. Мы спросили, когда нам прийти снова. (присоединено союзным словом)
  2. Известно, что слоны в диковинку у нас.
  3. Она дала слово, что выполнит все точно и аккуратно.

Синтаксический  разбор предложения 
 
Я любил, когда Надюша мне что – нибудь растолковывала (сложное, союзное, с/п с придаточным изъяснительным, т.к. отвечает на падежный вопрос, присоединяется подчинительным союзом, разделяется запятой, придаточное предл. стоит после главного предложения). 
 
Тест на повторение 
1.Количество падежей в русском языке. 
А) 4 В)3 С)7 Д)6 Е)5 
2.Укажите существительное 2-го склонения  
А) Страна В)Конь С) Дядя Д)Линия Е)Статья 
3.Буквы , не обозначающие звуков 
А) д - т В) ъ - ь С)б - п Д) а - я Е) ж – ш 
4.Укажите предложение, в котором есть антонимы 
А) Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала река В) Шумели старые, печальные липы в сквере. С) Маша улыбнулась, и лицо её оживилось.  
Д) Знание человека возвышает, а невежество унижает 
Е) Со мной случилось невероятное и, можно сказать, фантастическое приключение  
5.Определите предложение с частицей ни:  
А) (не, ни) спешите с ответом В) где он ) (не, ни) побывал за долгую жизнь!  
С) (не, ни) бывать этому Д) товарищ (не, ни) мог (не, ни) помочь мне  
Е) вокруг (не, ни) души  
6.Укажите наречие с буквой о на конце  
А) Налев … В) Изредк… С) Издавн… Д)Справ…Е) Досыт… 
7.Укажите вариант с написанием слово через дефис  
А) Не было (ни) у (кого) В)Рассказать кое (про) кого  
С) Были (же) случаи Д) Кое (какой) товар Е) Пришел (ни) с (чем) 
8.Укажите вариант, в котором имеются прямые дополнения  
А) Подошел к окну. Ухаживает за дамой. Нужно вызвать на помощь В) Надо помочь хозяину. 
Девочка сидела на скамье. Я достал соленых огурцов С) Мы любим земля. Я ловлю рыбу. Шевченко встретил декабристов Д) Перешагнуть через костер. Он стоял за кустами. 
Нагнулся над щукой. Е) Кристина рассказывала о происшествии. Пошел побродить по местечку 
9.Определите тип придаточного предложения: вскоре он угадал, где находится 
А) придаточное предложение образа действия В) придаточное предложение место  
С) придаточное предложение изъяснительное Д) придаточное предложение условие Е) придаточное предложение причины. 
10.Найдите предложение, в котором есть придаточное изъяснительное  
А)Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать  
В) Я хочу рассказать тебе , что солнце встало , что весна пришла . 
С)Солнце село, но в лесу ещё светло. Д)Чтобы колеса не раскатывались, под них вместо тормозов подложили цепи. Е)Работа будет выполнено в срок при том условии , что никто не станет её отвлекать. 
11.Укажите слово, в котором три слога 
А) Лежит В)Знаю С) Будет Д) Ворон Е) Ворону  
12.Придаточно изъяснительное прикрепляются к поясняемому слову в главном предложении при помощи частицы , употребленной в значении подчинительного союза, в предложении:  
А) Граф хотел узнать, не рассказывал ли Сильвио об одном очень странном происшествии  
В) Он знает, как я обидел его друга. С) Мне сказали, что у меня в кабинете сидит человек , не хотевший объявить своего имени 
Д) Граф и графиня рады были, что я разговорился Е) Он сказал просто , что ему есть до меня дело. 
13.Не являются словосочетанием:  
А) Темный лес В) Глубокая нора С) Дрожащие листы Д)Жил старик Е)Сверкающие молнии 
14.Абай, не заходя в зимовку, попросил скорей оседлать своего коня  
А) Обособленным дополнением В) Обособленным обстоятельством С) Обособленным определением 
Д) Однородными членами предложения Е)Вводным предложением 
15.Перепишите предложение. Расставьте пропущенные знаки препинания и укажите их количество. 
Один раз когда он проходил мимо дамы она опять внимательно посмотрела на него и опять ему показалось что они где-то встречались. 
Итог урока: Что сегодня изучили на уроке? На какие вопросы отвечает придаточные изъяснительные предложения? Чем отделяются главные предложения от придаточного изъяснительного? Как присоединяются главные предложения к придаточному?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Процессу формирования компетентности ученика способствует личностно-ориентированная педагогическая система, суть которой сводится к технологии личностно-ориентированного обучения, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Функционирование содержательно-деятельностной модели формирования компетентности учащихся начальной школы в процессе реализации личностно-ориентированной модели педагогического процесса может быть обеспечено применением таких педагогических средств, как:

- использование папок-накопителей; 

- использование программного  обеспечения: прикладного программного  обеспечения, компьютерных учебников,  словарей, справочников, энциклопедий, Интернет-ресурсов;

- система специальных  упражнений;

- организация проектной  деятельности;

- нетрадиционные формы  занятий; 

- использование тестовых  и автоматизированных систем  контроля;

- оформление учебного электронного портфолио работ;

- метод рейтинговой оценки.

Компетентность — это общешкольное умение. Главная задача школы — сделать акцент на формирование этого умения в соответствии с требованиями информационного общества.

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/Педагогика. № 10.2003. - с.26.
  2. Бочарникова, М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации [Текст] / М.А. Бочарникова // Начальная школа. - 2009. - №3. - С.86-92.
  3. Бершадский, М.Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход в учебном процессе [Текст] / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. - 2009. - №4. - С.89-94.
  4. Борзова В.А. развитие творческих способностей у детей: учебно-методическое Пособие для учителей. – Самарский дом печати,1994
  5. Быстрова Е.А. «Цели обучения русскому языку, или Какую компетенцию мы формируем на уроках»//Обучение русскому языку в школе. – М.: Дрофа, 2004. – 229 с.
  6. Выгодский Л.С. Психология развития ребенка/ М,2006
  7. Иванов Д.А.  Компетентностный подход в образовании: проблемы, понятия, инструментарий – М,2005.
  8. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст]/ И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня, 2003. N 5. - С.34-42.
  9. Иванова, Т.В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы [Текст]/ Т.В.Иванова // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2004.- №1.- С.16-20.
  10. Компетенция [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Компетенция (12.07.2010)
  11. Кравцова С.А.- Тамбов: ТОИПКРО, 2009.Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И.
  12. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии, 2004 г., № 5
  13. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2000. - 940 с.
  14. Селевко Г.К. Компетентности и их классификации [Электронный ресурс]//Режим доступа:http://matem.uspu.ru/i/inst/math/subjects/M04OPDMAT_MAT2007D02.pdf (01.07.2010)
  15. ФГОС второго поколения, Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык 5-9 классы [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2628 (10.07.2010)
  16. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2.
  17. Формирование коммуникативных компетенций младших школьников на уроках литературного чтения6Методическое пособие./ Сост.
  18. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование, 2003 г., № 2.
  19. Чикурова М.В. Контролировать сформированность информационной компетентности // Школьные технологии.-2004.-№1
  20. Ярошевский М.Г. Социальные и психологические координаты научного творчества.//Вопросы философии, 2005. - №12.

 


Информация о работе Компетенция на уроках русского язіка