Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 01:20, курсовая работа
В последнее время образовательное пространство претерпевает качественные изменения, и особая роль в обновляющемся учебном процессе принадлежит филологическому образованию: русскому языку и русской литературе как предметам изучения. Роль русского языка в школе становится значительно шире предмета обучения: в современном контексте уроков русский язык может и должен восприниматься как особое явление, воплощающее историческую и эстетическую память народа, источник знаний в разных областях общечеловеческой культуры.
Введение 3
Глава 1
1.1 Понятия компетенции в современной педагогической науке 5
1.2 Понятие компетентностного подхода к обучению 8
1.3 Ключевые компетенции учащихся 10
Глава 2
2.1 Формирование информационной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы 13
2.2 Основные компоненты и способы реализации коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка. 21
2.3 Формирование культуроведческой компетенции в процессе обучения орфографии. 29
2.4 Урок русского языка с формированием компетенции. 32
Вывод 37
Литература 38
Современное стремительное
развитие жизни заставляет перейти
школьное образование на качественно
новый уровень, предъявляет высокие
требования к образовательным стандартам.
Стране нужны гармонически развитые
люди, способные создавать
Урок русского
языка
Тема: «Сложноподчиненные
предложения с придаточными изъяснительными».
Цель урока:
Формирование умений:
Определять место придаточных изъяснительных
в сложноподчиненном предложении, правильно
расставлять знаки препинания в сложноподчиненном
предложении с придаточными изъяснительными.
Составлять схемы предложений с указанными
придаточными.
Уметь рассуждать и делать выводы.
Оборудование: Интерактивная
доска, тесты, учебники.
Ход урока:
1. Орг. Момент.
Запишите дом. Задание
2. Проверка дом задания упр
3. Ребята, мы с вами
познакомились со
Новая тема:
-Ребята, отвечают на косвенные вопросы.
А какие вопросы?
Кто? Что? Кого? Чего? Кому? Чему?, Кого? Что?,
Кем? Чем? О ком? О чем?
Придаточные изъяснительные предложения
присоединяются к главному предложению
тремя способами,
1. При помощи подчинительных союзов:
[ ], ( что…. )
( как….. )
( будто….. )
( чтобы… )
( словно…..)
2. При помощи союзных слов:
[ ], (кто…..)
(что…..)
(где…..)
(куда…)
(как….)
(какой…).
3. При помощи частицы ли, употребленной
в значении подчинительного союза.
Итак, ребята, какими способами могут присоединяться
придаточные изъяснительные предложения
к главному предложению?
Тренировочная
работа.
Учащийся выходит к доске, записывает
под диктовку предложения.
Недаром говорится,
что дело мастера боится (сложное, союзное,
с/п с придаточным изъяснительным, т.к.
отвечает на падежные вопросы, присоединяется
подчинительными союзами, разделяется
запятой от главного).
Дети чувствуют, кто
их любит
(сложное, союзное
с/п т.к. с придаточным изъяснительным
т.к. отвечает на падежные вопросы, главное
предложение разделяется от главного
запятой, присоединяется союзным словом).
Я не знаю, буду ли
дома вечером.
(сложное, союзное, с/п с придаточным изъяснительным
т.к. отвечает на падежные вопросы присоединяется
с помощью частицы ли, который
употребляется в значении подчинительного
союза)
Диктант
– самопроверка
Задание: Записать предложения под диктовку
учителя. Определить тип придаточного
предложения и расставит знаки препинания.
(придаточное изъяснительное,
отвечает на падежный вопрос.
Разделяется запятой, стоит после главного
предложения)
Синтаксический
разбор предложения
Я любил, когда Надюша мне что – нибудь
растолковывала (сложное, союзное, с/п
с придаточным изъяснительным, т.к. отвечает
на падежный вопрос, присоединяется подчинительным
союзом, разделяется запятой, придаточное
предл. стоит после главного предложения).
Тест на
повторение
1.Количество падежей в русском языке.
А) 4 В)3 С)7 Д)6 Е)5
2.Укажите существительное 2-го склонения
А) Страна В)Конь С) Дядя Д)Линия Е)Статья
3.Буквы , не обозначающие звуков
А) д - т В) ъ - ь С)б - п Д) а - я Е) ж – ш
4.Укажите предложение, в котором есть
антонимы
А) Сияло солнце, вздыхала степь, блестела
трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала
река В) Шумели старые, печальные липы
в сквере. С) Маша улыбнулась, и лицо её
оживилось.
Д) Знание человека возвышает, а невежество
унижает
Е) Со мной случилось невероятное и, можно
сказать, фантастическое приключение
5.Определите предложение с частицей
ни:
А) (не, ни) спешите с ответом В) где он )
(не, ни) побывал за долгую жизнь!
С) (не, ни) бывать этому Д) товарищ (не, ни)
мог (не, ни) помочь мне
Е) вокруг (не, ни) души
6.Укажите наречие с буквой о на конце
А) Налев … В) Изредк… С) Издавн… Д)Справ…Е)
Досыт…
7.Укажите вариант с написанием слово через
дефис
А) Не было (ни) у (кого) В)Рассказать кое
(про) кого
С) Были (же) случаи Д) Кое (какой) товар
Е) Пришел (ни) с (чем)
8.Укажите вариант, в котором имеются прямые
дополнения
А) Подошел к окну. Ухаживает за дамой.
Нужно вызвать на помощь В) Надо помочь
хозяину.
Девочка сидела на скамье. Я достал соленых
огурцов С) Мы любим земля. Я ловлю рыбу.
Шевченко встретил декабристов Д) Перешагнуть
через костер. Он стоял за кустами.
Нагнулся над щукой. Е) Кристина рассказывала
о происшествии. Пошел побродить по местечку
9.Определите тип придаточного предложения:
вскоре он угадал, где находится
А) придаточное предложение образа действия
В) придаточное предложение место
С) придаточное предложение изъяснительное
Д) придаточное предложение условие Е)
придаточное предложение причины.
10.Найдите предложение, в котором есть
придаточное изъяснительное
А)Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю
в Гренаде крестьянам отдать
В) Я хочу рассказать тебе , что солнце
встало , что весна пришла .
С)Солнце село, но в лесу ещё светло. Д)Чтобы
колеса не раскатывались, под них вместо
тормозов подложили цепи. Е)Работа будет
выполнено в срок при том условии , что
никто не станет её отвлекать.
11.Укажите слово, в котором три слога
А) Лежит В)Знаю С) Будет Д) Ворон Е) Ворону
12.Придаточно изъяснительное прикрепляются
к поясняемому слову в главном предложении
при помощи частицы , употребленной в значении
подчинительного союза, в предложении:
А) Граф хотел узнать, не рассказывал ли
Сильвио об одном очень странном происшествии
В) Он знает, как я обидел его друга. С) Мне
сказали, что у меня в кабинете сидит человек
, не хотевший объявить своего имени
Д) Граф и графиня рады были, что я разговорился
Е) Он сказал просто , что ему есть до меня
дело.
13.Не являются словосочетанием:
А) Темный лес В) Глубокая нора С) Дрожащие
листы Д)Жил старик Е)Сверкающие молнии
14.Абай, не заходя в зимовку, попросил скорей
оседлать своего коня
А) Обособленным дополнением В) Обособленным
обстоятельством С) Обособленным определением
Д) Однородными членами предложения Е)Вводным
предложением
15.Перепишите предложение. Расставьте
пропущенные знаки препинания и укажите
их количество.
Один раз когда он проходил мимо дамы она
опять внимательно посмотрела на него
и опять ему показалось что они где-то
встречались.
Итог урока: Что
сегодня изучили на уроке? На какие вопросы
отвечает придаточные изъяснительные
предложения? Чем отделяются главные предложения
от придаточного изъяснительного? Как
присоединяются главные предложения к
придаточному?
Вывод
Процессу формирования компетентности ученика способствует личностно-ориентированная педагогическая система, суть которой сводится к технологии личностно-ориентированного обучения, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Функционирование содержательно-деятельностной модели формирования компетентности учащихся начальной школы в процессе реализации личностно-ориентированной модели педагогического процесса может быть обеспечено применением таких педагогических средств, как:
- использование папок-
- использование программного
обеспечения: прикладного
- система специальных упражнений;
- организация проектной деятельности;
- нетрадиционные формы занятий;
- использование тестовых и автоматизированных систем контроля;
- оформление учебного электронного портфолио работ;
- метод рейтинговой оценки.
Компетентность — это общешкольное умение. Главная задача школы — сделать акцент на формирование этого умения в соответствии с требованиями информационного общества.
Литература: