Компетенция на уроках русского язіка

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 01:20, курсовая работа

Описание работы

В последнее время образовательное пространство претерпевает качественные изменения, и особая роль в обновляющемся учебном процессе принадлежит филологическому образованию: русскому языку и русской литературе как предметам изучения. Роль русского языка в школе становится значительно шире предмета обучения: в современном контексте уроков русский язык может и должен восприниматься как особое явление, воплощающее историческую и эстетическую память народа, источник знаний в разных областях общечеловеческой культуры.

Содержание

Введение 3
Глава 1
1.1 Понятия компетенции в современной педагогической науке 5
1.2 Понятие компетентностного подхода к обучению 8
1.3 Ключевые компетенции учащихся 10
Глава 2
2.1 Формирование информационной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы 13
2.2 Основные компоненты и способы реализации коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка. 21
2.3 Формирование культуроведческой компетенции в процессе обучения орфографии. 29
2.4 Урок русского языка с формированием компетенции. 32
Вывод 37
Литература 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 78.32 Кб (Скачать)

 

 

 

1.3 Ключевые компетенции  учащихся

Важнейшая цель образования, отраженная в "Концепции модернизации образования на период до 2010 года" - это: "формирование общеобразовательной  школой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной  деятельности и личной ответственности  обучающихся, то есть современных ключевых компетенций, что и определяет современное  качество содержания образования" [6].

Компетенция, в переводе с латинского, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

В настоящее время нет  точного перечня ключевых компетенций  человека, которые необходимо формировать  в общеобразовательной школе. Наиболее распространенной является классификация  А.В. Хуторского. Он выделяет следующие типы компетенций:

ценностно-смысловые компетенции,

общекультурные компетенции,

учебно-познавательные компетенции,

информационные компетенции,

коммуникативные компетенции,

социально-трудовые компетенции,

компетенции личностного  самосовершенствования [8].

Ценностно-смысловые  компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом [7].

Общекультурные  компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира [6].

Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общей учебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания [3].

Информационные  компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире [10].

Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области [9].

Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности [5].

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности [13].

 

 

 

 

 

 

Глава 2

    1. Формирование информационной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы

Теоретические по сути и энциклопедические по широте знания, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, теперь становятся средством. Отечественная школа нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию. Компетентностный подход ориентирует на построение учебного процесса сообразно результата образования: в учебную программу или курс “…изначально закладываются отчётливые и сопоставимые параметры описания того, что учащийся будет знать и уметь “на выходе”. [ 9 ]

В быстро меняющемся мире система  образования должна формировать  такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и своей будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациями и уметь быстро из них выходить. [ 10]

Компетентностный подход можно отнести к одному из способов достижения нового качества образования. Он определяет приоритеты, направление изменения образовательного процесса.

Чтобы сформировать компетентного  выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования  и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную, информационную и личностную активность нынешних школьников.

Наиболее обоснованной классификацией ключевых компетенций считаю классификацию, предложенную А.В.Хуторским, заместителем директора Института общего и среднего образования РАО, доктора педагогических наук. В своей работе опираюсь на его классификацию ключевых компетенций учащихся:

 

- ценностно-смысловая компетенция;

- общекультурная компетенция;

- учебно-познавательная компетенция;

- информационная компетенция;

- коммуникативная компетенция;

- социально-трудовая компетенция;

- компетенция личностного самосовершенствования;

В образовательном процессе ключевые компетенции могут быть приобретены учеником, если создаются  следующие условия:

- деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование, руководство;

- ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

- создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели;

- чёткость и понятность всеми сторонами учебного процесса правил аттестации;

- организация продуктивной групповой работы;

- демонстрация учителем своего собственного компетентного поведения.

Акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений.

При этом не может остаться неизменной и квалификация преподавателя. Его роль изменяется от руководителя к помощнику. Он должен сам уметь  общаться, ставить цели и мотивировать учащихся достигать их, учить проводить  анализ и самоанализ, т.е. демонстрировать  своё собственное компетентное поведение.

 

Анализ особенностей содержания преподаваемых предметов (русский  язык и литература) и возможностей учеников, их уровня развития, позволил мне выделить в качестве наиболее актуальных следующие ключевые компетенции: информационную, коммуникативную и  компетенцию личностного самосовершенствования.

Под информационными компетенциями  принято считать навыки деятельности по отношению к информации в учебных  предметах и образовательных  областях, а также в окружающем мире; владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, модем, копир) и информационными  технологиями (аудио-видеозапись, электронная  почта, СМИ, Интернет); поиск, анализ и  отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача.

Видами деятельности, которыми учащиеся овладевают в процессе формирования и развития информационной компетенции, являются:

- поиск информации в библиотеке;

- поиск информации в электронных энциклопедиях;

- поиск информации в школьной библиотеке;

- использование информации из сети Интернет;

- создание мультимедийной презентации;

- создание буклета.

Подавляющее число учащихся не умеет грамотно работать с информацией, а именно:

- сопоставлять разрозненные фрагменты;

- соотносить общее содержание с его конкретизацией;

- целенаправленно искать недостающую информацию;

- учащиеся не владеют навыками целостного, творческого анализа художественного текста;

- не владеют навыками целеполагания.

Такая ситуация не устраивает ни учащихся, ни педагогов. На различных этапах учебного занятия ученики должны являться не пассивными слушателями, воспроизводящими действия учителя, а активными участниками процесса познания. Например, в то время, когда учитель вводит новые понятия и термины, ученики выполняют задание: в таблицу внести названия разделов науки о языке.

При изучении темы “Смысловые группы наречий” учащиеся самостоятельно вносят в таблицу примеры из предложенного  текста. Формирование информационной компетенции предполагает активную работу на уроке с различными словарями, справочниками, энциклопедиями. Домашнее задание может быть творческим. Например, учащиеся создают электронный вариант книги с занимательным материалом об истории возникновения на земле книг, разных языков и т.д. Им было предложено продолжить предложение: “Знаете ли вы, что…”

Вот некоторые из ответов:

… на земном шаре, по подсчёту учёных – языковедов, свыше 2500 различных  языков.

… первый русский букварь  был составлен Василием Бурцевым и издан в 1634 году. На титульной  странице букваря нарисован учитель, секущий розгами ученика.

… самая маленькая “библиотека  в мире находится в индийском  городе Амристаре, в ней хранится …одна книга. И т.д.

Такие задания (использование  словарей, справочной литературы) пробуждают интерес к изучению русского языка, повышают познавательную активность учащихся, формируют у детей информационную компетентность.

Формирование информационной компетентности должно проходить на всех уроках, т.е. систематически. Необходимо подразделять задания, обеспечивающие формирование начального уровня развития информационной компетентности (определение  способа решения задачи для нетипичной ситуации; самостоятельный поиск  и структурирование необходимой  для решения задачи “готовой”  информации; использование различных  источников социальной информации, самостоятельное  представление результатов ее обработки  в форме, требуемой по условиям задачи):

Информация о работе Компетенция на уроках русского язіка