Компетенция на уроках русского язіка

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 01:20, курсовая работа

Описание работы

В последнее время образовательное пространство претерпевает качественные изменения, и особая роль в обновляющемся учебном процессе принадлежит филологическому образованию: русскому языку и русской литературе как предметам изучения. Роль русского языка в школе становится значительно шире предмета обучения: в современном контексте уроков русский язык может и должен восприниматься как особое явление, воплощающее историческую и эстетическую память народа, источник знаний в разных областях общечеловеческой культуры.

Содержание

Введение 3
Глава 1
1.1 Понятия компетенции в современной педагогической науке 5
1.2 Понятие компетентностного подхода к обучению 8
1.3 Ключевые компетенции учащихся 10
Глава 2
2.1 Формирование информационной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы 13
2.2 Основные компоненты и способы реализации коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка. 21
2.3 Формирование культуроведческой компетенции в процессе обучения орфографии. 29
2.4 Урок русского языка с формированием компетенции. 32
Вывод 37
Литература 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 78.32 Кб (Скачать)
  1. коммуникативно-ориентированные задания.

Выделение главных  мыслей текста.

 Выделить главную мысль – это значит осознать ее в тексте, абстрагировать от конкретного воплощения и оценить степень ее значимости. Наиболее ясно это проявляется в пословицах – драгоценном культурном фонде каждого народа.

Задание:

1.5-6 класс.

Найти к каждой пословице предложения, выражающие ее мысль.

Пословицы.

У короткого ума длинный  язык.

Глаза – зеркало души.

В своем болоте и лягушка  поет.

Вырази содержание текста 1-2 предложениями.

Предложения.

По выражению глаз можно  узнать о характере человека.

Дома, как на родине, живется  легче, веселее, чем в чужом краю.

Болтливый человек не бывает умным.

Придумай для  текста такое название, чтобы в  нем отразилась главная мысль, используя  пословицу.

Прочитай басню, какая народная мудрость спряталась в басне?

Закончи мысль, которая  заключена в тексте:

С ночного промысла возвращается усталый зайчишка – беляк. Много  врагов у маленького зайчишки. Гонялась за ним хитрая лисица, пугал страшный филин, ловила разбойница – рысь. От всех врагов ушел маленький зайчик

Прогнозирование.

Задания.

5-6 класс.

1. Восстановите исчезнувшие из текста слова, заполните пропуски в тексте:

Я люблю весну с ручьями,

… (лето) с яркими цветами,

… (осень) с ласковым дождем,

… (зиму) с горкой и катком.

2. Придумайте и напишите стихотворение о зиме, используя предлагаемые слова для рифмовки:

… снежинки

… на тропинке

… у реки

… уголки

… дома

… зима.

3. В каких словах живет – рак?

… рак; рак …

4.В каких словах спрятались ноты?

…ми…; ре…; до…

5.Напишите слова, где спрятались числа.

Например: Родина, сорока …

6.В каких словах растет ель?

Например: картофель, учитель, понедельник.

7. Собери рассыпанные части предложений:

Уже вполне сформировавшиеся кенгурята при малейшей опасности  направляются к маминой сумке; где  Балтийское море; когда защищается; плывущие по ледовитому океану голары хорошо знают; куда и прячутся; ядовитая змея кусает человека только тогда.

8. Предлагается несколько коротких рассказов. Закончите рассказы, проявив находчивость и остроумие.

Первый шаг к усвоению идеи автора – мысленная обработка  заголовка. Сопоставление известного с темой заголовка рождает  догадку о круге выдвигаемых  автором проблем, вызывает вопросы  гипотезы. Заголовок настраивает  на последующий диалог с текстом, в ходе которого происходит постижение содержания и его главной мысли. Работая с заголовком, дети учатся «прогнозировать» события, описываемые  в тексте.

Учитель задает вопрос:

- Как вы думаете, о  чем пойдет речь, судя по названию  текста?

Таким образом, заголовок  дает возможность понять авторскую  мысль, смысл текста и авторский  замысел.

9.Вспомните заголовки:

- выражающие главную мысль  произведения;

- сформулированные в виде вопроса;

- передающие эмоциональное состояние автора;

- обозначающие место,  время действия или имя автора.

10.Определите, о какой книге пойдет речь:

история о том, как хозяин собаки по приказу барыни утопил ее.

Сказочная история о девочке  из цветочного горшка, которой ласточка помогла найти счастье.

11.Приведите примеры известных вам литературных произведений и объясните, почему автор именно так назвал свое произведение.

Диалог с текстом.

1. Побеседуй с текстом.  После чтения каждого предложения  делай остановку, чтобы задать  тексту вопрос и придумать  ответ. Прочитай текст целиком.

2. Автор дал этому тексту  название в форме вопроса. Прочитай  текст и скажи, какое это  может быть название. С кем  из героев ты согласен или  у тебя есть свое мнение.

3. Прочитай текст. Какие  вопросы возникают при чтении  текста? На какие из них можно  найти ответы в тексте, а на  какие нет?

4. В этом тексте спрятался  один, но очень важный вопрос. Важный, потому что весь текст  отвечает на этот вопрос. Прочитай  текст и найди самый главный  вопрос.

Включение воображения.

1. Читай текст и воображай,  что ты смотришь мультфильм.

 Какими сценами тебе  хотелось бы дополнить этот  текст, если бы пришлось создать  мультфильм?

2. Постарайся увидеть  картину, описанную в тексте.

Какие вопросы у тебя возникли? Подумай, где находился человек, который изобразил эту картину. (тексты о природе)

3. Что вас взволновало  в данном стихотворении? Попробуй  нарисовать ее. Придумай свою  историю на эту тему.

5. Преврати одно предложение  в целый рассказ.

6. Закончи рассказ, сказку.

Работа над  сочинением.

1. Творческое  сочинение по картинке.

Учащимся демонстрируется  картинка с любым изображением, в  том числе сюжетным. Предлагается представить себе и рассказать классу данную ситуацию. В качестве объекта  выбирается любой герой, животное и  даже предмет. Нужно придумать развитие сюжета, а также его финал.

2. Свободное сочинение.

Заключается в том, что  ребенку предоставляется полная свобода сочинять рассказ или  возможную ситуацию, этому не учат специально, но способствовать свободному (самостоятельному) сочинению необходимо. Подготовкой является упражнение на пересказ.

3. Сочинения на  темы художественных произведений

Известно, что дети с большим  удовольствием воображают себя в  ситуациях, в которые попадают их любимые герои, приписывают себе их действия, творчески переосмысливая приключения.

Методика обучения сочинению  – такому сочинению предельно  проста: ребенку предлагается пересказать  определенный эпизод сказки или рассказа от своего лица, будто все это  произошло с ним.

Драматизация  и словесное рисование.

Ценность приема драматизации определяется тем, что он помогает зрительно. Увидеть содержание литературного  произведения, развивает воображение, без которого невозможно полноценное  восприятие художественной литературы.

Чтение по ролям предваряет по степени сложности драматизацию, оно возможно в работе над любым  произведением, в котором есть диалоги.

Работу по драматизации можно  провести так: разбить класс на группы и поставить перед каждой группой  задачи: инсценировать рассказ, сказку; разобрать самостоятельно сценарий (отобрать значительный эпизод или  цепь эпизодов и определить, что  и как играть); подобрать действующих  лиц и т.д.

Одним из методических приемов, побуждающих учеников проникнуть в  текст произведения, является создание воображаемых мизансцен и запечатление их в рисунках.

Словесное рисование, создание слайдов позволяет вообразить, дополнить  картины, образы.

 

 

 

 

 

 

 

2.3  Формирование культуроведческой компетенции в процессе обучения орфографии.

Современный этап развития методики преподавания русского языка  в вузе и школетребует переосмысления подходов к определению целей обучения. Так, основные цели изучения русского языка в «Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования» обозначены как овладение всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи, умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; применять полученные знания и умения в собственной речевой практике; совершенствовать уровень речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности. Достижение указанных целей реализуется путем совершенствования языковой и лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции. Данное положение является актуальным как для высших учебных заведений, так и средних общеобразовательных учреждений.

Таким образом, формирование культуроведческой компетенции - является основополагающим направлением в процессе обучениярусского языка, иорфографии, в частности, наряду с коммуникативной и лингвистической компетенциями. Отсюда -цели обучения родному языку не должны ограничиваться формированием и совершенствованием у студентов и школьников познавательных, классификационных и аналитических умений, которые обеспечивает лингвистическая компетенция, или коммуникативных умений и навыков, которые являются прерогативой коммуникативной компетенции. Именно культуроведческая компетенция является средством постижения языка как одного из составляющего звена национальной истории и культуры своего народа, осознание самобытности и уникальности традиций и обычай русских людей, и осознание существенной роли в их формировании и становлении. На этот факт указывает член- корр. РАО Е.А Быстрова, которая считает также, что культуроведческая компетенция еще и ставит своей целью «познание стереотипов поведения, этикета и реалий, характерных для жизни своего народа с целью выделения особенностей, свойственных родному языку».По мнению профессора С.И. Львовой, культуроведческая компетенция помогает раскрыть содержание инвариативного аспекта национально-регионального компонента образования. Но существует также и вариативный аспект этого компонента, региональный, который «обеспечивает осмысление учащимися языковых фактов, специфических для того или иного региона страны»3. Одним словом, через культуроведческую компетенцию реализуется культуроносная (кумулятивная) функция языка.

Следует заметить, что впервые  в методике преподавания лингвистических  дисциплин о культуроведческой компетенциизаговорили применительно к иностранным языкам. Но цели формирования культуроведческой компетенции в обучении родному и иностранным языкам различны. В обучении иностранного языка культуроведческая компетенция служит средством преодоления культурного шока и ознакомления с другой культурой, которая является чужой для обучающихся.

Хотя пути и методы реализациикультуроведческой компетенциипри обучении русскому языкуеще недостаточно изучены, тем не менее, важность раскрытия содержательной стороны данной компетенцииво всех разделах обучения русскому языку, и в особенности в разделе орфографии, неоспорима.

Формирование контекста  русской культуры, одного из направлений  в решении целей и содержания культуроведческого аспекта, осуществляется путем включенияв обучение различного языкового (лингвистического) и внеязыкового (экстралингвистического) материала. Существенное место в формировании культуроведческой компетенции в процессе обучения орфографии занимает текстовой материал, на основе которого решаются не только орфографические задачи, но и нравственные. Как считаетЕ.А. Быстрова, текст в контексте культуроведческой компетенции является не только материалом для упражнений и разборов, но и средством духовного и эстетического воспитания и обучения речевому общению учащихся4. Приведем пример:

1. Прочитайте текст и  определитестиль речи.

2. Выделите графически  прилагательные и объясните правописание  н и нн в суффиксах.

В низинных долинах, где естественное понижение местности способствовало повышенному накоплению влаги, в  тех же срединных и северных зонах  области немало березняка, осинника, дубовых рощиц, ольховых колков. Это  аренные, естественные, настоящие донские  леса. (Г.С.Колесников).

Как вы понимаете значениевыделенного слова?

Как вы думаете, природа северных лесов сильно отличается от донских? Постарайтесь описать природу северных лесов.

Другое направление в  решении проблемы формирования культуроведческой компетенции является познание культуры русского народав диалоге культур, то есть «осознание самобытности, уникальности русского языка, его богатства на фоне сопоставления с другими культурами и языками». В данном случае термин «диалог» употребляется в значении дидактического термина. Этот термин обозначает «направленно моделируемый в учебных целях процесс встречи двух культур и на ее основе процесс осознания их общности и своеобразия, глубокого познания своей культуры и проникновения в инонациональную». Такой диалог не только обеспечивает соизучениеорфографии языка и народной культуры, но и готовит учащихся к возможному диалогу в межкультурной коммуникации.

В практике школьного и  вузовского обучения письмо занимаетотносительно малое место, хотя обучение орфографии считается одним из самых трудных разделов русского языка. Как писализвестный психолог Л.С. Выготский: «Овладение письменной речью означает для ребенка овладение собой и чрезвычайно сложной символической системой знаков». Преподаватель формирует языковое сознание обучающихся, т.е. он строит языковую картину мира. Главным элементом системы языка и одновременно языкового сознания является слово. Кроме того, орфографический облик слова часто связан с этимологией, поэтому слово может являться и одним изобъектов формирования интереса к русскому языку.

Таким образом, в контексте  культуроведческой компетенции не стоит забывать о существенной роли этимологического анализа. Данный прием поможет не только поддержать интерес к русскому языку, осознать взаимосвязь языка и истории народа, но и повысить орфографическую грамотность, обогатить словарный запас учащихся, расширить их кругозор. Кроме того, всегда необходимо учитывать психолого-педагогическую особенность обучающихся языку - неистребимое желание проникнуть в тайну рождения слова.

 

 

 

    1. Урок русского языка с формированием компетенции.

Информация о работе Компетенция на уроках русского язіка