Компетенция на уроках русского язіка

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 01:20, курсовая работа

Описание работы

В последнее время образовательное пространство претерпевает качественные изменения, и особая роль в обновляющемся учебном процессе принадлежит филологическому образованию: русскому языку и русской литературе как предметам изучения. Роль русского языка в школе становится значительно шире предмета обучения: в современном контексте уроков русский язык может и должен восприниматься как особое явление, воплощающее историческую и эстетическую память народа, источник знаний в разных областях общечеловеческой культуры.

Содержание

Введение 3
Глава 1
1.1 Понятия компетенции в современной педагогической науке 5
1.2 Понятие компетентностного подхода к обучению 8
1.3 Ключевые компетенции учащихся 10
Глава 2
2.1 Формирование информационной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы 13
2.2 Основные компоненты и способы реализации коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка. 21
2.3 Формирование культуроведческой компетенции в процессе обучения орфографии. 29
2.4 Урок русского языка с формированием компетенции. 32
Вывод 37
Литература 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 78.32 Кб (Скачать)

- используя поисковую систему сети Internet, самостоятельно подберите дополнительную информацию по теме “ Творчество Л.Н.Толстого ”. Запишите названия сайтов, на которых находятся статьи по данной теме, их электронные адреса, а также дайте краткую аннотацию каждой статье (создайте электронную базу данных по этому вопросу).

- подготовьте опорный конспект по теме “ Правописание наречий”. При оформлении конспекта используйте рисунки, таблицы, схемы.

- разработайте таблицу по теме “Правописание причастий” для размещения на школьном сайте в рубрике “Подготовка к уроку”.

Следующий уровень (более  сложный) развития информационной компетентности русского языка и литературы (нахождение способа решения задачи для нетипичной ситуации; самостоятельный поиск и структурирование необходимой для решения задачи “готовой” информации; использование различных источников социальной информации, самостоятельное получение в результате ее обработки и обобщения объективно новой информации; представление результатов работы в рациональной форме):

- пользуясь поисковой системой сети Internet, подберите информацию для реферата по теме “Владимир Даль: жизнь и научная деятельность”. Создайте компьютерную презентацию по теме “Словарное богатство русского языка” с помощью редактора Microsoft PowerPoint.

- при подготовке используйте рисунки, графики, таблицы, компьютерные модели и видео демонстрации по данной теме.

- используя информацию по теме “Символизм в русской литературе” в справочниках по литературе и на сайтах сети Internet, подготовьте реферат по данной теме.

В информационном обществе ХХI века главной ценностью становится самостоятельное приобретение нового знания, полученного благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличия базовых умений и компетенций грамотно с ней работать. При этом обмен информацией не имеет ни пространственных, ни временных границ. Современное информационное общество в большой степени заинтересовано в том, чтобы его граждане обладали высокой информационной грамотностью. Принципиальным является то, что информационная компетенция носит “надпредметный”, общеучебный, общеинтеллектуальный характер, и формировать её необходимо на всех этапах обучения.

 

Одной из ключевых компетенций  учащихся является коммуникативная  компетенция, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и  самореализацию в современных условиях жизни. Проблема формирования и развития коммуникативной компетенции особенно актуальна в основной школе, поскольку  отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием успешного личностного  развития учащихся.

Оптимальным средством формирования и развития коммуникативной компетенции  школьников, на мой взгляд, является групповая и коллективная работа на уроке, применение проблемного метода обучения. Групповая и коллективная работа на уроке сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяет формы с  транслирующих (передаточных) на диалоговые, то есть основанные на взаимопонимании и взаимодействии.

В реальной жизни человек, в основном, общается в малых группах  – на работе, дома в семье, с друзьями. Поэтому на первый план выходят умение принимать на себя разные социальные роли, умение общаться и выполнять  что-то совместно с другими, принимать  совместные решения – ведь совместная деятельность занимает значительную часть  сознательной жизни человека.

Для успешной учебной деятельности необходимо учитывать следующие  особенности:

- включенность каждого ученика в решение творческих задач не в конце, а в начале усвоения нового предметного содержания;

- оптимизация познавательной деятельности и межличностных отношений, ведущая к становлению механизмов саморегуляции поведения и личности учащегося;

- продуктивное овладение навыками выполнения нового вида деятельности;

- наличие рефлексивной составляющей как учебной, так и педагогической деятельности.

Такая форма обучения решает одновременно три задачи:

- конкретно-познавательную, которая непосредственно связана с учебной ситуацией;

- коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основное навыки общения внутри и за пределами данной группы, коллектива;

- социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для успешной социализации индивида в современном обществе.

Всё это позволяет эффективно решать учебные задачи. В этом случае ребенок – полноценный участник различных форм работы, а любая  грань знаний, приобретенных на уроке, это результат собственной деятельности. Учащийся на уроке не только учится сам – он учит и своих одноклассников. В.К. Дьяченко писал по этому поводу: “Я учу, чтобы научить другого. А ты учишься для того, чтобы научить меня. Таким образом, мы знаем в два раза больше, чем знали до этого”. Эти умения помогут школьникам и за пределами школы, ведь совместная деятельность занимает значительную часть сознательной жизни человека. Необходимо применение разных форм общения, основанных на групповых видах работы, позволяющих выработать коллективное решение и обсудить результаты деятельности. Это развивает способность слышать другого, с уважением относиться к другому мнению, приходить к компромиссу. Сами эти решения и результаты особенно ценятся школьниками как итоги общения и взаимодействия. Решение данных задач на уроке проходит в несколько этапов:

- подготовительный этап;

- этап формирования проблемных групп;

- организация учебной деятельности в проблемной группе;

- презентация принятого коллективно решения;

- рефлексивный этап (рефлексия по поводу проведённого учебного занятия).

Ядром проблемной ситуации должно быть какое-то значимое для человека рассогласование, противоречие. Ученики  принимают и понимают учебную  задачу, но в то же время арсенала имеющихся у них средств недостаточно для её разрешения. Выделение проблемы уже указывает на то, что ученик имеет определённый запас знаний, необходимый для приобретения новых. Противоречие, поставленное на занятии, заинтересовало учащихся, побудило их к поиску правильного решения, поиску объяснения написания данных слов. Например: Что такое причастие? Причастие: особая форма глагола или самостоятельная часть речи? Как в стихотворении (песне) можно выразить любовь к своей родине? Баллада – это лирический или эпический жанр? Всегда ли комическое – это смешное? Почему роман Александра Сергеевича Пушкина “Евгений Онегин” называют “энциклопедией русской жизни”? и т.д. Параллельно с работой над непосредственным учебным заданием продолжается формирование благоприятной коммуникативной среды: выработка правил кооперации, сотрудничества, сотворчества, которые способствуют, а не мешают поиску общего решения. В совместной работе нет актёров и зрителей, здесь все – участники, каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали, не перебивая. На учебном занятии следует говорить так, чтобы тебя понимали, высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации. Если прозвучавшая информация оказалась не вполне ясна, задавать вопросы “ на понимание ” (например, “Правильно ли я понял…?) Только после этого формулируются выводы. Критикуются идеи, а не личности. Цель совместной деятельности заключается не в победе какой – то одной точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав мнения по проблеме и т.д. На этапе презентации группового решения наряду с коммуникативной формируется и информационная компетенция учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Основные компоненты  и способы  реализации коммуникативной  компетенции обучающихся на уроках русского языка.

   Основными компонентами и способами реализации коммуникативной компетенции являются:

  1. современные образовательные технологии.

Исследовательская деятельность.

       Исследовательская деятельность – одно из перспективных направлений в методике преподавания любого предмета. Она может использоваться как метод (частично-поисковый, метод проблемного обучения) и как самостоятельная деятельность. Исследовательская деятельность позволяет многого достичь:

- во-первых, она изменяет  суть преподавания (в соответствии  с процессами модернизации образования). Ученик становится в позицию  равную учителю. Он не воспринимает  «готовый» материал, а находит  его и работает с ним сам  (учитель руководствует, направляет, создает условия для реализации  потенциала учащегося). 
- во-вторых, увеличивающаяся доля самостоятельности ученика в учебной деятельности повышает качество обучения. 
- в-третьих, знания, приобретенные в результате исследовательской деятельности, более прочные знания, которые становятся личным достоянием учащегося. 
- в-четвертых, результатом исследовательской деятельности становится некий «продукт» (исследовательская работа, реферат, проект, доклад, изделие, выполненное руками учащегося), позволяющий ребенку заявить о себе, представить свою работу на конкурс,  слет, семинар. Участие в подобных мероприятиях позволяет школьникам реализоваться, успешно социализироваться в группе, обществе; определить профиль обучения на старшей ступени и правильно выбрать профессию. Данный вид деятельности позволяет к 11 кл. наработать портфолио личностных достижений и подготовиться к обучению в вузе.

   Исследование может  быть самостоятельной творческой  деятельностью учащегося. Это  работа в исследовательских группах,  курсах по исследовательской  деятельности в старших классах.  Здесь под исследовательской  деятельностью понимается такая  форма работы, которая связана  с решением учащимися исследовательской  задачи с неизвестным ранее  решением.

   Главная цель – образовательный результат. Она направлена на развитие у учащихся исследовательского типа мышления. Конечный продукт такой деятельности (реферат, проект, изделие, собственное исследование, доклад) выносятся на презентацию. Такой презентацией может стать урок, школьная конференция, районная конференция «Шаг в будущее», участие в общероссийских конкурсах.

     Исследовательская  деятельность является обоюдонаправленной: она позволяет развиваться и ученику и учителю, приносит радость совместного поиска решения поставленной проблемы.

Технология  решения изобретательских задач.

«Удивляет!»

   Этот прием направлен  на повышение интереса к учебному  материалу. Учитель находит такой  факт или такой угол зрения, при котором обычная информация  ставится удивительной. Это может  быть интересные факты биографии  писателя, которые можно найти  в мемуарах, воспоминаниях современников,  письмах.

   Например, при изучении  творчества В. Маяковского в  11 классе можно использовать материалы  из книги воспоминаний Б. Лившица  «Полутороглазый стрелец».

    Интересные факты  биографии о С. Есенине (11 класс)  можно взять из книги А. Есениной  «Родное и близкое», Вс. Рождественского  «страницы жизни».

«Лови ошибку!»

  Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Этот прием примечателен тем, что ошибка должна быть аргументирована, должны привлекаться новые доказательства правоты, чтобы рос «снежный ком» ошибок. При этом учитель должен быть уверен в том, что у учеников есть аргументированный способ доказать, что он не прав. Цель этого приема – добиться понимания «ошибкоопасного» места, а не механического запоминания правильного ответа.

Тема урока: «С. Есенин. Обзор жизни и творчества». (11 класс)

    На дом было  задано подготовить материал  о жизни и творчестве поэта.  Класс делится на группы, которым  предлагается биографический материал  о С. Есенине с фактическими  ошибками.

Задание:  Найти, исправить ошибки, дополнить теми сведениями, которые нашли при подготовке домашнего задания и сделать сообщение по теме. Часть биографии С. Есенина с фактическими ошибками: Сергей Алексеевич Есенин родился в 1896 году 5 октября (по старому стилю) в селе Николаево Саратовской губернии. В поэме «Темный человек» он называет свою семью «простой крестьянской».Замена: Александрович, 1895, 3, новому, Константиново, Рязанской, Черный.

Блочное обучение.

 Одним из положительных моментов разрабатываемых уроков в блочной технологии можно считать высокую активность и заинтересованность обучающихся. Это становится возможным благодаря подобранным методам и формам работы:

1урок

Тема: Особенности  публицистического  стиля речи

Урок 2

 Тема: Жанры публицистического  стиля. Очерк.

Урок 3

Тема: Устное вступление. Доклад.

Урок 4

Тема: Жанры публицистического  стиля. Дискуссия. Что такое патриотизм?

Метод фокальных  объектов.

Фокальный – фокусный, относящийся к фокусу. Фокус – в оптике – точка, в которой собирается пучок световых лучей. В центре фокуса (круга) – обобщающий объект, лучи – объекты, его составляющие.

   Тема урока: Изобразительно  – выразительные средства. В центре  внимания (в фокусе) – художественные  средства, которые использует автор.  Лучи – раскрывают содержание  понятия фокус. (Приложение 1,2)

Информация о работе Компетенция на уроках русского язіка