Коммуникативный тренинг для подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: разработать программу коммуникативного тренинга для подростков.

Задачи:
Изучить проблему коммуникативной компетентности.
Рассмотреть особенности подросткового возраста.
Подобрать методы для диагностики и развития коммуникативной компетентности и провести исследование коммуникативных способностей подростков.
Разработать программу коммуникативного тренинга для подростков

Содержание

Введение …………………………………………………………….……….3

Глава 1. Теоретические основы коммуникации подростков………….…5


1.1.
Психологические особенности подросткового возраста….…5


1.2.
Анализ проблемы социально-психологической компетентности личности и психологические пути её повышения…….……...7


1.3.
Общение в подростковом возрасте……………………….……13
Выводы по I главе ……………………………...……….………20

Глава 2. Опытно-практическая работа по изучению и повышению коммуникативной компетенции …………………………………………..21



2.1.
Определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений ………………………………………………………….21


2.2.
Тренинговая программа ……………………………………….26

Заключение ………………………………………………………………...46

Литература …………………………………...………………………….…48

Приложение …………………………………………………………….…..49

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

Общение подростков  - чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Неэффективность в общении  может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например, умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации.

Изучение и анализ сформированности структурных компонентов  коммуникативной компетентности подростков показало следующее: структурные компоненты коммуникативной компетентности были сформированы недостаточно, находились на низком уровне, особенно коммуникативные и организаторские умения.

Подростки недостаточно владеют навыками слушания. При этом они испытывают затруднения в тех случаях, когда требуется пояснить или продолжить уже высказанную мысль. Школьники часто демонстрируют недоразвитие навыков делового общения. Это проявляется в неспособности организовать сотрудничество с малоизвестными людьми, а также в устойчивом нежелании выполнять учебные задания совместно с неприятными в личном плане одноклассниками. Эта особенность – следствие недостаточного опыта групповой работы в школе.

   Коммуникативную  компетентность можно развивать,  опираясь на разные мотивы  личности: ситуативно-проблемные (действуют при решении задач по достижению близких целей; основная направленность личности — на разрешение какой-либо конкретной проблемы); материальные (получение выгоды);  социальные (достижение цели в социальных взаимоотношениях); профессиональные (направлены на достижение успеха в профессиональной деятельности); духовные (направленные на нравственное самосовершенствование); персональные или личностные (направленные на самореализацию, самоактуализацию). Коммуникативная компетентность предполагает много путей ее практического развития и совершенствования. Одним из самых эффективных является социально-психологический тренинг.

 В ходе исследования была разработана эффективная программа тренинга, в которой учитывались  такие факторы, как психологические особенности подростков, эмоциональная стабильность в группе, регулярность занятий.

Выдвинутая гипотеза была доказана, так как мы учли все  факторы, влияющие на эффективную работу по развитию коммуникативной компетенции.

 

Рассматривая тему коммуникативный тренинг для подростков, мы можем выделить следующие главные моменты: чрезвычайно важным фактором, влияющим на формирование личности подростка, является его общение со сверстниками, общаясь со сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни которые по тем или иным причинам ему не могут дать взрослые.

 Проведя исследование по определению уровня коммуникативной компетентности и уровня общительности подростков, мы можем сказать, что у большинства  учащихся (50%) преобладает средний коммуникативный контроль,  33 %   имеют высокий коммуникативный контроль и 17 %  имеют низкий коммуникативный контроль.

          Полученные результаты говорят нам о том, что необходимо провести коммуникативный тренинг для развития у подростков способности в установлении и поддержании психологического контакта в общении, познания своих возможностей и ограничений во взаимодействии с другими людьми, осознанию и снятию внутренних барьеров и зажимов, мешающих эффективной коммуникации. С учетом, особенностей планирования и структуры тренинговых занятий, нами была разработана программа, предполагающая проведение 6 тренинговых занятий на формирование навыков общения, на развитие способностей устанавливать контакт с окружающими, помогает снять внутренние барьеры.

 

    Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, о том, что эффективность коммуникативного тренинга  для подростков  связана с учетом психологических особенностей подростков, эмоциональной стабильности в группе, регулярность занятий, доказана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М.Андреева. – Москва, 1996 – 376с.
  2. Андреева,Г.М.Общение и оптимизация совместной деятельности [Текст]/ Г.М.Андреева.- Под редакцией Андреевой Г.М.- М.: 1987- 297с.
  3. Бодалева, А.А. Психологическое общение. [Текст]/А.А.Бодалева.– М.: Изд-во «Институт практической Гамезо психологии», Воронеж: Н.П.О, «Модек», 1996- 256с.
  4. Гамезо, М.В. Возрастая и педагогическая психология [Текст]/ М.В.Гамезо, Е.А.Петрова, Л.М.Орлова. - М.:Педагогическое общество России,2003-512с.
  5. Жуков Ю.М. Введение в практическую и социальную психологию [Текст] / Ю.М.Жуков, Л.А.Петровская, О.В.Соловьева. - М.:Смысл,1996-373с.
  6. Емельянов Ю.Н. Активное социально – психологическое  обучение [Текст] / Ю.Н.Емельянов.- Издат Лен. Гос. Ун., 1985-162с.
  7. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений [Текст] / В. А. Лабунская,                 Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бре-ус. - М.: Издательский центр «Академия», 2001-288 с.
  8. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С.Мухина. - Учебник для студ. вузов. - 6-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 - 456 с.
  9. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации [Текст] / А.В.Соколов.- Учебное пособие. — СПб.:  Изд-во Михайлова В. А, 2002 г -461 с.
  10. Столяренко Л.Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д.Столяренко. – Ростов н/Д.: Изд. «Феникс», 1995-736с.
  11. Чистякова М.И. Психоглинастика [Текст] / М.И.Чистяков. – Москва Просвещение: Владос, 1995-160с.

 

 

Приложение 1

Методика  диагностики оценки самоконтроля в  общении М. Снайдера

Шкала самомониторинга 

Инструкция: Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется Вам верным или преимущественно верным, ответьте "Верно", если неверным или преимущественно неверным – "Неверно".

 

Утверждение

Варианты ответа

1

Мне трудно подражать  поведению других людей 

верно

не верно 

2

Я воспринимаю, как спектакль свои попытки произвести впечатление на других людей или поддерживать отношения с ними

верно

не верно 

3

Мне кажется, что я  мог бы быть неплохим актером 

верно

не верно 

4

Я произвожу на других впечатление человека, испытывающего  значительно более глубокие эмоции, чем это есть на самом деле

верно

не верно 

5

Я редко нахожусь в  центре внимания окружающих меня людей 

верно

не верно 

6

В различных ситуациях и с разными людьми я веду себя как совершенно другой человек

верно

не верно 

7

Я могу доказывать только те идеи, в которые я верю

верно

не верно 

8

Для того, чтобы не остаться в одиночестве и нравиться  другим людям я стараюсь быть таким, каким они меня хотят видеть и никаким другим

верно

не верно 

9

Я могу вводить в заблуждение  других людей, демонстрируя дружелюбие, даже если они не нравятся мне

верно

не верно 

10

Я не всегда такой, каким  кажусь

верно

не верно 


 
Подсчет результатов: прибавьте себе по одному баллу за ответ "неверно" на вопросы № 1, 5, 7 и за ответ "верно" на все остальные вопросы. Подсчитайте сумму баллов.

Люди с высоким коммуникативным  контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как  себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем, у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: "я такой, какой я есть в данный момент". Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое "Я", мало подверженное изменениям в различных ситуациях.

0-3 балла: у Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и Вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают Вас "неудобным" по причине Вашей прямолинейности.

4-6 баллов: у Вас средний коммуникативный контроль, Вы искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.

7-10 баллов: у Вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое Вы производите на окружающих.


Информация о работе Коммуникативный тренинг для подростков