Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:41, курсовая работа
Цель курсовой работы: разработать программу коммуникативного тренинга для подростков.
Задачи:
Изучить проблему коммуникативной компетентности.
Рассмотреть особенности подросткового возраста.
Подобрать методы для диагностики и развития коммуникативной компетентности и провести исследование коммуникативных способностей подростков.
Разработать программу коммуникативного тренинга для подростков
Введение …………………………………………………………….……….3
Глава 1. Теоретические основы коммуникации подростков………….…5
1.1.
Психологические особенности подросткового возраста….…5
1.2.
Анализ проблемы социально-психологической компетентности личности и психологические пути её повышения…….……...7
1.3.
Общение в подростковом возрасте……………………….……13
Выводы по I главе ……………………………...……….………20
Глава 2. Опытно-практическая работа по изучению и повышению коммуникативной компетенции …………………………………………..21
2.1.
Определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений ………………………………………………………….21
2.2.
Тренинговая программа ……………………………………….26
Заключение ………………………………………………………………...46
Литература …………………………………...………………………….…48
Приложение …………………………………………………………….…..49
Общение влияет на становление
новой взрослой позиции подростка.
Интересно, что первый этап ее — как раз отрицание
взрослости в традиционном варианте, то
есть отвержение характерных для взрослых
моды, увлечений и даже лексики — украшения
подростков, стиль их причесок, музыка
и даже ненормативная лексика отражают
дистанцированность от родителей и всего
того, что связано с миром взрослых. Но
если внимательно всмотреться в это отрицание,
то становится понятной его роль. Для подростков
в этом возрасте главная привлекательность
взрослости состоит в возможности неподчинения,
свободе от детской зависимости. Они еще
не очень понимают, что любая свобода имеет
обратную сторону — ответственность.
Поэтому именно в неподчинении, отвержении
законов жизни взрослых им видится доказательство
своей собственной взрослости [10].
Выводы по I главе
Изучив научную литературу мы выяснили, что важное значение для развития личности в подростковом возрасте имеет общение со сверстниками. Это специфический канал информации, специфический вид межличностных отношений, а также один из видов эмоционального контакта. Общаясь со сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни которые по тем или иным причинам ему не могут дать взрослые (например, информацию о взаимоотношении полов). Группа сверстников вырабатывает у подростка навыки социального взаимодействия. Только здесь он может выступить в качестве ведомого и ведущего, командира и подчиненного, виновного и судьи учителя и ученика и т.д.
Для подростка очень важно, что о нем говорят и думают сверстники. Принадлежность к компании повышает уверенность в себе и дает дополнительные возможности для самоутверждения. Ориентируясь на сверстников и подражая им, подросток воспитывает в себе те качества, которые особенно ценятся товарищами. Происходит своеобразная «переоценка ценностей», складывается новая иерархия морально-этических требований. При этом нормы и критерии, принятые в кругу сверстников, нередко становятся психологически более значимыми, чем те, которые существуют у взрослых.
Общение
составляет основу
Глава 2. Разработка программы коммуникативного тренинга для подростков.
2.1. Диагностика уровня развития основных коммуникативных умений подростков.
Эмпирическое исследование по определению коммуникативной компетентности и качества основных коммуникативных умений проводилось в МОУ «Калачевская средняя общеобразовательная школа» пос. Калачево в 9 «А» классе. Возраст детей 14-15 лет. В исследовании приняли участие 12 учащихся.
Сроки проведения исследования: 23.04.2011 г., 13.15 – что соответствует 5 уроку I смены.
Исследование проводилось в групповом режиме. Школьникам были розданы бланки с вопросами, с которыми они работали самостоятельно. При необходимости учащимся оказывалась помощь.
Тест разработан американским
психологом М. Снайдером. Он позволяет
оценить уровень
Текст методики и ключи находятся в приложении № 1.
Результаты исследований представлены в таблицах №1.
ТАБЛИЦА №1
Диагностика оценки самоконтроля в общении
№ испыт. |
результаты исследования |
Тест 1 | |
3 балла | |
6 баллов | |
6 баллов | |
8 баллов | |
2 балла | |
5 баллов | |
9 баллов | |
6 баллов | |
8 баллов | |
5 баллов | |
10 баллов | |
4 балла |
Из данной таблицы видно, что 2 подростка (17 %) имеют низкий коммуникативный контроль, 6 подростков (50 %) – средний коммуникативный контроль, а 4 подростка (33 %) имеют высокий коммуникативный контроль.
Также для наглядности построим диаграмму:
Рис 1.
Проведя исследование по определению уровня коммуникативной компетентности и уровня общительности подростков, мы можем сказать, что у большинства учащихся (50%) преобладает средний коммуникативный контроль, 33 % имеют высокий коммуникативный контроль и 17 % имеют низкий коммуникативный контроль.
Полученные результаты говорят нам о том, что необходимо провести коммуникативный тренинг для развития у подростков способности в установлении и поддержании психологического контакта в общении, познания своих возможностей и ограничений во взаимодействии с другими людьми, осознанию и снятию внутренних барьеров и зажимов, мешающих эффективной коммуникации. Для развития способности прогнозировать поведение другого человека и расширения возможностей установления контакта в различных ситуациях общения.
2.2. Тренинговая программа (12 часов)
Социально-психологический тренинг направлен
на формирование навыков общения, на развитие
способностей устанавливать контакт с
окружающими, помогает снять внутренние
барьеры, мешающие эффективному взаимодействию,
способствует сознанию своих личностных
качеств.
Предлагаемый тренинг способствует овладению
приемами эффективного общения через
игровые компоненты и технику активного
слушания.
Парадигма: Парадигма тренинга как наставничества. На формирование парадигмы наставничества в тренинге наибольшее влияние оказали идеи гуманистической психологии, рассматривающей человека как уникальную, целостную, постоянно развивающуюся и стремящуюся к реализации своего потенциала. Участники тренинга в парадигме наставничества занимают в целом субъективную позицию. Их задача – в предложенных тренером обстоятельствах проявлять собственную активность. Тренер - наставник, как правило, готов взять на себя всю полноту ответственности только за создание необходимых для обучения условий. Поэтому, хотя мир и объективен, но принципиально неоднозначен и вариативен для разных людей.
Данная парадигма
выбрана по нескольким
1. Возраст участников тренинга дает возможность тренеру создавать необходимые для обучения условия, а конечный результат зависит уже от самих участников.
2.Данная парадигма является наиболее удачной для проведения тренинговых занятий на формирование навыков общения, на развитие способностей устанавливать контакт с окружающими, помогает снять внутренние барьеры. Способствует овладению приемами эффективного общения через игровые компоненты и технику активного слушания
3.Получаемые с помощью данной парадигмы результаты тренинга обладают высокой стабильностью.
Цель тренинга: повышение уровня коммуникативной компетентности у подростков.
Задачи:
Программа разработана для подростков, с учетом особенностей их возраста и основных новообразований. Подростку важно, что о нем говорят и думают сверстники. Принадлежность к компании повышает уверенность в себе и дает дополнительные возможности для самоутверждения. Ориентируясь на сверстников и подражая им, подросток воспитывает в себе те качества, которые особенно ценятся товарищами. Происходит своеобразная «переоценка ценностей», складывается новая иерархия морально-этических требований. При этом нормы и критерии, принятые в кругу сверстников, нередко становятся психологически более значимыми, чем те, которые существуют у взрослых. Это во многом характеризует социальную ситуацию развития, в которой происходит формирование личности в этот период.
Данный курс состоит из 6 занятий по 1,5 – 2 часа каждое. В основе тренинга лежит принцип поэтапности развития группы и постепенности понимания себя каждым членом группы. Каждая встреча логически вытекает из предыдущей и является основой для последующей. Занятие начинается с упражнения, которое способствует установлению доверительной атмосферы в группе. По итогам встречи проводится обсуждение участниками тренинга полученной информации и приобретенных навыков.
Занятия проводятся 3 раза в неделю (вторник, четверг, суббота).
Общая продолжительность – 10 дней (12 часов).
Основные формы и методы работы:
При работе над данной программой я руководствовалась также следующими принципами:
Занятие 1.
Организационное. Происходит
знакомство ведущего с группой и участников
тренинга друг с другом. Обсуждается программа
занятий, выявляются ожидания участников
от данного курса, вырабатываются правила
поведения на занятиях. Правила поведения
участники могут устанавливать сами или
воспользоваться теми, который предложит
ведущий. Обычно это следующий набор:
1. Искренность.
2. Высказывание от своего имени
(я-высказывание).
3. Обсуждение того, что происходит
непосредственно в группе в данный момент
(правило «здесь и сейчас»).
4. Уважение говорящего.
5. Конфиденциальность.
В ходе организационной встречи члены группы сообщают о себе те сведения, которыми считают нужным поделиться, а также то имя, которым бы хотели назваться.
Цель ведущего: установить в группе доброжелательную
атмосферу и постараться снять внутреннее
напряжение участников, часто возникающее
при первом знакомстве.
Занятие 2.
Цель: создать благоприятную обстановку и условия для работы тренинговой группы.
Задачи: ознакомить участников с целями и задачами тренинга, принять правила работы группы, помочь участникам понять особенности содержания именно данной тренинговой группы.
Упражнение 1. «Комплимент» (5 мин)
Цель: преодолеть скованность участников
в начале занятия, приобрести навык видеть
положительные качества окружающих.
Каждое занятие начинается с ритуала приветствия. Участники настраиваются на совместную работу, говорят друг другу комплимент любого содержания.
Упражнение 2. «Счет» (15 мин)
Цель: сплочение группы путем совместного
и одновременного выполнения упражнения.