Коммуникативный тренинг для подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: разработать программу коммуникативного тренинга для подростков.

Задачи:
Изучить проблему коммуникативной компетентности.
Рассмотреть особенности подросткового возраста.
Подобрать методы для диагностики и развития коммуникативной компетентности и провести исследование коммуникативных способностей подростков.
Разработать программу коммуникативного тренинга для подростков

Содержание

Введение …………………………………………………………….……….3

Глава 1. Теоретические основы коммуникации подростков………….…5


1.1.
Психологические особенности подросткового возраста….…5


1.2.
Анализ проблемы социально-психологической компетентности личности и психологические пути её повышения…….……...7


1.3.
Общение в подростковом возрасте……………………….……13
Выводы по I главе ……………………………...……….………20

Глава 2. Опытно-практическая работа по изучению и повышению коммуникативной компетенции …………………………………………..21



2.1.
Определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений ………………………………………………………….21


2.2.
Тренинговая программа ……………………………………….26

Заключение ………………………………………………………………...46

Литература …………………………………...………………………….…48

Приложение …………………………………………………………….…..49

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

Общение влияет на становление  новой взрослой позиции подростка. Интересно, что первый этап ее — как раз отрицание взрослости в традиционном варианте, то есть отвержение характерных для взрослых моды, увлечений и даже лексики — украшения подростков, стиль их причесок, музыка и даже ненормативная лексика отражают дистанцированность от родителей и всего того, что связано с миром взрослых. Но если внимательно всмотреться в это отрицание, то становится понятной его роль. Для подростков в этом возрасте главная привлекательность взрослости состоит в возможности неподчинения, свободе от детской зависимости. Они еще не очень понимают, что любая свобода имеет обратную сторону — ответственность. Поэтому именно в неподчинении, отвержении законов жизни взрослых им видится доказательство своей собственной взрослости [10]. 

 

 

 

Выводы  по I главе

Изучив научную литературу мы выяснили, что важное значение для развития личности в подростковом  возрасте имеет общение со сверстниками. Это специфический канал информации, специфический вид межличностных отношений, а также один из видов эмоционального контакта. Общаясь со сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни которые по тем или иным причинам ему не могут дать взрослые (например, информацию о взаимоотношении полов). Группа сверстников вырабатывает у подростка навыки социального взаимодействия. Только здесь он может выступить в качестве ведомого и ведущего, командира и подчиненного, виновного и судьи учителя и ученика и т.д.

Для подростка очень  важно, что о нем говорят и  думают сверстники. Принадлежность к  компании повышает уверенность в себе и дает дополнительные возможности для самоутверждения. Ориентируясь на сверстников и подражая им, подросток воспитывает в себе те качества, которые особенно ценятся товарищами. Происходит своеобразная «переоценка ценностей», складывается новая иерархия морально-этических требований. При этом нормы и критерии, принятые в кругу сверстников, нередко становятся психологически более значимыми, чем те, которые существуют у взрослых.

  Общение  составляет основу формирования  новых психологических и личностных  качеств в ходе различных видов  деятельности — учебной, производственной, творческих занятий, спорта и  пр. Изменение социальной ситуации  развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, с ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Характерными новообразованиями являются «чувство взрослости», развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям и способностям. Для этого возраста характерны попытки понять самого себя и свои возможности.

 

 

 

Глава 2. Разработка программы коммуникативного тренинга для подростков.

2.1. Диагностика уровня развития основных коммуникативных умений подростков.

Эмпирическое исследование по определению коммуникативной  компетентности и качества основных коммуникативных умений проводилось  в МОУ «Калачевская средняя общеобразовательная школа» пос. Калачево в  9 «А» классе. Возраст детей 14-15 лет. В исследовании приняли участие 12 учащихся.

Сроки проведения исследования: 23.04.2011 г., 13.15 – что соответствует 5 уроку I смены.

Исследование проводилось  в групповом режиме. Школьникам были розданы бланки с вопросами, с  которыми они работали самостоятельно. При необходимости учащимся оказывалась помощь.

В ходе исследования использовалась методика:

  1. Методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера.

Тест разработан американским психологом М. Снайдером. Он позволяет  оценить уровень коммуникативного контроля в общении. Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: "Я такой, какой я есть в данный момент". Методика состоит из десяти предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них  подросткам нужно оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется  верным или преимущественно верным, необходимо ответить "Верно", если неверным или преимущественно неверным – "Неверно".

Текст методики и ключи  находятся в приложении № 1.

Результаты  исследований представлены в таблицах №1.

 

 

ТАБЛИЦА №1

Диагностика оценки самоконтроля в общении

 

№ испыт.

результаты исследования

Тест 1

3  балла

6 баллов

6 баллов

8 баллов

2 балла

5 баллов

9 баллов

6 баллов

8 баллов

5 баллов

10 баллов

4 балла


 

Из данной таблицы  видно, что 2 подростка (17 %) имеют низкий коммуникативный контроль, 6 подростков (50 %) – средний коммуникативный контроль, а 4 подростка (33 %) имеют высокий коммуникативный контроль.

Также для наглядности  построим диаграмму:

 

 

 

Рис 1.

 

Проведя исследование по определению уровня коммуникативной компетентности и уровня общительности подростков, мы можем сказать, что у большинства  учащихся (50%) преобладает средний коммуникативный контроль,  33 %   имеют высокий коммуникативный контроль и 17 %  имеют низкий коммуникативный контроль.

Полученные результаты говорят нам о том, что необходимо провести коммуникативный тренинг для развития у подростков способности в установлении и поддержании психологического контакта в общении, познания своих возможностей и ограничений во взаимодействии с другими людьми, осознанию и снятию внутренних барьеров и зажимов, мешающих эффективной коммуникации. Для развития способности прогнозировать поведение другого человека и расширения возможностей установления контакта в различных ситуациях общения.

2.2. Тренинговая программа (12 часов)

Социально-психологический тренинг направлен на формирование навыков общения, на развитие способностей устанавливать контакт с окружающими, помогает снять внутренние барьеры, мешающие эффективному взаимодействию, способствует сознанию своих личностных качеств. 
Предлагаемый тренинг способствует овладению приемами эффективного общения через игровые компоненты и технику активного слушания. 

           Парадигма: Парадигма тренинга как наставничества. На формирование парадигмы наставничества в тренинге наибольшее влияние оказали идеи гуманистической психологии, рассматривающей человека как уникальную, целостную, постоянно развивающуюся и стремящуюся к реализации своего потенциала. Участники тренинга в парадигме наставничества занимают в целом субъективную позицию. Их задача – в предложенных тренером обстоятельствах проявлять собственную активность. Тренер - наставник, как правило, готов взять на себя всю полноту ответственности только за создание необходимых для обучения условий. Поэтому, хотя мир и объективен, но принципиально неоднозначен и вариативен для разных людей.

 

 Данная парадигма  выбрана по нескольким причинам:

1. Возраст участников тренинга дает возможность тренеру  создавать необходимые для обучения условия, а конечный результат зависит уже от самих участников.

2.Данная парадигма является наиболее удачной для проведения тренинговых занятий на формирование навыков общения, на развитие способностей устанавливать контакт с окружающими, помогает снять внутренние барьеры. Способствует овладению приемами эффективного общения через игровые компоненты и технику активного слушания

3.Получаемые с помощью данной парадигмы результаты тренинга обладают высокой стабильностью.

Цель тренинга: повышение уровня коммуникативной компетентности у подростков.

Задачи:

  • Развитие способности в установлении и поддержании психологического контакта в общении;
  • Осознание и снятие внутренних барьеров и зажимов, мешающих эффективной коммуникации;
  • Расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;
  • Отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;
  • Овладение навыками эффективного слушания;
  • Расширение диапазона творческих способностей;

Программа разработана  для подростков, с учетом особенностей их возраста и основных новообразований. Подростку важно, что о нем говорят и думают сверстники. Принадлежность к компании повышает уверенность в себе и дает дополнительные возможности для самоутверждения. Ориентируясь на сверстников и подражая им, подросток воспитывает в себе те качества, которые особенно ценятся товарищами. Происходит своеобразная «переоценка ценностей», складывается новая иерархия морально-этических требований. При этом нормы и критерии, принятые в кругу сверстников, нередко становятся психологически более значимыми, чем те, которые существуют у взрослых. Это во многом характеризует социальную ситуацию развития, в которой происходит формирование личности в этот период.

Данный курс состоит из 6 занятий по 1,5 – 2 часа каждое. В основе тренинга лежит принцип поэтапности развития группы и постепенности понимания себя каждым членом группы. Каждая встреча логически вытекает из предыдущей и является основой для последующей. Занятие начинается с упражнения, которое способствует установлению доверительной атмосферы в группе. По итогам встречи проводится обсуждение участниками тренинга полученной информации и приобретенных навыков.

Занятия проводятся 3 раза в неделю (вторник, четверг, суббота).

Общая продолжительность – 10  дней (12 часов).

Основные формы и  методы работы:

  • разогревающие упражнения;
  • моделирование ситуаций в ролевых играх;
  • упражнения в парах, группах;
  • групповые дискуссии.

При работе над данной программой я руководствовалась  также следующими принципами:

  • Принцип экологичности. Все, что происходит на тренинге не должно нанести вред или стать помехой в свободном развитии участников группы и ведущих.
  • Принцип целесообразности. Все упражнения, игры, задания служат для реализации единой цели.
  • Принцип последовательности. Каждое последующее задание базируется на опыте и переживаниях, полученных при выполнении предыдущих, новые ресурсы внедряются в процесс обучения.
  • Принцип открытости. Быть искренним перед группой, декларировать цели и задачи тренинга, отвечать, по-возможности, честно на поставленные вопросы, создавать условия для раскрытия потенциала каждого из участников.
  • Принцип достоверности. Упражнения адаптированы к той действительности, в которой живут и взаимодействуют участники.

Занятие 1.

 

Организационное. Происходит знакомство ведущего с группой и участников тренинга друг с другом. Обсуждается программа занятий, выявляются ожидания участников от данного курса, вырабатываются правила поведения на занятиях. Правила поведения участники могут устанавливать сами или воспользоваться теми, который предложит ведущий. Обычно это следующий набор: 
1. Искренность. 
2. Высказывание от своего имени (я-высказывание). 
3. Обсуждение того, что происходит непосредственно в группе в данный момент (правило «здесь и сейчас»). 
4. Уважение говорящего. 
5. Конфиденциальность.

 

В ходе организационной встречи члены группы сообщают о себе те сведения, которыми считают нужным поделиться, а также то имя, которым бы хотели назваться.

Цель ведущего: установить в группе доброжелательную атмосферу и постараться снять внутреннее напряжение участников, часто возникающее при первом знакомстве. 

Занятие 2.

 

Цель: создать благоприятную обстановку и условия для работы тренинговой группы.

Задачи: ознакомить участников с целями и задачами тренинга, принять правила работы группы, помочь участникам понять особенности содержания именно данной тренинговой группы.

 

Упражнение 1. «Комплимент»  (5 мин)

Цель: преодолеть скованность участников в начале занятия, приобрести навык видеть положительные качества окружающих.  

Каждое занятие начинается с ритуала приветствия. Участники настраиваются на совместную работу, говорят друг другу комплимент любого содержания.

 

Упражнение 2. «Счет»  (15 мин)

Цель: сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения. 

Информация о работе Коммуникативный тренинг для подростков