Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:41, курсовая работа
Цель курсовой работы: разработать программу коммуникативного тренинга для подростков.
Задачи:
Изучить проблему коммуникативной компетентности.
Рассмотреть особенности подросткового возраста.
Подобрать методы для диагностики и развития коммуникативной компетентности и провести исследование коммуникативных способностей подростков.
Разработать программу коммуникативного тренинга для подростков
Введение …………………………………………………………….……….3
Глава 1. Теоретические основы коммуникации подростков………….…5
1.1.
Психологические особенности подросткового возраста….…5
1.2.
Анализ проблемы социально-психологической компетентности личности и психологические пути её повышения…….……...7
1.3.
Общение в подростковом возрасте……………………….……13
Выводы по I главе ……………………………...……….………20
Глава 2. Опытно-практическая работа по изучению и повышению коммуникативной компетенции …………………………………………..21
2.1.
Определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений ………………………………………………………….21
2.2.
Тренинговая программа ……………………………………….26
Заключение ………………………………………………………………...46
Литература …………………………………...………………………….…48
Приложение …………………………………………………………….…..49
Содержание
Введение ……………………………………………………… |
|||
Глава 1. Теоретические основы коммуникации подростков………….…5 |
|||
1.1. |
Психологические особенности подросткового возраста….…5 |
||
1.2. |
Анализ проблемы
социально-психологической |
||
1.3. |
Общение в подростковом возрасте……………………….……13 Выводы по I главе ……………………………...……….………20 |
||
Глава 2. Опытно-практическая
работа по изучению и повышению коммуникативной
компетенции ………………………………………….. |
| ||
2.1. |
Определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений ………………………………………………………….21 |
||
2.2. |
Тренинговая программа ……………………………………….26 |
||
Заключение ………………………………………………… |
|||
Литература …………………………………...……… |
|||
Приложение ………………………………………………… |
Введение
Единственная настоящая
роскошь – это роскошь
Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет, несомненно, инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные.
Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни [10].
Л. С. Выготский, как и П. П. Блонский, подходил к подростковому периоду как к историческому образованию. Он считал, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества.
Объект изучения: личностные особенности подростков.
Предмет исследования: коммуникативный тренинг для подростков.
Цель курсовой работы: разработать программу коммуникативного тренинга для подростков.
Задачи:
Гипотеза исследования: Для того чтобы разработать эффективную программу коммуникативного тренинга для подростков, при планировании тренинга необходимо учесть следующие факторы: психологические особенности подростков, эмоциональную стабильность в группе, регулярность занятий.
Методы исследования:
1) теоретические – анализ литературы, моделирование тренинга;
2) психодиагностические: методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера.
Глава 1. Теоретические основы коммуникации подростков.
Подростковый возраст
обычно характеризуется как
Подростковый период
развития охватывает возраст от 12 до
15 лет (± 2 года), характеризуется началом
перестройки организма ребенка:
ускоренным физическим развитием и
половым созреванием. В организме
возникают резкие перемены в связи
с деятельностью желез внутренней секреции, в
частности, половых желез. Интенсифицируется
обмен веществ. Нарушение прежней слаженности
в деятельности организма и еще не отрегулированная
новая система его функционирования являются
основой общей неуравновешенности подростка,
его раздражительности, взрывчатости,
резких колебаний настроения от бурной
активности к вялости и апатии. Особенность
подросткового возраста в том и состоит,
что внешне и по своим притязаниям это
взрослый, а по внутренним особенностям
и возможностям это во многом еще ребенок.
Отсюда сохраняющаяся у подростка потребность
в ласке, внимании, интерес к играм, забавам,
возне друг с другом. Наряду с этим, вместе
с чувством взрослости у подростка пробуждается
и активно формируется самосознание, обостренное
чувство собственного достоинства, осознание
половой принадлежности. Подростку свойственна
повышенная критичность. Если, будучи
ребенком, он на многие события в окружающем
мире не обращал внимания или был снисходителен
в своих оценках, то став подростком, он
начинает переоценивать давно знакомое
и привычное, вынося собственные суждения,
нередко очень прямолинейные, категоричные
и бескомпромиссные.
В результате авторитет родителей и учителей
может значительно ослабиться
или утрачиваться навсегда.
Подростки очень болезненно относятся
ко всему, что касается не только оценки
их личных качеств, но и оценки достоинств
и недостатков их семьи, родителей, друзей,
любимых учителей. На этой почве подростки
могут вступить в глубокий конфликт с
обидчиком. На потерю авторитета родителей
или кого-то другого, ранее значимого,
они могут отреагировать самым крайним
и неожиданным образом: замкнуться в себе,
стать грубым, упрямым, агрессивным, демонстративно
противоречить, начать курить, употреблять
спиртное или наркотики, заводить сомнительные
знакомства, уходить из дома и т.д.[4] .
Подростковый возраст,
по словам Л. С. Выготского, представляет
собой совокупность условий, в высшей
степени предрасполагающих к
воздействию различных
Л. С. Выготский, как и П. П. Блонский, подходил
к подростковому периоду как к историческому
образованию. Он считал, что особенности
протекания и продолжительность подросткового
возраста заметно варьируют в зависимости
от уровня развития общества. Подростковый
возраст относится к числу критических
периодов, связанных с кардинальными преобразованиями
в сфере сознания, деятельности и системы
взаимоотношений. Он характеризуется
бурным ростом человека, формированием
организма в ходе полового созревания,
что оказывает заметное влияние на психофизиологические
особенности подростка. Личность подростка
формируется не сама по себе, а в окружающей
его среде. Особенно важна роль малых групп,
в которых подросток взаимодействует
с другими людьми. Прежде всего, это касается
семьи и школы. Общение составляет
основу формирования новых психологических
и личностных качеств в ходе различных
видов деятельности — учебной, производственной,
творческих занятий, спорта и пр. Изменение
социальной ситуации развития подростков
связано с их активным стремлением приобщиться
к миру взрослых, с ориентацией поведения
на нормы и ценности этого мира. Характерными
новообразованиями являются «чувство
взрослости», развитие самосознания и
самооценки, интереса к себе как личности,
к своим возможностям и способностям.
Для этого возраста характерны попытки
понять самого себя и свои возможности.
Важнейшее значение имеет возникающее
у подростка чувство принадлежности к
особой подростковой общности, ценности
которые являются основой для собственных
нравственных оценок. Нужно отметить,
что повышенная возбудимость, эмоциональная
неустойчивость, гиперактивность – это
основные поведенческие проявления начального
подросткового возраста, которые накладывают
отпечаток в общении со сверстниками и
родителями [8].
1.2 Анализ проблемы социально-психологической компетентности личности и психологические пути её повышения.
Развитие компетентного общения в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации. При этом для практики развития коммуникативной компетентности, важно ограничить такие виды общения, как служебно-деловое или ролевое и интимно-личностное. Основание для различия является обычно психологическая дистанция между партнёрами, это я – ты контакт. Здесь другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнёру себя, своего внутреннего мира, а не только «внешних» сведений, например, связанных с совместно решаемой типовой служебной задачей [4].
Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции – и отстранённой и близкой. Трудности порой могут быть связаны с инерционностью позиции – владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных показателей компетентного общения [9].
Компетентность во всех
видах общения заключается в
достижении трёх уровней адекватности
партнёров – коммуникативной, интерактивной
и перцептивной. Следовательно, можно
говорить о различных видах
Реализация личностью своей субъективности в общении связана с наличием у неё необходимого уровня коммуникативной компетентности.
Коммуникативная компетентность складывается из способностей:
1 Давать социально-
2 Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
3 Осуществлять социально-
Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок.
Коммуникативная установка
партнёра – это своеобразная программа
поведения личности в процессе общения.
Уровень установки может
При таком подходе
к характеристике коммуникативной
компетентности целесообразно рассмотреть
общение как системно-
1 Коммуникативно-
2 Коммуникативно-
3 Коммуникативно-
4 Коммуникативно-
Каждая из этих составляющих требует специального анализа, однако рамки изложения концепции дают возможность остановиться только на коммуникативно-исполнительской части. Она рассматривается как коммуникативно-исполнительское мастерство личности.
Коммуникативно-исполнительское мастерство личности проявляется как два взаимосвязанных и всё же относительно самостоятельных умения найти адекватную теме общения коммуникативную структуру, соответствующую цели общения, и умение реализовать коммуникативный замысел непосредственно в общении, т.е. продемонстрировать коммуникативно-исполнительскую технику общения [10].
В коммуникативно-
Эмоционально-психологическая саморегуляция создаёт настрой на общение в соответствующих ситуациях [6].
В процессе эмоционально-психологической
саморегуляции следует