Коммуникативный тренинг для подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: разработать программу коммуникативного тренинга для подростков.

Задачи:
Изучить проблему коммуникативной компетентности.
Рассмотреть особенности подросткового возраста.
Подобрать методы для диагностики и развития коммуникативной компетентности и провести исследование коммуникативных способностей подростков.
Разработать программу коммуникативного тренинга для подростков

Содержание

Введение …………………………………………………………….……….3

Глава 1. Теоретические основы коммуникации подростков………….…5


1.1.
Психологические особенности подросткового возраста….…5


1.2.
Анализ проблемы социально-психологической компетентности личности и психологические пути её повышения…….……...7


1.3.
Общение в подростковом возрасте……………………….……13
Выводы по I главе ……………………………...……….………20

Глава 2. Опытно-практическая работа по изучению и повышению коммуникативной компетенции …………………………………………..21



2.1.
Определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений ………………………………………………………….21


2.2.
Тренинговая программа ……………………………………….26

Заключение ………………………………………………………………...46

Литература …………………………………...………………………….…48

Приложение …………………………………………………………….…..49

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение …………………………………………………………….……….3

 

Глава 1. Теоретические основы коммуникации подростков………….…5

 
 

1.1.

Психологические особенности подросткового  возраста….…5

 
 

1.2.

Анализ проблемы социально-психологической компетентности личности и психологические пути её повышения…….……...7

 
 

1.3.

Общение в подростковом возрасте……………………….……13

Выводы по I главе ……………………………...……….………20

 

Глава 2. Опытно-практическая работа по изучению и повышению коммуникативной  компетенции …………………………………………..21

 

 
 

2.1.

Определение уровня коммуникативной  компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений  ………………………………………………………….21

 
 

2.2.

Тренинговая программа  ……………………………………….26

 

Заключение ………………………………………………………………...46

 

Литература …………………………………...………………………….…48

 

Приложение …………………………………………………………….…..49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Единственная настоящая  роскошь – это роскошь человеческого  общения. Об этом рассуждали философы на протяжении веков, и эта тема остаётся актуальной и в наши дни. Вся жизнь человека протекает в постоянном общении. Человек всегда находится в контексте с другим – партнером реальности, воображаемым, выбранным и т.п., поэтому с этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни, в судьбу в целом.

Коммуникативная компетентность рассматривается как система  внутренних ресурсов, необходимых для  построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного  взаимодействия. Компетентность в общении  имеет, несомненно, инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные.

Ведущей деятельностью  в подростковом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни [10].

Л. С. Выготский, как и  П. П. Блонский, подходил к подростковому  периоду как к историческому  образованию. Он считал, что особенности  протекания и продолжительность  подросткового возраста заметно  варьируют в зависимости от уровня развития общества.

Объект  изучения: личностные особенности подростков.

Предмет исследования: коммуникативный тренинг для подростков.

Цель  курсовой работы:  разработать программу коммуникативного тренинга для подростков.

 

Задачи:

  1. Изучить проблему коммуникативной компетентности.
  2. Рассмотреть особенности подросткового возраста.
  3. Подобрать методы для диагностики и развития коммуникативной компетентности и провести исследование коммуникативных способностей подростков.
  4. Разработать программу коммуникативного тренинга для подростков.

Гипотеза  исследования: Для того чтобы разработать эффективную программу коммуникативного тренинга для подростков, при планировании тренинга необходимо учесть следующие  факторы: психологические особенности подростков, эмоциональную стабильность в группе, регулярность занятий.

Методы исследования:

1) теоретические – анализ литературы, моделирование тренинга;

2) психодиагностические: методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы коммуникации подростков.

    1. Психологические особенности подросткового возраста.

Подростковый возраст  обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст  полового созревания. Подростковый период в развитии ребенка считают обычно особенно трудным как для родителей и педагогов, так и для самих детей. В основе такой оценки лежит обилие критических, психологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития, которые иногда именуются "критическими периодами детства" [1].

Подростковый период развития охватывает возраст от 12 до 15 лет (± 2 года), характеризуется началом  перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и  половым созреванием. В организме  возникают резкие перемены в связи  с деятельностью желез внутренней секреции, в частности, половых желез. Интенсифицируется обмен веществ. Нарушение прежней слаженности в деятельности организма и еще не отрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения от бурной активности к вялости и апатии. Особенность подросткового возраста в том и состоит, что внешне и по своим притязаниям это взрослый, а по внутренним особенностям и возможностям это во многом еще ребенок. Отсюда сохраняющаяся у подростка потребность в ласке, внимании, интерес к играм, забавам, возне друг с другом. Наряду с этим, вместе с чувством взрослости у подростка пробуждается и активно формируется самосознание, обостренное чувство собственного достоинства, осознание половой принадлежности. Подростку свойственна повышенная критичность. Если, будучи ребенком, он на многие события в окружающем мире не обращал внимания или был снисходителен в своих оценках, то став подростком, он начинает переоценивать давно знакомое и привычное, вынося собственные суждения, нередко очень прямолинейные, категоричные и бескомпромиссные.  
В результате авторитет родителей и учителей может значительно ослабиться

или утрачиваться навсегда. 
Подростки очень болезненно относятся ко всему, что касается не только оценки их личных качеств, но и оценки достоинств и недостатков их семьи, родителей, друзей, любимых учителей. На этой почве подростки могут вступить в глубокий конфликт с обидчиком. На потерю авторитета родителей или кого-то другого, ранее значимого, они могут отреагировать самым крайним и неожиданным образом: замкнуться в себе, стать грубым, упрямым, агрессивным, демонстративно противоречить, начать курить, употреблять спиртное или наркотики, заводить сомнительные знакомства, уходить из дома и т.д.[4] .

Подростковый возраст, по словам Л. С. Выготского, представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к  воздействию различных психотравмирующих  факторов. Самыми сильнодействующими из них являются недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка и окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему. Все это не просто осложняет учебно-воспитательную работу с ними, но и делает ее порой практически невозможной. У подростка на этой почве могут возникнуть различные отклонения в поведении. 
              Л. С. Выготский, как и П. П. Блонский, подходил к подростковому периоду как к историческому образованию. Он считал, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества. Подростковый возраст относится к числу критических периодов, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Он характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в ходе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Личность подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которых подросток взаимодействует с другими людьми. Прежде всего, это касается семьи и школы.  Общение составляет основу формирования новых психологических и личностных качеств в ходе различных видов деятельности — учебной, производственной, творческих занятий, спорта и пр. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, с ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Характерными новообразованиями являются «чувство взрослости», развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям и способностям. Для этого возраста характерны попытки понять самого себя и свои возможности. Важнейшее значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой подростковой общности, ценности которые являются основой для собственных нравственных оценок. Нужно отметить, что повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, гиперактивность – это основные поведенческие проявления начального подросткового возраста, которые накладывают отпечаток в общении со сверстниками и родителями [8].

1.2 Анализ проблемы социально-психологической компетентности личности и психологические пути её повышения.

Развитие компетентного  общения в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений  его гармонизации. При этом для  практики развития коммуникативной  компетентности, важно ограничить такие виды общения, как служебно-деловое или ролевое и интимно-личностное. Основание для различия является обычно психологическая дистанция между партнёрами, это я – ты контакт. Здесь другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнёру себя, своего внутреннего мира, а не только «внешних» сведений, например, связанных с совместно решаемой типовой служебной задачей [4].

Компетентность в общении  предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции – и отстранённой и близкой. Трудности порой могут быть связаны с инерционностью позиции – владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных показателей компетентного общения [9].

Компетентность во всех видах общения заключается в  достижении трёх уровней адекватности партнёров – коммуникативной, интерактивной  и перцептивной. Следовательно, можно  говорить о различных видах компетентности в общении. Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партнёров, всем граням их адекватности – перцептивной, коммуникативной, интерактивной.

Реализация личностью  своей субъективности в общении связана с наличием у неё необходимого уровня коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

1 Давать социально-психологический  прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

2 Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

3 Осуществлять социально-психологическое  управление процессами общения  в коммуникативной ситуации [10].

Прогноз формируется  в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок.

Коммуникативная установка  партнёра – это своеобразная программа  поведения личности в процессе общения. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления: предметно-тематических интересов партнёра, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношение к форме общения, включенности партнёров в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется в ходе изучения частоты коммуникативных контактов, типа темперамента партнёра, его предметно-практических предпочтений, эмоциональных оценок форм общения [3].

При таком подходе  к характеристике коммуникативной  компетентности целесообразно рассмотреть  общение как системно-интегрирующий  процесс, который имеет следующие  составляющие:

1        Коммуникативно-диагностическую (диагностика социопсихологической  ситуации в условии будущей коммуникативной деятельности, выявление возможных социальных, социально-психологических и других противоречий, с которыми возможно предстоит столкнуться личности в общении);

2        Коммуникативно-программирующую (подготовка программы общения, разработка текстов для общения, выбор стиля, позиции и дистанции общения);

3        Коммуникативно-организационную (организация внимания партнёров по общению, стимулирование их коммуникативной активности и т.д.);

4        Коммуникативно-исполнительскую (диагноз коммуникативной ситуации, в которой разворачивается общение личности, прогноз развития этой ситуации, осуществляемый по заранее осмысленной индивидуальной программе общения).

Каждая из этих составляющих требует специального анализа, однако рамки изложения концепции дают возможность остановиться только на коммуникативно-исполнительской части. Она рассматривается как коммуникативно-исполнительское мастерство личности.

Коммуникативно-исполнительское мастерство личности проявляется как два взаимосвязанных и всё же относительно самостоятельных умения найти адекватную теме общения коммуникативную структуру, соответствующую цели общения, и умение реализовать коммуникативный замысел непосредственно в общении, т.е. продемонстрировать коммуникативно-исполнительскую технику общения [10].

В коммуникативно-исполнительском  мастерстве личности проявляются многие её навыки и, прежде всего, навыки эмоционально-психологического саморегулирования как управление своей психофизической органикой, в результате чего личность достигает адекватного коммуникативно-исполнительской деятельности эмоционально-психологического состояния.

Эмоционально-психологическая  саморегуляция создаёт настрой  на общение в соответствующих ситуациях [6].

В процессе эмоционально-психологической  саморегуляции следует различать  три фазы:

    • длительное эмоциональное «заражение» проблемой, темой и материалами предстоящей ситуации общения;
    • эмоционально-психологическую идентификацию на стадии разработки модели своего поведения и программы предстоящего общения;
    • оперативную эмоционально-психологическую перестройку в обстановке общения.

Информация о работе Коммуникативный тренинг для подростков