Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:41, курсовая работа
Цель курсовой работы: разработать программу коммуникативного тренинга для подростков.
Задачи:
Изучить проблему коммуникативной компетентности.
Рассмотреть особенности подросткового возраста.
Подобрать методы для диагностики и развития коммуникативной компетентности и провести исследование коммуникативных способностей подростков.
Разработать программу коммуникативного тренинга для подростков
Введение …………………………………………………………….……….3
Глава 1. Теоретические основы коммуникации подростков………….…5
1.1.
Психологические особенности подросткового возраста….…5
1.2.
Анализ проблемы социально-психологической компетентности личности и психологические пути её повышения…….……...7
1.3.
Общение в подростковом возрасте……………………….……13
Выводы по I главе ……………………………...……….………20
Глава 2. Опытно-практическая работа по изучению и повышению коммуникативной компетенции …………………………………………..21
2.1.
Определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений ………………………………………………………….21
2.2.
Тренинговая программа ……………………………………….26
Заключение ………………………………………………………………...46
Литература …………………………………...………………………….…48
Приложение …………………………………………………………….…..49
Упражнение из разряда «ледоколов», применяется в начале занятия для снятия внутреннего напряжения участников. Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.
Упражнение 3. «Знакомство» (20 мин)
Цель: осознание участниками тренинга
своих индивидуальных особенностей, знакомство
с другими членами группы.
Участники тренинга сидят в кругу. По очереди они называют одну положительную и одну отрицательную черту своего характера. Другие участники могут задавать уточняющие вопросы. Задача ведущего – не допускать комментариев, которые могут разрушить доверительную атмосферу в группе.
Упражнение 4. «Кто я?» (30 мин)
Цель: анализ собственных внутренних ресурсов и состояний, получение навыка анализа своих внутренних установок.
Участники описывают себя в 10-ти кратких тезисах. Они могут сообщить о себе любые сведения, которые, по их мнению, составляют их индивидуальность.
Каждая строка начинается одинаково: «Я -…». Далее следует та информация, которую человек хочет донести до сведения окружающих. После окончания работы участники могут сразу поделиться с окружающими результатом размышления, а могут начать анализ своих записей. Каждый пункт рассматривается по нескольким параметрам: отрицательное или положительное высказывание, личное или социальное (сообщает ли участник о своей черте характера или называет свою социальную роль), прошлое – будущее – настоящее (к какому периоду в жизни человека относится данное высказывание).
Упражнение 5. «Прощание» (20 мин)
Цель: улучшение атмосферы в группе,
закрепление положительного воспоминания
о конце занятия.
Участники, сидя в кругу, произносят в адрес рядом сидящего слова прощания и доброе пожелание.
Занятие 3.
Цель: осознание и принятие своих чувств;
Задачи: осознание внутреннего состояния человека, установление обратной связи, установление межличного контакта.
Упражнение 1. «Комплимент» (5 мин)
Цель: преодолеть скованность участников
в начале занятия, приобрести навык видеть
положительные качества окружающих.
Каждое занятие начинается с ритуала приветствия. Участники настраиваются на совместную работу, говорят друг другу комплимент любого содержания.
Упражнение 2. «Знакомство» (20 мин)
Цель: анализ прошедшего дня, проговаривание возникших проблем, осознание положительных моментов прошедшего отрезка дня, информирование других членов группы о своей реакции на те или иные события.
Каждый участник называет одно положительное и одно отрицательное событие, которое произошло с ним за день.
Упражнение 3. «Первое впечатление» (30 мин)
Цель: осознание своего внутреннего
состояния через внешние признаки, развитие
навыка «чтения» другого человека по внешним
признакам.
Участники группы описывают себя для незнакомого человека, которого предстоит встретить впервые в людном месте. Описать нужно свое поведение, местоположение, жесты, мимику.
Упражнение 4. «Первое впечатление» (30 мин)
Цель: установление обратной связи между участниками тренинга, осознание своей способности узнавать характер человека при первом знакомстве.
Группа обсуждает предыдущее упражнение и делится первыми впечатлениями друг о друге.
Упражнение 5. « Глаза в глаза» (30 мин)
Цель: Установление межличностного контакта участников тренинга, получение обратной связи, возвращение к детским воспоминаниям, некоторые из которых могли стать причиной затруднений в настоящий момент.
Участники разбиваются на пары и в течение 3 -5 минут внимательно смотрят в глаза друг другу, пытаясь представить, каким этот человек был в детстве. Затем все делятся впечатлениями и проверяют свои догадки.
Упражнение 6. «Прощание» (5 мин)
Цель: улучшение атмосферы в группе,
закрепление положительного воспоминания
о конце занятия.
Участники, сидя в кругу, произносят в адрес рядом сидящего слова прощания и доброе пожелание.
Занятие 4.
Цель: развитие позитивного самовосприятия, раскрытие внутреннего мира.
Задачи: осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими
Упражнение 1. «Комплимент» (5 мин)
Цель: преодолеть скованность участников
в начале занятия, приобрести навык видеть
положительные качества окружающих.
Каждое занятие начинается с ритуала приветствия. Участники настраиваются на совместную работу, говорят друг другу комплимент любого содержания.
Упражнение 2. «Цепочка ассоциаций» (20 мин)
Цель: раскрытие внутреннего мира участников через ассоциации на значимые для них понятия, более глубокое проникновение во внутренний мир партнеров.
Один из участников, бросая мяч кому-то из группы, называет понятие, которое обозначает эмоциональное состояние человека или его личностное качество (доброта, обида и т.д.). Следующий, перебрасывая мяч дальше, называет свою ассоциацию на это понятие. Мяч может сделать один или несколько кругов.
Упражнение 3. «Ассоциации» (35 мин)
Цель: получение обратной связи, развитие навыка размышлять о свойствах других людей, сравнивая их с другими объектами.
Один из участников становится ведущим, он выходит из комнаты, остальные загадывают кого-то из присутствующих. Вернувшийся ведущий может задать группе три вопроса, например: «Если бы этот человек был рыбой (животным, погодой и т.д.), то какой?» Участники по очереди дают свои ассоциации на загаданного человека, после чего ведущий должен угадать, о ком шла речь. Если попытка оказалась неудачной, он может задать еще один вопрос. Затем ведущий может смениться.
Упражнение 4. «Кем бы я был?» (30 мин)
Цель: осознание своих качеств, освобождение
от шаблонных суждений о себе.
Участникам дается время на то, чтобы подумать и записать, кем бы они были, если бы не были людьми. Т.е. нужно найти такое явление или предмет, который в наибольшей мере отражает качества самого человека.
Упражнение 5. «Прощание» (10 мин)
Цель: улучшение атмосферы в группе,
закрепление положительного воспоминания
о конце занятия.
Участники, сидя в кругу, произносят в адрес рядом сидящего слова прощания и доброе пожелание.
Занятие 5
Цель: развитие позитивного самовосприятия.
Упражнение 1. «Комплимент» (5 мин)
Цель: преодолеть скованность участников
в начале занятия, приобрести навык видеть
положительные качества окружающих.
Каждое занятие начинается с ритуала приветствия. Участники настраиваются на совместную работу, говорят друг другу комплимент любого содержания.
Упражнение 2. «Знакомство» (20 мин)
Цель: анализ собственный впечатлений от пережитого, информирование других членов группы о своих ценностных установках.
Каждый участник рассказывает об одном событии, которое его возмутило, и об одном, которое вызвало восхищение.
Упражнение 3. «Изобрази состояние» (30 мин)
Цель: развитие навыка невербального
общения.
Ведущий готовит два набора карточек. В одном записаны эмоциональные состояния человека (радость, удивление, обида, усталость и т.д.), в другом – части тела человека (спина, голова, брови, пальцы и т.д.). Каждый из участников выбирает по одной карточке из каждого набора. Нужно изобразить выбранное состояние с помощью заданного средства.
Упражнение 4. «Скульптура» (30 мин)
Цель: получение обратной связи, анализ своего внутреннего состояния, выражаемого в мимике, позе и т.д.
Один из участников становится «скульптурой», остальные – «скульпторами», которые «лепят» «скульптуру» в соответствии с ее предполагаемым внутренним миром. Затем тот, кто был в роли «скульптуры», делится своими ощущениями.
Упражнение 5. «Рукопожатие вслепую» (35 мин)
Цель: установление более тесного межличностного контакта между участниками тренинга, получение обратной связи, развитие навыка анализировать свои ощущения от другого человека.
Одному из участников завязывают глаза и усаживают в центр комнаты. Остальные по очереди кладут свои ладони на его руки. Водящий должен описать свое ощущение от этих рук и постараться угадать участника. Затем игроки меняются местами.
Упражнение 6. «Прощание» (10 мин)
Цель: улучшение атмосферы в группе,
закрепление положительного воспоминания
о конце занятия.
Участники, сидя в кругу, произносят в адрес рядом сидящего слова прощания и доброе пожелание.
Занятие 6
Цель: завершить работу тренинговой группы.
Упражнение 1. «Комплимент» (5 мин)
. Цель: преодолеть скованность участников
в начале занятия, приобрести навык видеть
положительные качества окружающих.
Каждое занятие начинается с ритуала приветствия. Участники настраиваются на совместную работу, говорят друг другу комплимент любого содержания.
Упражнение 2. «Знакомство» (20 мин)
Цель: анализ своих ценностных ориентиров, информирование об этом других членов группы.
Каждый участник называет одного положительного и одного отрицательного, с его точки зрения, героя.
Упражнение 3. «Внимание другим» (25 мин)
Цель: Развитие навыка позитивного мышления, принятия похвалы, обратная связь.
Участники образуют два круга – внешний (А) и внутренний (В). Каждый А дает положительную оценку какому-то качеству В. Тот повторяет сказанное А, принимая его точку зрения, и добавляет еще что-то по заданной схеме: «Кроме того, я еще…». Затем участники сдвигаются на одного человека, меняя партнера по общению, и продолжают упражнение до тех пор, пока не поговорят с каждым членом группы. После этого А и В могут поменяться местами.
Упражнение 4. «Дамы и кавалеры» (25 мин)
Цель: осознание своих внутренних качеств через ассоциацию, формирование позитивного мышления, изменение излишне критичности по отношению к себе.
Участники сидят в кругу. Каждый выбирает себе «псевдоним», например, название животного. По очереди участники сообщают свой псевдоним соседу, должен объяснить этот выбор, сделав комплимент.
Упражнение 5. «Автопилот» (40 мин)
Цель: осознание своих устремлений, повышение уверенности в своих силах.
Участники размышляют о том, какими им хотелось бы стать: как себя вести, как относиться к себе и окружающим и т.д. В соответствии с этим каждый составляет программу для своего «автопилота» по определенной схеме, например: «Я уверен в себе; я доброжелателен». Когда программа готова, каждый участник читает ее вслух так, чтобы у присутствующих возникло убеждение, что этот человек именно таков.
Упражнение 6. «Прощание» (10 мин).
Цель: улучшение атмосферы в группе, закрепление положительного воспоминания о конце занятия.
Участники, сидя в кругу, произносят в адрес рядом сидящего слова прощания и доброе пожелание.
Заключительная часть (40 минут)
«Вот наши занятия и подошли к концу. Теперь, пожалуйста, выскажите свои мысли о том, каким образом повлиял на вас тренинг? Заметили ли вы в себе какие-то изменения? Если бы вы были ведущим, что бы изменили в тренинге? Мнения будем высказывать по очереди начиная с ведущего».
«Итак, я надеюсь, что наши занятия были для вас полезны, и те навыки, которые вы получили здесь помогут вам в дальнейшей жизни.
Всем большое спасибо за работу!»
Вывод по II главе
Программа разработана для подростков, с учетом особенностей их возраста и основных новообразований. Подростку важно, что о нем говорят и думают сверстники. Принадлежность к компании повышает уверенность в себе и дает дополнительные возможности для самоутверждения. Ориентируясь на сверстников и подражая им, подросток воспитывает в себе те качества, которые особенно ценятся товарищами. Происходит своеобразная «переоценка ценностей», складывается новая иерархия морально-этических требований. При этом нормы и критерии, принятые в кругу сверстников, нередко становятся психологически более значимыми, чем те, которые существуют у взрослых. Это во многом характеризует социальную ситуацию развития, в которой происходит формирование личности в этот период. Проведя исследование по определению уровня коммуникативной компетентности и уровня общительности подростков, мы можем сказать, что у большинства учащихся (50%) преобладает средний коммуникативный контроль, 33 % имеют высокий коммуникативный контроль и 17 % имеют низкий коммуникативный контроль.
На основе полученных результатов нами был сделан вывод о неоходимости разработки программы тренинговых занятий для подростков с низким комуникативным контролем. Для преодоления трудностей в установлении контактов с другими людьми нами выбраны упражнения ««Рукопожатие вслепую» и «Глаза в глаза». Для снятия напряжение и скованности в ситуации вхождения в новую группу мы использовали упражнения «Комплимент», «Знакомство». Для повышения обратной связи участников нами были распланированы упражнения «Ассоциации» и «Внимание других».
Для учета развития эмоциональной сферы, развития самосознания и наличия кризиса нами сделан акцент на обсуждении каждого проведенного упражнения, для оценки чувств каждого участника и возможных затруднений при выполнении упражнения.
Заключение
Чрезвычайно важным фактором, влияющим на формирование личности подростка, является его общение со сверстниками. Такая потребность возникает уже в 4- 5 лет и достигает апогея в подростковом возрасте. Общаясь со сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни которые по тем или иным причинам ему не могут дать взрослые (например, информацию о взаимоотношении полов). Группа сверстников вырабатывает у подростка навыки социального взаимодействия. Только здесь он может выступить в качестве ведомого и ведущего, командира и подчиненного, виновного и судьи учителя и ученика и т.д.