Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:41, курсовая работа
Цель курсовой работы: разработать программу коммуникативного тренинга для подростков.
Задачи:
Изучить проблему коммуникативной компетентности.
Рассмотреть особенности подросткового возраста.
Подобрать методы для диагностики и развития коммуникативной компетентности и провести исследование коммуникативных способностей подростков.
Разработать программу коммуникативного тренинга для подростков
Введение …………………………………………………………….……….3
Глава 1. Теоретические основы коммуникации подростков………….…5
1.1.
Психологические особенности подросткового возраста….…5
1.2.
Анализ проблемы социально-психологической компетентности личности и психологические пути её повышения…….……...7
1.3.
Общение в подростковом возрасте……………………….……13
Выводы по I главе ……………………………...……….………20
Глава 2. Опытно-практическая работа по изучению и повышению коммуникативной компетенции …………………………………………..21
2.1.
Определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений ………………………………………………………….21
2.2.
Тренинговая программа ……………………………………….26
Заключение ………………………………………………………………...46
Литература …………………………………...………………………….…48
Приложение …………………………………………………………….…..49
Эмоционально-психологическая
саморегуляция приобретает
Перцептивные навыки
личности проявляются в умении управлять
своим восприятием и
Экспрессивные навыки коммуникативно-
Связь эмоционально-психологической
саморегуляции с
Коммуникативная компетентность как знание норм и правил общения, владения его технологией, является составной частью более широкого понятия «коммуникативный потенциал личности».
По мнению ряда психологов можно говорить о коммуникативной культуре личности как о системе качеств, включающей:
1. Творческое мышление;
2. Культуру речевого действия;
3. Культуру самонастройке
на общение и
4. Культуру жестов и пластики движений;
5. Культуру эмоций.
Коммуникативная культура личности как и коммуникативная компетентность, не возникает на пустом месте, она формируется. Но основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются: соционормативный опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения в непраздничной [форме] сфере; опыт восприятия искусства. Соционормативный опыт – это основа когнитивного компонента коммуникативной компетентности личности как субъекта общения. Вместе с тем реальное бытование различных форм общения, которые чаще всего опираются на соционормативный конгломерат (произвольная смесь норм общения, заимствованных из разных национальных культур, вводит личность в состояние когнитивного диссонанса). А это рождает противоречие между знанием норм общения в разных формах общения и тем способом, который предлагает ситуация конкретного взаимодействия. Диссонанс – источник индивидуально-психологического торможения активности личности в общении. Личность выключается из поля общения. Возникает поле внутреннего психологического напряжения. А это создаёт барьеры на пути человеческого взаимопонимания [8].
Опыт общения занимает
особое место в структуре
Искусство воспроизводит самые разнообразные модели человеческого общения. Знакомство с этими моделями закладывает основу коммуникативной эрудиции личности. Обладая определённым уровнем коммуникативной компетентности, личность вступает в общение, имея определённый уровень самоуважения и самосознания. Личность становится персонифицированным субъектом общения. Это означает не только искусство адаптации к ситуации и свободу действий, но и умение организовать личностное коммуникативное пространство и выбрать индивидуальную коммуникативную дистанцию.
Таким образом, коммуникативная компетентность является необходимым условием успешной реализации личности [10].
1.3 Общение в подростковом возрасте.
Чрезвычайно важным фактором, влияющим на формирование личности подростка, является его общение со сверстниками. Такая потребность возникает уже в 4- 5 лет и достигает апогея в подростковом возрасте. По мнению М. Шовена и др., «общество сверстников» – это специфическая форма взаимодействия и коммуникации детей и подростков, которая существовала и существует не только во всех человеческих обществах, но и у многих животных[8].
Общаясь со сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни которые по тем или иным причинам ему не могут дать взрослые (например, информацию о взаимоотношении полов). Группа сверстников вырабатывает у подростка навыки социального взаимодействия. Только здесь он может выступить в качестве ведомого и ведущего, командира и подчиненного, виновного и судьи учителя и ученика и т.д.
Для подростка очень важно, что о нем говорят и думают сверстники. Принадлежность к компании повышает уверенность в себе и дает дополнительные возможности для самоутверждения. Ориентируясь на сверстников и подражая им, подросток воспитывает в себе те качества, которые особенно ценятся товарищами. Происходит своеобразная «переоценка ценностей», складывается новая иерархия морально-этических требований. При этом нормы и критерии, принятые в кругу сверстников, нередко становятся психологически более значимыми, чем те, которые существуют у взрослых [9].
Условно выделяют организованные, формальные (школьный класс, молодежный лагерь, спортивная секция и т.п.), и неформальные, стихийно образующиеся группы-коллективы. Влияние организованного коллектива на формирование личности подростка исследовалось многими авторами и изучено достаточно полно (Новикова Л.И., 1973; Петровский А.В., Шпалинский В.В., 1978, и др.). Если в младших классах наиболее значимый критерий «ценности» сверстника – успеваемость, школьные отметки, то со временем межличностные отношения более дифференцируются, а критерии социометрического статуса усложняются. Более резкой становится разница в положении «признанных» и «отвергнутых» [10].
В свою очередь положение подростка в коллективе влияет на его поведение. И.С. Кон (1979), ссылаясь на исследования М.А. Алемаскина, Г.Г. Бочкаревой, подчеркивает, что неблагоприятное положение в классном коллективе — одна из основных причин формирования «трудных» подростков. Такие подростки обычно преждевременно оставляют школу и чаще сверстников попадают под дурное влияние вне школы. При обследовании несовершеннолетних правонарушителей оказалось, что 90 % из них были в школах «изолированными», почти все были недовольны своим положением в классе, более 50 % относились к одноклассникам безразлично или враждебно.
Менее изучено влияние на формирование психики и поведение подростка так называемых стихийных (неформальных) групп, которые охватывают примерно 80–85 % подростков. Численность таких групп – 5–15 человек. Состав их обычно смешанный и по возрасту, и по социальной принадлежности. Очень часто уровень организованности неформальной группы не уступает уровню организованности классного коллектива, а иногда и превосходит его. Вожаком такой группы обычно бывает подросток, обладающий реальным авторитетом и чьи психологические лидерские качества совпадают с его официальным статусом.
Неформальные группы, прежде всего, удовлетворяют потребность подростков в свободном общении, которая в этом возрасте очень велика.
Свободное общение подростков – это не просто форма проведения досуга, а прежде всего средство самовыражения личности, установления новых межличностных отношений.
В младшем подростковом возрасте неформальные группы обычно бывают однополыми, а в среднем и старшем – носят смешанный характер. По своей функции неформальные группы тесно связаны с подростковой субкультурой, включающей в себя такие компоненты, как своеобразие, другие, чем у взрослых, способы общения и манеры поведения, обостренное чувство групповой общности и солидарности, специфическое понятие о вкусах, моде, внешнем виде, языке и т.д. Подросток, с одной стороны, всегда хочет быть оригинальным, «современным», с другой – он раб штампов и стандартов. Так, своеобразный внешний вид, следование моде в старшем подростковом возрасте являются одновременно средством самовыражения, принадлежности (выглядеть «своим»), идентификации (выглядеть «как все») и средством приобретения авторитета в своей среде. То же можно сказать относительно подросткового словотворчества (молодежный жаргон).
Взрослыми оно воспринимается как коверканье языка, однако молодежный жаргон выполняет и важные коммуникативные функции, служит средством отличия «своих» от «посторонних», барьером для взрослых на пути к проникновению во внутренний мир и групповые интересы подростков. Взрослым чаще всего бывает трудно понять, почему интеллектуально развитые подростки придают такое большое значение фирменным штанам, длинным волосам, сознательно коверкают язык и т.п. Дело тут не только в разных вкусах отцов и детей. Главное в том, что подростки хотят отличаться от старших. В фирменных джинсах и своеобразной прическе они видят символ своей индивидуальности. Следует отметить, что и у взрослых также нередко выражено желание привлечь к себе внимание, но у них для этого гораздо больше возможностей, например общественное положение, профессиональные достижения, в крайнем случае – внушительный кабинет, престижный автомобиль, коттедж.
Сказанное не означает, что взрослые должны приветствовать любые чудачества и безвкусицу подростков, но запрещать их, по меньшей мере, наивно. То же касается и попыток не разрешать подросткам объединяться в компании, изолировать их от сверстников, «дурного» влияния улицы. Здесь нужны более конструктивные меры, основанные на знаниях подростковой психологии. Опыт показывает, что эффективнее, а следовательно, и целесообразнее не административное гонение на очередную моду, а создание новых моделей, соответствующих вкусам молодежи; не запрещение неформальных подростковых групп, а разумное превращение их в организованные коллективы (кружки, клубы, наставничество) [9].
Важной формой межличностных отношений подростков является дружба, которая отличается высокой степенью избирательности, устойчивости и интимности. Психологическая ценность дружбы в подростковом возрасте, по тонкому замечанию И.С. Кона, заключается в том, что она одновременно служит и школой самораскрытия, и школой понимания другого человека.
У девочек дружба обычно
возникает на 2-3 года раньше и бывает
более эмоциональной и
Потребность в психологической близости с возрастом увеличивается и достигает апогея в юности. Нередко дружба, зародившаяся в подростковом возрасте, несколько видоизменяясь, сохраняется на долгие годы. Смешанная, разнополая дружба существенно отличается от однополой и нередко бывает проявлением зарождающейся любви [8].
Если сравнивать содержание
общения подростков прошлого и настоящего, то можно сделать вывод о том,
что выделенные компоненты содержания
присутствовали раньше, присутствуют
и сегодня в общении подростков. Но изменилось
лишь наполнение этих пластов содержания,
которое обусловлено социально-историческими
изменениями в нашей стране.
Общение подростков происходит в форме
диалога: фактического, дискуссионного,
информационного и исповедного.
Формы общения остались неизменными: если
общение подростков в прошлом происходило
в форме диалога, то так происходит и в
настоящее время.
Средства общения - вербальные (речь) и
невербальные (жесты, мимика, пантомимика,
тактильные средства общения) - также не
подверглись особому изменению. Единственное
существенное изменение заключается в
появлении новых жаргонных слов и постепенном
исчезновении из оборота старых. Жаргон,
имеющий большое значение в группах подростков,
изменяется под влиянием моды и, следовательно,
тоже обусловен социально-историческими,
культурными, политическими изменениями,
происходящими в обществе. Также еще некоторые
изменения можно отметить в невербальных
средствах общения: появление новых жестов,
это детерминировано теми же, происходящими
в обществе, изменениями, что и обновление
жаргона [10].
Таким образом, формы общения остаются
постоянными, а меняется лишь содержание,
отчасти средства и пространственная
локализация общения подростков, это определяется
социально-историческими, экономическими,
политическими изменениями в нашей стране.
Говорить о подростках
невозможно без учета роли общения со сверстниками в развитии и становлении
их личности. Некоторые исследователи
считают такое общение решающим — как
в позитивном, так и в негативном смыслах.
Действительно, общение может содействовать
успешной социализации подростка, но может
и подтолкнуть его к асоциальному поведению.
Роль общения со сверстниками в становлении
подростка велика, хотя влияние внутрисемейного
общения на его развитие продолжает оставаться
достаточно сильным. Воздействие на личность
подростка во многом опосредуется его
семьей. Доверительные отношения в семье
могут компенсировать те или иные трудности
в общении со сверстниками, помочь подростку
определить свою внутреннюю позицию по
отношению к асоциальным тенденциям его
друзей. Однако верно и обратное — непонятый
и не принятый в семье подросток пойдет
искать тепло и внимание на улице. Подросток,
унижаемый близкими, будет компенсировать
свою низкую самооценку насмешками, издевательствами
над более слабыми ребятами. Таким образом,
можно сказать, что характер общения со
сверстниками во многом определяется
взаимоотношениями в семье подростка
[8].
Прежде всего, необходимо
отметить, что общение может содействовать
реальному или иллюзорному усилению «Я»
подростка через возможность самоутверждения
среди сверстников, достижение и поддержание
высокого общественного статуса. Реальное
усиление «Я» возможно в случае наличия
у подростков действительных достижений
в какой-либо области — спорте, музыке
и т.п. — значимой в подростковой среде.
Иногда некоторое усиление «Я» осуществляется
не за счет реальных успехов, а через ощущение
принадлежности к группе, позволяющее
подростку почувствовать сильное «Мы».
Поэтому подростки столь остро воспринимают
критику взрослых в отношении своей компании.
Испытывают тревогу при возможности потери
друзей. Переживают, если взрослые при
них оказывают те или иные воспитательные
воздействия. Это равносильно ослаблению
их собственного Я.
Однако часто группа сверстников дает
лишь иллюзию силы. Но если кто-то прибегает
к этой иллюзии, значит она им необходима.
Действительно, к такому лжестатусу стремятся
подростки с несформированной из-за слишком
быстрого отделения от семьи, и отсутствия
этапа идентификации с родителями эго-идентичностью.
Часто это происходит в тех семьях, где
взрослые сами не ощущают своей личной
значимости. Внешне это может выглядеть
как социальная или семейная неуспешность,
например, плохо оплачиваемая работа или
отсутствие полноценной семьи, конфликты
в ней. Поэтому и подростки полагают, что
эти взрослые не могут быть образцами
поведения, поскольку не обеспечили даже
себе достойную жизнь. Другая причина
слишком быстрой эмансипации — это отсутствие
в семье чувства защищенности, поиск которой
осуществляется в группе сверстников
[6].