Коммуникативный подход

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Единственная известная мне роскошь —
это роскошь человеческого общения…
Антуан Сент-Экзюпери

Содержание

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Коммуникативно-ориентированная система обучения иностранным языкам
1.1.1. Характеристика коммуникативного метода
1.1.2. Коммуникативно-ориентированное обучение
1.1.3. Понятие коммуникативной компетенции
1.2. Педагогическое тестирование
1.2.1. История возникновения тестов
1.2.2. Понятие педагогического теста
1.2.3. Классификации тестов
1.3. Роль тестирования в коммуникативно-ориентированной системе обучения
1.3.1. Тестирование как способ контроля на уроках иностранного языка
1.3.2. Языковые тесты на уроках иностранного языка
1.3.3. Речевые тесты на уроках иностранного языка
1.3.4. Методические рекомендации по составлению коммуникативных тестов
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Диагностика отношения учеников и учителей 8 класса к тестированию на уроках английского языка
2.2. Методические разработки коммуникативных тестов для уроков английского языка в 8 классе
2.3. Диагностика качества проверки усвоения одних и тех же лексических знаний с помощью трех методов на уроке английского языка в 8 классе

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

  4. Коммуникативный  тест при обучении аудированию

  Большой выбор заданий. Аудирование может  контролироваться теми же способами, что  и чтение.

  Таким образом, можно сказать, что коммуникативный  тест имеет место быть, но необходима высококлассная подготовка к тестированию как самих педагогов, так и учеников. 

  1.3.4. Методические рекомендации  по составлению  коммуникативных  тестов

  Изучив  всю литературу по данной теме, мы вывели основные рекомендации по составлению теста, включенного в коммуникативно-ориентированную систему обучения иностранным языкам. Список рекомендаций:

  1. Определите цели и функции составляемого теста.

  2. Проанализируйте объект тестирования  и определите навыки и умения, которые подлежат контролю.

  3. Определите характер теста (языковой, речевой или комбинированный).

  4. Отберите языковой и речевой  материал.

  5. Проанализируйте ошибки учащихся  в употреблении данного материала  и отберите наиболее типичные  случаи для использования в  качестве альтернатив.

  6. Определите вид и объем теста.

  7. Составьте тестовые задания. Помните,  что каждое тестовое задание  содержит информационную часть,  представляющую собой предложение,  микротекст и т.д., которую учащиеся  должны проработать, и операционную  часть, включающую вопрос или задание. при этом необходимо учитывать:

  а) соответствие формы и характера  заданий теста целям и объектам тестирования;

  б) доступность по форме и содержанию;

  в) соблюдение принципа одной трудности;

  г) учет оптимальной средней длины  предложений (7 +\- 2 слова без пропуска) в основе тестового задания.

  8. Проследите за тем, чтобы тестовые  задания были расположены таким  образом, чтобы первые 20%   являлись  самыми легкими, последующие 70% - средней трудности заключительные 10% - усложненными.

    Соблюдение всех вышеизложенных  рекомендации поможет сконструировать хороший тест, основанный на коммуникативном подходе [13, с. 149]. 

  Выводы: Роль тестирования в коммуникативно-ориентированной системе обучения иностранным языкам неоднозначна. Однозначно можно сказать, что лишь правильно разработанные тесты, в которых соблюдены все рекомендации, могут помочь развить коммуникативные умения учеников. Необходимо помнить,  что цель учителя не предоставить готовый материал, а научить детей искать, анализировать, мыслить. Коммуникативный тест помогает адаптировать детей к выбору: сначала они выбирают, что сказать, из готового материала, написанного на листике, затем они выбирают речь в пределах урока, но и наконец они используют речь в настоящем живом общении.  Как сказал Бернард Шоу, «плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить…».

 

   2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  2.1. Диагностика отношения  учеников и учителей 8 класса к тестированию на уроках английского языка

  Для  нашего исследования прежде всего необходимо было провести опрос на выявление отношения учителей и учеников к тестированию. Базой нам послужила гимназия № 20. Были выбраны 8-ые классы, средний возраст которых 15 лет. Уровень успеваемости детей средний. 

  Также были опрошены учителя 6 - 10 классов. Многие из педагогов имели первую категорию.

  Из  всех наиболее подходящих методов опроса мы выбрали метод анкетирования. Во-первых, данный метод позволил массово  собрать информацию, не прибегая к  общению «лицо к лицу». Во-вторых, анкета позволила сэкономить время.

  Для начала нам необходимо было определиться, какую информацию мы хотим получить, какие цели мы перед собой ставим.

  Цели  анкетирования:

  1. определить отношение учителей  к тестам на уроках английского  языка;

  2. определить отношение учеников  к тестам на уроках английского языка;

  3. установить взаимосвязь полученных  данных с ранее изученным материалом;

  4. сделать выводы.

  Далее после многократных исправлений  и коррективов были составлены  два окончательных плана вопросника. Нами было разработано по шесть вопросов для учителей и учеников. С целью экономии времени анкета была разработана так, что необходимо было лишь подчеркнуть правильный ответ.

  Анкетирование проводилось анонимно, что позволило, на наш взгляд, получить более качественные данные. 

  Анкета №1 (для учителей):

  1. В целом мое отношение к  тестированию на уроках иностранного  языка положительное / отрицательное.

  2. Я считаю, что тестирование может / не может соответствовать коммуникативно-ориетированному обучению иностранным языкам.

  3. Подготовка теста занимает / не занимает много времени.

  4. Тест позволяет / не позволяет дать объективную оценку знаний.

  5. Проверка результатов теста  дает / не дает возможность оценить речевые навыки учащихся.

  6. Я часто / редко использую тест на своих уроках.

  Анкета  № 2 (для учеников):

  1. Мы редко / часто пишем различные тесты на уроках английского языка.

  2. Тест позволяет / не позволяет мне списать правильный номер ответа у соседа.

  3. Тест дает / не дает мне возможность высказать свою мысль, точку зрения на уроках английского языка.

  4. За тесты я всегда получаю  хорошую / плохую отметку.

  5. На тест обычно дается мало / много времени.

  6. Я хочу, что тесты на уроках  английского языка использовались  реже / чаще. 

  Собранные данные показывают несхожесть мнений со стороны учителей и со стороны учеников. Из 100 % опрошенных учителей 86% считают, что тест стоит использовать на уроках английского языка редко. Из 100% опрошенных детей 95% желает, чтобы тест присутствовал на уроках чаще.

  Так, опрос учителей позволил выявить три основных причины негативного отношения к тестированию. 73% занимает невозможность развития речевых умений и навыков. То есть, учителя считают, что тест не носит никакой коммуникативной направленности. 21% отдается необъективной оценке учеников. Как показал опрос, дети честно ответили, что им удается списывать, если списать необходимо какую-то букву, цифру и т.д. Также 6% занимает тот фактор, что необходимо затратить большое количество времени на составление качественного теста.

  Что касается детей, им нравится такой способ проверки знаний. По 34% получили такие факторы, как отсутствие необходимости высказывать свои мысли и возможность получать высокие отметки. 32% занимает возможность списывания правильного номера ответа у соседа.

  Все это мы наглядно представили в диаграмме (см. Приложение Б и В).

  Данная  анкета помогла доказать гипотезу нашего исследования. Тест, по мнению опытных  учителей, не соответствует коммуникативно-ориентированному обучению иностранным языкам, если он качественно не разработан. Тест, направленный на речевую деятельность, требует длительной, тщательной, обдуманной подготовки, а подготовка требует времени. Также тест не объективен, так как велика возможность списывания. Оценки чаще выставляются незаслуженно.

  Важно все это помнить. Только качественные тесты могут использоваться на уроках иностранного языка.

 

  2.2. Методические разработки  коммуникативных  тестов для уроков  английского языка  в 8 классе

  Наше  дальнейшее исследование заключалось  в определении роли качественно  разработанного теста в коммуникативно-ориентированной системе обучения иностранным языкам. Были взяты 8 классы гимназии № 20.

  На  тот период дети проходили тему “Music”.

  Цель  данного нашего исследования – определить, может ли каждое задание теста  иметь коммуникативную основу.

  1. Проверка усвоения  нового лексического материала

  Данная  методическая разработка теста была направлена на проверку уровня усвоения лексического материала.

  Так, в первом задании детям необходимо было совместить картинку с русским  словом, а записать нужно было английский эквивалент. Все картинки использовались ранее для введения этой лексики. Данный метод позволил на основе ситуативности и наглядности развивать речевые умения. В живом общении у ученика при виде настоящего общения возникнет слово. То есть в ходе данного задания, мы попытались максимально приблизить ситуацию к реальным условиям.

  Во  втором задании детям необходимо было через дефиницию написать правильно  слово. Данный вид деятельности помог  развить смекалку ребенка. Данная ситуация в жизни поможет быстро и качественно определить то или иное слово, объяснить его значение и т.д.

  В третьем задании ребенку предлагалась картинка с каким-то сюжетом. Необходимо было описать ее, используя новую лексику. Начала предложений были даны. Данное задание позволило развить речевые умения через использование ситуативности, данная установка может прозвучать и в жизни.

  Было  разработано четыре варианта с целью  максимального исключения списывания. Ни в одном из заданий не были предложены варианты ответов, что позволило исключить возможность угадывания (см. Приложение Г).

  2. Проверка понимания прочитанного текста

  Данный  тест носит коммуникативный характер. Главная цель – проверить понимание прочитанного текста.

  В первом задании детям надо было сказать, правильно написано утверждение или нет. Из 10 утверждений 7 были неправильными. Исправляя ошибки, дети развивали речевые умения: они строили высказывания и записывали их. Главной их задачей было правильно сформулировать мысль, как если бы они формулировали ее в жизни.

  Второе  задание было выбрать из предложенных вариантов правильный. Предложения  были перестроены так, что развивали коммуникативные умения и навыки. То есть детям необходимо было выбрать вариант ответа, неоднозначно указанный в тексте.

  Третьим заданием были дать развернутый ответ на вопросы. Развернутые ответы помогают развивать навыки общения.

  В четвертом задании дети должны были написать сами 5 типов вопросов. Причем, мы не дали им готовые предложения. Мы дали им готовые ситуации, приближенные максимально к реальной жизни.

  Пятое задание подразумевало составление  плана пересказа. Данное задание  помогает не просто проверить уровень  понимания прочитанного, но также  и развивать психологические  процессы и речевые навыки.

  Два варианта, задания рассчитаны на длительное время выполнения. На наш взгляд, установки максимально приближены к реальности (см. Приложение Д).

  Результаты  теста получились объективными. Дети получили те отметки, которые получали во время изучения темы.

  3. Проверка усвоения  грамматических навыков

  Многие  ученые утверждают, что  проверка знаний по грамматике не может соответствовать  коммуникативным основам обучения. Нами был разработан тест, максимально  приближенный к реальному общению.

  Дети  проходили степени сравнения  прилагательных. Данная методическая разработка основана на тексте. Текст был предварительно разобран с детьми. В тексте идет описание двух карнавалов, использовано в описании много различных прилагательных (см. Приложение Е).

Информация о работе Коммуникативный подход