Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 06:40, реферат
Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.
Педагогическое проектирование - феномен, возникший как результат взаимодействия новейших тенденций в развитии педагогической теории и инновационной практики.
На основании вышеизложенного,
процесс педагогического
Педагогическое проектирование: теоретические аспекты
Л.А.Акимова – методист научно-практической лаборатории «Поиск» областного Дворца творчества детей и молодежи им. В.П.Поляничко, г. Оренбург.
Педагогическое проектирование
представляет собой сложное самостоятельное
явление, понимание которого невозможно
без обращения к техническим
и гуманитарным корням, традициям
и современным достижениям
Слово «проектирование» происходит от слова «проект», известного в русском языке с начала XVIII века и восходящего к латинскому projektus, означавшему «вытягивание», «вытянутое положение», в переводе с латинского «проект» означает «брошенный вперед», то есть замысел в виде прообраза объекта.
Предпосылки
проектирования вообще, по мнению В.М.
Розина, складываются еще в античности.
В своих лекциях по социокультурному проектированию
и программированию он отмечает появление
в данный период знаковых средств, на основе
которых разрабатываются какие-то сооружения.,
научные составляющие, философия. «В поздних
работах Платона «Государство» и «Законы»
Платон набрасывает и детально обсуждает
проект того, что потом получило название
«идеального государства». В «Государстве»,
в частности, он пишет: «Так давайте же
займемся мысленно построением государства
с самого начала». Он не выступает здесь
как практик государственного строительства,
а предлагает государство сначала построить
мысленно. Это, в каком-то смысле, одна
из первых предпосылок проектирования.
Проектирование – это, прежде всего то,
что создается как объект, но создается
в мысли». «Как известно, - пишет автор
в своей книге «Этюды по социальной инженерии:
От утопии к организации», - ни один из проектов
переустройства государства Платону осуществить
не удалось. Он не нашел просвещенного правителя
и не смог увлечь своими идеями свободных
граждан. Не удивительно поэтому, что на склоне
лет Платон с горечью пишет в "Законах":
"Всему указанному сейчас вряд ли когда-нибудь
выпадет удобный случай для осуществления,
так, чтобы все случилось согласно нашему
слову. Вряд ли найдутся люди, которые будут
довольны подобным устройством общества...
Все это точно рассказ о сновидении, точно
искусная лепка государства и граждан
из воска!" Замысел и социальные эксперименты
Платона, несмотря на неудачу в практическом
плане, инициировали в истории европейской
цивилизации многочисленные подражания
и попытки проектирования нового общественного
устройства и граждан. Научное осмысление процесса и результатов
проектирования как специального вида
деятельности началось на рубеже XX – XXI,
к этому времени складывается специфическая
рефлексия и деятельность проектирования,
развернутая проектная терминология.
Первое методологическое представления
проектирования как такового принадлежит
Розенбергу. Он ввел общие представления
о процессе, массе процесса, организации
процесса, организации морфологии, необходимости
анализа процесса и прочее, являющиеся
первым методологическим подходом в области
проектирования. В 20-30 годы прошлого столетия
в литературе появляется требование проектировать
социальные запросы, а не только заводы
и здания. «Методологи проектирования
убеждены, что проектировать можно все:
город, предметную среду, науку, управление,
поведение людей, системы деятельностей
и даже само проектирование». «
В 60-70 годы в СССР имеет место развитие методологического движения, связанного с именами Г.П.Щедровицкого, О.Г. Генисарецкого, К.М. Кантора во Всероссийском научно-исследовательский институте технической эстетики. Возникновение методологии проектирования было обусловлено, с одной стороны – необходимостью рефлексии достаточно развитых видов проектирования и формирования нетрадиционных - в социальной сфере, системное и организационное; с другой стороны распространения проектирования в другие виды деятельности. Проектирование в СССР – ведущий вид деятельности, все остальные виды деятельности оформляются через проектный. «Проектирование - универсальный и самостоятельный в интеллектуальном и социокультурном отношениях тип деятельности, целенаправленный на создание реальных объектов (и эффектов) с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами. Оно включает в себя:
-
разработку документируемого в
каком-то профессиональном
-
научно-техническое и
-
реализацию его доступными для
изготовителя технологическими, организационными,
инвестиционными и прочими
-
автономность проектирования
На
современном этапе «в
- Распространившееся к концу
1980-х годов движение
- Деятельность различных
- Активное развитие в нашей
стране в 60-70 годы проектирования
в таких сферах деятельности
как градостроительство, высокотехнологичное
производство и т.д. В это
время проектировочная
- Активная деятельность в нашей
стране многочисленных
Педагогическое
Процесс "выращивания" новейших форм общности педагогов, учащихся, педагогической общественности, новых содержаний, технологий образования, способов педагогической деятельности и мышления (В.А. Болотов, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, Н.А. Шайденко). «Перед психологией и педагогикой развития и целым рядом других наук встает задача целенаправленного проектирования и культивирования (буквально - выращивания) осмысленных укладов жизни поливозрастных человеческих объединений - как фундаментального условия нормального развития; и задача построения возрастно-нормативных моделей развития человека в рамках этих объединений. Проектирование - построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности.» (Слободчиков В.И.)
О.Г. Прикот определил педагогическое
проектирование как
ценностно-ориентированную, глубоко мотивированную,
высокоорганизованную, целенаправленную профессиональную деятельность по изменению
педагогической действительности
Н.О. Яковлева под педагогическим проектированием
понимает
целенаправленную деятельность по созданию
проекта как инновационной модели образовательно-воспитательной
системы. «Под педагогическим проектированием
мы понимаем целенаправленную деятельность по созданию
проекта как инновационной модели
образовательно-воспитательной системы,
ориентированной на массовое использование,
при этом «создание проекта» не отождествляет
проектирование с процессами разработки,
планирования и прогнозирования» (Яковлева
Н.О). При этом основные особенности педагогического
проектирования заключаются в следующем:
1) процесс педагогического проектирования
базируется на некотором изобретении;
2) результаты проектирования ориентированы
на массовое использование; 3) в основе
деятельности проектировщика лежит ценность,
исходя из которой создается проект; 4)
процесс педагогического проектирования
всегда ориентирован на будущее, на предвидение
результатов и последствий деятельности;
5) в процессе проектирования всегда решается
актуальная проблема; 6) педагогическое
проектирование системно, полинаучно,
носит информационный характер. ( Яковлева
Н.О).
« Проектирование - есть идеальное "промысливание" того, что может быть; а точнее - мысленное конструирование и практическая реализация того, что возможно, или того, что должно быть. Идеальное конструирование (замысел, проектная идея) воплощается во вполне определенном продукте - образовательном проекте, а практическая реализация выступает в качестве целенаправленной деятельности по формированию разного рода ресурсов, делающих данный проект реалистичным и реализуемым. Два этих момента взаимообусловлены, т.к. замысел без реализации становится "маниловским прожектом"; пример реализации без замысла - всем известные "стройки века"» (Слободчиков В.И.)
Несмотря на достаточно продолжительную историю развития представлений о педагогическом проектировании, до сих пор нет единой трактовки, как следует из определений авторов. В самом общем виде:
• объектом педагогического
проектирования являются образовательные
системы различного уровня и характера
или их структурные компоненты, которые
также исследуются во
взаимосвязи с системой в целом;
Логическая структура деятельности включает в себя следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности, ее результат.(Новиков). Рассмотрим подробнее эти компоненты для педагогического проектирования.
Цель, будучи идеальным представлением конечного результата, служит основной предпосылкой проектировочной деятельности педагога. Известно, что проблема есть концентрированное выражение противоречий между потребностями общества, выраженными в социальном заказе, и невозможностью науки своевременно их удовлетворить. Поэтому основополагающий смысл проектирования видится в выполнении социального заказа, что требует предельной конкретизации, т.е. описания, обеспечивающего измеримость, достижимость, гибкость и конкретность целей. В качестве объекта проектирования, выступает, как правило, определенная педагогическая конструкция: технология, метод, содержание образования, учебная программа и т.д. Создание известного известным способом низводит проектирование до уровня обычной разработки той или иной педагогической конструкции.
Субъектом проектирования выступают педагог или группа специалистов. Каким бы ни был этот субъект, он должен обладать, следующими специфическими чертами: творческим мышлением и способностью к изобретательству; профессионализмом и высокой работоспособностью; общественно значимыми ценностными ориентациями; способностью предвидеть последствия перспективных изменений действительности, реализуемых в педагогическом проекте.
Средства проектирования, как любой деятельности, можно условно разделить на материальные и духовные. К первым относятся законодательные акты, документация, технические средства, схемы, таблицы и .тд. Ко вторым – общие средства научных исследований, ключевые теоретические положения смежных наук и т.д.
Методы проектирования достаточно разнообразны, поскольку их использование зависит не только от проблемы и предмета проектирования (объективные критерии), но и от особенностей самих субъектов, от того набора методов, которыми владеют конкретные проектировщики (субъектные критерии).
Результатом проектирования является педагогический проект, функциональная специфика которого зависит от следующих условий: состояния среды, особенностей субъектов, занятых подготовкой конкретного проекта, функциональных связей между элементами проекта, возможностей его эффективного использования, ожидаемых результатов.
На основании вышеизложенного,
процесс педагогического
Информация о работе Этапы и методы педагогического проектирования