Элективный курс "Решение геометрических задач на построение в пространстве»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной курсовой работы обуславливается тем, что вопросы рассматриваемой темы не достаточно изучены, а также тем, что представленный в работе материал может послужить базой для более глубокого его изучения.
Целью данной работы является разработка методического обеспечения, позволяющего организовать элективный курс «Решение геометрических задач на построение в пространстве».

Содержание

Введение 3
§1. Роль и место элективных курсов в преподавании математики 5
§2. Отбор содержания по стереометрии в элективных курсах 13
§3. Цели, содержание, тематическое планирование элективного курса «Решение геометрических задач на построение в пространстве» 20
§4. Задачи для элективного курса 25
Заключение 30
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

GOTOVO.doc

— 539.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИИ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОМОРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени  М.В. ЛОМОНОСОВА»

КОРЯЖЕМСКИЙ ФИЛИАЛ

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра педагогики и психологии

 

 

 

 

 

 

 

ЭЛЕКТИВНЫЙ  КУРС «РЕШЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ  НА ПОСТРОЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ»

 

курсовая  работа

 

 

 

 

 

Выполнил:

Канюкова Надежда  Юрьевна,

студентка 4 курса математического факультета, специальность

«Математика»

 

Научный руководитель:

Егулемова Наталья Николаевна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии


 

 

 

 

 

 

Коряжма

2011

 

Содержание

 

 

Введение

Ещё недавно  для поступления в высшие учебные заведения учащимся было достаточно знаний, полученных в школе. Сейчас же почти у каждого выпускника школы возникают проблемы с поступлением, если он не прошёл дополнительную подготовку. Ещё серьёзнее проблемы встают с самоопределением, с выбором будущей профессии. В связи с этим Министерством образования России было принято решение о профилизации образования, как одного из способов развития образования, выведение его на качественно новый уровень. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, позволяя учащемуся самостоятельно выбирать то направление обучения, которое, по его мнению, будет полезным в его будущей профессиональной деятельности.

Важную роль в системе профильного обучения играют элективные курсы – обязательные для изучения предметы по выбору учащихся, которые реализуются за счёт школьного компонента учебного плана. Именно они являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов.

Актуальность  данной курсовой работы обуславливается  тем, что вопросы рассматриваемой  темы не достаточно изучены, а также тем, что представленный в работе материал может послужить базой для более глубокого его изучения.

Целью данной работы является разработка методического обеспечения, позволяющего организовать элективный курс «Решение геометрических задач на построение в пространстве».

Объектом исследования является процесс геометрической подготовки учащихся средней школы, а его предметом – геометрическая подготовка учащихся на элективных курсах.

Для достижения поставленной цели в ходе работы потребовалось  решить следующие задачи:

  1. Выделить цели изучения и содержание стереометрии в школе.
  2. Привести примеры элективных курсов по стереометрии.
  3. Разработать элективный курс по решению задач на построение в пространстве.

Структура курсовой работы: введение, четыре параграфа, заключение, список литературы.

 

§1. Роль и место  элективных курсов в преподавании математики

Математика, как точная наука, занимает особое место среди  школьных предметов. Это связано  с тем, что математику сдают как  по окончании основной, так и средней  школы в обязательном порядке. А также и при поступлении в большинство высших учебных заведений независимо от направленности учебного заведения. В связи с этим можно считать, что в профильной школе математика займёт важное место, поэтому абсолютное большинство учителей математики заинтересованы в ведении элективных курсов.

Элективные курсы (от английского слова «elect» –  выбирать, отбирать) – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля  обучения на старшей ступени школы [3]. Реализация элективных курсов происходит за счёт школьного компонента учебного плана.

Возникает логичный вопрос: почему элективные курсы – это  курсы по выбору, но в тоже время  обязательные? Дело в том, что в  отличие от факультативных занятий (там «выбор» состоял: ходить или не ходить), ученик обязан выбрать определённое программой количество элективных курсов из перечня предложенных. Поэтому для осуществления полноценного выбора количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.

Можно условно выделить следующие типы элективных курсов:

  1. Предметные курсы, задача которых – углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный план школы.

В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп.

  1. элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы курса углубляются более или менее равномерно.
  2. элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета.
  3. элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета.
  4. прикладные элективные курсы, цель которых – знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству.
  5. элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы (история физики, биологии, химии, географических открытий), так и не входящего в него (история астрономии, техники, религии).
  6. элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач (математических, физических, химических, биологических), составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического эксперимента.
  7. Межпредметные элективные курсы, цель которых – интеграция знаний учащихся о природе и обществе.
  8. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план [15].

Элективные  курсы должны быть направлены на решение  следующих задач:

  • способствовать самоопределению ученика или выбору дальнейшей профессиональной деятельности;
  • создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;
  • познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;
  • активизировать познавательную деятельность школьников;
  • повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.

Переход к профильному  обучению преследует следующие цели:

  • обеспечить углубленное изучение математики;
  • создать условия для существенной дифференциации содержания образования;
  • способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию всем категориям, в соответствии с их способностями и потребностями [6].

Важной целью обучения является знакомство с математикой  как с общекультурной ценностью, выработка понимания того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя. В процессе преподавания математики может быть частично решен вопрос о более глубоком понимании учеником логики математического мышления. Очень важно показать, что ему при решении разного рода «нематематических» проблем может помочь следование этой логике. Одной из важнейших задач ведения элективных курсов является развитие интереса к математике обучающихся [8].

Математика является как базовым, так и профильным предметом по техническому и технологическому направлениям, поэтому содержание элективных курсов должно удовлетворят следующим условиям:

  • научность, системность, последовательность изложения;
  • не должен дублироваться обязательный минимум содержания по математике;
  • необходимо продумать варианты и формы некой итоговой аттестации при изучении курсов [6].

Для утверждения программы  элективных курсов создаётся муниципальная  экспертная комиссия, которая рассматривает  разрабатываемые учителями курсы.

Выбирая элективный курс, учитель должен хорошо обдумать, будет ли интересна и доступна данная программа ему и его ученикам. В задачи элективных курсов не входит работа со слабоуспевающими обучающимися, на предмет дополнительных занятий с целью «исправления» оценок [8].

Элективный курс проводится для сравнительно небольшого числа  учащихся, изъявивших желание его  посещать. Одной из важных особенностей элективных курсов является ориентация на различные группы обучающихся. Условная классификация обучающихся профильной школы выглядит следующим образом: группа учеников, составляющая математических вундеркиндов, победителей олимпиад – группа высокого уровня; хорошо занимающиеся по математике на протяжении предыдущих лет; группа обучающихся, которым легко давалась математика; группа учеников, которые пришли в профильный класс как еще в одну секцию, кружок; группа учащихся «слабых», неспособных освоить профильную программу по математике вообще. В связи с этим учителями разрабатываются курсы, ориентированные на различные группы обучающихся [9].

Содержание курса напрямую зависит от состава группы обучающихся.

Содержание может выполнять  различные функции:

  • корректировка, закрепление базовой дидактической единицы школьного образования и оценивается через контрольную работу;
  • включать в себя не только базовую дидактическую единицу школьного образования, но и дидактическую единицу, которая должна идти в зачёт как базовый курс по некоторым специальностям среднего профессионального образования;
  • идти в зачёт только как часть профильного курса высшего профессионального образования.

Опыт проведения элективных курсов не велик, поэтому учителю, составляющему  программу курсов, придётся исходить из собственного опыта и опыта своих коллег. Одной из основных целей прохождения обучающимся элективного курса является развитие личности ребенка, распознавание и раскрытие его способностей. Было бы неверно считать, что важной целью обучения является «выращивание» математиков. В процессе изучения программы важно дать обучающимся возможность использовать различные учебники, задачники, хрестоматии, энциклопедии, глобальную сеть Интернет, а также развить интерес к предмету.

Элективные курсы служат для построения индивидуальных образовательных  траекторий школьника. Курсы могут  вестись в традиционной форме, как лекция, семинар, дискуссия, диспут, выступления с докладами [20].

Учителями используются различные виды курсов: изучение предмета в «модели», изложение материала  в логической форме, о применении математики в других науках. Оценка знаний по элективным курсам ведется по итогам выполнения зачетных или творческих работ.

По мнению Т. А. Руденко, возможности элективных курсов велики. Интерес к математике возрастает, как результат – повышение  качества математического образования  в тех школах, где преподаются  курсы, и обучающимся предоставляется возможность выбора курса самостоятельно [17].

Элективные  курсы являются обязательными для освоения старшеклассниками и призваны удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника. Именно элективные курсы являются средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования.

Зуева Л. В. отмечает, что наиболее целесообразными  технологиями и видами деятельности в процессе реализации элективных курсов являются учебные практики, проектная и исследовательская деятельность. Эти формы обучения, наряду с развитием самостоятельной учебной деятельности обучающихся, применением новых методов обучения (например, дистанционного обучения, учебных деловых), станут важным фактором успешного проведения занятий на элективных курсах [6].

Сложность и  многоплановость задач элективных курсов диктуют необходимость создания системы их программно-методического  обеспечения на строго выверенной концептуальной основе.

В научно-методической литературе выделяют, по крайней мере, три основные задачи элективных курсов:

  • одни из них могут выступать в роли «надстройки», дополняя содержание профильного курса, в полной мере обеспечивая углублённое изучение отдельных предметов;
  • другие могут развивать содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе осуществляется на минимальном уровне;
  • третий тип направлен на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека, выходящих за рамки выбранного профиля [8].

 

Классификация элективных курсов

Таблица 1.

Задача  курса

Тип курса

Примеры курсов

Создать условия, в которых ученик может  убедиться в правильности или  отказаться от выбранного им направления дальнейшего учения и связанной с ним будущей профессиональной деятельности

Пробный

В естественных науках курсы практического экспериментирования; в гуманитарных областях – работа с архивными документами, с оригинальными  текстами; в лингвистике – аспектный перевод

Помочь старшекласснику  увидеть многообразие видов деятельности, связанной с образовательной  областью, которую он выбрал для  более тщательного изучения.

Ориентационный

«Журналистика», «Практическое стихосложение», «Науки, сопутствующие истории»

Удовлетворять естественное любопытство ученика  к той области знаний, которая  отсутствует в традиционном учебном  плане

Общекультурный

«Шедевры мирового кинематографа», «Основы производственного  дизайна», «История делового костюма».

Углубить, расширить знание учебного предмета

Углубляющий

«Теория графов в решении логических задач»; «Языки линейного программирования»

Информация о работе Элективный курс "Решение геометрических задач на построение в пространстве»