Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 15:37, курсовая работа
Актуальность данной курсовой работы обуславливается тем, что вопросы рассматриваемой темы не достаточно изучены, а также тем, что представленный в работе материал может послужить базой для более глубокого его изучения.
Целью данной работы является разработка методического обеспечения, позволяющего организовать элективный курс «Решение геометрических задач на построение в пространстве».
Введение 3
§1. Роль и место элективных курсов в преподавании математики 5
§2. Отбор содержания по стереометрии в элективных курсах 13
§3. Цели, содержание, тематическое планирование элективного курса «Решение геометрических задач на построение в пространстве» 20
§4. Задачи для элективного курса 25
Заключение 30
Список литературы 30
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОМОРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра педагогики и психологии
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «РЕШЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ПОСТРОЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ»
курсовая работа
Выполнил: Канюкова Надежда Юрьевна, студентка 4 курса математического факультета, специальность «Математика» | |
Научный руководитель: Егулемова Наталья Николаевна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии |
2011
Содержание
Ещё недавно для поступления в высшие учебные заведения учащимся было достаточно знаний, полученных в школе. Сейчас же почти у каждого выпускника школы возникают проблемы с поступлением, если он не прошёл дополнительную подготовку. Ещё серьёзнее проблемы встают с самоопределением, с выбором будущей профессии. В связи с этим Министерством образования России было принято решение о профилизации образования, как одного из способов развития образования, выведение его на качественно новый уровень. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, позволяя учащемуся самостоятельно выбирать то направление обучения, которое, по его мнению, будет полезным в его будущей профессиональной деятельности.
Важную роль в системе профильного обучения играют элективные курсы – обязательные для изучения предметы по выбору учащихся, которые реализуются за счёт школьного компонента учебного плана. Именно они являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов.
Актуальность данной курсовой работы обуславливается тем, что вопросы рассматриваемой темы не достаточно изучены, а также тем, что представленный в работе материал может послужить базой для более глубокого его изучения.
Целью данной работы является разработка методического обеспечения, позволяющего организовать элективный курс «Решение геометрических задач на построение в пространстве».
Объектом исследования является процесс геометрической подготовки учащихся средней школы, а его предметом – геометрическая подготовка учащихся на элективных курсах.
Для достижения поставленной цели в ходе работы потребовалось решить следующие задачи:
Структура курсовой работы: введение, четыре параграфа, заключение, список литературы.
Математика, как точная наука, занимает особое место среди школьных предметов. Это связано с тем, что математику сдают как по окончании основной, так и средней школы в обязательном порядке. А также и при поступлении в большинство высших учебных заведений независимо от направленности учебного заведения. В связи с этим можно считать, что в профильной школе математика займёт важное место, поэтому абсолютное большинство учителей математики заинтересованы в ведении элективных курсов.
Элективные курсы (от английского слова «elect» – выбирать, отбирать) – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы [3]. Реализация элективных курсов происходит за счёт школьного компонента учебного плана.
Возникает логичный вопрос: почему элективные курсы – это курсы по выбору, но в тоже время обязательные? Дело в том, что в отличие от факультативных занятий (там «выбор» состоял: ходить или не ходить), ученик обязан выбрать определённое программой количество элективных курсов из перечня предложенных. Поэтому для осуществления полноценного выбора количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.
Можно условно выделить следующие типы элективных курсов:
В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп.
Элективные курсы должны быть направлены на решение следующих задач:
Переход к профильному обучению преследует следующие цели:
Важной целью обучения является знакомство с математикой как с общекультурной ценностью, выработка понимания того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя. В процессе преподавания математики может быть частично решен вопрос о более глубоком понимании учеником логики математического мышления. Очень важно показать, что ему при решении разного рода «нематематических» проблем может помочь следование этой логике. Одной из важнейших задач ведения элективных курсов является развитие интереса к математике обучающихся [8].
Математика является как базовым, так и профильным предметом по техническому и технологическому направлениям, поэтому содержание элективных курсов должно удовлетворят следующим условиям:
Для утверждения программы
элективных курсов создаётся муниципальная
экспертная комиссия, которая рассматривает
разрабатываемые учителями
Выбирая элективный курс, учитель должен хорошо обдумать, будет ли интересна и доступна данная программа ему и его ученикам. В задачи элективных курсов не входит работа со слабоуспевающими обучающимися, на предмет дополнительных занятий с целью «исправления» оценок [8].
Элективный курс проводится
для сравнительно небольшого числа
учащихся, изъявивших желание его
посещать. Одной из важных особенностей
элективных курсов является ориентация
на различные группы обучающихся. Условная
классификация обучающихся
Содержание курса напрямую зависит от состава группы обучающихся.
Содержание может выполнять различные функции:
Опыт проведения элективных курсов не велик, поэтому учителю, составляющему программу курсов, придётся исходить из собственного опыта и опыта своих коллег. Одной из основных целей прохождения обучающимся элективного курса является развитие личности ребенка, распознавание и раскрытие его способностей. Было бы неверно считать, что важной целью обучения является «выращивание» математиков. В процессе изучения программы важно дать обучающимся возможность использовать различные учебники, задачники, хрестоматии, энциклопедии, глобальную сеть Интернет, а также развить интерес к предмету.
Элективные курсы служат для построения индивидуальных образовательных траекторий школьника. Курсы могут вестись в традиционной форме, как лекция, семинар, дискуссия, диспут, выступления с докладами [20].
Учителями используются различные виды курсов: изучение предмета в «модели», изложение материала в логической форме, о применении математики в других науках. Оценка знаний по элективным курсам ведется по итогам выполнения зачетных или творческих работ.
По мнению Т. А. Руденко, возможности элективных курсов велики. Интерес к математике возрастает, как результат – повышение качества математического образования в тех школах, где преподаются курсы, и обучающимся предоставляется возможность выбора курса самостоятельно [17].
Элективные курсы являются обязательными для освоения старшеклассниками и призваны удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника. Именно элективные курсы являются средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования.
Зуева Л. В. отмечает, что наиболее целесообразными технологиями и видами деятельности в процессе реализации элективных курсов являются учебные практики, проектная и исследовательская деятельность. Эти формы обучения, наряду с развитием самостоятельной учебной деятельности обучающихся, применением новых методов обучения (например, дистанционного обучения, учебных деловых), станут важным фактором успешного проведения занятий на элективных курсах [6].
Сложность и
многоплановость задач
В научно-методической литературе выделяют, по крайней мере, три основные задачи элективных курсов:
Классификация элективных курсов
Таблица 1.
Задача курса |
Тип курса |
Примеры курсов |
Создать условия, в которых ученик может убедиться в правильности или отказаться от выбранного им направления дальнейшего учения и связанной с ним будущей профессиональной деятельности |
Пробный |
В естественных
науках курсы практического |
Помочь старшекласснику увидеть многообразие видов деятельности, связанной с образовательной областью, которую он выбрал для более тщательного изучения. |
Ориентационный |
«Журналистика», «Практическое стихосложение», «Науки, сопутствующие истории» |
Удовлетворять естественное любопытство ученика к той области знаний, которая отсутствует в традиционном учебном плане |
Общекультурный |
«Шедевры мирового кинематографа», «Основы производственного дизайна», «История делового костюма». |
Углубить, расширить знание учебного предмета |
Углубляющий |
«Теория графов в решении логических задач»; «Языки линейного программирования» |
Информация о работе Элективный курс "Решение геометрических задач на построение в пространстве»