Элективный курс "Решение геометрических задач на построение в пространстве»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной курсовой работы обуславливается тем, что вопросы рассматриваемой темы не достаточно изучены, а также тем, что представленный в работе материал может послужить базой для более глубокого его изучения.
Целью данной работы является разработка методического обеспечения, позволяющего организовать элективный курс «Решение геометрических задач на построение в пространстве».

Содержание

Введение 3
§1. Роль и место элективных курсов в преподавании математики 5
§2. Отбор содержания по стереометрии в элективных курсах 13
§3. Цели, содержание, тематическое планирование элективного курса «Решение геометрических задач на построение в пространстве» 20
§4. Задачи для элективного курса 25
Заключение 30
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

GOTOVO.doc

— 539.50 Кб (Скачать)

Выбор этой темы не случаен. Дело в том, что не так уж много задач на построение в пространстве можно найти в школьных учебниках 10-11 классов, а также эти задачи включаются в выпускные экзамены по математике и вступительные испытания в учебные заведения.

Основная цель данного курса – развитие логического и пространственного мышления.

Из неё вытекает ряд задач:

  • обобщить, систематизировать, углубить знания учащихся по стереометрии;
  • научить строить сечения многогранников по заданным условиям;
  • расширить знания учащихся по математике с помощью формирования навыков системного, математического подхода к изучению естественно научных проблем;
  • познакомить учащихся со способами и методами решения задач;
  • развивать способности учащихся к графическому и техническому черчению.

Опыт показывает, что использование задач на построение в пространстве в преподавании математики только тогда может дать педагогический эффект и вызвать интерес у учащихся, если эти задачи удовлетворяют следующим требованиям:

  • допускают краткую формулировку;
  • использующиеся в них понятия известны учащимся, легко определяемы или интуитивно ясны;
  • применение математического аппарата не требует существенной затраты времени;
  • решение задач имеет важное практическое значение [12].

Не следует  рассматривать с учащимися такие  задачи, в которых описание «прикладной части» отнимает много времени, тогда как применение математического аппарата занимает всего несколько строк. Очевидно, что педагогическая ценность задачи на построение увеличивается, если её решение непосредственно связано с излагаемым материалом.

Также целью  элективного курса является приобщение учащихся к геометрической деятельности, в процессе которой учащиеся овладевают на доступном им уровне всеми компонентами этой деятельности – пространственным, конструктивным, метрическим, интуитивным, логическим, символическим. Достижение этой цели в процессе обучения решает следующие задачи:

  • целостное развитие мышления учащихся, как наглядно-образного и практического, так и логического (в том числе креативного);
  • развитие математического языка и речи учащихся;
  • расширение кругозора (в том числе и за счёт привлечения исторических сведений);
  • формирование готовности к применению геометрических знаний в смежных дисциплинах и на практике.

Элективный  курс «Решение геометрических задач  на построение в пространстве» предназначен для изучения в 10 классе общеобразовательной школы.

Курс направлен  на создание представлений о математике как науке, возникшей из потребностей человеческой практики и развивающейся  из них, а также собственных внутренних закономерностей.

Курс по выбору «Решение геометрических задач на построение в пространстве» поможет учащимся в решении широкого класса задач; в применении полученных знаний.

Данный элективный курс станет дополнительным фактором формирования положительной мотивации в изучении математики, а также понимания учащимися философского постулата о единстве мира и осознании положения об универсальности математических знаний.

Предпочтительны такие формы проведения занятий, как: лекции, практические работы, лабораторные работы, контрольные тесты, проектная и исследовательская деятельность, итоговая конференция с выставкой творческих работ учащихся.

Урок – лекция наиболее приемлемая форма изложения  нового материала, но с достаточным  количеством примеров, желательно, наглядных, а также самостоятельное изучение с последующим обсуждением на занятиях. Практические работы играют важную роль в реализации связи теории с практикой, при подготовке учащихся к практической деятельности. Под практическими работами по геометрии понимаются специальные учебные задания, решаемые конструктивными методами с применением непосредственных измерений, построений, изображений, геометрического моделирования и конструирования. Умения и навыки, приобретаемые в процессе выполнения практических работ, приближаются по своему характеру к умениям и навыкам, которые усваиваются учащимися после окончания школы и в дальнейшей деятельности. При выполнении учащимися практических работ в ограниченном единстве происходит совершенствование навыков измерения, построения, изображения, конструирования, приближённых вычислений, обогащается запас пространственных представлений. Кроме того, выполнение практических работ способствует развитию интуиции, закладывает основы для формирования у учащихся творческого стиля мышления. Поэтому система практических работ направлена на то, чтобы происходило комплексное усвоение учащимися всех компонентов геометрической деятельности. Тестовый контроль по основным темам программы проводится с применением персонального компьютера.

Программа элективного курса рассчитана на 14 часов в 10 классе.

Материал курса  распределён следующим образом: второе полугодие 10 класса – решение  стереометрических задач.

Курс состоит  из следующих тем: изображение плоскости  и задачи, связанные с аксиомами; перпендикулярность прямой и плоскости; параллельность прямых и плоскостей; двугранные углы и перпендикулярные плоскости.

Продолжительность одного занятия – 40 минут. Изучение элективного курса «Решение геометрических задач на построение в пространстве»  складывается из трёх частей: теоретической, практической, контроля знаний и умений учащихся.

Теоретическая часть элективного курса заключается  в изложении материала преподавателем по каждой изучаемой теме с приведением  примеров и сообщения учащимся дополнительных формул и теорем не входящих в программу средней школы. Практическая часть элективного курса – в применении учащимися полученных знаний при решении задач. После каждой темы проводится дифференцированная самостоятельная работа, в результате которой оцениваются знания и умения, учащихся по пятибалльной системе оценок. В конце полугодия проводят итоговую контрольную работу.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • аксиомы стереометрии;
  • формулы площадей геометрических фигур;
  • определения геометрических фигур.

Учащиеся должны уметь:

  • по условию задачи грамотно строить чертеж;
  • проводить переформулировку задачи с практического языка на язык геометрии;
  • применять теоретические знания на практике.

Тематическое  планирование элективного курса

Таблица 2.

Содержание  учебного материала

Кол-во часов

1

Изображение плоскости  и задачи, связанные с аксиомами  стереометрии

3

2

Перпендикулярность  прямой и плоскости

3

3

Параллельность  прямых и плоскостей

3

4

Двугранные  углы и перпендикулярные плоскости

3

5

Итоговая контрольная  работа

2


 

§4. Задачи для  элективного курса

 

Рассмотрим  примеры некоторых тематических задач, которые можно использовать в данном курсе.

Тема №1. Изображение плоскости и задачи, связанные с аксиомами стереометрии

Задача 1. На горизонтальной плоскости Р даны точка а и b, а на вертикальной Q точка с. Найти линии пересечения этих плоскостей с плоскостью R, проходящей через точка а, b, с (рис. 1).

Решение. Плоскости Р и R пересекутся по прямой аb, которая пересечёт MN в точке d. Последняя, находясь в плоскости R, принадлежит и плоскости Q. Поэтому Q и R пересекутся по прямой cd.

Задача 2. Даны три пересекающиеся плоскости: горизонтальная Р, вертикальная Q и профильная R. Определить линии пересечения этих плоскостей с четвертой плоскостью М, заданной тремя точками, из которых две (а и b) лежат в горизонтальной плоскости Р, а третья с – в вертикальной Q.

Решение (рис. 2). Находим линии пересечения плоскости М с плоскостями Q и Р, как в предыдущем случае (ad и cd). Они пересекут прямые OY и OZ в точках f и l. Прямая lf – линия пересечения плоскостей М и R.

 

 

Тема №2. Перпендикулярность прямой и плоскости

Задача 3. Найти след пересечения прямой, заданной двумя точками А и В и их проекциями А и В на горизонтальную плоскость Р, с этой плоскостью (рис. 3).

Решение. Через прямые АА1 и BB1 проведём плоскость Q. Последняя пересечет плоскость Р по прямой A1B1. Прямые АВ и A1B1 лежат в плоскости Q и пересекутся в некоторой точке С, если АВ не параллельна А1В1, точка С – искомая. Если АВ || А1В1, то задача не имеет решения.

Задача 4. Найти след пересечения горизонтальной плоскости Р с плоскостью Q, заданной тремя точками А, В и С и их проекциями А1 В1 и С1 на плоскость Р (рис. 4).

Решение. Найдем следы D и Е пересечения прямых АВ и АС с плоскостью Р. Прямая DE – искомый след пересечения плоскостей Р и Q.

Задача 5. На боковых ребрах SA и SB треугольной пирамиды SABC даны точки D и Е. Найти точку пересечения прямой DE с плоскостью основания пирамиды (рис. 5).

Решение. Продолжаем АВ до пересечения с прямой DE в точке F. Точка F – искомая. Если DE||AB, то задача не имеет решения.

Тема №3. Параллельность прямых и плоскостей

Задача 6. Проекция прямой на плоскость есть прямая. Доказать (рис. 6).

Решение. Построим проекции А1 и B1 двух произвольных точек А и В прямой на плоскость P. Через прямые AA1 и BB1 проводим плоскость O (АА1 || ВВ1). Плоскость Q пересекает плоскость Р по прямой А1B1 и содержит прямую АВ. Возьмём на AB произвольную точку С и проведём через неё прямую параллельную AA1. Она лежит в плоскости Q, так как в противном случае она пересекла бы плоскость Q и была бы по отношению к прямой AA1 скрещивающейся. Поэтому она пересечёт прямую A1B1 в некоторой точке C1. Таким образом, если проектирующая параллельна AA1, то любая точка С прямой AB проектируется на прямую А1В1.

Задача 7. Если прямые АВ и CD параллельны. Доказать, что и их проекции А1В1 и C1D1 тоже параллельны. (рис. 7).

Решение. Проведём проектирующие плоскости Q и R. Так как Q||R, то линии их пересечения A1B1 и C1D1 с плоскостью проекций Р также параллельны.

Задача 8. Точка К дана на боковой грани SAB треугольной пирамиды SABC с высотой SO. Построить проекцию этой точки на основание пирамиды (рис. 8).

Решение. Проводим через точку К наклонную SD и её проекцию OD. Проекцию К1 точки К найдем на отрезке OD, проведя проектирующую KK1 || SO.

Задача 9. Построить сечение куба ABCDA1B1C1D1 плоскостью Q, проходящей через диагональ BD1 и середину бокового ребра СС1. Определить вид и площадь сечения, зная, что ребро куба равно а (рис. 9).

Решение. Плоскость Q пересечёт боковые грани куба ВВ1С1С и CC1D1D по прямым BN и ND1, грань AA1B1B – по прямой MB || ND1 и грань AA1D1D по прямой MD1. Сечение MBND1 – ромб. Для вычисления его площади вычисляем диагонали MN = A1C1 = a и BD1 = = а (из ∆ВВ1D1), площадь сечения: .

Задача 10. Куб пересечь плоскостью, проходящей через середины двух смежных сторон нижнего основания и противоположную вершину верхнего основания. Вычислить площадь сечения, если ребро куба равно а.

Решение. В диагональной плоскости АА1С1С соединим точки L и С прямой LC, которая пересечёт ось ОО1 в точке К. Искомая плоскость пересечет диагональную плоскость BBlDlD по прямой MN || EF (так как EF || плоскости ВВ1D1D), а боковые грани куба – по прямым ЕМ, МС, CN, NF. Сечение – пятиугольник EMCNF. Площадь определим как сумму площадей трапеции EFNM и треугольника MCN (рис. 10). Высота трапеции определяется из ∆LK01 (принять во внимание, что КO1 = ), высота треугольника MNC есть КС = 2LK.

Ответ:

Тема №4. Двугранные углы и перпендикулярные плоскости

Задача 11. Построить сечение правильной четырёхугольной пирамиды плоскостью, проходящей через середины двух смежных боковых рёбер перпендикулярно основанию. Вычислить площадь сечения, если сторона основания пирамиды а, а боковое ребро – b (рис. 11).

Решение. Проектируем середины ребер Е и F на основание пирамиды. Проектирующие ЕК и FL определяют положение искомой плоскости. Она пересечёт грань SCD по прямой EF, основание пирамиды по прямой МN, проходящей через точки К и L, а грани BSC и ASD по прямым FN и ЕМ. Элементы, необходимые для вычисления площади легко определяются.

Информация о работе Элективный курс "Решение геометрических задач на построение в пространстве»