Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 15:37, курсовая работа
Актуальность данной курсовой работы обуславливается тем, что вопросы рассматриваемой темы не достаточно изучены, а также тем, что представленный в работе материал может послужить базой для более глубокого его изучения.
Целью данной работы является разработка методического обеспечения, позволяющего организовать элективный курс «Решение геометрических задач на построение в пространстве».
Введение 3
§1. Роль и место элективных курсов в преподавании математики 5
§2. Отбор содержания по стереометрии в элективных курсах 13
§3. Цели, содержание, тематическое планирование элективного курса «Решение геометрических задач на построение в пространстве» 20
§4. Задачи для элективного курса 25
Заключение 30
Список литературы 30
Выбор этой темы не случаен. Дело в том, что не так уж много задач на построение в пространстве можно найти в школьных учебниках 10-11 классов, а также эти задачи включаются в выпускные экзамены по математике и вступительные испытания в учебные заведения.
Основная цель данного курса – развитие логического и пространственного мышления.
Из неё вытекает ряд задач:
Опыт показывает, что использование задач на построение в пространстве в преподавании математики только тогда может дать педагогический эффект и вызвать интерес у учащихся, если эти задачи удовлетворяют следующим требованиям:
Не следует
рассматривать с учащимися
Также целью элективного курса является приобщение учащихся к геометрической деятельности, в процессе которой учащиеся овладевают на доступном им уровне всеми компонентами этой деятельности – пространственным, конструктивным, метрическим, интуитивным, логическим, символическим. Достижение этой цели в процессе обучения решает следующие задачи:
Элективный курс «Решение геометрических задач на построение в пространстве» предназначен для изучения в 10 классе общеобразовательной школы.
Курс направлен на создание представлений о математике как науке, возникшей из потребностей человеческой практики и развивающейся из них, а также собственных внутренних закономерностей.
Курс по выбору
«Решение геометрических задач на построение
в пространстве» поможет
Данный элективный курс станет дополнительным фактором формирования положительной мотивации в изучении математики, а также понимания учащимися философского постулата о единстве мира и осознании положения об универсальности математических знаний.
Предпочтительны такие формы проведения занятий, как: лекции, практические работы, лабораторные работы, контрольные тесты, проектная и исследовательская деятельность, итоговая конференция с выставкой творческих работ учащихся.
Урок – лекция наиболее приемлемая форма изложения нового материала, но с достаточным количеством примеров, желательно, наглядных, а также самостоятельное изучение с последующим обсуждением на занятиях. Практические работы играют важную роль в реализации связи теории с практикой, при подготовке учащихся к практической деятельности. Под практическими работами по геометрии понимаются специальные учебные задания, решаемые конструктивными методами с применением непосредственных измерений, построений, изображений, геометрического моделирования и конструирования. Умения и навыки, приобретаемые в процессе выполнения практических работ, приближаются по своему характеру к умениям и навыкам, которые усваиваются учащимися после окончания школы и в дальнейшей деятельности. При выполнении учащимися практических работ в ограниченном единстве происходит совершенствование навыков измерения, построения, изображения, конструирования, приближённых вычислений, обогащается запас пространственных представлений. Кроме того, выполнение практических работ способствует развитию интуиции, закладывает основы для формирования у учащихся творческого стиля мышления. Поэтому система практических работ направлена на то, чтобы происходило комплексное усвоение учащимися всех компонентов геометрической деятельности. Тестовый контроль по основным темам программы проводится с применением персонального компьютера.
Программа элективного курса рассчитана на 14 часов в 10 классе.
Материал курса распределён следующим образом: второе полугодие 10 класса – решение стереометрических задач.
Курс состоит из следующих тем: изображение плоскости и задачи, связанные с аксиомами; перпендикулярность прямой и плоскости; параллельность прямых и плоскостей; двугранные углы и перпендикулярные плоскости.
Продолжительность одного занятия – 40 минут. Изучение элективного курса «Решение геометрических задач на построение в пространстве» складывается из трёх частей: теоретической, практической, контроля знаний и умений учащихся.
Теоретическая
часть элективного курса
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Тематическое планирование элективного курса
Таблица 2.
№ |
Содержание учебного материала |
Кол-во часов |
1 |
Изображение плоскости и задачи, связанные с аксиомами стереометрии |
3 |
2 |
Перпендикулярность прямой и плоскости |
3 |
3 |
Параллельность прямых и плоскостей |
3 |
4 |
Двугранные углы и перпендикулярные плоскости |
3 |
5 |
Итоговая контрольная работа |
2 |
Рассмотрим примеры некоторых тематических задач, которые можно использовать в данном курсе.
Тема №1. Изображение плоскости и задачи, связанные с аксиомами стереометрии
Задача 1. На горизонтальной плоскости Р даны точка а и b, а на вертикальной Q точка с. Найти линии пересечения этих плоскостей с плоскостью R, проходящей через точка а, b, с (рис. 1).
Решение. Плоскости Р и R пересекутся по прямой аb, которая пересечёт MN в точке d. Последняя, находясь в плоскости R, принадлежит и плоскости Q. Поэтому Q и R пересекутся по прямой cd.
Задача 2. Даны три пересекающиеся плоскости: горизонтальная Р, вертикальная Q и профильная R. Определить линии пересечения этих плоскостей с четвертой плоскостью М, заданной тремя точками, из которых две (а и b) лежат в горизонтальной плоскости Р, а третья с – в вертикальной Q.
Решение (рис. 2). Находим линии пересечения плоскости М с плоскостями Q и Р, как в предыдущем случае (ad и cd). Они пересекут прямые OY и OZ в точках f и l. Прямая lf – линия пересечения плоскостей М и R.
Тема №2. Перпендикулярность прямой и плоскости
Задача 3. Найти след пересечения прямой, заданной двумя точками А и В и их проекциями А и В на горизонтальную плоскость Р, с этой плоскостью (рис. 3).
Решение. Через прямые АА1 и BB1 проведём плоскость Q. Последняя пересечет плоскость Р по прямой A1B1. Прямые АВ и A1B1 лежат в плоскости Q и пересекутся в некоторой точке С, если АВ не параллельна А1В1, точка С – искомая. Если АВ || А1В1, то задача не имеет решения.
Задача 4. Найти след пересечения горизонтальной плоскости Р с плоскостью Q, заданной тремя точками А, В и С и их проекциями А1 В1 и С1 на плоскость Р (рис. 4).
Решение. Найдем следы D и Е пересечения прямых АВ и АС с плоскостью Р. Прямая DE – искомый след пересечения плоскостей Р и Q.
Задача 5. На боковых ребрах SA и SB треугольной пирамиды SABC даны точки D и Е. Найти точку пересечения прямой DE с плоскостью основания пирамиды (рис. 5).
Решение. Продолжаем АВ до пересечения с прямой DE в точке F. Точка F – искомая. Если DE||AB, то задача не имеет решения.
Тема №3. Параллельность прямых и плоскостей
Задача 6. Проекция прямой на плоскость есть прямая. Доказать (рис. 6).
Решение. Построим проекции А1 и B1 двух произвольных точек А и В прямой на плоскость P. Через прямые AA1 и BB1 проводим плоскость O (АА1 || ВВ1). Плоскость Q пересекает плоскость Р по прямой А1B1 и содержит прямую АВ. Возьмём на AB произвольную точку С и проведём через неё прямую параллельную AA1. Она лежит в плоскости Q, так как в противном случае она пересекла бы плоскость Q и была бы по отношению к прямой AA1 скрещивающейся. Поэтому она пересечёт прямую A1B1 в некоторой точке C1. Таким образом, если проектирующая параллельна AA1, то любая точка С прямой AB проектируется на прямую А1В1.
Задача 7. Если прямые АВ и CD параллельны. Доказать, что и их проекции А1В1 и C1D1 тоже параллельны. (рис. 7).
Решение. Проведём проектирующие плоскости Q и R. Так как Q||R, то линии их пересечения A1B1 и C1D1 с плоскостью проекций Р также параллельны.
Задача 8. Точка К дана на боковой грани SAB треугольной пирамиды SABC с высотой SO. Построить проекцию этой точки на основание пирамиды (рис. 8).
Решение. Проводим через точку К наклонную SD и её проекцию OD. Проекцию К1 точки К найдем на отрезке OD, проведя проектирующую KK1 || SO.
Задача 9. Построить сечение куба ABCDA1B1C1D1 плоскостью Q, проходящей через диагональ BD1 и середину бокового ребра СС1. Определить вид и площадь сечения, зная, что ребро куба равно а (рис. 9).
Решение. Плоскость Q пересечёт боковые грани куба ВВ1С1С и CC1D1D по прямым BN и ND1, грань AA1B1B – по прямой MB || ND1 и грань AA1D1D по прямой MD1. Сечение MBND1 – ромб. Для вычисления его площади вычисляем диагонали MN = A1C1 = a и BD1 = = а (из ∆ВВ1D1), площадь сечения: .
Задача 10. Куб пересечь плоскостью, проходящей через середины двух смежных сторон нижнего основания и противоположную вершину верхнего основания. Вычислить площадь сечения, если ребро куба равно а.
Решение. В диагональной плоскости АА1С1С соединим точки L и С прямой LC, которая пересечёт ось ОО1 в точке К. Искомая плоскость пересечет диагональную плоскость BBlDlD по прямой MN || EF (так как EF || плоскости ВВ1D1D), а боковые грани куба – по прямым ЕМ, МС, CN, NF. Сечение – пятиугольник EMCNF. Площадь определим как сумму площадей трапеции EFNM и треугольника MCN (рис. 10). Высота трапеции определяется из ∆LK01 (принять во внимание, что КO1 = ), высота треугольника MNC есть КС = 2LK.
Ответ:
Тема №4. Двугранные углы и перпендикулярные плоскости
Задача 11. Построить сечение правильной четырёхугольной пирамиды плоскостью, проходящей через середины двух смежных боковых рёбер перпендикулярно основанию. Вычислить площадь сечения, если сторона основания пирамиды а, а боковое ребро – b (рис. 11).
Решение. Проектируем середины ребер Е и F на основание пирамиды. Проектирующие ЕК и FL определяют положение искомой плоскости. Она пересечёт грань SCD по прямой EF, основание пирамиды по прямой МN, проходящей через точки К и L, а грани BSC и ASD по прямым FN и ЕМ. Элементы, необходимые для вычисления площади легко определяются.
Информация о работе Элективный курс "Решение геометрических задач на построение в пространстве»