Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 15:37, курсовая работа
Актуальность данной курсовой работы обуславливается тем, что вопросы рассматриваемой темы не достаточно изучены, а также тем, что представленный в работе материал может послужить базой для более глубокого его изучения.
Целью данной работы является разработка методического обеспечения, позволяющего организовать элективный курс «Решение геометрических задач на построение в пространстве».
Введение 3
§1. Роль и место элективных курсов в преподавании математики 5
§2. Отбор содержания по стереометрии в элективных курсах 13
§3. Цели, содержание, тематическое планирование элективного курса «Решение геометрических задач на построение в пространстве» 20
§4. Задачи для элективного курса 25
Заключение 30
Список литературы 30
В зависимости от выполняемой элективным курсом задачи, их можно разделить на следующие виды: предметно-ориентированные (пробные) и межпредметные (ориентационные).
Первые из них направлены на создание условий для того, чтобы ученик утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определённым видом профессиональной деятельности, или отказался от него.
Выбор пятнадцатилетним человеком жизненного пути и связанный с этим выбор профиля учения очень часто является не окончательным. Чаще всего в этом возрасте школьник точно знает то, что ему не нравится, чем он, почти наверняка, заниматься не будет. Ответить же на вопрос относительно того, чем, собственно говоря, он хочет заниматься в жизни, он не может – он просто никогда не пробовал (не имел возможности). Учебные курсы первого типа призваны помочь школьнику реализовать свой интерес к предмету, уточнить свою готовность и способность к изучению предмета на повышенном уровне.
Курсы второго типа призваны помочь старшекласснику, совершившему первоначальный выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности, связанных с ней. Они должны стать основой для ориентации школьника в мире современных профессий. Эти учебные курсы должны познакомить школьника с комплексными проблемами, выходящими за рамки традиционных учебных предметов.
Такое деление элективных курсов весьма условно. На практике задачи, решаемые элективными курсами, будут пересекаться. Но при составлении школой учебного плана, при определении необходимого набора курсов – поля выбора, потребуется понимание того, кому, какой и зачем элективный курс может быть нужен. И тогда без представленного условного деления элективных курсов обойтись вряд ли удастся [20].
К основным особенностям организации элективных курсов можно отнести следующие особенности:
Основой для работы учителя, ведущего курс по выбору, могут стать программы факультативных курсов, разнообразные учебные пособия, специально созданные под элективный курс учебно-методические комплекты. Однако, скорее всего, учитель вынужден будет вносить в программу изменения, связанные с уровнем подготовленности конкретных учеников, которые избрали данный курс; с наличием тех или иных средств обучения в школе; с личными интересами, уровнем подготовки учителя. Или даже, поработав по какому-то пособию (учебной программе), учитель придёт к выводу, что для решения проблем пришедших к нему на курс учеников надо не переделывать имеющуюся программу, а создавать новую, свою.
Но независимо от того, какую программу будет использовать в своей работе учитель, она должна соответствовать определённым требованиям:
Таким образом, отобранное содержание должно, с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям учащихся, а с другой – предоставляя ученику возможный опыт работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию. Все эти требования должны быть учтены при выборе содержания элективных курсов. С учётом выше сказанных требований методистами были разработаны различные элективные курсы по стереометрии. Приведём несколько примеров.
Пример 1: «Построение сечений многогранников». 10 класс
Автор: Исаева Светлана Валентиновна учитель математики МОУ «СОШ №2 г. Калининска Саратовской области.
Цель: формирование основ грамотного построения моделей многогранников; развитие пространственных представлений и воображения учащихся при помощи новейших информационных технологий.
Задачи курса:
и формирование у них устойчивого интереса к математике, посредством решения задач с использованием НИТ;
Данный элективный
курс должен способствовать сознательному
и прочному усвоению материала, развитию
пространственного воображения, творческой
активности учащихся, помочь в формировании
навыков исследовательской
Пример 2: «Задачи на развитие пространственных представлений». 11 класс
Автор: Галина Александровна
Васёкина учитель математики МОУ
«Чернянская средняя
Цель: приобретение учащимися знаний о свойствах реального пространства, геометрических фигур в нём и (количественных и качественных) отношений между элементами этих фигур.
Задачи курса:
Курс базируется на концепции профильного обучения, он повышает математическую грамотность, расширяет возможности социализации учащихся, связан как с разделом геометрии «Планиметрия», так и с черчением.
Понимание чертежа, способность представить по данному чертежу изображаемую фигуру, умение изобразить данную фигуру на чертеже необходимы в большей или меньшей степени как квалифицированному рабочему и мастеру, так и инженеру-конструктору, изобретателю и строителю. Поэтому одной из важнейших задач преподавания геометрии является сообщение учащемуся знаний и навыков в такой форме, которая способствовала бы развитию пространственного представления и конструктивных способностей учащихся, сближению геометрии с теми дисциплинами, к пониманию которых она готовит.
Пример 3: «Правильные многогранники». 10 класс
Автор: Минина Наталья Александровна, учитель математики.
Цель: создание условий для удовлетворения познавательных интересов учащихся в области правильных многогранников.
Задачи курса:
правильных многогранников;
правильных многогранников;
сопоставлять;
Данный элективный курс направлен для углубления знаний по стереометрии, развития интеллектуальных способностей учащихся 10 классов через углубленное изучение. Есть в школьной геометрии особые темы, которые ждёшь с нетерпением, предвкушая встречу с невероятно красивым материалом. К таким темам можно отнести «Правильные многогранники». Здесь не только открывается удивительный мир геометрических тел, обладающих неповторимыми свойствами, но и интересные научные гипотезы. И тогда урок геометрии становится своеобразным исследованием неожиданных сторон привычного школьного предмета.
Приведём ещё несколько тем элективных курсов, которые используются учителями на практике:
Подготовка и проведение элективных курсов требует от педагога теоретической и практической грамотности. Первоначально необходимо определить специфику и содержание курса, его место и значимость в учебном процессе, перечень формируемых знаний и умений и их необходимость для обучающихся. Дальнейшее планирование курса должно учитывать индивидуальные возможности и интересы школьников, наличие учебно-методической базы.
Появление элективных курсов в учебном процессе требует изменений методических подходов преподавания. Необходимо отметить, что традиционными методами обучения затруднительно поддерживать интерес обучающихся, формировать практические навыки и умения и поэтому необходим переход на активные и интерактивные методики: учебные практики, исследовательские проекты, дискуссии и другие. Элективные курсы, входящие в систему профильного обучения хоть и занимают 20% учебной программы, но играют важнейшую роль в реализации индивидуальных потребностей и возможностей каждого обучающегося. Каждое общеобразовательное учреждение, реализуя выбранный профиль, принимает решение и несёт ответственность за содержание и проведение элективных курсов.
Решение геометрических задач на построение часто вызывает трудности у учащихся. Это в первую очередь связано с тем, что редко какая задача в геометрии может быть решена с использованием определенной формулы. При решении большинства задач не обойтись без привлечения разнообразных фактов теории доказательств тех или иных утверждений. Но и при хорошем знании теории приобрести навык в решении задач можно лишь решив достаточно много задач, начиная с простых и переходя к более сложным [11].
Вообще, задачи играют огромную роль в жизни человека. Ещё большую роль играют задачи в обучении математике. Эта роль определяется, с одной стороны, тем, что конечные цели этого обучения сводятся к овладению учащимися методами решения определённой системы математических задач. С другой стороны, она определяется и тем, что полноценное достижение целей обучения возможно лишь с помощью решения учащимися системы учебных и математических задач.
При решении задач того или иного вида выделяются общие методы решения задач: разбиение задачи на подзадачи, сведение данной задачи к ранее решённым, модельные преобразования задачи. Мостом между учебным предметом и математикой, применяемой в настоящее время на практике, может служить усиление прикладной направленности на практике. Под прикладной направленностью понимают формирование у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для применения математики в других учебных дисциплинах, в трудовом процессе, в быту [12].
Информация о работе Элективный курс "Решение геометрических задач на построение в пространстве»