Экспериментальное изучение конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – обосновать и проверить психолого-педагогические условия предупреждения конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста;
Гипотеза: процесс предупреждения конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста должен быть регулируемым процессом и к числу условий, повышающих эффективность данного процесса мы относим:
- использование в работе с детьми комплекса интерактивных игр, направленных на формирование сплоченности и сотрудничества, обучение эффективным способам общения, формирование притязания на социальное признание и снятие конфликтности у детей;
- обыгрывание с детьми конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
- использование в работе с детьми психогимнастических этюдов, направленных на формирование мотивов позитивного поведения;

Содержание

Введение
Глава 1. Проблема конфликтного поведения у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях.
1.1 Понятие о конфликте, его характеристика и причины возникновения в исследованиях педагогов и психологов
1.2 Детские конфликты и их логико-структурный анализ
1.3 Особенности проявления конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Глава II. Экспериментальное изучение конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Выявление уровня конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Создание условий предупреждения конфликтного поведения старших дошкольников в детском саду
2.3 Контрольный срез
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Детская Конфликтность.doc

— 397.00 Кб (Скачать)

     В заключение данного блока игр  мы провели игру «Ты мне нравишься». Эта игра была направлена на развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми. В ходе игры детям предлагалось составить одну большую паутину из клубка шерсти, связывающую всех детей между собой. Свои движения дети сопровождали словами: «Рамиль (Маша, Настя)! Ты мне нравишься, потому что…(с тобой очень весело играть в разные игры)» И так далее. В результате все дети оказывались в одной паутине, говоря друг другу приятные слова. В ходе обсуждения дети высказывали свое мнение, легко ли говорить приятные вещи другим детям. Оказалось, что не все дети способны говорить комплименты другим, для них это сложно. Так же после игры обсуждались вопросы: Дружны ли дети в группе? Почему каждый ребенок достоин любви? Так же дети рассказывали, что их удивило в этой игре, так, например, Рамиль К. не ожидал, что Ваня Б. скажет ему, что он нравится, потому что всегда готов поделиться своими игрушками.

     Третий  блок игр, отражающих притязание на социальное признание выполнял следующие задачи: привить ребенку новые формы поведения; научить самому принимать верные решения и брать ответственность на себя; дать возможность почувствовать себя самостоятельными и уверенными в себе.

     В качестве игр мы использовали: «День рождения», «Ассоциации», «Необитаемый остров», «Страшные сказки», «Фанты» и др.

     В игре «Король» мы формировали у детей  адекватную самооценку, прививали новые  формы поведения. В ходе игры экспериментатор  выяснял, кто из детей мечтал стать  королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие  неприятности это может принести? Чем добрый король отличается от злого?

     После выяснения мнения детей экспериментатор  предлагал им поиграть в игру, в  которой каждый может побывать королем  в течение 5 минут. При помощи считалки выбирался первый участник в роли короля, остальные дети становились его слугами и должны были сделать всё, что приказывал король. В роли короля мог побывать каждый ребенок. После игры дети обсуждали, что они чувствовали, когда были королями. Например, Ангелина К.: «Когда я была королем, я могла пожелать всё, что захочу, это очень приятно, хотя и понарошку» Ваня Б.: «Быть королем хорошо, можно загадывать любые желания и ничего самому не делать». Выяснилось, что большинству детей не составляет труда отдавать приказы другим детям, так называемые лидеры группы вообще очень легко справились с этой ролью. Быть слугой не понравилось никому, дети отмечали, что выполнять чужие приказы очень неприятно. Выяснилось, что большинство детей считает любого короля злым, потому что им приходилось выполнять его приказы, дети считают, что добрый король должен раздавать подарки, а не приказы, поэтому ни одни ребенок в роли короля не был признан добрым. Мы обратили внимание, что дети, имеющие статус «отверженные» с наибольшим рвением выполняли роль короля, они старались придумать сложные приказы, а роль слуг эти дети выполняли послушно и безропотно. Мы старались по ходу игры корректировать поведение таких детей, чтобы они имели возможность высказывать свое мнение.

     Следующий блок игр был направлен на снятие конфликтности. В качестве задач данного блока игр выступали следующие: переориентация поведения детей с помощью ролевых игр; формирование адекватных норм поведения; снятие напряжения у детей; нравственное воспитание; регулировка поведения в коллективе и расширение поведенческого репертуара ребенка; обучение приемлемым способам выражения гнева; отработка навыков реагирования в конфликтных ситуациях.

     Этот  блок игр был самым насыщенным и эмоциональным.

     В игре «Ссора» мы учили детей анализировать  поступки, находить причину конфликта, дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Мы знакомили детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций и побуждали детей к использованию их в своем поведении. Для игры мы использовали «волшебную тарелочку» и картинки с изображением двух девочек. Дети должны были посмотреть на выражение лиц девочек и сказать, что могло с ними случиться. Когда дети понимали, что девочки поссорились, начиналось обсуждение, из-за чего они могли поссориться. Дети высказывали свои предположения, например, Маша Т.: «Они поссорились из-за игрушки, не смогли её поделить». Затем дети рассказывали из-за чего они ссорятся со своими друзьями. Оказалось, что большинство ссор детей происходят именно из-за игрушек или из-за ролей в игре. Дети говорили, что ссориться это не приятно, но обойтись без ссор им очень сложно. Детям предлагалось подумать, как девочки могут помириться. Например, Ангелина К.: «Им надо просто поочереди этой игрушкой играть». Выслушав ответы детей, экспериментатор предлагал один из способов примирения – поделиться игрушками и играть вместе. Экспериментатор акцентировал внимание детей на том, что виновник ссоры должен уметь признать свою вину.

     В игре «Примирение» мы учили детей  ненасильственному способу решения конфликтной ситуации. В этой игре принимали участие Филя и Хрюша. Дети разыгрывали ссору между этими персонажами, с проявлениями обиды и злости. Потом дети предлагали варианты примирения героев. После игры дети обсуждали свои ощущения. Оказалось, что детям сложно простить другого человека. Когда тебя обижают возникают неприятные чувства, хочется плакать. Так же детям, оказалось, сложно ответить на вопрос: Как вы думаете прощение – это признак силы или слабости? Дети не могут четко ответить на это вопрос, например, Рамиль К.: «Если простишь, он потом снова будет тебя обижать».

     Чтобы научить детей решать небольшие  проблемы путем переговоров, принимать  совместные решения, отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу, мы провели игру «Сладкая проблема».

     Каждому ребенку давалось по одному печенью, а каждой паре детей – по одной  салфетке. Дети должны были выбрать  себе партнера, положить печенье на салфетку. В игре было условие: печенье  может съесть только один ребенок, чей  партнер добровольно откажется от печенья и отдаст его. Мы наблюдали, что игра давалась детям трудно и вели они себя по-разному, например, Ангелина К. сразу съела печенье, получив согласие своего партнера, Маша Т. никак не хотела отдавать свое печенье и даже заплакала, Ваня Б. разломил печенье пополам и поделился им.

     Экспериментатор корректировал игру: А теперь я  дам каждой паре ещё по одному печенью. Обсудите, как вы поступимте с печеньем на этот раз». Экспериментатор наблюдал, что и в этом случае дети действовали  по-разному. Те дети, которые разделили первое печенье пополам, повторяли эту стратегию справедливости. Большинство детей, которые отдали печенье партнеру в первой части игры, и не получившие ни кусочка, ждали теперь, что партнер отдаст печенье им. Ваня Б. готов был отдать своему партнеру и второе печенье.

     Большой интерес вызвала у детей игра «Коврик мира». Для игры мы взяли  кусок тонкого пледа, фломастеры, клей, блестки, бисер, цветные пуговицы. Экспериментатор объяснил детям, что  мы будем делать коврик мира. Если возникнет спор, противники смогут сесть на этот коврик и поговорить, найти пути мирного решения конфликта. На коврике экспериментатор писал имена всех детей, а дети украшали его. Сам процесс украшения имел большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делали «коврик мира» частью своей жизни. Каждый раз, когда возникал спор дети использовали этот коврик без помощи экспериментатора. Это было очень важно, так как самостоятельное решение проблемы является главной целью этой стратегии.

     Далее мы организовали с детьми обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них. Работа проводилась с детьми по подгруппам во второй половине дня.

     При обыгрывании конфликтных ситуаций дети делились на пары или тройки, в  зависимости от количества участников конфликта.

     При обыгрывании экспериментатор моделировал  конфликтные ситуации, а затем  проводил разбор конфликта вместе с  детьми. Мы отмечаем, что работа по профилактике конфликтного поведения проходила  постоянно, например, если в группе происходила ссора или драка, экспериментатор предлагал детям в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости любимых известных детям литературных героев, например, Незнайку и Пончика. На глазах у детей гости разыгрывали ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просили детей помирить их. Дети предлагали различные способы выхода из конфликта. Иногда мы разделяли героев и детей на две группы, одна из которых говорила от имени Незнайки, а другая от имени Пончика. Детям давалась возможность самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать. В результате такой работы дети приобретали умение вставать на позицию другого человека, распознавать его чувства и переживания, учились как вести себя в сложных жизненных ситуациях. Общее обсуждение проблемы способствовало сплочению группы и установлению благоприятного психологического климата.

     Мы  так же разыгрывали и другие ситуации, которые наиболее часто вызывают конфликты в детской группе, например, как реагировать, если товарищ не отдает нужную тебе игрушку, что делать, если тебя дразнят, как поступить, если тебя толкнули и ты упал.

     Кроме этого мы организовали в группе театр  и просили детей разыгрывать  определенные ситуации, например, «Как Мальвина поссорилась с Буратино». Перед драматизацией дети обсуждали, почему герои сказки повели себя тем или иным образом. Мы старались сделать так, чтобы дети поставили себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы: «Что чувствовал Буратино, когда Мальвина посадила его в чулан? Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось наказать Буратино?» Эти беседы помогли детям осознать, как важно быть на месте соперника или обидчика, чтобы понять почему он поступил именно так, а не иначе. Следует отметить, что все дети активно принимали участие в драматизациях и обсуждениях, высказывали свое мнение.

     Затем мы провели с детьми этюды, направленные на формирование мотивов позитивного поведения. Этюды проводились с детьми по подгруппам (по 10 человек).

     Мы  использовали этюды: «Клоун смеется  и дразнит слона», «Молчок», «Вот он какой», «Тень», «Робкий ребенок», «Капитан», «Правильное решение», «Два маленьких ревнивца», «Так будет справедливо», «У оленя дом большой», «Кукушонок», «Винт», «Солнышко и тучка», «В уши попала вода», «Песочница», «Очень худой ребенок». Так же мы использовали игры «Кто пришел?», «Кляксы», «Угадай, что спрятано?», «Отгадай, кто мы», «Кораблик», «Три характера», «Магазин зеркал», «Разъяренная обезьянка», «Кто за кем», «Хитрец».

     В этюдах дети обучались способам конструктивного  поведения, они получали навыки позитивного поведения, у детей формировались мотивы позитивного поведения. Следует отметить, что все дети активно и заинтересованно участвовали в этюдах, старались проявить себя, эмоционально реагировали на ситуации, предлагаемые в этюдах. Мы отмечаем, что ни одни ребенок, принявший участие в эксперименте, не отказался от выполнения заданий.

     С целью проверки степени усвоения детьми правил поведения в конфликтных  ситуациях мы провели этюд «Ссора». Экспериментатор сообщил детям ситуацию: Ребята, сегодня во время прогулки произошла ссора между двумя девочками. Сейчас я прошу Машу и Ангелину разыграть для нас ситуацию, которая возникла на прогулке. «Маша и Ангелина играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Маша хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и упала в лужу. Ангелина начала смеяться, а Маша заплакала». После драматизации дети обсуждали, почему Маша заплакала. Рамиль К.: «Ей стало обидно, что над ней смеются, она ведь упала и стала мокрая и грязная».

     Дети  рассуждали, правильно ли поступила Ангелина, например, Настя Т.: «Она плохо сделала, что стала смеяться, это не красиво, Маша же просто упала». Ваня Б.: «Смеяться над другими плохо, надо было помочь Маше, а не смеяться». Затем дети искали варианты для примирения девочек, например, Рамиль К.: «Ангелина должна извиниться, что она смеялась».

     В конце беседы экспериментатор делал  важное обобщение: «Если вы являетесь  виновником ссоры, то умейте первыми  признать свою вину. В этом вам помогут  волшебные слова: «Извини», «Давай я  тебе помогу», «Давай играть вместе». Чаще улыбайтесь, и вам не придется ссориться!»

     В заключение нашей формирующей работы мы провели занятия с педагогами, цель которых овладение техникой активного слушания. Занятия проводились в свободное от работы время в кабинете психолога. В занятиях приняли участия воспитатели старшей группы № 10 (2 человека). Всего было проведено 5 занятий, продолжительность каждого занятия составила 35-40 минут.

     Занятия имели определенную структуру:

    1. Вводная часть (5 минут): сообщение темы занятия, ритуал приветствия, настроечные упражнения.
    2. Основная часть (25 минут): овладение приемами техники активного слушания.
    3. Заключительная часть (5 минут): обобщение, домашнее задание.

     Условиями проведения таких занятий были следующие: спокойная, непринужденная обстановка, не доминирование экспериментатора, установление правил.

     В основе техники активного слушания лежало обсуждение конфликтной ситуации, которое происходило по определенному  алгоритму:

  • Что произошло? (формулировка сути конфликта);
  • Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснение причины);
  • Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения (определить, назвать чувства);
  • Как быть в этой ситуации? (нахождение решения)

     Педагогу  необходимо овладеть техникой активного  слушания, чтобы проводить подобные обсуждения с детьми.

     Мы  обучали педагогов технике активного  слушания по следующим правилам:

     - поставить себя на место ребенка,  чтобы понять, что он говорит  и как себя чувствует; слушать  с сочувствием, сосредоточившись  на предмете разговора;

Информация о работе Экспериментальное изучение конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста