Экспериментальное изучение конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – обосновать и проверить психолого-педагогические условия предупреждения конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста;
Гипотеза: процесс предупреждения конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста должен быть регулируемым процессом и к числу условий, повышающих эффективность данного процесса мы относим:
- использование в работе с детьми комплекса интерактивных игр, направленных на формирование сплоченности и сотрудничества, обучение эффективным способам общения, формирование притязания на социальное признание и снятие конфликтности у детей;
- обыгрывание с детьми конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
- использование в работе с детьми психогимнастических этюдов, направленных на формирование мотивов позитивного поведения;

Содержание

Введение
Глава 1. Проблема конфликтного поведения у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях.
1.1 Понятие о конфликте, его характеристика и причины возникновения в исследованиях педагогов и психологов
1.2 Детские конфликты и их логико-структурный анализ
1.3 Особенности проявления конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Глава II. Экспериментальное изучение конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Выявление уровня конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Создание условий предупреждения конфликтного поведения старших дошкольников в детском саду
2.3 Контрольный срез
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Детская Конфликтность.doc

— 397.00 Кб (Скачать)

     - относиться к говорящему ребенку уважительно;

     - слушать внимательно, не давая  оценок;

     - высказывать свое мнение об  услышанном, чтобы ребенок понял,  что его действительно слушают;

     - побуждать ребенка к дальнейшему  разговору;

     - повторять наиболее важные мысли  и чувства;

     - показать принятие и понимание ребенка;

     - не перебивать, не давать советов, оставаться нейтральным, не принимать чью либо сторону.

     Мы  отмечаем, что педагоги очень активно  отнеслись к нашему обучению, внимательно  прислушивались к нашим рекомендациям, старались проявить себя.

     На  этом наша формирующая работа была завершена. О ее эффективности можно  будет судить после проведения контрольного среза.

     Однако  уже в ходе формирующей работы наблюдались положительные изменения  в поведении детей старшего дошкольного в плане снижения конфликтности:

     - наблюдалась позитивная динамика  в развитии умения детей разрешать  конфликтные ситуации на конструктивной  основе;

     - у детей, имеющих высокий уровень  конфликтности поведения стали  проявляться навыки конструктивного  поведения, то есть дети стали применять конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций.

     - наблюдались положительные изменения  в отношениях детей между собой, а именно, дети стали более сплоченными и дружными. 

     2.3 Контрольный срез 

     Цель: определение эффективности проведенной формирующей работы на основании анализа результатов повторного обследования детей.

     На  данном этапе опытно-экспериментальной  работы нами были использованы те же методики, что и на этапе констатации:

    • Социометрическая методика «Капитан корабля» (Романов А.А).
    • Методика «Наблюдение» (в процессе свободной деятельности) (Анжарова А.И).
    • Методика «Наблюдение» (в игре) (Анжарова А.И).
    • Методика «Неоконченный рассказ» (Фопель К).
    • Проективная методика «Картинки» (Калинина Р.Р).

     Анализ  результатов проведения повторного обследования дошкольников по определенным нами критериям показал следующее.

     Методика  № 1 Социометрическая методика «Капитан корабля» (Романов А.А).

     По  результатам повторного проведения методики мы выявили изменения в социометрическом статусе детей обследуемой группы. 

     Таблица № 5. Социометрический статус детей старшего дошкольного возраста (контрольный срез).

Социометрический  статус ребенка Количество  детей 
Популярные 5 (25%)
Предпочитаемые 12 (60%)
Изолированные 0 (0%)
Отвергаемые 3 (15%)
 

     Анализ  высказываний детей показал, что  увеличилось количество детей со статусом «популярные», по сравнению  с результатами констатирующего  эксперимента. К популярным детям  присоединились Маша Н. и Аня П., которые  на момент констатирующего эксперимента были отнесены нами к группе «отвергаемые». Следует отметить, что при повторном обследовании нами не было выявлено ни одного ребенка с социометрическим статусом «изолированные». Это связано с тем, что эти дети пополнили ряды «предпочитаемых», таких детей стало 12 (60%). Популярных детей в коллективе дошкольников стало 5 (25%), сверстники характеризуют их следующим образом: «добрый», «мой друг», «самый умный», «всегда играем вместе», «красивый», «никого не обижает» и пр (Маша А., Соня К., Ангелина Ц., Маша Н, Аня П.) Из наблюдения следует, что именно такие «звёзды» активно привлекают окружающих детей к своим действиям, с удовольствием откликаются на инициативу сверстников, дружелюбно ко всем относятся.

     Методика  № 2 Наблюдение в свободной деятельности (А.И. Анжарова)

     Результаты  показали следующее: ярко выраженной инициативностью  обладают 5 детей, то есть 25% дошкольников, принявших участие в эксперименте (Маша А., Соня К., Ангелина Ц., Аня П., Маша Н.) Эти дети легко идут на контакт  со сверстниками, активно с ними взаимодействуют, сами организуют игры, собирают детей на игру. Эти дети активно стараются привлечь к себе внимание сверстников, стараются получить от них оценку себе и своим действиям. У этих детей очень развито вербально общение, сформированы коммуникативные навыки. На этапе констатирующего эксперимента таких детей было 3 (15%) (Маша А., Соня К., Ангелина Ц.)

     У 3 детей (15%) обследуемой группы инициативность проявляется ситуативно. На этапе констатирующего эксперимента таких детей было 5 (25%). У 12 детей (60%) на этапе контрольного среза наблюдались ровные эмоционально устойчивые взаимоотношения со сверстниками, они охотно общаются, легко идут на контакт, иногда проявляют собственную инициативу, но специально не стараются обратить на себя внимание сверстников. На этапе констатирующего эксперимента таких детей было 10 (50%)

     Говоря  о проявлении чувствительности в  общении со сверстниками, то можно  отметить, что только у 2 детей (Маши К., Марины О.) этот показатель остался  ярко выражен и на этапе контрольного среза.

     Во  взаимодействии на этапе контрольного среза мы практически не наблюдали  такие действия и обращения, как  спор, требования, которые были характерны для констатирующего эксперимента. Дети стали проявлять больше эмпатии, желание успокоить. Если на этапе констатации у детей, имеющих трудности в общении (Ваня Б, Полина К., Рамиль К., Ваня С, Ангелина К.) мы наблюдали такие действия и обращения как обман, разрушение, то на этапе контрольного среза дети стали более терпимыми, проявляли стремление идти на компромисс. Говоря об эмоциональном фоне взаимоотношения со сверстниками, то наблюдение показало, что он характеризуется яркой эмоциональной насыщенностью.

     Методика  № 3 Наблюдение в игре (А.И. Анжарова)

     Наблюдение за игровой деятельностью детей показало, что дошкольники предпочитают играть в сюжетно-ролевые и подвижные игры. Именно в процессе игр у детей возникает наиболее активное межличностное взаимодействие. Дети предпочитают играть небольшими группами. Мы отмечаем, что не только лидеры группы проявляют инициативу при организации игры, но и те дети, которые ранее были застенчивыми и предпочитали играть в одиночку.

     Что касается остроты конфликтов, то наблюдение показало, что конфликты детей  не являются острыми и длительными. В разрешении конфликтов большую роль стал играть не только воспитатель, что было характерно для констатирующего эксперимента, но и сами дети стались самостоятельно разрешать конфликты. Снизилось общее число конфликтов по поводу игры у детей обследуемой группы.

     Конструктивные способы разрешения конфликта стали использоваться детьми гораздо чаще, чем на этапе констатации.

     Методика  № 4 «Неоконченный рассказ» (Фопель К).

     При проведении методики, дети были условно разделены на три уровня сформированности эмпатии:

     Высокий уровень: Дети обладают высоко развитым чувством сопереживания, сочувствия. Они эмоционально реагируют на несправедливость, страдание и боль, активно высказывают свое отношение к происходящему. Эти дети обладают рефлексией, то есть, способны поставить себя на место другого и сопереживать ему. Дети выражают свои чувства с помощью интонации, жестов и мимики.

     Средний уровень: дети не всегда активно проявляют  свои чувства, они способно сопереживать и сочувствовать, но в зависимости  от ситуации. Не всегда проявляют рефлексию, более сдержаны в выражении чувств, менее эмоциональны

     Низкий  уровень: не проявляют чувства сопереживания, сочувствия, эмоционально ригидные, сдержаны.

     Результаты  выполнения методики представлены в таблице № 6 

     Таблица № 6. Динамика уровня сформированности эмпатии.

Уровень развития Количество  детей
Контрольный срез
Высокий уровень 10детей (50%)
Средний уровень 10 детей (50%)
Низкий  уровень 0 человек (0%)
Констатирующий  эксперимент
Высокий уровень 5 (25 %)
Средний уровень 10 (50 %)
Низкий  уровень 5 (25 %)
 

     Из  таблицы видно, что у детей  старшего дошкольного возраста повысился  уровень развития чувства сопереживания, сочувствия по сравнению с результатами констатирующего эксперимента. 

     Методика  № 5 «Картинки» (Калинина Р.Р).

     Результаты  выполнения методики представлены в таблице № 7. 

     Таблица № 7. Отношение к конфликтной ситуации (контрольный срез).

Способ  реагирования на конфликтную ситуацию Количество  детей 
Избегание 3 (15%)
Агрессивное решение  0 (0%)
Вербальная  реакция  7 (35%)
Продуктивный способ решения 10 (50%)
 

     Анализ  результатов выполнения методики показал, что у детей стал преобладать  конструктивный способ разрешения конфликтных  ситуаций, по сравнению с этапом констатирующего эксперимента. Не выявлено детей, которые предпочитают агрессивные способы разрешения конфликтов.

     На  основании результатов контрольного среза мы условно отнесли детей к одному из уровню конфликтного поведения:

     К высокому уровню мы условно отнесли 3 детей (15%).

     К среднему уровню мы условно отнесли 5 детей (25%).

     К низкому уровню - 12 детей (60%).  

     Таблица № 8. Динамика уровня конфликтного поведения.

Уровни Этапы эксперимента
Констатирующий  этап Контрольный срез
Высокий 5 (25%) 3 (15%)
Средний 10 (50%) 5 (25%)
Низкий 5 (25%) 12 (60%)
 

     По  итогам повторного обследования у детей старшего дошкольного возраста проявилась тенденция к снижению уровня конфликтного поведения. Это значит, что наша формирующая работа была эффективной. 

 

      Заключение 

     Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил определить, что проблема предупреждения конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста является актуальной.

     Это отмечают в своих работах Н.В. Гришина [13], М.В. Ермолаева [18], Л.А.Петровская [40] и другие. Предсказание исхода до разрешения конфликта возможно только с известной долей вероятности, так как развитие ситуации в разрешении противоречий характеризуется неопределенностью.

     Много исследований посвящено межличностным  конфликтам (В.В. Гришина, А.С. Гусева, Д.Л. Моисеев и др.). Среди первых работ привлекают внимание теоретические и экспериментальные исследования А.С. Залужным коллективных отношений детей дошкольного и школьного возраста

Информация о работе Экспериментальное изучение конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста