Экспериментальное изучение конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – обосновать и проверить психолого-педагогические условия предупреждения конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста;
Гипотеза: процесс предупреждения конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста должен быть регулируемым процессом и к числу условий, повышающих эффективность данного процесса мы относим:
- использование в работе с детьми комплекса интерактивных игр, направленных на формирование сплоченности и сотрудничества, обучение эффективным способам общения, формирование притязания на социальное признание и снятие конфликтности у детей;
- обыгрывание с детьми конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
- использование в работе с детьми психогимнастических этюдов, направленных на формирование мотивов позитивного поведения;

Содержание

Введение
Глава 1. Проблема конфликтного поведения у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях.
1.1 Понятие о конфликте, его характеристика и причины возникновения в исследованиях педагогов и психологов
1.2 Детские конфликты и их логико-структурный анализ
1.3 Особенности проявления конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Глава II. Экспериментальное изучение конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Выявление уровня конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Создание условий предупреждения конфликтного поведения старших дошкольников в детском саду
2.3 Контрольный срез
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Детская Конфликтность.doc

— 397.00 Кб (Скачать)

     К проблеме конфликтного поведения в дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинский и другие. Они считают, что в дошкольном возрасте конфликты чаще всего возникают по поводу игры, так как она является ведущей деятельностью дошкольников. В одном из исследований Я.Л. Коломинского и Б.П. Жизневского были выделены типичные причины конфликтов между детьми разного возраста. Согласно полученным данным, у детей старшего дошкольного возраста конфликты чаще всего возникают из-за распределения игровых ролей, а так же по поводу правильности игровых действий.

     По  мнению Д.Б. Эльконина детские конфликты  возникают по поводу ресурсов, связанных  с предметами или интересами, дисциплины (поведения), трудностей в общении, ценностей  и потребностей.

     Анализ  подходов различных авторов позволил нам определить следующие психолого-педагогические условия предупреждения конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста:

     - использование в работе с детьми  комплекса интерактивных игр  направленных на формирование их сплоченности и сотрудничества, обучение эффективным способам общения, формирование притязания на социальное признание и снятие конфликтности у детей;

     - обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;

      - использование психогимнастических этюдов, направленных на формирование мотивов позитивного поведения;

     - обучение педагогов технике активного слушания;

     Выявление уровня развития конфликтного поведения  старших дошкольников осуществлялось на основе выделения следующих показателей:

  • социометрический статус ребенка в группе сверстников;
  • особенности взаимодействия ребенка в системе «ребенок-ребенок»;
  • проявление отклонений в поведении детей в процессе игры; 
  • уровень сформированности эмпатии;
  • отношение ребенка к конфликтной ситуации.

     Необходимость работы по предупреждению конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста подтверждается результатами констатирующего эксперимента (высокий уровень конфликтного поведения был выявлен у 5 детей (25%), средний у 10 детей (50%), низкий уровень у 5 детей (25%)

     Эффективность работы по предупреждению конфликтного поведения определялась созданием  специальных условий, направленных на развитие у детей умения адекватно  реагировать на конфликт и рационально  разрешать конфликтные ситуации, а так же планомерной работой с педагогами по обучению их умению анализировать детские конфликты и предупреждать их.

     Содержанием работы на формирующем этапе было создание следующих условий: организация и проведение интерактивных игр, направленных на формирование сплоченности и сотрудничества у старших дошкольников, обучение эффективным способам общения, формирование притязания на социальное признание и снятие конфликтности у детей; обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них; использование психогимнастических этюдов направленных на формирование мотивов позитивного поведения; обучение педагогов технике активного слушания;

     В ходе формирующей работы наблюдались  положительные изменения в поведении  детей старшего дошкольного в  плане снижения конфликтности:

     - наблюдалась позитивная динамика  в развитии умения детей разрешать  конфликтные ситуации на конструктивной  основе;

     - у детей, имеющих высокий уровень  конфликтности поведения стали  проявляться навыки конструктивного  поведения, то есть дети стали  применять конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций.

     - наблюдались положительные изменения  в отношениях детей между собой, а именно, дети стали более сплоченными и дружными.

     Посредством планомерной работы в ходе формирующего эксперимента нам удалось снизить уровень конфликтности поведения у детей. К концу эксперимента высокий уровень конфликтности сохранился у 3 детей (15%), что на 10% ниже, чем на этапе констатирующего эксперимента. Низкий уровень конфликтности выявился у 12 детей (60%), что на 35% больше, чем на этапе констатирующего эксперимента. Средний уровень снизился до 5 человек (25%), что на 25% ниже чем на этапе констатирующего эксперимента.

     Таким образом, наша формирующая работа была результативной, а наша гипотеза подтвердилась. 

 

      Литература 

    1. Андреева  Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 255 с.
    2. Анжарова А.И. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. //Дошкольное воспитание.- 1975, №10. – С. 25-30
    3. Анцупов А.Я., Шпилов А.И, Конфликтология. – М.: Юнити, 2000. – 355 с.
    4. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. - М.: Книголюб, 2003. - 56с.
    5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 2000. Сер. "Мастера психологии". – 276 с.
    6. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Педагогика, 1983. – 255 с.
    7. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). Как нам договориться? Практическое руководство по ненасильственному разрешению конфликтов. – СПб.: Светлячок; Речь, 2000. – 244 с.
    8. Васильев В.Л. Психологический анализ отношений, возникающих на допросе и очной ставке //Психология личности и малых групп. – Л., 1977. Вып. 8. – 44 с.
    9. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения детей в детском возрасте. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 355 с.
    10. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. М.: Инфа-М, 2000. – 244 с.
    11. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка. //Вопросы психологии. 1966., № 6.
    12. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983. – 465 с.
    13. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000. – 254 с.
    14. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т. А. Репиной. М., 1987. – 321 с.
    15. Дмитриев А., Кудрявцев В. Введение в общую теорию конфликтов. М., 1993. – 322 с.
    16. Донцов А. И., Полозова Т. А. Проблема конфликта в западной социальной психологии // Психол. жури. 1980. Т. 1. № 6. С. 119—133.
    17. Донченко Е. А., Титаренко Т. М. Личность: конфликт, гармония. Киев, 1987. – 354 с.
    18. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М.: Московский психолого-социальный институт. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 166 с.
    19. Запорожец А.В.. Избранные психологические труды в двух томах. – М., 1986.
    20. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб.: Союз, Лениздат, 2000. – 98 с.
    21. Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. – М.: Айрис-Пресс, 2006. – 104 с.
    22. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М., 1975. – 233 с.
    23. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб.: Речь, 2001. – 143 с.
    24. Калишенко К. К проблеме формирования коллективных межличностных отношений. //Дошкольное воспитание.- 1984, №7. – С. 13-15
    25. Кволс Дж. Кэтрин. Переориентация поведения детей. СПб.: Деан, 2000. – 87 с.
    26. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 1976. – 241 с.
    27. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности //Вопросы психологии, 1990. № 2. С. 35-42
    28. Коломинский Я.Л. О взаимоотношениях в группе детей. //Дошкольное воспитание.- 1986, №1. – С. 23-25
    29. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. М., 1986. – 354 с.
    30. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М.: Стрингер, 1992. – 55 с.
    31. Кох И.А. Конфликты и их регулирование. Екатеринбург, 1997. – 155 с.
    32. Леонов Н.И. Основы конфликтологии. Ижевск: УдГУ, 2000. – 355 с.
    33. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – Т. II. – М., 1983.
    34. Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб: Речь, ТЦ «Сфера», 2002. – 187 с.
    35. Мелибурда Е. Я-Ты-Мы. Прогресс, 1986. – 175 с.
    36. Морозов А.В. Деловая психология. СПб: Союз, 2000. – 366 с.
    37. Общая психология. /Под ред. Богословского В.В.- М.: Просвещение.- 1981. – 365 с.
    38. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. М: Академия, 2003. – 255 с.
    39. Основы коммуникации: Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.- СПб.: Образование, 1995.-195 с.
    40. Отношения между сверстниками в группах детского сада. /Под ред. Репиной Т.А.- М.: Педагогика.- 1978. – 265 с.
    41. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. – М.: Мысль, 1971. – 355 с.
    42. Петровская Л. А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977. С. 126—143.
    43. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.; Л., 1932. – 243 с.
    44. Репина Т.А. Группа детского сада и процесс социолизации мальчиков и девочек. //Дошкольное воспитание.- 1984, №4. – С. 16-20
    45. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекционные методики. – М.: Школьная пресса, 2003. – 144 с.
    46. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М., 1988. – 365 с.
    47. Руденский Е.В. Социальная психология. М.: Инфа-М., 1999. – 266 с.
    48. Семенака С.И. Учимся сочувсвовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. М.: Аркти, 2003. – 87 с.
    49. Семенака С.И. Уроки добра. М.: Аркти, 2003. (Развитие и воспитание дошкольника). – 112 с.
    50. Скотт Дж. Грехем. Конфликты. Пути их разрешения. Киев, 1991. – 133 с.
    51. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. – Генезис, 2003. – 114 с.
    52. Хабермас Ю. К логике социальных наук. Вып. 1. Юрген Хабермас. - М., 1992. - С. 29-56
    53. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. СПб.: Питер, 2003. – 255 с.
    54. Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М.: Совершенство, 1998. – 101 с.
    55. Шикун А.Ф., Филинова И.М. Управленческая психология. – М.: Аспект-Пресс, 2002. – 265 с.
    56. Щедровицкий Г.Б. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности. – М., 1995. – 99 с.
    57. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999. – 264 с.
    58. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. – М., 1984.
    59. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. СПб.: Валерии СПД.; М.: ТЦ «Сфера», 2002. – 165 с.

Информация о работе Экспериментальное изучение конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста