К
проблеме конфликтного поведения в дошкольном
возрасте обращались многие отечественные
и зарубежные исследователи: Л.С. Выготский,
Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинский
и другие. Они считают, что в дошкольном
возрасте конфликты чаще всего возникают
по поводу игры, так как она является ведущей
деятельностью дошкольников. В одном из
исследований Я.Л. Коломинского и Б.П. Жизневского
были выделены типичные причины конфликтов
между детьми разного возраста. Согласно
полученным данным, у детей старшего дошкольного
возраста конфликты чаще всего возникают
из-за распределения игровых ролей, а так
же по поводу правильности игровых действий.
По
мнению Д.Б. Эльконина детские конфликты
возникают по поводу ресурсов, связанных
с предметами или интересами, дисциплины
(поведения), трудностей в общении, ценностей
и потребностей.
Анализ
подходов различных авторов позволил
нам определить следующие психолого-педагогические
условия предупреждения конфликтного
поведения у детей старшего дошкольного
возраста:
-
использование в работе с детьми
комплекса интерактивных игр
направленных на формирование их
сплоченности и сотрудничества, обучение
эффективным способам общения, формирование
притязания на социальное признание и
снятие конфликтности у детей;
-
обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование
выхода из них;
- использование психогимнастических
этюдов, направленных на формирование
мотивов позитивного поведения;
-
обучение педагогов технике активного
слушания;
Выявление
уровня развития конфликтного поведения
старших дошкольников осуществлялось
на основе выделения следующих показателей:
- социометрический
статус ребенка в группе сверстников;
- особенности
взаимодействия ребенка в системе «ребенок-ребенок»;
- проявление
отклонений в поведении детей в процессе
игры;
- уровень сформированности
эмпатии;
- отношение
ребенка к конфликтной ситуации.
Необходимость
работы по предупреждению конфликтного
поведения у детей старшего дошкольного
возраста подтверждается результатами
констатирующего эксперимента (высокий
уровень конфликтного поведения был выявлен
у 5 детей (25%), средний у 10 детей (50%), низкий
уровень у 5 детей (25%)
Эффективность
работы по предупреждению конфликтного
поведения определялась созданием
специальных условий, направленных
на развитие у детей умения адекватно
реагировать на конфликт и рационально
разрешать конфликтные ситуации,
а так же планомерной работой с педагогами
по обучению их умению анализировать детские
конфликты и предупреждать их.
Содержанием
работы на формирующем этапе было
создание следующих условий: организация
и проведение интерактивных игр, направленных
на формирование сплоченности и сотрудничества
у старших дошкольников, обучение эффективным
способам общения, формирование притязания
на социальное признание и снятие конфликтности
у детей; обыгрывание конфликтных ситуаций
и моделирование выхода из них; использование
психогимнастических этюдов направленных
на формирование мотивов позитивного
поведения; обучение педагогов технике
активного слушания;
В
ходе формирующей работы наблюдались
положительные изменения в поведении
детей старшего дошкольного в
плане снижения конфликтности:
-
наблюдалась позитивная динамика
в развитии умения детей разрешать
конфликтные ситуации на конструктивной
основе;
-
у детей, имеющих высокий уровень
конфликтности поведения стали
проявляться навыки конструктивного
поведения, то есть дети стали
применять конструктивные способы
разрешения конфликтных ситуаций.
-
наблюдались положительные изменения
в отношениях детей между собой, а именно,
дети стали более сплоченными и дружными.
Посредством
планомерной работы в ходе формирующего
эксперимента нам удалось снизить
уровень конфликтности поведения у детей.
К концу эксперимента высокий уровень
конфликтности сохранился у 3 детей (15%),
что на 10% ниже, чем на этапе констатирующего
эксперимента. Низкий уровень конфликтности
выявился у 12 детей (60%), что на 35% больше,
чем на этапе констатирующего эксперимента.
Средний уровень снизился до 5 человек
(25%), что на 25% ниже чем на этапе констатирующего
эксперимента.
Таким
образом, наша формирующая работа была
результативной, а наша гипотеза подтвердилась.
Литература
- Андреева
Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект
Пресс, 2000. – 255 с.
- Анжарова
А.И. Особенности общения старших дошкольников
со сверстниками. //Дошкольное воспитание.-
1975, №10. – С. 25-30
- Анцупов А.Я.,
Шпилов А.И, Конфликтология. – М.: Юнити,
2000. – 355 с.
- Арцишевская
И.Л. Работа психолога с гиперактивными
детьми в детском саду. - М.: Книголюб, 2003.
- 56с.
- Бэрон Р.,
Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 2000.
Сер. "Мастера психологии". – 276 с.
- Бодалев А.А.
Личность и общение. – М.: Педагогика, 1983.
– 255 с.
- Валкер Д.
Тренинг разрешения конфликтов (для начальной
школы). Как нам договориться? Практическое
руководство по ненасильственному разрешению
конфликтов. – СПб.: Светлячок; Речь, 2000.
– 244 с.
- Васильев
В.Л. Психологический анализ отношений,
возникающих на допросе и очной ставке
//Психология личности и малых групп. –
Л., 1977. Вып. 8. – 44 с.
- Волков Б.С.,
Волкова Н.В. Психология общения детей
в детском возрасте. – М.: Педагогическое
общество России, 2003. – 355 с.
- Ворожейкин
И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология.
М.: Инфа-М, 2000. – 244 с.
- Выготский
Л.С. Игра и её роль в психическом развитии
ребенка. //Вопросы психологии. 1966., № 6.
- Выготский
Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983. – 465 с.
- Гришина
Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер,
2000. – 254 с.
- Деятельность
и взаимоотношения дошкольников / Под
ред. Т. А. Репиной. М., 1987. – 321 с.
- Дмитриев
А., Кудрявцев В. Введение в общую теорию
конфликтов. М., 1993. – 322 с.
- Донцов А.
И., Полозова Т. А. Проблема конфликта в
западной социальной психологии // Психол.
жури. 1980. Т. 1. № 6. С. 119—133.
- Донченко
Е. А., Титаренко Т. М. Личность: конфликт,
гармония. Киев, 1987. – 354 с.
- Ермолаева
М.В. Психология развивающей и коррекционной
работы с дошкольниками. – М.: Московский
психолого-социальный институт. Воронеж:
НПО «МОДЭК», 2002. – 166 с.
- Запорожец
А.В.. Избранные психологические труды
в двух томах. – М., 1986.
- Захаров
А.И. Предупреждение отклонений в поведении
ребенка. – СПб.: Союз, Лениздат, 2000. – 98
с.
- Зедгенидзе
В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов
у дошкольников. – М.: Айрис-Пресс, 2006. –
104 с.
- Игра и ее
роль в развитии ребенка дошкольного возраста.
М., 1975. – 233 с.
- Калинина
Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника:
занятия, игры, упражнения. СПб.: Речь, 2001.
– 143 с.
- Калишенко
К. К проблеме формирования коллективных
межличностных отношений. //Дошкольное
воспитание.- 1984, №7. – С. 13-15
- Кволс Дж.
Кэтрин. Переориентация поведения детей.
СПб.: Деан, 2000. – 87 с.
- Коломинский
Я.Л. Психология взаимоотношений в малых
группах. – Минск, 1976. – 241 с.
- Коломинский
Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический
анализ конфликтов между детьми в игровой
деятельности //Вопросы психологии, 1990.
№ 2. С. 35-42
- Коломинский
Я.Л. О взаимоотношениях в группе детей.
//Дошкольное воспитание.- 1986, №1. – С. 23-25
- Конфликты
в школьном возрасте: пути их преодоления
и предупреждения. М., 1986. – 354 с.
- Корнелиус
Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М.: Стрингер,
1992. – 55 с.
- Кох И.А. Конфликты
и их регулирование. Екатеринбург, 1997.
– 155 с.
- Леонов Н.И.
Основы конфликтологии. Ижевск: УдГУ, 2000.
– 355 с.
- Леонтьев
А.Н. Избранные психологические произведения:
В 2 т. – Т. II. – М., 1983.
- Лютова Е.,
Монина Г. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная
работа с гиперактивными, агрессивными,
тревожными и аутичными детьми. СПб: Речь,
ТЦ «Сфера», 2002. – 187 с.
- Мелибурда
Е. Я-Ты-Мы. Прогресс, 1986. – 175 с.
- Морозов
А.В. Деловая психология. СПб: Союз, 2000.
– 366 с.
- Общая психология.
/Под ред. Богословского В.В.- М.: Просвещение.-
1981. – 365 с.
- Овчарова
Р.В. Практическая психология образования.
М: Академия, 2003. – 255 с.
- Основы коммуникации:
Программа развития личности ребенка,
навыков общения со взрослыми и сверстниками.-
СПб.: Образование, 1995.-195 с.
- Отношения
между сверстниками в группах детского
сада. /Под ред. Репиной Т.А.- М.: Педагогика.-
1978. – 265 с.
- Парыгин
Б.Д. Основы социально-психологической
теории. – М.: Мысль, 1971. – 355 с.
- Петровская
Л. А. О понятийной схеме социально-психологического
анализа конфликта // Теоретические и методологические
проблемы социальной психологии. М., 1977.
С. 126—143.
- Пиаже Ж.
Речь и мышление ребенка. М.; Л., 1932. – 243
с.
- Репина Т.А.
Группа детского сада и процесс социолизации
мальчиков и девочек. //Дошкольное воспитание.-
1984, №4. – С. 16-20
- Романов
А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность
у детей. Диагностические и коррекционные
методики. – М.: Школьная пресса, 2003. –
144 с.
- Рояк А.А.
Психологический конфликт и особенности
индивидуального развития личности ребенка.
М., 1988. – 365 с.
- Руденский
Е.В. Социальная психология. М.: Инфа-М.,
1999. – 266 с.
- Семенака
С.И. Учимся сочувсвовать, сопереживать.
Коррекционно-развивающие занятия для
детей 5-8 лет. М.: Аркти, 2003. – 87 с.
- Семенака
С.И. Уроки добра. М.: Аркти, 2003. (Развитие
и воспитание дошкольника). – 112 с.
- Скотт Дж.
Грехем. Конфликты. Пути их разрешения.
Киев, 1991. – 133 с.
- Фопель К.
Как научить детей сотрудничать. Психологические
игры и упражнения: Практическое пособие.
– Генезис, 2003. – 114 с.
- Хабермас
Ю. К логике социальных наук. Вып. 1. Юрген
Хабермас. - М., 1992. - С. 29-56
- Хасан Б.И.
Конструктивная психология конфликта.
СПб.: Питер, 2003. – 255 с.
- Хухлаева
О.В. Лесенка радости. – М.: Совершенство,
1998. – 101 с.
- Шикун А.Ф.,
Филинова И.М. Управленческая психология.
– М.: Аспект-Пресс, 2002. – 265 с.
- Щедровицкий
Г.Б. Организационно-деятельностная игра
как новая форма организации и метод развития
коллективной мыследеятельности. – М.,
1995. – 99 с.
- Эльконин
Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999. –
264 с.
- Якобсон
С.Г. Психологические проблемы этического
развития детей. – М., 1984.
- Яковлева
Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику.
СПб.: Валерии СПД.; М.: ТЦ «Сфера», 2002. –
165 с.