Экспериментальное изучение конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – обосновать и проверить психолого-педагогические условия предупреждения конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста;
Гипотеза: процесс предупреждения конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста должен быть регулируемым процессом и к числу условий, повышающих эффективность данного процесса мы относим:
- использование в работе с детьми комплекса интерактивных игр, направленных на формирование сплоченности и сотрудничества, обучение эффективным способам общения, формирование притязания на социальное признание и снятие конфликтности у детей;
- обыгрывание с детьми конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
- использование в работе с детьми психогимнастических этюдов, направленных на формирование мотивов позитивного поведения;

Содержание

Введение
Глава 1. Проблема конфликтного поведения у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях.
1.1 Понятие о конфликте, его характеристика и причины возникновения в исследованиях педагогов и психологов
1.2 Детские конфликты и их логико-структурный анализ
1.3 Особенности проявления конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Глава II. Экспериментальное изучение конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Выявление уровня конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Создание условий предупреждения конфликтного поведения старших дошкольников в детском саду
2.3 Контрольный срез
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Детская Конфликтность.doc

— 397.00 Кб (Скачать)

     Конструктивные  способы разрешения конфликта использовались очень редко. Только Ангелина К. старалась  сгладить конфликт в игре, пытаясь  найти решение, приемлемое для всех, например, Ангелина К.: «Давайте сначала  послушаем, во что другие дети хотят играть и будем тогда играть».

     Наблюдение  показало, что в обследуемой группе конфликтные ситуации в процессе игры возникали довольно часто, но конфликты  не являлись острыми и длительными. Как правило, в конфликты были вовлечены некоторые дети, которые, либо сами их провоцировали (Рамиль К.), либо выступали в качестве противоположной стороны, защищая свои интересы (Ваня Б, Маша С.) В конфликтах участвовали в основном лидеры группы и отверженные, так как в игровой деятельности сталкивались их интересы и возможности.

     Методика  № 4 «Неоконченный рассказ» (Фопель К).

     Цель: выявление уровня сформированности эмпатии у детей старшего дошкольного  возраста.

     Материал: неоконченные рассказы (ситуации)

     Содержание: Каждому ребенку индивидуально предлагается прослушать рассказ, содержащий в себе ситуации, направленные на проявление чувства сопереживания, сочувствия. Ребенок должен предложить свой вариант завершения данного рассказа.

  1. Мальчик ловил бабочек. У него был сачок. Он бегал по лесной полянке и старался поймать бабочку. Он хотел накрыть её сачком. И вот одна бабочка села на цветок. Мальчик подошёл и……
  2. У Саши была красивая машинка. Мама и папа подарили её Саше на День рождения. Саша очень любил свою машинку, играл с ней. Однажды он вышел на улицу поиграть и вынес машинку. Когда он играл, подошли взрослые ребята и один из них пнул машинку ногой. Машинка покатилась с горки и разбилась. Саша….
  3. У Маши была собака. Она очень её любила, кормила, гуляла, гладила её. Собаку звали Пушок. Однажды Маша пошла с ней на улицу гулять. Пушок бегал по двору и вдруг совсем пропал из виду. Маша бегала, искала, кричала Пушка, но он не отзывался. Тогда Маша сильно расстроилась и……
  4. Костя и Ваня два брата. Костя старший, а Ваня младший. Однажды Костя и Ваня пошли в лес за грибами. Они шли, держась за руки, чтобы не потеряться. Пришли мальчики в лес, стали собирать грибы. Им пришлось отпустить руки, чтобы собирать грибы. Они ушли в разные стороны и потерялись. Маленький Ваня очень испугался и стал кричать, ему было страшно одному в лесу, он заплакал и стал искать брата. А брат….

     Критерии  и оценка результатов: Оценка результатов  осуществляется по следующим критериям:

  • уровень эмоционального реагирования на события, ситуации;
  • уровень проявления эмпатии к героям рассказа;
  • уровень сопереживания, сочувствия к героям рассказа;
  • уровень развития рефлексии;
  • уровень проявления чувств (вербально и невербально);

     Анализ  результатов осуществляется по степени выраженности данных критериев в ответах детей.

     Согласно  выделенным критериям дети условно разделяются на три уровня сформированности эмпатии:

     Высокий уровень: Дети обладают высоко развитым чувством сопереживания, сочувствия. Они  эмоционально реагируют на несправедливость, страдание и боль, активно высказывают  свое отношение к происходящему. Эти дети обладают рефлексией, то есть, способны поставить себя на место другого и сопереживать ему. Дети выражают свои чувства с помощью интонации, жестов и мимики.

     Средний уровень: дети не всегда активно проявляют  свои чувства, они способно сопереживать и сочувствовать, но в зависимости от ситуации. Не всегда проявляют рефлексию, более сдержаны в выражении чувств, менее эмоциональны

     Низкий  уровень: не проявляют чувства сопереживания, сочувствия, эмоционально ригидные, сдержаны.

     Результаты  выполнения методики представлены в Таблице № 2 и в Приложении № 4. 

     Таблица № 2 Уровень сформированности эмпатии (констатирующий эксперимент)

     Уровень эмпатии      Количество  детей (%)
     Высокий уровень            5 (25 %)
     Средний уровень      10 (50 %)
     Низкий  уровень      5 (25 %)
 

     Анализируя  количественные данные мы можем констатировать, что у 5 детей (25%) был выявлен высокий  уровень сформированности эмпатии. Это выразилось в том, что дети эмоционально реагировали на ситуации несправедливости, проявление страдания  и боли, активно высказывали свое отношение к предложенным ситуациям. У этих детей проявилась способность к рефлексии, то есть в процессе анализа ситуаций они ставили себя на место другого человека и сопереживали ему. Так же мы отмечаем, что эти дети свободно выражали свои чувства по отношению к предложенным ситуациям используя вербальные и невербальные средства выразительности, то есть с помощью интонации, мимики и жестов.

       Средний уровень сформированности эмпатии был выявлен у 10 детей (50%). Они не всегда активно проявляли свои чувства, сопереживали и сочувствовали только в ситуациях, касающихся несправедливости. Эти дети были менее эмоциональны, более сдержаны в выражении своих чувств по отношению к предложенным ситуациям.

     Наконец, 5 детей (25%) показали низкий уровень сформиованности эмпатии. Они не проявляли свои чувства, были равнодушны к предлагаемым ситуациям, эмоционально ригидны.

     Методика  № 5 «Картинки» (Калинина Р.Р).

     Цель: изучение отношения ребенка к  конфликтной ситуации;

     Материал: сюжетные картинки

     Содержание: Каждому ребенку индивидуально предлагаются четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду, изображающие следующие ситуации:

  • Группа детей не принимает своего сверстника в игру.
  • Девочка сломала у другой девочки её куклу.
  • Мальчик взял без спроса игрушку девочки.
  • Мальчик рушит постройку из кубиков у детей.

            Ребёнок должен понять изображённый на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте обиженного персонажа.

       Критерии и оценка результатов: В качестве критериев оценки отношения ребенка к конфликтной ситуации выступает способ реагирования ребенка на конфликтную ситуацию:

  • избегание конфликтной ситуации;
  • агрессивное решение конфликтной ситуации;
  • вербальная реакция на конфликтную ситуацию;
  • продуктивный способ решения конфликтной ситуации.

       В протоколе фиксировалось количество используемых детьми способов реагирования на конфликтную ситуацию, отображенную на картинке. Подсчитав количество способов, мы определили, какой из них наиболее характерен для каждого ребенка. (см. Приложение № 6)

     Результаты  выполнения данной методики представлены в Таблице № 3 и в Приложении № 5. 

     Таблица № 3. Отношение к конфликтной ситуации (констатирующий эксперимент)

Способ  реагирования на конфликтную ситуацию Количество  детей
Избегание 7 (35%)
Агрессивное решение  5 (25 %)
Вербальная  реакция  5 (25 %)
Продуктивный  способ решения  3 (15%)
 

     Анализ  результатов выполнения методики показал, что детям было легче уйти от конфликтной  ситуации, жалуясь взрослому. Именно так поступили 7 (35%) испытуемых. Агрессивные решения существенно преобладали в детских ответах 5 (25%) , нежели самостоятельные и конструктивные действия - 3 (15%). Интересны были ответы детей, например,

     Катя  Г.: «Если меня не принимают играть, я буду играть без них, у меня есть игрушки свои»;

     Ваня  Б. «Я от них убегу, они плохие, не буду с ними связываться»;

     Наиболее  характерными были ответы детей обследуемой  группы по основным способам реагирования на конфликтную ситуацию можно представить  следующим образом:

  • Уход от ситуации или жалоба взрослому (убегу, буду играть без них, позову воспитательницу, всё расскажу маме).
  • Агрессивное решение (тоже стукну, всё у него отберу и сломаю, буду кидаться камнями, заставлю чинить).
  • Вербальное решение (пусть извинится; скажу, что так нельзя делать).
  • Продуктивное решение (буду чинить куклу, я умею; поиграю с ними потом; покажу, как надо правильно играть).

       Количественные результаты констатирующего эксперимента представлены в Таблице № 4. 

     Таблица № 4. Уровень конфликтного поведения (констатирующий эксперимент)

    Ф.И. ребенка М 1 М 2 М 3 М 4  М 5 Уровень конфликт. поведения
    1. Ваня Б. предпоч. СУ деструкт. СУ избег. СУ
    2. Ангелина  К. звезда СУ деструкт. СУ верб. СУ
    3. Маша  С. звезда НУ конструкт. ВУ верб. НУ
    4. Рамиль  К. отверж. ВУ деструкт. НУ агрес. ВУ
    5. Ангелина  Ц. звезда ВУ деструкт. НУ агрес. ВУ
    6. Катя  Г. изолир. СУ деструкт. НУ избег. СУ
    7. Соня  К. звезда НУ конструкт. ВУ продуктив. НУ
    8. Маша  А. предпоч. НУ конструкт. СУ верб. НУ
    9. Полина  Б. предпоч. СУ конструкт. СУ избег. СУ
    10. Илья  В. изолир. СУ конструкт. НУ агрес. СУ
    11. Никита  О. предпоч. СУ конструкт. СУ избег. СУ
    12. Стас  Р. изолир. СУ конструкт. СУ верб. СУ
    13. Анна  Б. изолир. СУ деструкт. СУ агрес. СУ
    14. Максим  С. отверж. ВУ деструкт. СУ верб. ВУ
    15. Ренат  В. предпоч. НУ конструкт. СУ верб. НУ
    16. Софья  Ч. предпоч. НУ конструкт. СУ верб. НУ
    17. Настя  К. отверж. ВУ деструкт. НУ агрес. ВУ
    18.Кристина  К. предпоч. СУ деструкт. СУ избег. СУ
    19.Полина  Ш. предпоч. СУ деструкт. СУ избег. СУ
    20. Костя Н. изолир. ВУ деструкт. НУ агрес. ВУ
 

     На  основании результатов констатирующего  эксперимента мы условно отнесли детей к одному из уровней конфликтного поведения:

     К низкому уровню конфликтности поведения мы условно отнесли 5 детей (25%). Это дети, которые имеют социометрический статус предпочитаемых. Эти дети характеризуются как не конфликтные, спокойные, они стараются со всеми поддерживать нормальные отношения, легко идут на контакт. Если возникает конфликт, они стараются решить его продуктивно, либо вербально. У этих детей выявлен высокий уровень эмпатии, высокая чувствительность и инициативность, устойчивый положительный эмоциональный фон.

     К среднему уровню мы условно отнесли 10 детей (50%). Это дети, которые имеют статус предпочитаемых или изолированных. В процессе общения со сверстниками они не провоцируют конфликты, легко идут на контакт, активно и продуктивно взаимодействуют. Однако в процессе игры у них возникают конфликты по поводу выбора роли или нарушения правил игры. Эти дети не проявляют физической агрессии, они стараются разрешить конфликт, либо избегая его, либо обращаясь за помощью к взрослому. Так же они используют вербальные способы поведения в конфликтной ситуации. У этих детей эмпатия проявляется ситуативно, эмоциональный фон не устойчивый.

     К высокому уровню конфликтного поведения мы условно отнесли 5 детей (25%). Эти дети имеют в группе сверстников статус отверженных или изолированных или звезда. В процессе взаимодействия со сверстниками эти дети часто сами провоцируют конфликты, особенно в игре, применяют физическую агрессию, разрушают игру или намеренно нарушают правила, отнимают игрушки, конфликтуют по поводу распределение ролей в игре. У них низкий уровень сформированности эмпатии, низкий уровень чувствительности, неустойчивый эмоциональный фон.

     Таким образом, анализ результатов констатирующего  эксперимента подтверждает необходимость  организации работы с детьми, направленной на предупреждение конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Это требует создания определенных психолого-педагогических условий.  

     2.2 Создание условий предупреждения  конфликтного поведения старших дошкольников в детском саду 

     Исходя  из гипотезы и учитывая результаты констатирующего эксперимента, мы определили следующую цель формирующего эксперимента: проверка эффективности обоснованных нами психолого-педагогических условий, способствующих предупреждению конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Информация о работе Экспериментальное изучение конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста