Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 13:45, курсовая работа
Цель исследования – обосновать и проверить психолого-педагогические условия предупреждения конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста;
Гипотеза: процесс предупреждения конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста должен быть регулируемым процессом и к числу условий, повышающих эффективность данного процесса мы относим:
- использование в работе с детьми комплекса интерактивных игр, направленных на формирование сплоченности и сотрудничества, обучение эффективным способам общения, формирование притязания на социальное признание и снятие конфликтности у детей;
- обыгрывание с детьми конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
- использование в работе с детьми психогимнастических этюдов, направленных на формирование мотивов позитивного поведения;
Введение
Глава 1. Проблема конфликтного поведения у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях.
1.1 Понятие о конфликте, его характеристика и причины возникновения в исследованиях педагогов и психологов
1.2 Детские конфликты и их логико-структурный анализ
1.3 Особенности проявления конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Глава II. Экспериментальное изучение конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Выявление уровня конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Создание условий предупреждения конфликтного поведения старших дошкольников в детском саду
2.3 Контрольный срез
Заключение
Литература
Конструктивные способы разрешения конфликта использовались очень редко. Только Ангелина К. старалась сгладить конфликт в игре, пытаясь найти решение, приемлемое для всех, например, Ангелина К.: «Давайте сначала послушаем, во что другие дети хотят играть и будем тогда играть».
Наблюдение показало, что в обследуемой группе конфликтные ситуации в процессе игры возникали довольно часто, но конфликты не являлись острыми и длительными. Как правило, в конфликты были вовлечены некоторые дети, которые, либо сами их провоцировали (Рамиль К.), либо выступали в качестве противоположной стороны, защищая свои интересы (Ваня Б, Маша С.) В конфликтах участвовали в основном лидеры группы и отверженные, так как в игровой деятельности сталкивались их интересы и возможности.
Методика № 4 «Неоконченный рассказ» (Фопель К).
Цель: выявление уровня сформированности эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Материал: неоконченные рассказы (ситуации)
Содержание: Каждому ребенку индивидуально предлагается прослушать рассказ, содержащий в себе ситуации, направленные на проявление чувства сопереживания, сочувствия. Ребенок должен предложить свой вариант завершения данного рассказа.
Критерии и оценка результатов: Оценка результатов осуществляется по следующим критериям:
Анализ результатов осуществляется по степени выраженности данных критериев в ответах детей.
Согласно выделенным критериям дети условно разделяются на три уровня сформированности эмпатии:
Высокий уровень: Дети обладают высоко развитым чувством сопереживания, сочувствия. Они эмоционально реагируют на несправедливость, страдание и боль, активно высказывают свое отношение к происходящему. Эти дети обладают рефлексией, то есть, способны поставить себя на место другого и сопереживать ему. Дети выражают свои чувства с помощью интонации, жестов и мимики.
Средний уровень: дети не всегда активно проявляют свои чувства, они способно сопереживать и сочувствовать, но в зависимости от ситуации. Не всегда проявляют рефлексию, более сдержаны в выражении чувств, менее эмоциональны
Низкий
уровень: не проявляют чувства
Результаты
выполнения методики представлены в Таблице
№ 2 и в Приложении № 4.
Таблица № 2 Уровень сформированности эмпатии (констатирующий эксперимент)
Уровень эмпатии | Количество детей (%) |
Высокий уровень | 5 (25 %) |
Средний уровень | 10 (50 %) |
Низкий уровень | 5 (25 %) |
Анализируя количественные данные мы можем констатировать, что у 5 детей (25%) был выявлен высокий уровень сформированности эмпатии. Это выразилось в том, что дети эмоционально реагировали на ситуации несправедливости, проявление страдания и боли, активно высказывали свое отношение к предложенным ситуациям. У этих детей проявилась способность к рефлексии, то есть в процессе анализа ситуаций они ставили себя на место другого человека и сопереживали ему. Так же мы отмечаем, что эти дети свободно выражали свои чувства по отношению к предложенным ситуациям используя вербальные и невербальные средства выразительности, то есть с помощью интонации, мимики и жестов.
Средний уровень сформированности эмпатии был выявлен у 10 детей (50%). Они не всегда активно проявляли свои чувства, сопереживали и сочувствовали только в ситуациях, касающихся несправедливости. Эти дети были менее эмоциональны, более сдержаны в выражении своих чувств по отношению к предложенным ситуациям.
Наконец, 5 детей (25%) показали низкий уровень сформиованности эмпатии. Они не проявляли свои чувства, были равнодушны к предлагаемым ситуациям, эмоционально ригидны.
Методика № 5 «Картинки» (Калинина Р.Р).
Цель: изучение отношения ребенка к конфликтной ситуации;
Материал: сюжетные картинки
Содержание: Каждому ребенку индивидуально предлагаются четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду, изображающие следующие ситуации:
Ребёнок должен понять изображённый на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте обиженного персонажа.
Критерии и оценка результатов: В качестве критериев оценки отношения ребенка к конфликтной ситуации выступает способ реагирования ребенка на конфликтную ситуацию:
В протоколе фиксировалось количество используемых детьми способов реагирования на конфликтную ситуацию, отображенную на картинке. Подсчитав количество способов, мы определили, какой из них наиболее характерен для каждого ребенка. (см. Приложение № 6)
Результаты
выполнения данной методики представлены
в Таблице № 3 и в Приложении № 5.
Таблица № 3. Отношение к конфликтной ситуации (констатирующий эксперимент)
Способ реагирования на конфликтную ситуацию | Количество детей |
Избегание | 7 (35%) |
Агрессивное решение | 5 (25 %) |
Вербальная реакция | 5 (25 %) |
Продуктивный способ решения | 3 (15%) |
Анализ результатов выполнения методики показал, что детям было легче уйти от конфликтной ситуации, жалуясь взрослому. Именно так поступили 7 (35%) испытуемых. Агрессивные решения существенно преобладали в детских ответах 5 (25%) , нежели самостоятельные и конструктивные действия - 3 (15%). Интересны были ответы детей, например,
Катя Г.: «Если меня не принимают играть, я буду играть без них, у меня есть игрушки свои»;
Ваня Б. «Я от них убегу, они плохие, не буду с ними связываться»;
Наиболее характерными были ответы детей обследуемой группы по основным способам реагирования на конфликтную ситуацию можно представить следующим образом:
Количественные результаты констатирующего
эксперимента представлены в Таблице
№ 4.
Таблица № 4. Уровень конфликтного поведения (констатирующий эксперимент)
Ф.И. ребенка | М 1 | М 2 | М 3 | М 4 | М 5 | Уровень конфликт. поведения |
1. Ваня Б. | предпоч. | СУ | деструкт. | СУ | избег. | СУ |
2. Ангелина К. | звезда | СУ | деструкт. | СУ | верб. | СУ |
3. Маша С. | звезда | НУ | конструкт. | ВУ | верб. | НУ |
4. Рамиль К. | отверж. | ВУ | деструкт. | НУ | агрес. | ВУ |
5. Ангелина Ц. | звезда | ВУ | деструкт. | НУ | агрес. | ВУ |
6. Катя Г. | изолир. | СУ | деструкт. | НУ | избег. | СУ |
7. Соня К. | звезда | НУ | конструкт. | ВУ | продуктив. | НУ |
8. Маша А. | предпоч. | НУ | конструкт. | СУ | верб. | НУ |
9. Полина Б. | предпоч. | СУ | конструкт. | СУ | избег. | СУ |
10. Илья В. | изолир. | СУ | конструкт. | НУ | агрес. | СУ |
11. Никита О. | предпоч. | СУ | конструкт. | СУ | избег. | СУ |
12. Стас Р. | изолир. | СУ | конструкт. | СУ | верб. | СУ |
13. Анна Б. | изолир. | СУ | деструкт. | СУ | агрес. | СУ |
14. Максим С. | отверж. | ВУ | деструкт. | СУ | верб. | ВУ |
15. Ренат В. | предпоч. | НУ | конструкт. | СУ | верб. | НУ |
16. Софья Ч. | предпоч. | НУ | конструкт. | СУ | верб. | НУ |
17. Настя К. | отверж. | ВУ | деструкт. | НУ | агрес. | ВУ |
18.Кристина К. | предпоч. | СУ | деструкт. | СУ | избег. | СУ |
19.Полина Ш. | предпоч. | СУ | деструкт. | СУ | избег. | СУ |
20. Костя Н. | изолир. | ВУ | деструкт. | НУ | агрес. | ВУ |
На
основании результатов
К низкому уровню конфликтности поведения мы условно отнесли 5 детей (25%). Это дети, которые имеют социометрический статус предпочитаемых. Эти дети характеризуются как не конфликтные, спокойные, они стараются со всеми поддерживать нормальные отношения, легко идут на контакт. Если возникает конфликт, они стараются решить его продуктивно, либо вербально. У этих детей выявлен высокий уровень эмпатии, высокая чувствительность и инициативность, устойчивый положительный эмоциональный фон.
К среднему уровню мы условно отнесли 10 детей (50%). Это дети, которые имеют статус предпочитаемых или изолированных. В процессе общения со сверстниками они не провоцируют конфликты, легко идут на контакт, активно и продуктивно взаимодействуют. Однако в процессе игры у них возникают конфликты по поводу выбора роли или нарушения правил игры. Эти дети не проявляют физической агрессии, они стараются разрешить конфликт, либо избегая его, либо обращаясь за помощью к взрослому. Так же они используют вербальные способы поведения в конфликтной ситуации. У этих детей эмпатия проявляется ситуативно, эмоциональный фон не устойчивый.
К высокому уровню конфликтного поведения мы условно отнесли 5 детей (25%). Эти дети имеют в группе сверстников статус отверженных или изолированных или звезда. В процессе взаимодействия со сверстниками эти дети часто сами провоцируют конфликты, особенно в игре, применяют физическую агрессию, разрушают игру или намеренно нарушают правила, отнимают игрушки, конфликтуют по поводу распределение ролей в игре. У них низкий уровень сформированности эмпатии, низкий уровень чувствительности, неустойчивый эмоциональный фон.
Таким
образом, анализ результатов констатирующего
эксперимента подтверждает необходимость
организации работы с детьми, направленной
на предупреждение конфликтного поведения
у детей старшего дошкольного возраста.
Это требует создания определенных психолого-педагогических
условий.
2.2
Создание условий
Исходя из гипотезы и учитывая результаты констатирующего эксперимента, мы определили следующую цель формирующего эксперимента: проверка эффективности обоснованных нами психолого-педагогических условий, способствующих предупреждению конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста.