Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 13:04, курсовая работа
Известно, что ошибки в управлении и согласовании слов являются весьма распространёнными и часто встречаются в речи учащихся. Этим и объясняется цель данной работы: рассмотреть методы изучения словосочетания в школе.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Познакомиться с лингвистической литературой по данной проблеме.
2. Рассмотреть лингвистические данные о словосочетании как синтаксической единице.
3. Проанализировать типичные ошибки в употреблении словосочетаний.
4. Определить метода и приёмы работы над словосочетанием в школе.
Введение…………………………………………………………………………...2
I. Лингвистические данные о словосочетании как синтаксической единице...4
1.1 Основные направления изучения словосочетания………………………….4
1.2 Главные аспекты изучения словосочетания в школе………………………7
II. Педагогически основы работы над словосочетанием……………………...17
2.1 Типичные ошибки учащихся при использовании различных словосочетаний в речи…………………………………………………………..17
2.2 Методика изучения словосочетаний……………………………………….18
III. Изучение строения, семантики и функционирования цельных словосочетаний в школе………………………………………………………...26
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы……………
Задание 2. Опираясь на результаты только что проведенного наблюдения, закончите сложные предложения с подчинительной связью, включая подходящую по смыслу информацию.
При подлежащем со значением количества сказуемое может употребляться как в единственном, так и во множественном числе. Это значит, что допускается согласование двух видов: 1) только по смыслу и 2) по смыслу и грамматически.
Чтобы сосредоточить внимание на значении подлежащего, используется согласование по ____ _______ _____. Если надо подчеркнуть в речи группу сказуемого, то его согласуют с подлежащим ______ ____ ____.
-
Запишите только сложные
Задание 3. В какой форме вы употребили бы сказуемое в следующих примерах, включающих в себя подлежащее со словами множество, большинство, ряд, число и со значением количества? Обоснуйте, когда вы выбирали согласование по смыслу и грамматически, а когда — только по смыслу. Запишите полученные предложения.
1. Большинство писателей (вести) записные книжки.
2. Множество свечей (озарять) хоромы барина.
3. Значительная часть школьников (сознавать) важность экзаменов.
4. Ряд заданий контрольной работы (оказаться) очень легким.
1) Составьте четыре предложения с цельными словосочетаниями, предложенными в схемах.
2)
Укажите, словами каких частей
речи выражены зависимые
IV. Домашняя работа (творческое закрепление)
Составьте письменное рассуждение «Какую роль в совершенствовании моей речи сыграло изучение темы "Словосочетание"». Или § 160 — пересказ; упражнение № 50.
Заключение
Словосочетание наряду со словом и предложением является речевой единицей, поэтому при обучении русскому языку в школе работе над словосочетанием необходимо уделить большое место.
Приходящие в школу дети обладают некоторыми навыками составления и употребления словосочетаний и предложений и строят свою речь по тем грамматическим моделям, которые более или менее усвоены ими.
От того, насколько правильно ученики усвоят различные синтаксические структуры, зависит их дальнейшее владение языком, их продвижение в усвоении других предметов.
Однако наблюдения за работой школы, анализ методической литературы показывают, что работа над словосочетанием в школе до недавнего времени не была систематической, часто проводилась от случая к случаю. Вследствие этого вопросы синтаксической сочетаемости слов друг с другом, форм словоизменения, проявляющихся в словосочетании, оставались часто вне поля зрения учителя, а следовательно, и ученика.
В
академической «Грамматике
Список
использованной литературы
1. Алгазина Н. Н. Предупреждение ошибок в построении словосочетаний и предложений /Под ред В. А. Добромыслова. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. – 120 с.
2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М, 1968. - 510.
3. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: учеб. для 5-9-х кл. общеобразоват. учеб. заведений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. - М: Просвещение, 2000. - 256 с.
4. Баринова Е. А., Боженкова Л. Ф., Лебедев В. И. Методика русского языка / Е. А. Баринова, Л. Ф. Боженкова, В. И. Лебедев – М.: Просвещение, 1974. – 368 с.
5. Белошапкова В. А. Современный русский язык: Синтаксис / В. А. Белошапкова. – М.: Наука, 1977. – 425 с.
6. Блинов Г. И. Изучение связи слов на уроках русского языка: Пособие для учителя./ Г. И. Блинов. – М.: Учпедгиз, 1963. – 225с.
7. Виноградов В. В. Вопросы изучения словосочетаний (на материале русского языка): основные вопросы синтаксиса предложения // Избр. труды: Исследования по русской грамматике. - М: Наука, 1975. – 515 с.
8. Власенков А. И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе /А. И. Власенков. – М.: Просвещение, 1973. – 384 с.
9. Дудников А. В. Методика синтаксиса и пунктуации в восьмилетней школе / А. В. Дудников. – М.: Учпедгиз, 1963. – 439 с.
10. Иваненко В. К. Изучение синтаксиса в школе: Пособие для учителя / В. К. Иваненко. – Киев, Рад шк., 1991. – 157 с.
11. Капинос В.И. Культура речи //Методика развития речи на уроках русского языка /Под ред. профессора Т. А. Ладыженской. - М.. 1991. – 315 с.
12. Купалова Н. Ю. Словосочетание и предложение в школьном курсе синтаксиса /Н. Ю. Купалова. – М.: Педагогика, 1974. – 159 с.
13. Методы и приёмы обучения русскому языку: [сб. науч. трудов.] /Под ред. Н. Ю. Купаловой. – М.: НИИ школ, 1977. – 112 с.
14. Озёрская В. П. Система работы по синтаксису и пунктуации в V – VIII классах / В. П. Озёрская. – М.: Просвещение, 1964. – 168 с.
15. Особенности изучения синтаксиса в средней школе: Межвуз. сб. науч. тр. – Горький, 1089. – 123 с.
16. Пешковский
А. М. Русский синтаксис в
научном освещении /
17. Русский язык: Практика: Сб. задач и упражнений: Учеб. пособие для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений /Сост. Ю. С. Пичугов: науч. ред. В. В. Бабайцева. - М: Просвещение, 2000. - 224 с.
18. Сухотин В. П. Проблема словосочетания в современном русском языке / В. П. Сухотин //Вопросы синтаксиса современного русского языка. – М.: Учпедгиз, 1950. – 375 с.
19. Текучев А. В. Очерки по методике обучения русскому языку / А. В. Текучев. – М.: Педагогика, 1980. – 230 с.
20. Фёдоров А. К. Трудные вопросы синтаксиса /А. К. Фёдоров. – М.: Просвещение, 1972. – 239 с.
21. Фессалоницкий С. А. Работа в школе над словосочетанием по способу управления // О путях совершенствования методики русского языка /Под ред. А. В. Текучева, П. И. Колосова. – М.: Изд-во АПН РСФСР. – 1963.
22. Фомичёва Г. А. Работа над словосочетанием и предложением в школе / Г. А. Фомичёва. – М.: Просвещение, 1998 . – 125 с.
23. Шахматов А. А. Синтаксис русского языка /А. А. Шахматов. – Л.: Наука, 1972. –410 с.
Информация о работе Изучение строения, семантики и функционирования цельных словосочетаний в школе