Изучение строения, семантики и функционирования цельных словосочетаний в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Известно, что ошибки в управлении и согласовании слов являются весьма распространёнными и часто встречаются в речи учащихся. Этим и объясняется цель данной работы: рассмотреть методы изучения словосочетания в школе.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Познакомиться с лингвистической литературой по данной проблеме.
2. Рассмотреть лингвистические данные о словосочетании как синтаксической единице.
3. Проанализировать типичные ошибки в употреблении словосочетаний.
4. Определить метода и приёмы работы над словосочетанием в школе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
I. Лингвистические данные о словосочетании как синтаксической единице...4
1.1 Основные направления изучения словосочетания………………………….4
1.2 Главные аспекты изучения словосочетания в школе………………………7
II. Педагогически основы работы над словосочетанием……………………...17
2.1 Типичные ошибки учащихся при использовании различных словосочетаний в речи…………………………………………………………..17
2.2 Методика изучения словосочетаний……………………………………….18
III. Изучение строения, семантики и функционирования цельных словосочетаний в школе………………………………………………………...26
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы……………

Работа содержит 1 файл

Изучение словосочетания.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

     Условия возникновения неделимых сочетаний  различны, и пока не установлены  единые основания их классификации и единое определение. В учебнике приводятся разные группы неделимых словосочетаний, например при выражении членов предложения. Среди неделимых сочетаний можно выделить следующие группы.

     1) Фразеологические: а) тришкин кафтан, бабье лето, тертый калач; б) глагольно-именные обороты, эквивалентные слову: дать ответ (ответить), задать вопрос  (спросить).

     2) Сочетания синтаксически служебных слов с инфинитивом: могу уехать, хочу учиться. Эти сочетания изучаются в школе как способ выражения составного глагольного сказуемого. Грамматически главным словом в приведенных сочетаниях является вспомогательный глагол или краткое прилагательное, о чем свидетельствует парадигма (могу, мог, можешь уехать), по смыслу же главным выступает инфинитив, который является грамматически зависимым словом, следовательно, перед нами неделимое словосочетание: начнёт писать, перестану сомневаться, должен возвратиться.

     К синтаксически служебным словам, выступающим в роли главного компонента неделимых словосочетаний, относятся  фазисные глаголы (начать, продолжать, кончить, перестать), глаголы-связки (казаться, считаться, являться, делаться, становиться, оказаться, стать), слова с модальным значением (мочь, хотеть, намереваться, собираться; нужно, надо, можно, должно; намерен, обязан, готов). Слова с модальным значением принадлежат к разным частям речи, объединяются в одну группу общностью значения: они обозначают возможность-невозможность, необходимость, долженствование, намерение, т. е. выражают модальное отношение, а словосочетания с этими словами изучаются как способ выражения составного сказуемого.

     3) Количественно-именные словосочетания: три стола (т.е. столы), много людей (т.е. люди). Во всех количественно-именных сочетаниях грамматически зависимое слово является главным по смыслу.

     4) Тавтологические сочетания: спать крепким сном в данном случае— неделимое словосочетание), улыбаться грустной улыбкой.

     5) Местоименные словосочетания. Местоимения  в роли главного  слова   образуют неделимые словосочетания: мы с вами, мы с сыном, кто-то их вас.

     6) Все составные наименования: Черное море, Дальний Восток, Северная Корея, «Комсомольская правда», «Дом с мезонином», «Ваши шесть соток» и др.

     В процессе изучения и повторения словосочетаний ученик 8 класса должен хорошо представлять себе строение словосочетаний, знать  основные грамматические значения и  уметь выделять словосочетание в  составе предложения.

 

      II. Педагогические основы работы над словосочетанием в школе

     2.2 Типичные ошибки  учащихся при использовании  различных словосочетаний  в речи

     Для того чтобы разработать методику изучения ССЧ, надо знать, какие именно слова затрудняют детей при образовании  ССч со связью согласования, управления, примыкания, какие ошибки ими допускаются, каков характер этих ошибок.

I. Ошибки в согласовании слов.

Неправильное  согласование в роде наблюдается  в следующих случаях:

1) при именах существительных среднего рода (море, небо) (новая пальто, жаркая пламя);

2) при именах существительных муж. или жен. рода с основой на шипящий (тишь, камыш, мышь (маленький мышь).

3) при  именах существительных муж. или  жен. рода с основой на мягкий  согласный (картофель, тополь, карамель  (красная тюль).

4) при именах сущ. с отвлечённым значением (жизнь, служба, борьба).

II. Ошибки в управлении слов.

неверное  употребление падежа зависимого существительного:

1) Род.  п. «Пастушонок не выдал Метелицы»  (вместо Метелицу);

2) Д.  п. «Касаться к проводам» (вместо  проводов);

3) В.  п. «Колхозники убрали последний урожай морковку, свёклу» (вместо морковки, свеклы);

4) Тв. п.  «Лёнька был удостоен наградой»  (вместо награды).

III. Образование ССЧ с предложным управлением вместо беспредложного.

Ошибочное включение в ССЧ

1) предлога  о, об «Моё понимание о народном герое» (понимание народного героя);

2) предлога  на «Уделять внимание на культуру детей» (уделять внимание культуре детей);

3) предлога  к «Этот вопрос особый, я к нему не касался» (я его не касался);

4) предлога  в «В мальчике мне понравился за смелость» (Мальчик мне понравился);

5) предлога  с «Мальчик с дрожащим голосом произнёс» (дрожащим голосом);

6) предлога  из «Дрожавшей рукой он отрезал кусочек из экспоната» (кусочек экспоната);

7) предлога  до «Бойцы стремилась достичь до переправы» (достичь переправы).

IV. Ошибки в ССЧ с предложным управлением.

Неверное  употребление падежа зависимого существительного:

1) Р.  п. «Миша отказал от дружбы»  (вместо в дружбе);

2) Д.  п. «Отряд к торжественной линейке  построен» (вместо на торжественную  линейку);

3) В.  п. «Автомобиль застрял в лужу (вместо в луже);

4)Тв. п.  «Вдумайся над тем, что я  тебе говорю» (вместо в то, что  я тебе говорю);

5) П.  п. «Гаврош встаёт на стороне  бедных» (вместо на сторону  бедных).

Неверное  употребление предлога

1) предлога в «настаивать в правах»

2) предлога  на «Дорога хорошая, на ней много ездили»;

3) предлога  с «Барыня относилась с Герасимом жестоко»;

4) предлога  к «Чубука осудили к смерти»;

5) предлога  до «Муму стала есть, едва прикасаясь до кушанья»;

6) предлога за «опереться за перила»

7) предлога  над «Вдуматься над этим вопросом».

Образование ССЧ с беспредложным управлением  вместо предложного. Школьники часто  пропускают предлоги «Болельщики поздравили нас (?) победой», «Кошка (?) силой сделала  прыжок».

     Итак, учащиеся больше всего допускают ошибок в употреблении предложно-падежных форм [1; 5].

 

      2.2 Методика изучения  словосочетаний

     В процессе работы над словосочетаниями учащиеся сосредоточивают внимание на различных способах их образования, на вопросах сочетаемости одних слов с другими, на уточнении лексического значения слов, на грамматических средствах связи слов; обогащают свою речь словосочетаниями, выражающими все многообразие отношений (пространственные, временные, целевые, причинные, объектные, определительные и др.). Работа над словосочетаниями позволяет постепенно перейти от изучения формы отдельных слов в морфологии к изучению структуры предложения в синтаксисе. В этом смысле словосочетание «выполняет роль моста, связывающего две части грамматики» [4; 314].

     Понятие о словосочетании учащиеся получают в IV классе. Предварительное ознакомление учащихся со словосочетанием целесообразно начинать с наблюдения окружающих предметов и наименования их сначала одним словом, а затем двумя-тремя словами. Например, преподаватель показывает детям карандаш и спрашивает: «Что это?» Дети отвечают: «Карандаш». На доске записывается название предмета — карандаш. Затем преподаватель спрашивает: «Какой карандаш?» Дети отвечают: «Синий карандаш». Преподаватель записывает на доске синий карандаш и спрашивает, обозначает ли отдельное слово карандаш и сочетание слов синий карандаш один и тот же предмет или разные предметы. Преподаватель показывает также картины, на которых изображены разные предметы: деревья, дома, самолеты, автомобили и т. п. Беседа протекает по тому же плану: 1) Как называется этот предмет? 2) Какой он? 3) Один ли и тот же предмет мы называем одним словом и сочетанием слов?

     В результате практических упражнений в  распространении данных преподавателем слов дети приходят к выводу, что словосочетание— это такое сочетание двух (а иногда и более) слов, которое называет предметы, действия и их признаки более точно, чем отдельное слово, например: космический корабль, смелый в бою, учить наизусть. Первое словосочетание — космический корабль — обозначает предмет более точно, чем отдельное слово корабль. Второе — смелый в бою — обозначает признак более точно, чем отдельное слово смелый. Третье — учить наизусть — обозначает действие более точно, чем отдельное слово учить.

     Поскольку данное определение понятия словосочетание в первой своей части несколько напоминает формулировку понятия предложение, то, чтобы предупредить смешение их детьми, необходимо на первых же порах ознакомления со словосочетанием сопоставлять его основные признаки с признаками предложения. В процессе сопоставления учащиеся убеждаются в том, что словосочетание не имеет существенных признаков предложения: не произносится с интонацией конца и не выражает относительно законченной мысли. Например, сочетание лес шумит является предложением, которое произносится с интонацией сообщения, выражает относительно законченную мысль, состоит из подлежащего (лес) и сказуемого (шумит); сочетание дремучий лес является словосочетанием, которое обозначает название предмета (лес) более точно и конкретно, чем отдельное слово (лес), состоит из главного слова (лес) и зависимого (дремучий), в произношении не сопровождается интонацией сообщения и не выражает относительно законченной мысли.

     В дальнейшем постепенно раскрывается грамматическая и смысловая характеристика словосочетания, которая складывается из следующих его структурных особенностей: а) грамматической природы (часть речи) главного слова, б) грамматической природы зависимого слова, в) формы зависимого слова, г) наличия предлога как показателя отношений между главным и зависимым словом, д) смысловых отношений на основе выявления лексических значений главного и зависимого слова. В соответствии с этим дети охарактеризуют, например, словосочетание дремучий лес так: «Словосочетание дремучий лес состоит из главного слова лес и зависимого дремучий. Главное слово выражено именем существительным в им. над., ед. ч., муж. р.; зависимое — именем прилагательным, которое стоит в том же падеже, числе и роде. Главное слово обозначает предмет, зависимое— его признак. Следовательно, связь главного и зависимого слова данного словосочетания отражает связь предмета и его признака, существующих в действительности».

     Таким образом, уже при первоначальном ознакомлении со структурой словосочетания учащиеся IV класса замечают органическую связь его с морфологией.

     Продолжая работать над словосочетаниями при  изучении частей речи, преподаватель  тем самым создает благоприятные  условия для более сознательного  и углубленного усвоения учащимися основных грамматических признаков частей речи, в частности роли и значения падежей. Изучая словосочетания, учащиеся начинают понимать роль и значение падежей существительного. Достигается это в результате целенаправленно проведенной беседы, во время которой учащиеся под руководством преподавателя рассматривают специально составленную таблицу однотипных словосочетаний (сад совхоза, книга брата, пальто товарища), выясняют грамматические формы и лексическое значение главных и зависимых слов, а затем обобщают значения и приходят к выводу о том, что все зависимые слова данной, таблицы обозначают принадлежность какого-нибудь предмета какому-нибудь лицу.

     Изучая  имя прилагательное, учащиеся познают  при помощи словосочетаний один из важнейших признаков прилагательного — согласование его в роде, числе и падеже с существительным, например: красный цветок, красная бумага, красное знамя.

     Своеобразие синтаксических связей числительного с существительным вскрывается в составе словосочетаний, например: два дома, пять домов, двум домам, двумя домами, о двух домах.

Информация о работе Изучение строения, семантики и функционирования цельных словосочетаний в школе