Изучение строения, семантики и функционирования цельных словосочетаний в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Известно, что ошибки в управлении и согласовании слов являются весьма распространёнными и часто встречаются в речи учащихся. Этим и объясняется цель данной работы: рассмотреть методы изучения словосочетания в школе.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Познакомиться с лингвистической литературой по данной проблеме.
2. Рассмотреть лингвистические данные о словосочетании как синтаксической единице.
3. Проанализировать типичные ошибки в употреблении словосочетаний.
4. Определить метода и приёмы работы над словосочетанием в школе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
I. Лингвистические данные о словосочетании как синтаксической единице...4
1.1 Основные направления изучения словосочетания………………………….4
1.2 Главные аспекты изучения словосочетания в школе………………………7
II. Педагогически основы работы над словосочетанием……………………...17
2.1 Типичные ошибки учащихся при использовании различных словосочетаний в речи…………………………………………………………..17
2.2 Методика изучения словосочетаний……………………………………….18
III. Изучение строения, семантики и функционирования цельных словосочетаний в школе………………………………………………………...26
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы……………

Работа содержит 1 файл

Изучение словосочетания.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

     Переходные  глаголы узнаются только в словосочетаниях: при переходном глаголе (главное  слово) зависимыми бывают существительные  в винительном падеже без предлога, например: рубить березу, читать книгу, писать сочинение.

     При изучении наречия важнейшие его признаки — неизменяемость наречия и связь его с глаголами и прилагательными — выявляются в словосочетаниях, например: трудиться по-прежнему, сначала прочитай, идти наудачу.

     В процессе работы над словосочетаниями при изучении частей речи учащиеся приобретают новые сведения о типах словосочетаний. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово словосочетаний, они делятся на именные, глагольные и  наречные.

     Благодаря соединению изучения частей речи с  работой над словосочетаниями учащиеся начинают постигать жизненное значение грамматики, отвлеченность грамматических категорий в единстве с конкретностью, форму в, единстве с содержанием, грамматику в единстве с лексикой. Вместе с тем учащиеся усваивают законы сочетаемости слов, обогащают свою речь различными словосочетаниями.

     Для того чтобы работа над словосочетаниями при изучении частей речи носила систематический  характер, желательно на уроках морфологии рассматривать слова по возможности  в составе словосочетаний, особенно прилагательные, порядковые числительные, причастия, наречия.

     Приступая в VIII классе к прохождению систематического курса синтаксиса, учащиеся прежде всего будут расширять и углублять сведения о словосочетаниях, рассматривать их с точки зрения структуры и значения.

     Под значением словосочетаний следует понимать смысловые отношения главного и зависимого слов, отражающие отношения явлений реальной действительности. Так, например, если основное слово обозначает предмет, а зависимое — признак предмета, то отношения между ними обычно называются определительными (интересная книга). Если основное слово обозначает действие, а зависимое — предмет (объект), на который распространяется действие, то отношения между ними называются объектными (плавить металл, решать задачу). Если основное слово обозначает действие, а зависимое — различные обстоятельства (место действия, время, причину, цель и др.), то отношения между ними называются обстоятельственными  (приходить утром, смотреть вперед).

     Смысловые отношения между словами словосочетания грамматически оформляются посредством окончаний слов, предлогов, порядка слов и логического ударения, которые в своей совокупности составляют форму словосочетания. Слова словосочетаний грамматически связываются по законам согласования, управления  и примыкания.

     Изучение  словосочетаний носит по преимуществу практический характер. Учащиеся наблюдают, сравнивают, обобщают, делают выводы, решают задачи; преподаватель попутно сообщает основные теоретические сведения.

     По  заданию преподавателя школьники выполняют разнообразные упражнения: распространяют данные слова зависимыми, составляя таким образом словосочетания; доказывают отличие данного словосочетания от слова и от предложения; находят словосочетания в отрывках из художественных произведений, изучаемых в школе; классифицируют по типам выписываемые из текста словосочетания; выявляют лексическое значение главного и зависимого слов; устанавливают смысловые отношения главного и зависимого слов; проводят структурный анализ словосочетаний по установленному плану: а) главное и зависимое слова, б) морфологическая природа главного и зависимого слов, в) форма зависимости слова и его значение, г) смысловые отношения главного и зависимого слов, д) порядок расположения главного и зависимого слов; заменяют слово словосочетанием, словосочетание — предложением; используют рассмотренные словосочетания в изложениях и сочинениях; работают над ошибками в построении словосочетаний.

     В школе большое значение придается  проведению разнообразных упражнений, особенно самостоятельному составлению учащимися словосочетаний различного типа и использованию их в устной и письменной речи. Очень важно, чтобы эти упражнения располагались в определенной системе.

     В качестве примера приводим систему упражнений по обогащению речи учащихся глагольными словосочетаниями, так как усвоение и применение их больше всего затрудняет школьников.

     1. Составьте беспредложные и предложные глагольные словосочетания по данным глаголам и вопросам при них: привлекать внимание (к чему?), остановить внимание (на чем?), уделить внимание (чему?), обратить внимание (на что?), упереться (во что?), опереться (на что?), примириться (с кем? с чем?), смириться (перед чем?).

     В составленных словосочетаниях учащиеся называют форму зависимого слова, например: тревожиться за друзей (вин. пад., мн. ч.), беспокоиться о друзьях (предл. пад., мн. ч.).

     Каждое  словосочетание включается в предложение, самостоятельно сконструированное учащимися.

     2. Составьте беспредложные глагольные словосочетания по данным глаголам (вопросы ставят сами учащиеся): мешать, препятствовать, сообщать, отличаться, тормозить, делиться, ждать, желать.

     Оформляются составленные словосочетания так же, как в упр. 1.

     3.  Составьте глагольные словосочетания  с предлогами, в которых на первые места должны быть поставлены словосочетания с зависимыми словами, имеющими конкретно-предметное значение, а на вторые — словосочетания с зависимыми словами абстрактного значения.

     Учащиеся  должны составить, например, два глагольных словосочетания с предлогом без по данным образцам: уйти без пальто (зависимое слово — сущ. в род. пад. с предлогом без, обозначает конкретный предмет, без которого совершается действие, выраженное главным словом словосочетания); жить без перемен  (зависимое слово — отвлеченное сущ. в род. падеже с предлогом без, обозначает образ действия, отвечает на вопрос к а к?).

     Учащиеся  приступают к выполнению задания под непосредственным руководством преподавателя.

     Затем учащиеся должны составить два глагольных словосочетания с предлогом в по приведенным образцам: положить в карман (зависимое слово с предлогом в обозначает предмет, внутрь которого направлено действие), сказать в шутку (зависимое слово с предлогом в обозначает способ действия, отвечает на вопрос к а к?).

     Далее требуется составить два глагольных словосочетания с предлогом за по данным образцам: прийти за книгой (зависимое слово с предлогом за обозначает предмет, являющийся целью действия, выраженного главным словом); бороться за революцию (зависимое слово выражено отвлеченным сущ. в вин. пад. и обозначает предмет, ради которого совершается действие).

     4. Сравните неправильно составленные словосочетания с исправленными, например: беспокоиться (за) своих товарищейбеспокоиться о своих товарищах. Под руководством преподавателя учащиеся находят причину ошибки в первом словосочетании: глагол беспокоиться близок по своему значению (синонимичен) глаголу тревожиться, который управляет посредством предлога за (тревожиться за товарищей).

     5. Найдите ошибки в специально составленных примерах и исправьте их: в конце августа мы вернулись (с) лагеря; я уделил внимание (на) бегущ(его) спортсмен(а).

     6. Исправьте в словосочетаниях ошибки, обнаруженные преподавателем при проверке изложений и сочинений.

     Очень важно, что работа над словосочетаниями неизбежно приводит к изучению порядка слов [4; 319].

 

      III. Изучение строения, семантики и функционирования цельных словосочетаний в школе

     Цельные словосочетания (ЦС) изучаются в  школе c момента выхода учебника под редакцией В. В. Бабайцевой [3]. Введение этой темы в программу и учебный комплекс мотивировано идеей усиления практической направленности преподавания русского языка в школе: учить школьников хорошей речи [11] на родном языке. А, как известно, цельные словосочетания часто употребляются в речи.

     Изучению  этой непростой темы отведен всего один урок, и учитель испытывает трудности, определяя цель и отбирая материал для обучения.

     Главной целью этого урока может быть такая: формировать у учащихся понятия  цельного словосочетания, ознакомить их со значением, функционированием этой синтаксической единицы в языке и речи. Как известно, в языке цельное словосочетание выступает в роли одного члена предложения, а в речи его употребление порождает ряд проблем: согласование сказуемых с подлежащим, выраженных ЦС. точный отбор лексических компонентов и их грамматических форм, целесообразность употребления и др.

     Учебник под редакцией В.В. Бабайцевой дает описательное определение этого  понятия, дифференцирующими признаками которого называет недостаточную смысловую полноту главного слова и способность данной конструкции выступать в роли одного члена предложения.

     Представленные  словосочетания охарактеризованы как  с формальной, так и с семантической  стороны. Правда, не совсем полно. Не указано значение первого словосочетания (количественное) и последнего (портретно-описательное). А информацию об особенностях функционирования ЦС в речи авторы вообще оставили за пределами учебника.

     Практическая  часть комплекса представлена главным  образом упражнениями опознавательного характера. Их недостаточно, чтобы выполнить задачу данного урока. Необходимы упражнения, обеспечивающие совершенствование речевых и коммуникативных умений, способствующие формированию сознательного отбора этих языковых единиц в речи.

     Предлагаем  материалы к уроку, которые, на наш взгляд, помогут учителю научить детей правильно и уместно использовать эту синтаксическую единицу в речи.

     I. Объяснение нового материала

     Работа  со схемами практической части учебника В.В. Бабайцевой (см. с. 18).

     1. Рассмотрим словосочетания: пять минут, часть задания, юноша с загорелым лицом, одного из знакомых. Эти словосочетания называют цельными. Заглянем в «Словарь лингвистических терминов» О.С. Ахмановой [2; 510]: «Цельный. То же, что неразложимый».

     - Проверим, действительно ли неразложимы  цельные словосочетания? Попробуем оставить в речи только один какой-либо компонент этого словосочетания и установим, сохраняется ли при этом его смысл? молчал пять...; выполнил часть..., встретить одного...; молчал минут..., встретил из знакомых...; юноша с лицом

     Итак, заложенный в цельных словосочетаниях  смысл утрачивается. Таким образом, они неразложимы.

     2. Теперь прочитаем первый абзац  § 160 и установим, почему эти  словосочетания разложить нельзя. (В них главное слово не имеет достаточной для члена предложения смысловой полноты, т. к. основную смысловую нагрузку несет зависимое слово.)

     - Какую же роль в языке выполняют эти словосочетания? (Являются одним членом предложения.)

     - Докажите это, анализируя предложенные в учебнике примеры. Запись рассуждения фиксируйте в тетрадях.

     - На доске записаны термины,  указывающие на значения цельных  словосочетаний. Прочитайте их: значение количества, избирательности, совместимости, портретной детали. Укажите значения цельных словосочетаний в только что проанализированных примерах.

     - А теперь перечитайте обозначенные  цифрами абзацы § 160 и установите, какие термины используют авторы, а какие - нет?

     II. Констатирующее закрепление

     Упражнение  № 50. Списывание с грамматическим заданием. Укажите, какое значение имеют цельные словосочетания, какими частями речи выражены, какую синтаксическую роль выполняют?

     III.  Тренировочное закрепление

     Задание 1. Сравните два предложения. Посмотрите, как согласуется сказуемое с подлежащим, укажите, в каком случае оно согласуется по смыслу и грамматически (т.е. в роде, числе), а в каких — только по смыслу. Ответьте на вопрос, в каком случае подчеркивается значение подлежащего, а в каком - сказуемого?

     1. К крепости шли двадцать лодок. - К крепости шло двадцать лодок. 2. Несколько человек лежали, закрыв лицо руками. - Несколько человек лежало, закрыв лицо руками. 3. Множество восковых свечей озаряло палату. - Множество восковых свечей озаряли палату.

Информация о работе Изучение строения, семантики и функционирования цельных словосочетаний в школе