Изучение строения, семантики и функционирования цельных словосочетаний в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Известно, что ошибки в управлении и согласовании слов являются весьма распространёнными и часто встречаются в речи учащихся. Этим и объясняется цель данной работы: рассмотреть методы изучения словосочетания в школе.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Познакомиться с лингвистической литературой по данной проблеме.
2. Рассмотреть лингвистические данные о словосочетании как синтаксической единице.
3. Проанализировать типичные ошибки в употреблении словосочетаний.
4. Определить метода и приёмы работы над словосочетанием в школе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
I. Лингвистические данные о словосочетании как синтаксической единице...4
1.1 Основные направления изучения словосочетания………………………….4
1.2 Главные аспекты изучения словосочетания в школе………………………7
II. Педагогически основы работы над словосочетанием……………………...17
2.1 Типичные ошибки учащихся при использовании различных словосочетаний в речи…………………………………………………………..17
2.2 Методика изучения словосочетаний……………………………………….18
III. Изучение строения, семантики и функционирования цельных словосочетаний в школе………………………………………………………...26
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы……………

Работа содержит 1 файл

Изучение словосочетания.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

I. Лингвистические данные о словосочетании как синтаксической единице...4

1.1 Основные  направления изучения словосочетания………………………….4

1.2 Главные аспекты изучения словосочетания в школе………………………7

II. Педагогически основы работы над словосочетанием……………………...17

2.1 Типичные  ошибки учащихся при использовании  различных словосочетаний в речи…………………………………………………………..17

2.2 Методика  изучения словосочетаний……………………………………….18

III. Изучение строения, семантики и функционирования цельных словосочетаний в школе………………………………………………………...26

Заключение………………………………………………………………………30

Список  использованной литературы…………………………………………...31

 

Введение

     В области синтаксиса за прошедшие  десятилетия проведено много  исследований, давших большой фактический материал по ряду вопросов языковой теории и практики; уточнены, пересмотрены, раскрыты многие синтаксические понятия; поставлены и активно разрабатываются существенные теоретические проблемы. Текучёв писал: «Наука развивается стремительно, и школа не должна отставать от этого процесса. Но она не может также и строить работу на постоянно меняющемся основании. У неё есть одна возможность – учитывать требования современности только через известные, более или менее значительные промежутки времени» [19; 73]. С этим нельзя не согласиться. Стабильность программы и учебников предполагает известную традиционность в освещении материала, но лишь до тех пор, пока эта традиционность не вступает в противоречие с существенными изменениями в науке.

     Что является элементарной, первичной синтаксической единицей? Каковы основные единицы синтаксиса? Чем они различаются и что характеризует их как синтаксические категории? – эти и многие другие вопросы продолжают оставаться в науке дискуссионными. Такое положение, вполне нормальное в сфере научных исследований, не может быть механически спроецировано на школу. Задача методики состоит в том, чтобы, опираясь на знание основных тенденций в развитии синтаксической науки, отобрать для школьного изучения те понятия, которые уже определились, получили признание в лингвистике и дают возможность сделать школьный курс синтаксиса более стройным, последовательным, более отвечающим задачам развивающего обучения детей.

     Одним из весьма важных критериев оценки уровня развития речи является то, насколько умело говорящий пользуется различными синтаксическими конструкциями, в том числе и ССЧ, как он использует различные синтаксические структуры с предложно-падежными формами.

     Известно, что ошибки в управлении и согласовании слов являются весьма распространёнными и часто встречаются в речи учащихся. Этим и объясняется цель данной работы: рассмотреть методы изучения словосочетания в школе.

     Данная  цель предполагает решение следующих  задач:

     1. Познакомиться с лингвистической литературой по данной проблеме.

     2. Рассмотреть лингвистические данные  о словосочетании как синтаксической  единице.

     3. Проанализировать типичные ошибки  в употреблении словосочетаний.

     4. Определить метода и приёмы  работы над словосочетанием в  школе.

     5. Разработать урок по теме: «Строение, семантика и функционирование цельных словосочетаний».

     Метод исследования: описательно-аналитический.

 

      I. Лингвистические данные о словосочетании как синтаксической единице.

     1.1 Основные направления  изучения словосочетания

     Одни  ученые понимают словосочетание в широком плане как любое грамматическое соединение пары полнозначных слов, выделяемых из предложения. Это первое направление - формальное. Основная идея данной концепции состоит в том, что предложение и словосочетание рассматриваются в одном ряду. Представитель направления -                            Ф.Ф. Фортунатов. Собственное словосочетание - «незаконченное словосочетание», предложение - «законченное словосочетание». Учениками и последователями были А. М. Пешковский [16], А. М. Петерсон. Широкое распространение получило понимание словосочетания как пары слов, связанных по смыслу и грамматически и выделяемых из предложения. Таким образом, можно выделить два теоретических момента: 1) словосочетание-пара взаимосвязанных слов; 2) словосочетания выделяются из предложения.

     Второе  направление — «Виноградовское». В. В. Виноградов наоборот сузил понятие словосочетания, отталкиваясь от идеи А.А. Шахматова о двух соотнесенных единицах - словосочетании и предложении [7].

     Главные члены предложения (сочетание подлежащего и сказуемого) не являются парой, образующей словосочетание, поскольку это готовое элементарное предложение нераспространенного типа. Синтаксис словосочетания опирается именно на учение о второстепенных членах предложения, их отношении к главным членам и друг к другу. Виноградов дает принципиально иное решение проблемы словосочетания, исходя не из предложения, а из слова. Словосочетание образуется на основе слова той или иной части речи, с теми или иными способностями сочетаться с другими словами.

     Словосочетание - номинативная единица, более широкого значения, чем слово, так как реализует  значение именно в предложении, в  его контексте.

     Так возникла новая проблема - отграничения словосочетания от слова. Общие признаки: номинативность; система форм словоизменения (парадигма); одинаковое участие (в функции строительного материала) в структуре предложения.

     Признаки  словосочетания, отличающие его от слова:

- структурный признак: раздельная оформленность двух полнозначных слов, связанных подчинительной связью;

- аналитичность семантики - выражение расчлененного понятия

     Различия  между словосочетанием и предложением: различие между непредикативной и предикативной синтаксическими единицами. Предикативность - отнесенность содержания высказывания к действительности, выраженная категориями модальности, синтаксического времени, синтаксического лица.

     Словосочетанию  предикативность не свойственна. Из этого основного различия вытекают и все остальные:

- функциональное: предложение - коммуникативная единица, словосочетание - номинативная;

- структурное: предложение имеет структурные схемы, специально предназначенные для сообщения, словосочетание не имеет:

- интонационное и семантическое: предложение обладает интонационной и смысловой завершенностью, словосочетание не обладает;

- парадигматическое: парадигма предложения опирается на комплекс модально-временных значений, парадигма же словосочетания - на формы стержневого слова.

     Так, можно в итоге сформулировать основные признаки словосочетания:

- грамматический: непредикативная единица;

- функциональный: единица номинативного плана, выражающая единое, хотя и расчлененное понятие о предметах, признаках, действиях;

- структурный: конструкция, состоящая не менее чем из двух знаменательных слов, связанных подчинительной связью согласования, управления, примыкания;

- семантический: конструкция, в которой выражаются определенные синтаксические отношения между словами;

- парадигматический: единица, представленная системой форм, опирающихся на формы главного, стержневого слова

     В концепции Виноградова «словосочетание» употребляется в узком смысле: не все сочетания слов, встречающихся  в предложении, относятся к словосочетаниям. К словосочетаниям не относятся:

1) предикативные сочетания, которые формируют предложение (подлежащее и сказуемое, главный член односоставного предложения) Берег обрывист. Хорошо работается.

2) сочинительные сочетания, выражающие ряд понятий, с грамматически равноправными элементами, связанными сочинительной связью. Яркий, лучистый

3) полупредикативные сочетания с обособленными членами, которые выражают добавочное сообщение. Зелень, омытая ...

4) предложно-падежные формы частей речи (существительных или слов, их заменяющих). Из теста; в течение урока; перед нами; после шести

5) аналитические формы слов (степеней сравнения, глагольных времен). Более проворный; будем жить.

     Третье  направление в понимании словосочетания связано с исследованиями В. А. Белошапковой [5]. Главным отличительным признаком словосочетания и предложения считает только предикативность. Словосочетание - непредикативное соединение на основе синтаксической связи слова с формой слова или формы слова с формой слова. Таким образом, к словосочетаниям относятся любые непредикативные сочетания знаменательных слов, в том числе и сочинительные. Понятие словосочетания расширяется.

 

      1.2 Главные аспекты изучения словосочетания в школе

     По  программе 8 класса на изучение словосочетаний отводится 2 часа. Поэтому особенно важно отобрать материал, выделив  в нем главное, то, на что можно  опираться в дальнейшем, особенно при изучении членов предложения. Этим главным является строение словосочетания (схемы), грамматическое значение и выделение словосочетаний в тексте. Ученик 8 класса должен знать, что такое схема и каковы основные грамматические значения словосочетаний. В процессе работы над темой он приобретает умение свободно выделять словосочетания в тексте.

     Словосочетание  — это одна из единиц, из которых  строится предложение. Но словосочетание само возникает как результат  соединения двух или более слов. Словосочетание, таким образом, — это наименьший контекст, в котором проявляется лексическое значение слова и его лексико-грамматические свойства.

     При работе над темой «Словосочетание» учителю необходимо учитывать некоторые  основные положения теории словосочетаний.

     1. В учебнике для 8 класса в  соответствии с теорией академиков                       А. А. Шахматова, В. В. Виноградова словосочетанием признается объединение двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи, например: работать в школе, работать мастером, работать хорошо, новая школа, наша школа, школа с углублённым изучением русского языка [3; 202].

     Возможно  иное понимание словосочетания как  синтаксической единицы. Например, в  учебном комплексе профессора В. В. Бабайцевой к словосочетаниям отнесены сочинительные ряды слов (день и ночь; умный, но резкий). Однако принятое в учебнике понимание словосочетаний позволяет подчеркнуть их номинативную функцию, выявить лексико-грамматические особенности сочетающихся слов и подготовить учащихся к изучению других единиц, например членов предложения.

     2. Словосочетание, как и слово, — единица номинативная, то есть называет предметы (новая школа, наша школа), действия (работать на заводе, работать хорошо), признаки (богатый талантами, очень кстати). В отличие от слова, словосочетание называет предметы, действия и признаки более конкретно, расчлененно (предмет и его признак — новая школа, действие и место его осуществления — работает на заводе, признак и область его проявления — богатый талантами).

     Понимание номинативной функции словосочетания важно для ученика: оно помогает осмыслить и выделить в словосочетании главное слово. Например, в словосочетании типа новая школа, где формы главного и зависимого слов совпадают, главное слово выделяется по смыслу, по номинативной функции словосочетания. Главным является слово школа. Ответив на вопрос «Что называет словосочетание новая школа?, мы определим главное слово.

     3. Словосочетание как синтаксическая  единица обладает тремя необходимыми  признаками:

     1) компоненты словосочетания — только самостоятельные части речи;

Информация о работе Изучение строения, семантики и функционирования цельных словосочетаний в школе