Изучение строения, семантики и функционирования цельных словосочетаний в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Известно, что ошибки в управлении и согласовании слов являются весьма распространёнными и часто встречаются в речи учащихся. Этим и объясняется цель данной работы: рассмотреть методы изучения словосочетания в школе.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Познакомиться с лингвистической литературой по данной проблеме.
2. Рассмотреть лингвистические данные о словосочетании как синтаксической единице.
3. Проанализировать типичные ошибки в употреблении словосочетаний.
4. Определить метода и приёмы работы над словосочетанием в школе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
I. Лингвистические данные о словосочетании как синтаксической единице...4
1.1 Основные направления изучения словосочетания………………………….4
1.2 Главные аспекты изучения словосочетания в школе………………………7
II. Педагогически основы работы над словосочетанием……………………...17
2.1 Типичные ошибки учащихся при использовании различных словосочетаний в речи…………………………………………………………..17
2.2 Методика изучения словосочетаний……………………………………….18
III. Изучение строения, семантики и функционирования цельных словосочетаний в школе………………………………………………………...26
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы……………

Работа содержит 1 файл

Изучение словосочетания.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

     2) один из компонентов зависит  от другого;

     3) словосочетание имеет систему  форм — парадигму, образованную  формами главного слова. Потому  в словосочетании выделяется  его начальная форма, образованная начальной формой главного слова.

     Не  любое сочетание слов имеет эти  три признака, следовательно, не любое  сочетание можно считать словосочетанием. Так, из сочетаний новый ученик, работает во время каникул, во время каникул, работает и учится, ученик читает только два первых являются словосочетаниями, то есть имеют все три признака. Сочетание во время каникул не имеет первого признака (во время — предлог, то есть служебная часть речи), сочетание работает и учится — второго, сочетание ученик читает — третьего.

     Опираясь  на третий признак, мы можем объяснить, почему сочетание подлежащего и  сказуемого, то есть грамматическая основа предложения, не признается словосочетанием. Как известно, в сочетании подлежащего  со сказуемым грамматически главным  словом является подлежащее (в нашем примере — ученик). Если перед нами словосочетание, то главное слово в нем может стоять в любой из своих форм, образуя парадигму словосочетания. Однако изменить падежную форму слова ученик в сочетании ученик читает невозможно. Следовательно, это сочетание не является словосочетанием, как и любое сочетание «подлежащее + сказуемое».

     4. Словосочетание как грамматическая единица имеет грамматическую форму и грамматическое значение. Грамматическая форма словосочетания — это его строение, схема. Схему словосочетания составляют части речи — компоненты словосочетания. Схема словосочетания может быть более или менее конкретной. В первом случае она содержит только название частей речи, например: новая школа – «прил+сущ»; работает в школе – «глаг+сущ» и т.д.

     Более конкретная схема включает указание на те формы зависимого слова, которые изменить в данном словосочетании нельзя: работает на заводе— «глаг. + предлог + сущ. в предл. п.»; богатый талантами— «прил. + сущ. в тв. п. без предлога». Существительные в первом и втором словосочетаниях выражают свою зависимость от главного слова формой падежа, которая в парадигме не изменяется. Форма главного слова в схеме не указывается, поскольку главное слово может употребляться в любой из своих форм, образуя систему форм словосочетания (парадигму): новая школа, новой школы, новой школе и т. д. Словосочетание новая школа имеет в парадигме 12 форм (по числу форм существительного школа); словосочетание работает в школе имеет столько форм, сколько их у глагола работает; словосочетание богатый талантами имеет столько форм, сколько их у прилагательного — главного слова; у словосочетания очень кстати нет форм, так как главное слово кстати не изменяется.

     По  морфологической принадлежности главного слова и по типу парадигмы словосочетания делятся на шесть типов: субстантивные (главное слово— имя существительное), глагольные (главное слово— глагол), адъективные (главное слово — имя прилагательное), наречные (главное слово — наречие), количественные (главное слово — имя числительное), местоименные (главное слово— местоимение). В учебнике эти типы объединены в три: именные, глагольные и наречные. Начальная форма всех словосочетаний создается начальной формой главного слова: 1)большой город; 2) встретить друга; 3) очень добрый

     5. Части речи в составе словосочетания  соединяются между собой посредством  трех видов связи: согласования, управления и примыкания. Вид  связи предопределен особенностями  зависимого слова, его принадлежностью к определенной части речи. Поэтому, определяя виды связи слов в   словосочетании, целесообразнее опираться на грамматические свойства зависимого слова. Согласование — это связь, с помощью которой имя прилагательное (и все другие слова со свойствами этой части речи) обнаруживает свою зависимость в составе словосочетания: большой город, большая деревня, большое село, мой город, второй город, строящийся город. Управление — это связь, с помощью которой имя существительное (и другие слова со свойствами этой части речи) обнаруживает свою зависимость в составе словосочетания: работает на заводе, работа в школе, рабочие с фабрики. Примыкание — это связь, с помощью которой наречие, деепричастие и неопределенная форма глагола, а также притяжательное местоимение её, его их обнаруживают свою зависимость в составе словосочетания: очень кстати, город сегодня, работает давно, пришёл помочь, сидит молча.

     Таким образом, схема словосочетания отражает грамматические свойства главного слова  — его способность иметь систему  форм (парадигму) и грамматические свойства слова зависимого — его способность своими формами выражать зависимость от другого слова. В схеме отражается тип словосочетания и вид связи слов.

     6. Грамматическое значение словосочетания  — это отношения между его  компонентами. Отношения опираются  прежде всего на категориальные значения частей речи. Части речи, как известно, обозначают предмет в широком смысле (имя существительное), действие (глагол), признак (прилагательное, наречие). В соответствии с этим в словосочетании выражается три вида значений: определительное, обстоятельственное и дополнительное (объектное). Определительное значение выражается в словосочетаниях, где главное слово обозначает предмет, а зависимое — его признак: новая школа, Катина кукла, мой друг, ваза из фарфора, дом высшей категории. Обстоятельственное значение  выражается в словосочетаниях, где главное слово обозначает действие или признак, а зависимое— признак: работать на заводе, гулять по вечерам, читать много, прийти поздно, прийти объясниться, румяный от мороза. Дополнительное значение выражается в словосочетаниях, где главное слово обозначает действие или признак, а зависимое — предмет, по отношению к которому осуществляется действие или проявляется признак: брать книгу, резать хлеб, говорить с соседом, читать стихи.

     Как известно, единого определения объектных отношений не существует, поэтому в учебнике термин «объектное значение» не употребляется. Вместо него введен термин «дополнительное значение». Таким образом, в словосочетании ученик должен уметь выделять определительное, обстоятельственное и дополнительное значения. При этом терминологически мы сближаем значения словосочетаний со значениями второстепенных членов предложения (определение, обстоятельство, дополнение).

     Если  грамматическое значение словосочетания совпадает со значениями частей речи, составляющих это словосочетание, то мы имеем    морфологизованный способ выражения грамматического значения.  Например, в словосочетании «прил. + сущ.» значение всегда только определительное, поскольку существительное называет предмет, а прилагательное как часть речи – признак предмета; в сочетании «глаг. + нареч.», «прил. + нареч.» значение всегда только обстоятельственное, так как наречие как часть речи называет признак действия или другого признака.

     В сочетании «сущ. + сущ.» определить грамматическое значение сложнее, потому что имеет место неморфологизованный способ выражения отношений, поскольку существительное как часть речи обозначает предмет, а не признак. В учебнике в словосочетаниях «сущ. + сущ.» отношения квалифицируются как определительные, при которых один предмет осознается как признак другого.

     Однако  грамматические значения частей речи в высшей степени абстрактны, поэтому  грамматическое значение словосочетаний может устанавливаться с учетом других значений слов-компонентов словосочетания. Например, словосочетания, построенные по схеме  «»сущ. + сущ.»: 1) книга учителя, 2) дверь квартиры, 3) тишина леса, 4) шум ветра, 5) уборка урожая, - обозначают предмет + предмет (1, 2), признак (тишина) + предмет 93), действие (шум, уборка) + предмет (4, 5). Значение в примерах 1—4 — определительное, в 5-м — объектное (дополнительное), так как главное слово называет действие (уборка), а зависимое — предмет, по отношению к которому осуществляется действие (урожай). В примерах 1—5 главные и зависимые слова принадлежат к одной части речи и имеют одно грамматическое значение — обозначают предмет, будучи существительными. Но по значениям основы, то есть по категориально-семантическому значению, эти существительные распределяются по трем группам: 1) называющие собственно предмет (книга, дверь, лес), 2) называющие признак (тишина — ср. тихий), 3) называющие действие (шум, уборка). Основываясь на этих значениях, мы и устанавливаем грамматическое значение в словосочетаниях (определительное и дополнительное (объектное).

     Грамматическое  значение словосочетания базируется и  на более конкретных значениях зависимого слова, в частности на значениях  падежных форм. Среди предложно-падежных форм существительных и среди  наречий выделяются так называемые свободные словоформы. Они имеют определенное значение до контекста и сохраняют его во всех случаях употребления (здесь, всегда, в доме, около дороги, над головой, вечером, сегодня, летом и др.). В школьном учебнике используются словоформы с пространственным и временным значением: в городе, за городом, около города, под землей, над полем, к дому, от дома; здесь, где-то, там, везде, туда и под.; на рассвете, до обеда, после уроков, перед вечером, вчера, завтра, зимой, всегда, иногда и под. Подобные словоформы выражают значение места или времени (строили в городе, за городом, около города; строительство в городе, за городом, около города). Например, в словосочетаниях жить в деревне, жизнь в деревне, дом в деревне зависимая словоформа обозначает место. Это значение словоформы в деревне участвует в выражении обстоятельственного значения только в первом и втором примерах, где главное слово имеет значение действия (жить, жизнь), а зависимое — обозначает его признак. В последнем примере главное слово называет предмет, а не признак, и потому грамматическое значение словосочетания только определительное (предмет и его признак).

     Таким образом, в словосочетаниях может  выражаться одно или   несколько  грамматических значений. Первое наблюдается в словосочетаниях с морфологизованным способом выражения отношений, второе — с неморфологизованным.

     Раздел  «Словосочетание» в школьном учебнике содержит в основном материал первой группы, но представлена и вторая. Так, в упр. 77 горный воздух – первая группа (прил. + сущ.»), где прилагательное как часть речи зависит всегда от существительного и называет признак предмета); воздух гор – вторая группа (сущ. + сущ.», где зависимое существительное называет предмет, становящийся признаком другого; парк при море – вторая группа (значение признака предмета создаётся словоформой со значением места). Словосочетания воздух гор и парк при море имеют одну абстрактную схему «сущ. + сущ.»). Эта схема достаточна для выражения значения предмета. Естественно, что при изучении грамматических значений словосочетания в 8 классе основной материал должен содержать морфологизованный способ выражения этих значений. Грамматическое значение словосочетания ученик устанавливает по вопросам.

     7. Словосочетания, как и слова, могут  образовывать ряды синонимов  и омонимов.

     Словосочетания синонимичны, если одно и то же грамматическое значение выражается различными грамматическими формами, например: ваза из фарфора фарфоровая ваза; посмотреть с восхищениемпосмотреть восхищенно; пение птиц птичье пение; темнота ночи ночная темнота темная ночь; говорить тихим голосом говорить тихо; город сегодня сегодняшний город. Синонимия словосочетаний помогает ученику правильно определить грамматическое значение словосочетания и разнообразит его речь.

     8. В учебнике среди словосочетаний  выделяются неделимые словосочетания. Понятно, что они противопоставлены делимым, хотя последние специально не определяются.

     Делимым является словосочетание, в котором  главным по смыслу является грамматически  главное слово. Зависимые слова  в делимых  словосочетаниях конкретизируют значение главных, называя, например,  признак предмета (зеленое пальто, ранее утро). Каждый компонент такого словосочетания обладает своим значением, поэтому участвует в выражении грамматического значения словосочетания, а в составе предложения является отдельным его членом.

     Неделимым  называется  словосочетание, в котором главным по  смыслу является  грамматически зависимое слово.

     Сравнивая словосочетания дать книгу и дать ответ, замечаем, что первое называет действие и предмет, второе этого значения не имеет (дать ответ ответить). Значение действия во втором примере названо грамматически зависимым словом, которое, таким образом, является главным по смыслу. Следовательно, словосочетание дать ответ — неделимое.

     Ср  такие примеры: пришёл в школу – пришёл в ярость, идти в дом – идти в пляс. Грамматическое значение в неделимых словосочетаниях не устанавливается, в составе предложения они являются одним членом предложения. Например, в предложении Моим окном стал сад осенний... (Т. Кузовлева) три словосочетания: сад осенний, моим окном, окном стал. Последнее словосочетание — неделимое: 1) главным по смыслу выступает в нем грамматически зависимое слово окном; 2) грамматическое значение в словосочетании не устанавливается; 3) словосочетание в составе предложения является одним его членом — составным именным сказуемым.

     Умение  вычленять неделимые словосочетания помогает ученику в дальнейшем определять члены предложения, выраженные такими словосочетаниями (составные сказуемые, неоднословные подлежащие, дополнения, определения и обстоятельства.

Информация о работе Изучение строения, семантики и функционирования цельных словосочетаний в школе