Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 21:08, дипломная работа
Цель: разработать комплекс методических приемов для обучения решения простых задач.
Объектом является процесс обучения математике в начальных классах.
К. |_____________________|______|
7
П. |_____________________|______|
В. |_____________________|
9. Объяснение выражений, составленных по данному условию.
Стр. 98, № 285.
Фермер отправил в магазин 45 кг укропа, петрушки на 4 кг. больше, чем укропа, и 19 кг. сельдерея. Сколько всего килограммов зелени отправил фермер в магазин?
Что обозначают выражения, составленные по условию задачи:
45 – 19 45 + 19
10. Выбор решения задачи.
Стр. 103, № 301.
Курица легче зайца на 4 кг, а заяц легче собаки на 8 кг. На сколько собака тяжелее курицы? На сколько курица легче собаки?
Маша решила эту задачу так:
8 + 4 = 12 (кг) К |_______________|
А Миша – так: З |_______________|___|
8 – 4 = 4 (кг) С |_______________|___|____|
Кто прав: Маша или Миша?
Из всего вышесказанного видно, что учебники математики Н. Б. Истоминой созданы благоприятные условия для развития логического мышления младших школьников в подготовке и обучении текстовых задач.
Грамотное использование школьниками предлагаемых методических приемов возможно при условии сформированности у него понятия «задача», умений вычленять условие и вопрос, устанавливать взаимосвязь между данными и искомыми. Система заданий из учебника Н. Б. Истоминой позволяет эффективно проводить такую работу.
Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятий специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в самых простых закономерностях окружающей их действительности и активнее извлекать математические знания в повседневной жизни.
2.3. Итоговая диагностика уровня развития логического мышления.
В результате систематического использования данных видов заданий на уроках математики во 2 «А» классе у ребят наблюдались некоторые улучшения в процессе решения текстовых задач. Приведем пример самостоятельной работы, где использовались задания данных видов. Представим содержание самостоятельной работы:
1. Длина зеленой ленты 55 см, а красной на 10 см. больше. Покажи отрезки, которые обозначают красную и зеленую ленты. Покажи отрезок, который обозначает на схеме 15 см.
2. На одной полке 40 книг, а на другой на 6 книг больше. Сколько книг на 2 полке?
Какую схему ты выберешь, решая эту задачу?
40 кн.
I |_______________|
II |_______________|______|
или
I |_______________|______|
6 кн.
II |_______________|
3. В зоопарке 11 тигров. Из них 6 тигрят. Сколько взрослых тигров в зоопарке? Выбери схему, соответствующую задаче и запиши ее решение.
12 т. 7 т.
|__________________|_________|
?
или
? 7 т.
|__________________|_________|
12 т.
Проанализировав самостоятельную работу, получили следующие результаты:
1. Количество учащихся по списку
2. Выполняли работу 23 (88 %)
3. Выполнили всю работу без ошибок 11 (48 %)
4. Ошиблись в задаче № 1 5 (22 %)
- в обозначении лент 1 (4 %)
- в показе отрезка в 15см. 5 (22 %)
5. Ошиблись в задаче № 2 4 (17 %)
6. Ошиблись в задаче № 3 3 (13 %)
- в выборе схемы 3 (13 %)
- ходе решения 3 (13 %)
- в вычислении 2 (9 %)
По предложенному анализу видно, что почти половина класса написала работу без ошибок. 12 человек написали работу с ошибками в одной или в двух задачах. Ребят, допустивших ошибки в 3-х заданиях нет. Следует обратить особое внимание на тех учеников, у которых в результате диагностики уровня развития логического мышления выявился низкий уровень их развития. Почти все учащиеся с высоким уровнем развития логического мышления выполнили работу без ошибок. Из 6 учеников со средним уровнем развития мышления работу писали 5, из них четверо допустили одну ошибку, а один школьник – 2. Из данного анализа можно сделать следующие выводы: использование задач и вспомогательных моделей к ним оказало положительное влияние на развитие операций логического мышления, а, следовательно, и на развитие самого логического мышления. Но эту работу необходимо целенаправленно продолжать внедрять, чтобы достичь устойчивых результатов не только в выполнении заданий со вспомогательными моделями, но и в других видах заданий, а также по другим предметам. Вовлекать учащихся во внеклассную работу, цель которых дополнить программный материал в отношении развития мышления младших школьников. Совершенствовать системы простых задач и заданий по развитию мышления младших школьников.
Заключение.
Из курса дидактики известно, что деятельность может быть репродуктивной и продуктивной. Репродуктивная деятельность сводится к воспроизведению воспринимаемой информации. Лишь продуктивная деятельность связана с активной работой мышления и находит свое выражение в таких мыслительных операциях, как анализ и синтез, сравнение, классификация и обобщение. Эти мыслительные операции в психолого-педагогической литературе принято называть логическими приемами умственных действий. Включение этих операций в процесс усвоения математического содержания обеспечивает реализацию продуктивной деятельности, которая оказывает положительное влияние на развитие всех психических функций.
Если говорить о настоящем состоянии современной начальной школы в нашей стране, то основное место все еще продолжает занимать репродуктивная деятельность. На уроках по двум основным учебным дисциплинам – язык и математика – дети почти все время решают учебно-тренировочные типовые задачи. Их назначение состоит в том, чтобы поисковая деятельность детей с каждой последующей задачей одного и того же типа постепенно свертывалась и, в конечном счете, совсем исчезла.
С одной стороны – засилье деятельности по усвоению знаний и умений, которое существовало, тормозит развитие интеллекта детей, в первую очередь, логического мышления. В связи с такой системой преподавания дети привыкают решать задачи, которые всегда имеют готовые решения, причем, как привило, только одно решение. Поэтому дети теряются в ситуациях, когда задача не имеет решения или, наоборот, имеет несколько решений. Кроме того, дети привыкают решать задачи на основе уже выученного правила, поэтому они не в состоянии действовать самостоятельно, чтобы найти какой-то новый способ.
В результате исследования
мы убедились, что развитие
мышления младших школьников
является основой
Основной задачей развития мышления у младших школьников при решении простых задач на сложение и вычитание является правильное моделирование задачи. Для методики обучения важно иметь в виду разные компоненты текста задачи, определяющие ход мыслительного процесса при решении задач: вопрос задачи, логическую основу ее условия и наглядное сопровождение. Направленность учащихся на ход мыслительного процесса (обращение внимания на тот или иной компонент), определяется постановкой учителем соответствующего учебного задания.
В условиях развивающего обучения необходима широкая вариация заданий для подготовки учащихся к той или иной задаче, так как она включает учащихся в поисковую деятельность.
Чтобы научить детей выявить
скрытые логические основы
Список использованной литературы.
1. Алексеева А. В., Бокуль Е. Л., Сиделева Т. Н. Преподавание в начальных классах: Психолого-педагогическая практика. Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003. – 208 с.
2. Ануфриев А. Ф., Костромина С.
Н. Как преодолеть трудности
в обучении детей:
3. Артемов А. К., Истомина Н.
Б. Теоретические основы
4. Винокурова Н. К. Развиваем способности детей: 2 класс. – М: Росмэн-Пресс, 2002. – 79 с.
5. Выготский Л. С. Воображение и развитие в детском возрасте. – М.: «Новая школа», 1995. – 115 с.
6. Галкин Е. В. Нестандартные задачи по математике. – М., 1996 – 187 с.
7. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. /Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.
8. Забрамная С. Д., Костенкова Ю. А. Развивающие занятия с детьми: материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование». – М.: В. Секачев, 2001. – 80 с.
9. Зак. А. Г. Различия в
10. Захарова А. М. Развивающее
обучение математике в
11. Истомина Н. Б. Математика. 1 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2000. – 176 с.
12. Истомина Н. Б. Математика.
2 класс: Учебник для
13. Истомина Н. Б. Математика. 3 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2000. – 176 с.
14. Истомина Н. Б. Математика. 4 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2000. – 240 с.
15. Истомина Н. Б. Методика
обучения математике в
16. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие третье издание. – М.: УРАО, 1997. – 176 с.
17. Лавриненко Т. А. Как научить детей решать задачи: Методические рекомендации для учителей начальных классов. – Саратов: Лицей, 2000. – 64 с.
18. Локалова Н. П. Как помочь
слабоуспевающему школьнику:
19. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика: Учебник для 2 класса начальной школы. В 2 частях.
Часть 1. Второе издание. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники»,
2003. – 80 с.
20. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика: Учебник для 2 класса начальной школы. В 2 частях.
Часть 2. Второе издание. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники»,
2003. – 96 с.
21. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика: Учебник для 4 класса начальной школы. В 2 частях.
Часть 1. Второе издание. - М.:
Просвещение, АО «Московские
2001. – 112 с.
22. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика: Учебник для 4 класса начальной школы. В 2 частях.
Часть 2. Второе издание. - М.:
Просвещение, АО «Московские
2001. – 112 с.
23. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика: Учебник для 1 класса начальной школы. В 2 частях. Часть 1.Второе издание. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2002. – 112 с.
24. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика: Учебник для 1 класса начальной школы. В 2 частях. Часть 2.Второе издание. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2002. – 96 с.
25. Моро М. И, Пышкало А. М. Методика обучения математики в I – III классах: Пособие для учителя. Издание второе, переработанное и дополненное. – М.: Просвещение, 1978. – 336 с.
26. Овчинникова В. С. Методика обучения решению задач в начальной школе: Учебное пособие по курсу «Методика обучения математике» для студентов педагогических факультетов высших учебных заведений и колледжей. – М.: Мегатрон, 1998. – 67 с.
27. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – Второе издание, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с.
28. Стойлова Л. П. Математика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 424 с.
29. Тихомирова Л. Ф. Упражнения
на каждый день: Логика для
младших школьников: Популярное
пособие для родителей и
30. Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьников. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 112 с.