Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 21:08, дипломная работа
Цель: разработать комплекс методических приемов для обучения решения простых задач.
Объектом является процесс обучения математике в начальных классах.
Развитие (прогрессивное) – это процесс физического и психического изменения индивида во времени, предполагающий совершенствование, переход в любых его свойствах и параметрах от меньшего к большему, от простого к сложному, от низшего к высшему.
Из всех существующих в отечественной дидактике теорий, пожалуй, наиболее признающей и наиболее внедренной в учебный процесс средней школы можно назвать теорию развивающего обучения, у истоков которой стояли такие психологи и педагоги, как Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и другие. На становление идей развивающего обучения большое и благотворное влияние оказали труды Л. С. Выготского, создателя культурно-исторической теории психического развития.
Культура и есть продукт социальной жизни и общественной деятельности человека и поэтому сама постановка проблемы культурного развития поведения уже вводит нас непосредственно в социальный план развития. По его теории, переход коллективно-социальной деятельности к индивидуальной является, в сущности, процессом интериоризации. «Функции сперва складываются в коллективе в виде отношений детей, затем становятся психическими функциями личности». При этом для каждой возрастной ступени развития личности ребенка характерны свои новообразования. «На каждой данной возрастной ступени мы всегда находим центральное новообразование, как бы ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности ребенка на новой основе».
Л. С. Выготский с Ж. Пкаже доказали, что «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития».
Развивающее обучение, ориентируясь на формирование теоретического мышления, требует определенного отбора и конструирование содержания учебных предметов, дидактических пособий, которые подчиняются некоторым логико-психологическим требованиям, соответствующим движению мысли школьников в процессе усвоения от общего к частному, то есть от абстрактного к конкретному.
Принцип осознания процесса учения на языке психологии является по сути дела «рефлексией», так как то осознание, о котором говорит Л. В. Занков, «обращено внутрь на протекание учебной деятельности»
Под рефлексией учащегося понимается его осознание и осмысление собственных действий, приемов, способов учебной деятельности. В. В. Давыдов выделяет два уровня рефлексии: формальную и содержательную. Так, если рассмотрение производится с целью вскрыть, каким образом выполняется некоторое действие, что надо конкретно сделать, чтобы его выполнить, то в этом случае человек осмысливает основания данного конкретного частного действия, то это формальная рефлексия. Если рефлексия направлена на то, чтобы обнаружить, почему данное действие выполняется так, а не иначе, что является в этом действии причиной успешного его выполнения в различных условиях, то эту рефлексию называют содержательной.
Поскольку процедуры рефлексии тесно связаны с процедурами самоконтроля и самооценки, им в обучении также придается большое значение. В условиях развивающего обучения показана взаимосвязь уровня сформированности самооценки с уровнем нравственных суждений школьника.
Проблема развивающего обучения в начальной школе в последние годы стала вновь обсуждаться в педагогической печати в связи с тем, какой вариант начального обучения целесообразнее выбрать: щадящий вариант обучения с 1 по 4 класс или интенсивный вариант: изучение той же программы с 1 по 3 класс. Большее число педагогов отдают предпочтение щадящему варианту обучения, где 1 класс работает, по существу, в режиме детского сада. Комфортность детей в четырехлетней начальной школе значительно выше.
Уже в первый год обучения в школе происходят значительные изменения в характере познавательной деятельности, общение и поведение детей. Организация учебно-познавательной деятельности младших школьников в основном направлена на то, чтобы развить их наблюдательность, внимание, самостоятельность. Опора учителя на наглядно-образную память позволяет им легко запомнить конкретные предметы, имеющие многие детали. Но сочетание конкретного и абстрактного материала позволяет постепенно стимулировать и развивать и их теоретическое мышление. Учитель начальных классов знает, что мышление и речь ребенка развиваются в тесной взаимосвязи. Поэтому огромная работа учителя, направленная на развитие устной и письменной речи – это и работа по развитию теоретического мышления ребенка.
Исследования Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина,
В. В. Давыдова показали, что целенаправленный
отбор содержания учебного материала,
оптимальное сочетание
1.2. Особенности и приемы развития логического мышления младших школьников.
К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребенка достигает достаточно высокого уровня. Все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь – уже прошли достаточно долгий путь развития.
Различные познавательные процессы, обеспечивающие многообразные виды деятельности ребенка, функционируют не изолированно друг от друга, а представляют сложную систему, каждый из них связан со всеми остальными. Эта связь не остается неизменной на протяжении детства: в разные периоды ведущее значение для общего психического развития приобретает какой-либо один из процессов.
Психологические исследования показывают, что в этот период именно мышление в большей степени влияет на развитие всех психических процессов. В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления:
1. Предметно-действенное (наглядно-действенное).
2. Наглядно-образное.
3. Абстрактное (словесно-
Предметно-действенное мышление – мышление, связанное с практическими, непосредственными действиями с предметами, наглядно-образное мышление – мышление, которое опирается на восприятие или представление (характерно для детей раннего возраста). Наглядно-образное мышление дает возможность решать задачи в непосредственно данном, наглядном поле. Дальнейший путь развития мышления заключается в переходе к словесно-логическому мышлению – это мышление понятиями, лишенными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлению. Переход к этой новой форме мышления связан с изменением содержания мышления: теперь это уже не конкретные представления, имеющие наглядную основу и отражающие внешние признаки предметов, а понятие, отражающие наиболее существенные свойства предметов и явлений и соотношения между ними. Это новое содержание мышления в младшем школьном возрасте задается содержанием ведущей деятельности учебной.
Словесно-логическое, понятийное мышление формируется постепенно на протяжении младшего школьного возраста. В начале данного возрастного периода доминирующим является наглядно-образное мышление, поэтому, если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается. По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний, школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью или наглядной опорой. Словесно-логическое мышление позволяет ученику решать задачи и делать выводы, ориентируясь не на наглядные признаки объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. В ходе обучения дети овладевают приемами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. У ребенка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, учатся управлять своим мышлением, думать тогда, когда надо.
Во многом формированию такому произвольному, управляемому мышлению способствует задания учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению.
При общении в начальных классах
у детей формируется
В процессе решения задач у детей формируются такие операции логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация.
Анализ как мыслительное действие предполагает разложение целого на части, выделение путем сравнения общего и частного, различение существенного и не существенного в предметах и явлениях.
Овладение анализом начинается с умения ребенка выделять в предметах и явлениях различные свойства и признаки. Как известно, любой предмет можно рассматривать с разных точек зрения. В зависимости от этого на первый план выступают та или иная черта, свойства предмета. Умения выделять свойства дается младшим школьникам с большим трудом. И это понятно, ведь конкретное мышление ребенка должно проделывать сложную работу абстрагирования свойства от предмета. Как правило, из бесконечного множества свойств какого-либо предмета первоклассники могут выделять всего лишь два – три. По мере развития детей, расширения их кругозора и знакомства с различными аспектами действительности такая способность, безусловно, совершенствуется. Однако это не исключает необходимости специально учить младших школьников видеть в предметах и явлениях разные их стороны, выделять множество свойств.
Параллельно с овладением приемов
выделения свойств путем сравне
В процессе обучения задания приобретают
более сложный характер: в результате
выделения отличительных и
В процессе классификации дети осуществляют анализ предложенной ситуации, выделяют в ней наиболее существенные компоненты, используя операции анализа и синтеза, и производит обобщение по каждой группе предметов, входящих в класс. В результате этого происходит классификация предметов по существенному признаку.
Как видно из вышеизложенных фактов все операции логического мышления тесно взаимосвязаны и их полноценное формирование возможно только в комплексе. Только взаимообусловленное их развитие способствует развитию логического мышления в целом. Приемы логического анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации необходимы учащимся уже в 1 классе, без овладения ими не происходит полноценного усвоения учебного материала.
Эти данные показывают, что именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительной деятельности. Помощь в этом могут оказать разнообразные психолого-педагогические упражнения.
В начальной школе большое место должно быть отведено обучению операциям логического мышления: анализу, синтезу, сравнению, классификации, обобщению.
Рассмотрим упражнения, направленные на формирование этих операций.
Задания, направленные на развитие анализа и синтеза:
1. Соединение элементов в единое целое.
Вырежи нужные фигуры и составь из них домик, кораблик, рыбку.
2. Поиск различных признаков предмета:
Сколько углов, сторон и вершин у пятиугольника?
3. Узнавание или сопоставление объекта по заданным признакам:
1). Какое число идет при счете перед числом 6?
Какое число следует за числом 6? За числом 7?
2). Составь по краткой записи задачу и реши ее.
Было -18 кг.
Продали - ?
Осталось – 8 кг.
4. Постановка различных заданий к данному математическому объекту.
1). К концу учебного года у Лиды осталось 2 чистых листа в тетради по русскому языку и 5 чистых листов в тетради по математике. Поставь к этому условию сначала такой вопрос, чтобы задача решалась сложением, а потом такой вопрос, чтобы задача решалась вычитанием.
2). В коробке 10 карандашей. Когда из коробки взяли несколько карандашей, в ней осталось 6 карандашей. Сколько карандашей взяли?
Рассмотри краткую запись
к задаче. Объясни, как этот
схематический чертеж
Было – 10 к.
Взяли - ?
Осталось – 6 к.
6 к. ?