Изучение простых задач на уроках математики, как средство развития логического мышления младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 21:08, дипломная работа

Описание работы

Цель: разработать комплекс методических приемов для обучения решения простых задач.
Объектом является процесс обучения математике в начальных классах.

Работа содержит 1 файл

ИЗУЧЕНИЕ ПРОСТЫХ ЗАДАЧ.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

Основу содержательной линии подготовительного  этапа составляют: смысл арифметических действий (сложение, вычитание), отношения: «увеличить на», «уменьшить на», «на сколько больше?», «на сколько меньше?». В качестве математической основы разъяснения смысла сложения выступает теоретико-множественная трактовка суммы как объединение множеств, не имеющих общих элементов. Она легко переводится на язык предметных действий, что позволяет при формировании представлений о смысле сложения опирается на опыт детей и активно использовать счет, присчитывание и отсчитывание по единице.

 Для разъяснения смысла сложения  используется идея соответствия предметного действия его словесному описанию и математической записи. В процессе реализации данной идеи у учащихся формируется умение «переводить» реальные ситуации на язык математики, активно используя при этом приемы умственных действий: анализ и синтез, сравнения, классификацию, абстрагирование, обобщение.

Например, анализируя ситуацию, представленную в учебнике Истоминой «Математика» 1 класс, где зафиксированы действия с предметами, учащиеся подмечают, что рыбки Миши и Маши объединяются вместе в одном аквариуме. Выясняется, сколько всего рыб запустили в аквариум. Ответ на вопрос может быть дан путем присчитывания или пересчитывания. Затем учащиеся знакомятся с математическими выражениями и узнают, что среди данных выражений знак «+». Затем учащиеся выбирают среди данных выражений те, которые соответствуют картинке.

Дальнейшая работа связана с  чтением математических выражений  и формированием умения переводить реальные ситуации на язык математики и наоборот. Кроме выражений, каждую ситуацию, представленную на картине, можно соотнести с определенным числом. В результате этой работы дети знакомятся с понятием «равенство» и «значение суммы».

Интерпретация равенства на числовом луче, представляющая следующий шаг в разъяснении смысла сложения, помогает учащимся абстрагироваться от предметных действий. Таким образом, в основе организации деятельности учащихся лежит соотношение предметной, вербальной, схематической и символической моделей и переход от одной модели к другой. Для усвоения взаимосвязи сложения и вычитания в качестве предметной основы выступают понятие целого и части, которые позволяют как бы «материализовать» термины: «уменьшаемое», «вычитаемое», «значение разности». Для этого используют задания с различными инструкциями. Они позволяют учитывать уровень самостоятельности учащихся в процессе выполнения задания: на соотнесение рисунка и математической записи; на выбор математической записи, соответствующей рисунку, соответствующего математической записи; на изменение рисунка или математической записи.

На подготовительном этапе учащиеся овладевают также умением строить отрезки заданной длины, складывать и вычитать их, пользуясь циркулем и линейкой.

По мере формирования навыков чтения учащимся предлагается задание на интерпретацию текстов, представляющих описание различных ситуаций, в виде математической записи или схематического рисунка. Например, в учебнике «Математика» 1 класс.

Стр. 159, № 385 на нахождение остатка

В корзине 15 грибов. Из них 5 белых, остальные  лисички. Обозначь все грибы кругами и покажи, сколько в корзине лисичек.

Маша выполнила задание так:


                                                                          


                                                                                         лисички

 

Миша – так:



                                                                                                                                        


 

                           лисички 

Кто выполнил задание верно?

 

Стр. 165, №402, разностное сравнение.

В цирке выступало 11 обезьян и 7 тигров. Обозначь животных кругами  и покажи, на сколько больше было обезьян, чем тигров.

  Маша сделала такой рисунок:



 

А Миши – такой:



Кто прав: Маша или Миша?

Стр. 172, №424, уменьшение на несколько  единиц (в прямой форме).

У хозяйки 9 кур, а уток – на 4 меньше. Обозначь каждую птицу кругом и покажи на рисунке, сколько всего птиц у  хозяйки.

Маша сделала такой рисунок:

 


                                                            всего птиц у хозяйки                                                                                                                             


 

А Миша  - такой:



                                                               всего птиц у хозяйки


 

 

Кто прав: Миша или Маша?

 

Как видим, каждое из заданий активизирует мыслительную деятельность учащихся и создает условия для осознания той ситуации, которая представлена в виде текста.

Основное назначение заданий –  сформировать у детей представления, опираясь на которые они смогут в  дальнейшем решать задачи.

Отметим, что термин «задача» на этом этапе не используется и задания  не преследуют цель записать решение  и получить числовой результат. Действия учащихся на этом этапе направляются заданием «Покажи».

 Приведем несколько заданий,  при выполнении которых учащиеся  должны самостоятельно интерпретировать  текстовую модель:

Пример 1. На одной ветке 14 птицею, а  на другой на 5 птичек меньше. Обозначь каждую птичку кругом и покажи, сколько птичек на другой ветке.

Пример 2. От проволоки длиной 14 см. отрезали часть длиной 5 см. Сделай чертеж и покажи ту часть проволоки, которая  осталась.

Пример 3. В новогоднем подарке было 8 леденцов и 3 шоколадные конфеты. Обозначь конфеты кругами и покажи, сколько всего их было в подарке.

На подготовительном этапе проводится также специальная работа по формированию представлений о схеме.

Учебник «Математика» 2 класс.

Стр. 14, № 41.

Карандаш длиннее ручки на 2 см. Догадайся, как показать это, пользуясь отрезками.

Маша: Я думаю, что это нельзя сделать. Ведь мы не знаем длину ручки.

Миша: А я  думаю, что это можно  показать так:


К       Р                                         2


Р           2            К


 

Кто прав: Миша или Маша?

 Рисунок, который нарисовал  Миша, будет называться схемой.

 Ответы, приведенные в учебнике, вовсе не означают, что, прочитав задание, учащиеся сразу будут рассматривать варианты его выполнения, которые предложены Мишей и Машей. Сначала задание обязательно обсуждается фронтально, и учитель старается выслушать всех желающих.

Пример 2.

Стр. 15, № 42.

У Веры 75 открыток, а у Нади – 12. Пользуясь отрезками, покажи, сколько  всего открыток у девочек.

Маша: Я обозначу одну открытку отрезком.

Миша: Но тогда тебе придется начертить 75 таких отрезков и еще 12. Я думаю, что нужно поступить по-другому. Вот так.

В |______________________|

Н   |________|

Если сложить эти отрезки, то получим отрезок, который обозначает все открытки:

                      В                                Н

|________________________|_________|


 

Пример 3.

Стр. 16, № 49.

В одной коробке 35 конфет, в другой – 28. Объясни, что обозначает каждый отрезок на данной схеме.

|_________________________|______________|

|_________________________| 

Первый  отрезок обозначает конфеты  в первой коробке, второй отрезок  обозначает конфеты во второй коровке и еще разницу конфет.

Пример 4.

Стр. 17, № 51.

В одной корзине 20 кг. яблок, а в  другой – 17 кг. Пользуясь данными отрезками, покажи массу яблок в двух корзинах.

                         20  кг


|__________________________|  

 

                     17 кг


|________________________________|

 

Пример 5.

Стр. 15, № 45.

В книге – 98 страниц. Катя прочитала 24 страницы. Пользуясь отрезками, покажи, сколько страниц осталось прочитать Кате?

       24 стр.                     ?


|__________|____________________|


  

                       98 стр.

Пример 6.

Стр. 20, № 60.

На одной полке 44 книги, а другой на 13 книг меньше.

Пользуясь отрезками, покажи, сколько  книг на двух полках вместе.

Маша выполнила так:

                                     44


1п.  |______________________________|


2 п. |______________________|        13

 

Миша так:

                        1 п.     2 п.


|_______________________|_______|


Подумай! Как ты выполнишь это  задание?

Пример 7.

Стр. 22, №66.

Длина красной ленты 65 см., а синей  на 15 см. больше. Покажи отрезки, которые обозначают красную и синюю ленты. Покажи отрезок, который обозначает на схеме 15 см.

 

К |_________________|

                                                     15 см


С  |_________________|__________|

Работа, проведенная на подготовительном этапе знакомства с текстовой задачей, результатом которой является усвоение младшими школьниками математических понятий и отношений и умение их моделировать с помощью предметных, схематических и символических моделей, сформированность общих логических приемов (анализ и синтез, сравнение, обобщение) и опыт их использования при выполнении различных математических заданий, позволяет организовать целенаправленную работу по усвоению структуры текстовой задачи и осознанного процесса ее решения.

Выполнение схематических рисунков – эффективный способ решения  многих арифметических задач. Он помогает учащимся осмыслить текст задачи и разобраться в тех связях и зависимостях, которые в нем даны.

Формируя у детей умение выполнять  схематический рисунок и пользоваться им, осуществляя поиск решения задачи, необходимо соблюдать одно важное правило: решая ту или иную задачу, не ограничиваться узкой целью получить правильный ответ данной конкретной задачи, а иметь в виду цель более широкую, а именно – формирование общего способа действия.

С целью формирования умения выбрать  арифметическое действие для решения задачи, предлагаются задания, в которых используются приемы:

1. Выбор схемы.  («Математика  -2» стр. 61 № 153)

В портфеле лежит 14 тетрадей. Из них 9 в клетку, остальные в линейку. Сколько тетрадей в линейку лежит  в портфеле?

Маша нарисовала к задаче такую  схему:

                          9


|__________________________|__________|


                               14

Миша – такую:

                           14                               9


|__________________________|__________|


                                     ?

Кто из них невнимательно читал  текст задачи?

2. Сравнение текстов задач.

               Стр. 61, № 155

Сравни тексты задач. Чем они  похожи? Чем отличаются? Запиши решения  задач.

Из одного старого дома    Из одного старого дома

выехали в новые дома      выехали в новые дома 9


9 семей, из другого 4. На    семей, из другого 4. Сколько

сколько семей уменьшилось     всего семей переехало в но-

население старых домов?    вые дома?

 

3. Выбор вопроса.

Стр. 72, № 191.

От проволоки длиной 15 дм. отрезали сначала 2 дм., а потом еще 4 дм. Подумай, на какие вопросы можно ответить, пользуясь этим условием:

1). Сколько всего дециметров  проволоки отрезали?

2). На сколько дециметров меньше  отрезали в первый раз, чем  во второй?

3). На сколько дециметров проволока  стала короче?

4). Сколько дециметров проволоки  осталось?

4. Выбор выражения.

Стр. 76, № 204.

 На велогонках стартовали 70 спортсменов. На первом этапе с трассы сошли 4 велосипедиста, на втором – 6.

Сколько спортсменов пришло к финишу? Выбери выражение, которое является решением задачи:

6 +  4    6 – 4    70 – 6

70 – 6 – 4   70 – 4 – 6    70 – 4

5. Выбор условия к данному  вопросу.

Стр. 83, № 230.

Подбери условия к данному вопросу  и реши задачу.

Сколько всего детей занимается в студии?

  а) В студии 30 детей, из них 16 мальчиков.

б) В студии мальчики и девочки. Мальчиков на 7 меньше, чем девочек.

      + в) В студии 8 мальчиков  и 20 девочек.

      + г) В студии 8 мальчиков,  а девочек на 2 больше.

      + д) В студии  занимаются 8 мальчиков, а  девочек  на 2 меньше.

 

6. Выбор данных (дополнение).

Стр. 88, № 248.

На аэродроме было 75 самолетов. Сколько самолетов осталось?

Выбери данные, которыми можно дополнить условие задачи, чтобы ответить на поставленный в ней вопрос:

а) Утром прилетело 10 самолетов, а  вечером улетело 30.

б) Улетело на 20 самолетов больше, чем было.

в) Улетело сначала 30 самолетов, а  потом 20.

7. Изменение текста в задаче в соответствии с данными решением.

Стр. 78, № 214.

         Подумай!  Что нужно изменить в текстах  задач, чтобы выражение 9 –  6 было решением каждой?

 а). На двух скамейках сидели 6 девочек. На одной из них  9 девочек. Сколько девочек сидело  на второй скамейке?

б). В саду 9 кустов красной смородины, а кустов черной смородины на 6 больше. Сколько кустов черной смородины  в саду?

в). В гараже 9 легковых машин и 6 грузовых. Сколько всего машин  в гараже?

8. Постановка вопроса, соответствующего  данной схеме.

Стр. 93, № 265.

Коля выше Пети на 20 см., а Петя выше Вовы на 7 см. Рассмотри схему и  подумай, на какой вопрос можно ответить, пользуясь данным условием:

Информация о работе Изучение простых задач на уроках математики, как средство развития логического мышления младших школьников