Изучение простых задач на уроках математики, как средство развития логического мышления младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 21:08, дипломная работа

Описание работы

Цель: разработать комплекс методических приемов для обучения решения простых задач.
Объектом является процесс обучения математике в начальных классах.

Работа содержит 1 файл

ИЗУЧЕНИЕ ПРОСТЫХ ЗАДАЧ.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

Введение

Начальное обучение на современном  этапе не является замкнутым, самостоятельным  концентром, а рассматривается как звено в системе базового образования, причем, оно является фундаментом, на котором строятся все остальные звенья этой системы. В связи с этим на начальную школу возлагается особая ответственность.

Действительно, начальное образование  не обеспечивает сегодня требуемого в старших классах уровня развития умственных, моральных, физических сил.

Правовыми основаниями дальнейшего  развития и функционирования начального образования в России являются Декларации прав ребенка, Закон Российской Федерации об образовании, Концепция содержания непрерывного образования (в 12-летней школе). Цели и задачи непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста: воспитание нравственного человека, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; физическое и психическое развитие детей. Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования в качестве средства, а не целей развития ребенка.

В разные возрастные периоды ведущее  значение для общего психического развития человека приобретает какой-либо один из психических процессов. Так, в раннем детстве основное значение имеет развитие восприятия, в дошкольном возрасте – памяти.

Какая же сторона умственного развития обеспечивает дальнейшее совершенствование психики ребенка в младшем школьном возрасте?

Психологические исследования показывают, что в этот период главное значение приобретает дальнейшее развитие мышления. Причем мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Поэтому ведущее значение для данного возраста приобретает развитие именно теоретического мышления.

Ребенок с первых дней занятий в  школе встречается с задачей. Сначала и до конца обучения в  школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения, то есть решение задач способствует развитию логического мышления.

Чтобы облегчить решение текстовой  задачи, строят вспомогательные модели. При этом используются такие операции мышления, как анализ через синтез, сравнение, классификация, обобщение, которые являются операциями мышления и способствуют его развитию.

Изложенные выше факты определили выбранную тему: «Изучение простых  задач на уроках математики, как  средство развития логического мышления младших школьников».

Цель: разработать комплекс методических приемов для обучения решения простых задач.

Объектом является процесс обучения математике в начальных классах.

Предмет: возможность использования  методических приемов в обучении решения простых задач, как средство развития логического мышления младших школьников.

Гипотеза:

Если в процессе обучения решения простых задач систематически, последовательно  использовать комплекс методических приемов, то это будет способствовать развитию логического мышления младших школьников.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую  литературу по проблеме  исследования.

2. Провести входную диагностику  с целью определить уровень развития логического мышления младших школьников.

3. Составить комплекс методических  приемов, используемых в процессе обучения  решения задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Психолого-педагогические основы развития мышления.

1.1. Развитие мышления как психолого-педагогической  категории          младших школьников в аспекте развивающего обучения.

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, актуальную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление можно также понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

Мышление почти всегда связано  с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить и активным изменением условий, в которых эта задача дана.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех видах познавательных процессов: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень участия его в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие – обобщенно отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

Мышление это особого рода теоретическая  и практическая деятельность, предлагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного  характера.

Мышление – опосредованное и  обобщенное познание или отражение  окружающего мира.

Мышление – сложнейшая и многосторонняя психическая деятельность, поэтому  выделение его видов осуществляется по разным основаниям. Их всего пять:

1. Предметно-действенное, наглядно-образное, абстрактное;

2. Умозаключение мышление;

3. Репродуктивное и творческое  мышление;

4. Критическое и не критическое;

5. Теоретическое и практическое.

Теоретическое понятийное мышление –  это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дело с опытом, полученным при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми понятиями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях.

 Теоретическое понятийное мышление  характерно для научных теоретических исследований.

 Теоретическое образное мышление  отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением.

Оба рассмотренных вида мышления – теоретическое понятийное и теоретическое образное – в действительности – сосуществуют. Они неплохо дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия.

Отличительная особенность следующего вида мышления – наглядно-образного  состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Данная форма мышления наиболее полно представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых – среди людей занятых практической работой. Этот вид мышления достаточно развит у всех взрослых, кому часто приходится принимать решение о предметах своей деятельности.

Логическое мышление обнаруживается, прежде всего, в протекании мыслительного процесса. В отличие от практического, логическое мышление осуществляется только словесным путем. Человек должен рассуждать, анализировать и устанавливать нужные связи мысленно, отбирать и применять к данной ему конкретной задаче известные ему подходящие правила, приемы, действия. Он должен сравнивать, устанавливать искомые связи, группировать разные и различные сходные предметы и все это выполнять лишь посредством умственных действий.

 Таким образом, мышление –  это неразрывно связанный с  речью социально-обусловленный, целенаправленный, психический процесс самостоятельного искания и открытия существенно нового. Необходимость в мышлении возникает при проявлении новой цели, обстоятельств, условий деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления, поэтому не нужно устранять всех трудностей на пути мыслительной деятельности ученика, ибо лишь в ходе ее преодоления он сможет развить свои умственные способности. Помощь и руководство со стороны этих трудностей, и в  том, чтобы готовить ребенка к их преодолению.

Вывод: мышление является основой  познавательного процесса, это движение путей, раскрывающих суть вещей, именно оно лежит в основе обучения и развития младших школьников. Развитие мышления младших школьников одна из главных задач современной начальной школы.

Эффективность обучения, как правило, измеряется количеством и качеством приобретенных знаний, а эффективность развития измеряется уровнем, которого достигают способности учащихся, то есть тем, насколько развиты у учащихся основные формы их психической деятельности, позволяющей быстро, глубоко и правильно ориентироваться в явлениях окружающей действительности.

Сложные динамические связи между  процессами обучения и психического развития ребенка не являются предметом исследования методической науки, реальные практические результаты обучения принято описывать на языке знаний, умений и навыков.

Понятие « развивающее обучение», зарождаясь в недрах психической  науки, в процессе исследований, связанных  с изучением развития ребенка, различных уровней и типов его мышления, и других психических функций, в процессе создания психологической теории деятельности.

Без логического мышления, то есть без способности правильно формировать понятия, суждения, умозаключения и доказательства, знание - бесплодно.

Возраст 6-9 лет очень ответственен в становлении мышления. Однако этот возраст ставит перед учителем проблему – не оглуплять ребенка, не превращать его в «зубрилку-повторялку». Далеко не всегда эта проблема осознается учителем и далеко не всегда разрешается правильно. Для того, чтобы учить ребенка мыслить и рассуждать, учителю как минимум надо знать и уметь применять эти правила или законы логики. Это должно быть не чисто символическая логика, а логика обратная и с особым использованием символов. Эта логика должна в полной мере учитывать связь развития мышления и овладения естественным языком.

Теория развивающего обучения берет  свое начало в работах И. Г. Песталоцци, А. Дистерверга и других. В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики. В начале 30-х годов Л. С. Выготский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средствам развития учащихся. На первом плане стоит становление ребенка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.

В 50 – 60-х годах Л. В. Занков разработал систему интенсивного развития для начальной школы. В 60-х годах Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым было сконцентрировано внимание на развитие интеллектуальных способностей ребенка.

Термин «развивающее обучение»  обязан своим происхождением В. В. Давыдову. Введенный для обозначения ограниченного круга явлений, он довольно скоро вошел в массовую педагогическую практику. Сегодня его употребление столь разнообразно, что требуется уже специальное исследование для уяснения его современного значения.

Развитие личности происходит согласно всеобщим диалектическим законам. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.

Современной наукой установлено, что  всякий акт психического развития связан с отражением в мозгу внешней среды, он есть присвоение, приобретение опыта познаний деятельности, и в этом смысле является обучением. Обучение – это форма психического развития человека, необходимый элемент развития.

Обучение и развитие не могут выступать как отдельные процессы, они соотносятся как форма и содержание единого процесса развития личности.

В интересах общества и самого человека обучение должно быть организовано так, чтобы достичь за минимальное время максимальных результатов развития. Это обеспечивается специальной педагогической технологией, которая называется развивающим обучением. В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных. В развивающем обучении ребенок является полноценным субъектом деятельности.

Современный этап педагогической  практики – это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно – развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка.

Развитие Л. В. Занков понимает как появление новообразований в психике ребенка, не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренних глубинных интеграционных процессов.

 В процессе обучения возникают  не знания, умения и навыки, а  их психологический эквивалент – когнитивные структуры. Когнитивные структуры – это схемы, сквозь которые человек смотрит на мир, видит и понимает его. Это относительно стабильные, компактные, обобщенно-смысловые системные представления знаний, способов их получения и использования. Когнитивные структуры и есть та сущность, которая развивается с возрастом и в процессе обучения.

Сложные структуры создаются из более простых диффузных, но они  никогда не складываются из них, а  всякий раз рождается новое качество.

Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.

Развитие личности. Личность динамическое понятие, оно претерпевает в течение  жизни изменения, которые называют развитием (прогрессивным или регрессивным).

Информация о работе Изучение простых задач на уроках математики, как средство развития логического мышления младших школьников