Изучение особенностей развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:51, дипломная работа

Описание работы

ЦЕЛЬЮ исследования стало изучение уровня развития творческого воображения в процессе разнообразной деятельности.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Проведение теоретического анализа проблемы развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень развития психического процесса воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................ 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы воображения в
психологической науке.
1.1. Анализ понятия воображения в трудах отечественных
и зарубежных психологов.………………………………. 6
1.2. Виды воображения ……………………………………… 10
1.3 . Влияние познавательных процессов на творческое
воображение детей старшего дошкольного возраста….. 15
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование развития воображение у
детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Задачи исследования............................................................ 19
2.2. Методы исследования........................................................ 20
2.3. Организация исследования............................................... 21
2.4. Результаты исследования……………………………….. 22
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ............................................................ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 25
ЛИТЕРАТУРА................................................................................ ……. 27

Работа содержит 1 файл

1 КУРСОВАЯ ПО ВООБРАЖЕНИЮ.doc

— 204.00 Кб (Скачать)
:justify">2. Вести постоянную работу по развитию творческого воображения детей дошкольного возраста. Используя различные методики, предлагаемые современными психологами.

     3. Не ограничивать детей в выборе художественных материалов для развития воображения.      

    4. Использовать в своей работе различную тематику занятий с применением разного художественного материала в нетрадиционных техниках для обогащения воображения детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

  

  Объектом нашего исследования  является  психический процесс воображение у детей старшего дошкольного возраста.

Мы стремились выявить его место и роль в структуре познания. Анализ воображения связан с трудностями, обусловленными его своеобразием, так как оно переплетается со всеми видами познания.

  Теоретический анализ проблемы воображения в психологической науке показал, что воображение есть способность  субъекта продуцировать новые образы. Оно рождается из потребностей соотносить непосредственно доступное человеку с тем, что прямо ему не дано.

  Воображение ребенка, возникнув на границе раннего и дошкольного возраста, претерпевает серьезные изменения в дошкольном возрасте. Наряду с дальнейшим развитием непроизвольного воображения появляется качественно новый тип воображения – произвольное воображение. Его связывают с возникновением новых, более сложных видов деятельности, с изменением содержания и форм общения ребенка с окружающим миром.

   И здесь важно отметить роль взрослых в развитии творческого воображения ребенка. Поскольку образы воображения возникают на основе уже имеющегося у него опыта и представлений, то деятельность педагога должна быть направлена на расширение, уточнение, обогащение опыта ребенка, побуждение его к творчеству.

  Для развития  творческого воображения детям необходимо получать разнообразные впечатления  от окружающей среды, знакомиться с произведениями искусства, приобретать определенные знания о предметах и явлениях, овладевать навыками и умениями, осваивать различные способы деятельности.

   Широкое включение в жизнь детей занятий художественно – творческой деятельностью, максимальное внимание и уважение к продуктам детской художественной деятельности, их использование в оформлении помещений детского сада наполняют жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости от овладения умений создавать что-то своими руками, объединяет всех общими переживаниями. В такой обстановке каждый ребенок может наиболее полно проявить себя, реализовать свою активность без какого бы то давления со стороны взрослого.

  Поэтому  огромную роль в развитии  детского воображения играет  личность  педагога, который должен заинтересовать ребенка и побудить его к выполнению задания.

     Познание ребенком окружающего мира, происходит при помощи познавательных действий, которые приводят к возникновению психических явлений, и эти действия относятся к разным познавательным психическим процессам: восприятию, мышлению воображению, памяти, речи. Все эти процессы взаимосвязаны и взаимодействую друг с другом.

Таким образом, воображение нельзя рассматривать в отрыве от  познавательных психических процессов, так как они неоспоримо влияют на творческое воображение детей старшего дошкольного возраста, и взаимодействуют с ним в познании детьми окружающего мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

1.            Брушлинский А.В. Воображение и познание. Вопросы философии. 1967. - №11.

2.            Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Санкт – Петербург.  1997.

1.            Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1950

4.    Выготский Л.С. Лекции по психологии. Санкт – Петербург.  1997.

5.    Венгер Л.А. Мухина В.С. Психология. М. Просвещение 1988.

6.   Гамезо М.В. Петрова Е.А. Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая

       психология. М. 2003

7.    Григорович Л.А. Ермоленко О.С. Марцинковская Т.Д. 150 тестов,

       игр, упражнений для подготовки детей к школе. М. 2000.

    8.     Гурова Л.Л. Воображение // Философская энциклопедия. - М., 1960.

            Т. 1

     9.     Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М. Знание, 1986.

10.   Запорожца А.В., Эльконин Д.Б. Психология детства. М

        Просвещение 1964.

11.   Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой

        деятельности человека. М. Наука, 1968.

12.   Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений

        и воображения. - М., 1956

13.   Ильина М.Н. Парамонова Л.Г. Головнева Н.Я. Тесты для детей,

        сборник тестов и развивающих упражнений. Санкт – Петербург

        1997.

14.    Крутецкий В.А. Психология. М.Просвещение 1980.

     15.    Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М., 1979

16.    Люблинская А.А. Детская психология. М.Просвещение 1971.

17.   Мухина В.С. Психология дошкольника. М. Просвещение 1975.

18.    Немов Р.С. Психология. В 2 книгах. М.Просвещение 1994.

19.    Немов Р.С. Психология для учащихся 10-11-классов. М.

         Просвещение 1995.

20.    Подьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М. 1977.

21.    Рубинштейн С.Л. Воображение. Основы общей психологии. - М.

        1940

23.   Субботина Л.Ю. Развития воображения у детей. Ярославль. 1997.

24.   Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности детей 5 – 7 лет.

        Ярославль. 2000.

25.   Урунтаева Г.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. М.

        Издательский центр «Академия» 1998. – 384с.

26.   Шумилин А.Т. Проблемы, структуры и содержания познания. М.

        Просвещение 1969.

27.   Шумилин Е.А. Способности ваших детей. М. Просвещение 1969.

                                                                                                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Изучение особенностей развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста