Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:51, дипломная работа
ЦЕЛЬЮ исследования стало изучение уровня развития творческого воображения в процессе разнообразной деятельности.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Проведение теоретического анализа проблемы развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень развития психического процесса воображения у детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................ 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы воображения в
психологической науке.
1.1. Анализ понятия воображения в трудах отечественных
и зарубежных психологов.………………………………. 6
1.2. Виды воображения ……………………………………… 10
1.3 . Влияние познавательных процессов на творческое
воображение детей старшего дошкольного возраста….. 15
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование развития воображение у
детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Задачи исследования............................................................ 19
2.2. Методы исследования........................................................ 20
2.3. Организация исследования............................................... 21
2.4. Результаты исследования……………………………….. 22
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ............................................................ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 25
ЛИТЕРАТУРА................................................................................ ……. 27
3. Не ограничивать детей в выборе художественных материалов для развития воображения.
4. Использовать в своей работе различную тематику занятий с применением разного художественного материала в нетрадиционных техниках для обогащения воображения детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Объектом нашего исследования является психический процесс воображение у детей старшего дошкольного возраста.
Мы стремились выявить его место и роль в структуре познания. Анализ воображения связан с трудностями, обусловленными его своеобразием, так как оно переплетается со всеми видами познания.
Теоретический анализ проблемы воображения в психологической науке показал, что воображение есть способность субъекта продуцировать новые образы. Оно рождается из потребностей соотносить непосредственно доступное человеку с тем, что прямо ему не дано.
Воображение ребенка, возникнув на границе раннего и дошкольного возраста, претерпевает серьезные изменения в дошкольном возрасте. Наряду с дальнейшим развитием непроизвольного воображения появляется качественно новый тип воображения – произвольное воображение. Его связывают с возникновением новых, более сложных видов деятельности, с изменением содержания и форм общения ребенка с окружающим миром.
И здесь важно отметить роль взрослых в развитии творческого воображения ребенка. Поскольку образы воображения возникают на основе уже имеющегося у него опыта и представлений, то деятельность педагога должна быть направлена на расширение, уточнение, обогащение опыта ребенка, побуждение его к творчеству.
Познание ребенком окружающего мира, происходит при помощи познавательных действий, которые приводят к возникновению психических явлений, и эти действия относятся к разным познавательным психическим процессам: восприятию, мышлению воображению, памяти, речи. Все эти процессы взаимосвязаны и взаимодействую друг с другом.
Таким образом, воображение нельзя рассматривать в отрыве от познавательных психических процессов, так как они неоспоримо влияют на творческое воображение детей старшего дошкольного возраста, и взаимодействуют с ним в познании детьми окружающего мира.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Брушлинский А.В. Воображение и познание. Вопросы философии. 1967. - №11.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Санкт – Петербург. 1997.
1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1950
4. Выготский Л.С. Лекции по психологии. Санкт – Петербург. 1997.
5. Венгер Л.А. Мухина В.С. Психология. М. Просвещение 1988.
6. Гамезо М.В. Петрова Е.А. Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая
психология. М. 2003
7. Григорович Л.А. Ермоленко О.С. Марцинковская Т.Д. 150 тестов,
игр, упражнений для подготовки детей к школе. М. 2000.
8. Гурова Л.Л. Воображение // Философская энциклопедия. - М., 1960.
Т. 1
9. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М. Знание, 1986.
10. Запорожца А.В., Эльконин Д.Б. Психология детства. М
Просвещение 1964.
11. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой
деятельности человека. М. Наука, 1968.
12. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений
и воображения. - М., 1956
13. Ильина М.Н. Парамонова Л.Г. Головнева Н.Я. Тесты для детей,
сборник тестов и развивающих упражнений. Санкт – Петербург
1997.
14. Крутецкий В.А. Психология. М.Просвещение 1980.
15. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М., 1979
16. Люблинская А.А. Детская психология. М.Просвещение 1971.
17. Мухина В.С. Психология дошкольника. М. Просвещение 1975.
18. Немов Р.С. Психология. В 2 книгах. М.Просвещение 1994.
19. Немов Р.С. Психология для учащихся 10-11-классов. М.
Просвещение 1995.
20. Подьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М. 1977.
21. Рубинштейн С.Л. Воображение. Основы общей психологии. - М.
1940
23. Субботина Л.Ю. Развития воображения у детей. Ярославль. 1997.
24. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности детей 5 – 7 лет.
Ярославль. 2000.
25. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. М.
Издательский центр «Академия» 1998. – 384с.
26. Шумилин А.Т. Проблемы, структуры и содержания познания. М.
Просвещение 1969.
27. Шумилин Е.А. Способности ваших детей. М. Просвещение 1969.