Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:51, дипломная работа
ЦЕЛЬЮ исследования стало изучение уровня развития творческого воображения в процессе разнообразной деятельности.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Проведение теоретического анализа проблемы развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень развития психического процесса воображения у детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................ 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы воображения в
психологической науке.
1.1. Анализ понятия воображения в трудах отечественных
и зарубежных психологов.………………………………. 6
1.2. Виды воображения ……………………………………… 10
1.3 . Влияние познавательных процессов на творческое
воображение детей старшего дошкольного возраста….. 15
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование развития воображение у
детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Задачи исследования............................................................ 19
2.2. Методы исследования........................................................ 20
2.3. Организация исследования............................................... 21
2.4. Результаты исследования……………………………….. 22
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ............................................................ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 25
ЛИТЕРАТУРА................................................................................ ……. 27
З. Фрейд рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания, из которой возникает все прочее сознание личности. Согласно его учению, два принципа регулируют психическую деятельность ребенка: принцип наслаждения, или удовольствия и принцип реальности. Ребенок стремится вначале получить наслаждение или удовольствие; в раннем возрасте этот принцип господствующий.
О нем заботятся взрослые и удовлетворяют все его потребности. Отсюда вытекает, что ребенок погружен в удовольствие, и поэтому сознание ребенка развивается как сознание грезящее, т.е. такое, основная функция которого не отражает реальности, в которой он живет, и не деятельность по переработке тех или иных впечатлений, а только обслуживание желаний и чувственных тенденций ребенка. У него нет восприятий реальной действительности, у него сознание галлюцинаторное.
В противоположность этому отечественные психологи Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Э.Эльконин, А.В.Запорожец и другие, рассматривают воображение не как врожденную способность, а как сложную психическую деятельность, формирующуюся в общем, процессе развития ребенка под влиянием условий его жизни и воспитания.
Их исследования показали, что воображение ребенка функционирует и успешно развивается, когда он играет, лепи т, рисует, конструирует, и что оно затухает, как только ребенок перестает действовать. Воображение ребенка находит внешнюю опору, например в игровых действиях, которые являются реальными действиями с игровым материалом в воображаемой ситуации. Процесс воображения ребенка в ролевой игре обуславливается характером игрушек, наличием атрибутов роли.
Воображение, есть своеобразное творческое отражение действительности. Его развитие требует накопления соответствующего опыта и выработки умения мысленно объединять образы в новые сочетания и комбинации, умения представлять возможные изменения действительности. Эти умения складываются постепенно и проходят в своем формировании ряд этапов.
Л.С.Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Все образы воображения как бы причудливы они не были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни.
Так же он отмечал, что детское воображение развивается в непосредственной связи с усвоением речи, которая способствует формированию представлений ребенка о предмете и позволяет ему представить предмет, которого он никогда не видел. Он указывал на то, что у детей с задержками речи отстает и развитие воображения.
О. М. Дьяченко показала, что детское воображение складывается постепенно из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращаясь из непосредственного в опосредованное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны. В конце дошкольного возраста, воображение представлено в двух основных формах: а) произвольное, самостоятельное порождение ребенком некой идеи; б) возникновение воображаемого плана ее реализации.
Д.В. Менджерицкая отмечала, что игра дошкольника не простое подражание, а проявления творческого воображения, которое обнаруживается и в выборе сюжета игры, и в том, как он развивается, и в том, какими средствами ребенок создает различные образы.
Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного отражения. Другая тенденция считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.
Понимание воображения как процесса, противоположного мышлению, а мышления, протекающего по законам логики, как нетворческого - неправомерно. Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем (в воображении) всегда предполагается преобразование чувственного материала.
Таким образом, примем во внимание тот факт, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.
1.2. ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ.
Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта. Воображение является высшей психической функцией и характеризуется активностью, действительностью [18 c.59].
Основной задачей воображения является представление ожидаемого результата до его осуществления. Именно при помощи воображения у человека формируется образ никогда не существовавшего в данный момент объекта, ситуации. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов.
Воображение имеет ВИДЫ:
1. Непроизвольное (создание образа, не имея специального намерения);
2. Произвольное (специальное намерение в создании образа).
3. Воссоздающее (создание образа предмета по его описанию);
4. Творческое (создание новых образов, без опоры на готовое описание или их изображение).
5. Мечта (воображение, направленное в будущее, в перспективу жизни и деятельности человека).
Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком (а ребенком особенно) неосознанно.
Первый такой способ – агглютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может случить классический персонаж сказок человек-зверь или человек –птица.
Второй способ – гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: лилипуты, Гулливер, Карлик Нос.
Третий известный способ создание образов фантазии – схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные части сходства. Это любой схематический рисунок.
Четвертым способом является – типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в фактах и воплощение их в конкретном образе. Например: профессиональные образы шахтера, врача, рабочего т.д.
Пятый способ – акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.
Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета, напоминающий парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль – отдаленная аналогия с морским кораблем. На использование синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленные приемы диагностики воображения и его развития.
Воображение у дошкольников выполняет несколько функций:
1) познавательно – интеллектуальную;
2) аффективно – защитную.
Познавательная функция – позволяет ребенку лучше узнать окружающий мир, легче решать поставленные перед ним задачи.
Аффективно – защитная функция – воображения обеспечивает защиту ранимой души ребенка от чрезмерных переживаний и травм.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ.
1. 2-3 года ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ ОБРАЗА (УПРАВЛЯЕТ, УТОЧНЯЕТ, СОВЕРШЕНСТВУЕТ, РЕАЛИЗУЕТ СВОИ ДЕЙСТВИЯ, ИМИТИРУЕТ, НО НЕ ПЛАНИРУЕТ).
2. 4-5лет ПЛАНИРОВАНИЕ В УМЕ (план действий в уме, соотношение его с образом и конечный результат), фантазирование.
3. 5-6-7 ЛЕТ дальнейшее развитие всех функций воображения:
- самостоятельность;
- произвольное целенаправленное воображение (сам придумывает, опираясь на прошлый опыт.).
Возникает на 2 году к 3 годам.
В играх детей дошкольного возраста, где символические замены совершаются довольно часто, воображение получает дальнейшее развитие. В 3-4 года преобладает РЕПРОДУКТИВНОЕ (ВОССОЗДАЮЩЕЕ) воображение, которое механически воспроизводит полученные впечатления в виде образов – от прослушивания рассказов, сказок, стихов, фильмов в воображении нет инициативного, творческого отношения. Эти образы В. восстанавливают действительность на эмоциональной основе, что ему интересно.
5-6 лет, когда появляется произвольность в запоминании, воображение переходит в ТВОРЧЕСКОЕ. Воображение соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность приобретает осознанный, целенаправленный характер.
Старший дошкольный возраст является сензитивным (чувствительным) для формирования воображения. Активизация воображения: сначала репродуктивного позволяющего представлять сказочные образы, а затем творческого – обеспечивает создание нового образа. Значение воображения велико оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитию творчества.
РУКОВОДСТВО ВООБРАЖЕНИЕМ.
1.Создание мнимой ситуации.
2.Условная ситуация.
3.Имитация (прыжки как зайчики).
4.Построение проблемной ситуации.
5.Предмет – заместитель.
6.Игровая ситуация – перевоплощение.
7.Создание предметной среды (материал разнообразный).
Развитие детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других.
В играх детей дошкольного возраста, где символические замены совершаются довольно часто, воображение получает дальнейшее развитие.
Д.Б.Эльконин выделил в развитии продуктивных видов деятельности три этапа развития воображения.
В возрасте от одного до двух с половиной – трех лет у ребенка преобладает репродуктивное воображение, которое механически воспроизводит полученные впечатления в виде образов. Это, прежде всего впечатления, полученные ребенком при прослушивании рассказов, стихотворений, сказок, просмотр фильмов. В таком виде воображения мало сходства с реальностью, в нем практически нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы воображения восстанавливают действительность преимущественно на эмоциональной основе. Следовательно, воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, стало для него особенно интересным.
В этом возрасте ребенок проходит так называемый доизобразительный период в развитии, когда его рисунки, лепка напоминают весьма отдаленно изображения конкретных предметов – это случайные штрихи, линии, точки, пятнышки, клубочки. Малыш может осмыслить сделанное только после того, как закончит рисовать или лепить, т.е. придает смысл уже готовому продукту. Задача взрослых на этом этапе – помочь ребенку увидеть сходство с предметом, порадовать ребенка его достижениями, быть чутким к развитию руки, глазам и становлению воображения.
С трехлетнего возраста отношение к занятиям изобразительной деятельностью заметно меняется. Ребенок учится самостоятельно ставить цели и достигать их, придавать смысл продукту деятельности уже не по готовому результату, а в процессе изготовления. С одной стороны, ребенок становится более свободным, его замыслы набирают силу, расширяется фантазия, но с другой стороны он все еще находится под диктатом обстоятельств – какими навыками он владеет, какого цвета есть материал, какой формы. Такой малыш, например, никогда не станет рисовать траву, если у него под рукой нет зеленой краски, или лепить яблоко, если он не умеет скатывать шарик. Задача педагогов и родителей в этот период существенно расширяется: необходимо предоставить детям разнообразный изобразительный материал / карандаши, фломастеры, акварель, тушь, гуашь, различные мелки – уголь, сангину, пастель, восковые/, уделять много времени любованию природными явлениями и произведениями искусства, помогать овладевать способами изображения разнообразных предметов.
В старшем дошкольном возрасте /6-7 лет/, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного /воссоздающего/ превращается в творческое. Воображение у детей этого возраста уже соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер.
Поэтому старший дошкольный возраст является сензитивным (чувствительным) для формирования воображения. Именно в этом возрасте происходит активизация воображения: сначала репродуктивного, воссоздающего (позволяющего представить сказочные образы), а затем творческого (которое обеспечивает возможность создание нового образа).
Только к концу дошкольного возраста ребенок становится независимым от внешних обстоятельств и всю свою деятельность, и ее продукт строит в зависимость от своего замысла.
А.Т. Шумилин пишет: «Творчество – антипод подражанию, копированию, деятельности по готовому образцу. В таком смысле проявление творчества можно видеть уже в дошкольном возрасте» [26 c. 108].