Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:51, дипломная работа
ЦЕЛЬЮ исследования стало изучение уровня развития творческого воображения в процессе разнообразной деятельности.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Проведение теоретического анализа проблемы развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень развития психического процесса воображения у детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................ 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы воображения в
психологической науке.
1.1. Анализ понятия воображения в трудах отечественных
и зарубежных психологов.………………………………. 6
1.2. Виды воображения ……………………………………… 10
1.3 . Влияние познавательных процессов на творческое
воображение детей старшего дошкольного возраста….. 15
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование развития воображение у
детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Задачи исследования............................................................ 19
2.2. Методы исследования........................................................ 20
2.3. Организация исследования............................................... 21
2.4. Результаты исследования……………………………….. 22
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ............................................................ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 25
ЛИТЕРАТУРА................................................................................ ……. 27
К концу дошкольного периода детства у части детей /до 20 %/ воображение представлено в двух основных формах:
1) произвольное, самостоятельное порождение ребенком, какой – либо идеи;
2) возникновение воображаемого плана ее реализации.
Анализ положений о детском воображении известных отечественных ученых Г.В.Лабунской, В.С.Кузиной, П.И.Подкасистого, И.Я.Лернера, Н.П.Сакулиной, Б.М.Тепловой, Е.А.Флериной позволили сформулировать такое рабочее определение детского творческого воображения:
- создание ребенком субъективно значимого /для него, прежде всего/ нового продукта /рисунка, лепки и т.д./,
- объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития ребенка в процессе творческой деятельности;
- Применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации, проявления инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения и т.п.;
- Сам процесс создание рисунка, поиск способов, путей решения изобразительной задачи на основе усвоенных ранее общих способов деятельности.
Значение воображения в психическом развитии дошкольников велико, оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитию личности ребенка. Но воображение не должно перерастать в пассивную мечтательность.
1.3. ВЛИЯНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕСССОВ НА ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Познание ребенком окружающего мира, происходит при помощи познавательных действий, которые приводят к возникновению психических явлений, и эти действия относятся к разным познавательным психическим процессам: восприятию, мышлению воображению, памяти, речи. Все эти процессы взаимосвязаны и взаимодействую друг с другом.
Мы рассмотрим познавательные процессы с позиции влияния их на творческое воображение детей старшего дошкольного возраста.
Взаимосвязь воображения с познавательными психическими процессами Р.С. Немов определил так: «Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью» [17 с220].
Восприятие доставляет ребенку первоначальные сведения о предметах, явлениях действительности, их разнообразных внешних качествах, создает их реальные образы. От восприятия воображение отличается тем, что образы его не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.
Представления воображения формируются у детей на базе развития их восприятия. На первых порах это восприятие реальных предметов и выполнение игровых действий с ними. Ребенок скачет верхом на палочке и в это момент он всадник, а палка - лошадь. И он не может вообразить лошадь при отсутствии предмета, и не может мысленно преобразовать палку в лошадь, пока не действует с ней. Затем происходит замещение предметов. У детей старшего дошкольного возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Ключик послужит ребенку опорой, чтобы вообразить волшебника. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает.
Следовательно, воображение зависит от развития той или иной формы чувствительности, и ощущения участвуют в формировании образов воображения благодаря тому, что они способствуют накоплению информации об объекте, то есть обеспечивают ребенка материалом, комбинаторные преобразования которого образуют содержание воображаемых образов.
В отличие от ощущений восприятие воспроизводит целостность объекта: его пространственные и временные границы, форму, величину, объем и т. д. Восприятие - образ предмета в целом, в нем уже весьма полно раскрываются смысловые характеристики предметности и за счет этого возрастают константность образа и его адекватность.
В ходе восприятия дети дошкольного возраста способны конструировать целые комплексы непосредственно данных параметров объекта. При этом не только усложняется образ объекта, но и развивается способность ребенка отображать объективные характеристики действительности путем “достраивания” представленного в ощущениях содержания.
В.С. Мухина считает, что восприятие в возрасте 6 – 7 лет утрачивает свой аффективный первоначальный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нём выделяются произвольные действия – наблюдения, рассматривание, поиск.
Таким образом, восприятие является основой для развития воображения. Использование новых данных восприятия, специальных наблюдений ведет к усовершенствованию творческого воображения детей.
Памятью называется запоминание, сохранение и восстановление прошлого опыта [16 c.180].
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Представления или сохранившиеся образы ранее воспринятых предметов, составляют основное содержание памяти ребенка – дошкольника. Основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная память.
Яркие впечатления и события в этом возрасте запоминаются на долгое время. Деятельность памяти начинается с запоминания, т.е. с закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании ребенка под воздействием ярких предметов и явлений действительности в процессе ощущений и восприятия. Сохранение – это удержание образов и впечатлений. Восстановление- это образы, закрепленные в памяти ребенка, актуализируются без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов, т.е. сохраняющиеся образы воспринятых предметов, ярких жизненных ситуаций, услышанных рассказов, сказок или увиденных в театре спектаклей могут воспроизводиться и путем воображения комбинироваться и сочетаться в новых, необычных связях и образах.
Таким образом, память поставляет материал и позволяет воображению детей, через сохранение и восстановление прошлых знаний, продуцировать новые образы. Включаясь в воображение, память делает его более продуктивным и творческим. Слитные вначале образы воображения детей превращаются в творческие композиции путем произвольного комбинирования имеющихся у них представлений.
А при совместном влиянии на другие психологические процессы: память и воображение составляют основу для образного мышления.
Мышление – это высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс познания общих и существенных свойств предметов и явлений, познания связей и отношений, существующих между ними [13 c.138].
У дошкольников восприятие и мышление тесно взаимосвязаны, что говорит о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста. По мнению Е.Е. Кравцовой, любознательность ребёнка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребёнок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Он вынужден оперировать знаниями, а при возникновении некоторых задач ребёнок пытается решить их, реально примеряясь и пробуя, но он же может решать задачи в уме. Ребёнок представляет себе реальную ситуацию и как бы действует с ней в своём воображении.
Н.Н.Подьяков анализируя процесс мышления дошкольников, подчеркивал: «Отдельные акты зрительного и осязательного восприятия, объединяясь и преобразуясь, составляют опыт многократных наблюдений, формируют представления. Происходит отбор и обобщение получаемой информации, включаются мыслительные действия – анализ, синтез, обобщения, абстракция»[20 c.64].
Таким образом, наглядно-образное мышление – основной вид мышления в старшем дошкольном возрасте.
Благодаря связи с мышлением, воображение характеризуется как творческий акт. Имеющаяся у ребенка информация (знания) способствует формированию новых образов, реконструированных из чувственного опыта и мышления. В этих процедурах действие воображения постоянно возобновляется. Причем отсутствие или недостаток познавательной информации способствует постановке целей и задач для воображения.
Таким образом, воображение детей старшего дошкольного возраста, опираясь сначала на создание образов в форме наглядной модели мышления, манипулируя ими или преобразуя их по определенной логике создает свои схемы воображаемого предмета, явления, события, затем обогащает эту схему деталями, и придает ей конкретность, добиваясь желаемой цели.
Речь играет большую роль для развития воображения детей старшего дошкольного возраста, когда дети овладевают умением строить и воплощать в конструкции определенный замысел.
Например, в ходе изобразительной деятельности дети постоянно сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета, явления /часто для этого привлекаются эпитеты, сравнения, стихотворные тексты/. В результате у детей развивается связная речь, правильное произношение, обогащается словарный запас, накапливается умение описывать увиденное.
Речевое сопровождение процесса изображения позволяет ребенку осознать то, что он рисует, понять и выделить качества изображаемого, последовательно строить этот процесс, планировать свою деятельность.
«Воспитание умения правильно рассуждать, - пишет Е.И.Игнатьев, - в процессе рисования очень полезно для развития анализирующего и обобщающего видения ребенком предмета и всегда приводит к совершенствованию качеств изображения» [11.c.56]. Т.е. необходимо не только не пресекать разговоры детей в процессе изобразительной деятельности, но и наоборот, поощрять высказывания детей, спрашивать, как он будут создавать изображение, в какой последовательности, какие материалы им могут понадобиться дополнительно и т.п. Рассказывание о своем рисунке, умение его охарактеризовать, отметить, что получилось, а что нет и почему, способствует более глубокому осмыслению процесса изображения, пониманию того, как достичь более высокого результата.
Таким образом, развитие произвольного, преднамеренного воображения, является одной из сторон общего процесса формирования речевой регуляции поведения ребенка. Постановка цели и руководство построением замысла в продуктивных видах деятельности осуществляется при помощи речи.
В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания, как указывает В.С. Мухина, связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие такое повышение, с возрастом изменяются.
Переломный момент в развитии внимания исследователи связывают с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определённых предметах.
Таким образом, возможности развития произвольного внимания к 6 –7 годам уже велики.
Этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая даёт возможность заранее словесно выделить значимые для определённой задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности.