Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:51, дипломная работа
ЦЕЛЬЮ исследования стало изучение уровня развития творческого воображения в процессе разнообразной деятельности.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Проведение теоретического анализа проблемы развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень развития психического процесса воображения у детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................ 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы воображения в
психологической науке.
1.1. Анализ понятия воображения в трудах отечественных
и зарубежных психологов.………………………………. 6
1.2. Виды воображения ……………………………………… 10
1.3 . Влияние познавательных процессов на творческое
воображение детей старшего дошкольного возраста….. 15
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование развития воображение у
детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Задачи исследования............................................................ 19
2.2. Методы исследования........................................................ 20
2.3. Организация исследования............................................... 21
2.4. Результаты исследования……………………………….. 22
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ............................................................ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 25
ЛИТЕРАТУРА................................................................................ ……. 27
Для воображения, внимание должно иметь произвольный характер, обладать нужным объемом, устойчивостью, распределением и переключаемостью, для того чтобы образы и представления, которыми оперирует ребенок, носили рационально организованный характер.
Таким образом, внимание играет большую роль для воображения детей старшего дошкольного возраста, так как произвольное внимание проявляется в умении длительно сосредотачиваться на объекте, удерживать его и оперировать с ним.
Таким образом, воображение нельзя рассматривать в отрыве от познавательных психических процессов, так как они неоспоримо влияют на творческое воображение детей старшего дошкольного возраста, и взаимодействуют с ним в познании детьми окружающего мира.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Задачи исследования.
ЦЕЛЬЮ исследования стало изучение уровня развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью нами были выдвинуты следующие задачи:
1. Проведение теоретического анализа проблемы воображения у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень развития психического процесса воображения у детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Методы исследования.
Проверка гипотезы и решение поставленных задач потребовали привлечение следующих методов педагогического исследования:
Теоретические:
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
Эмпирические:
- анкетирование;
- тестирование;
- изучение результатов тестирования;
Математические:
- метод математической статистики.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы помогли выяснить состояние проблемы, развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных психологов. Установить причинно – следственные связи между изучаемыми явлениями.
Анкетирование родителей позволило с помощью специально подобранных вопросов выявить особенности детей и условия для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Тестирование проводилось для изучения уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Изучение результатов тестирования применялось для анализа результатов исследования, формулировки педагогических выводов и рекомендаций.
Метод математической статистики использовался для обработки результатов, полученных при тестировании.
2.3. Организация исследовательской работы.
Исследование проводилось на базе МОУ ДО «Детского сада № 204», комбинированного вида. Советского округа г. Омска.
Исследование было проведено в подготовительной группе дошкольного возраста.
Исследовательская группа состояла из двадцати человек, в которую входили дети шести – семи лет.
Работа проводилась в несколько этапов:
1 этап – подготовительный /лето 2004года/ - подбор педагогической литературы, ее изучение и анализ.
2 этап - основной /осень – зима 2005 года/ – проведение констатирующего этапа, который включал в себя: анкетирование родителей, тестирование детей.
3 этап – заключительный /зима – весна 2005 года/ - обработка полученных результатов, формулировка педагогических выводов.
2.4. Результаты педагогических исследований.
Подготовительный этап курсовой работы был основан на изучении состояния проблемы в научно-методической литературе. Подбор вопросов для анкетирования родителей и разработка методики тестирования детей.
Основной этап - констатирующий.
Его задачей было изучение уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Выявляя, уровень развития творческого воображения мы использовали методику М. Ильиной, Л. Парамоновой, Н. Головневой.
1.Методика «Вербальная (словесная) фантазия»
Предложите ребенку придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору и изложить его устно в течении 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводиться до одной минуты, и после этого ребенок приступает к рассказу. В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим показателям:
1. Быстрота воображения;
2. Необычность, оригинальность создаваемых образов;
3. Богатство фантазии, глубина и детализированность образов;
4. Эмоциональность образов;
Высокий уровень:
– быстрота – ребенок придумал сюжет рассказа самостоятельно в течении одной минуты.
-необычность, оригинальность – ребенок придумал что-то такое, что не мог раньше видеть или слышать или пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, оригинальное.
-богатство, глубина, детализированность – большое число различных живых существ, предметов, ситуаций, действий, разнообразные характеристики, признаки, детали образов. Ребенок должен использовать в своем рассказе более 7 таких признаков, а объект рассказа должен быть изображен не схематически.
-эмоциональность – образы должны быть яркими и ребенок должен увлеченно описывать придуманные события, персонажи, и их поступки.
Средний уровень:
– быстрота- ребенок не придумал тему или сюжет после одной минуты, но придумал с подсказки взрослого.
--необычность, оригинальность - ребенок придумал или пересказал известное, но дополнил от себя что-то новое и оригинальное.
-богатство, глубина, детализированность – менее 7 признаков различных объектов, ситуаций и действий.
-эмоциональность – образы яркие, но эмоционально слабо описаны.
Низкий уровень:
Все параметры сведены к минимуму.
2. Методика «Невербальная фантазия»
Подготовьте и дайте ребенку стандартный лист бумаги и цветные карандаши (не менее шести разных цветов). Ребенку нужно придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 минут. То же самое задание предложите ребенку, но с пластилином. За 5 минут поспросите его смастерить какую-либо поделку, вылепить ее из пластилина. Анализ картины и фигуры из пластилина и оценка фантазии ребенка производятся, так же как и в предыдущей методике (по тем же показателям).
Для выявления уровня и развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста были использованы диагностические упражнения по развитию воображения: «Рассмотри и дорисуй» /предлагалось дорисовать кляксу для получения образа/, «Незавершенные фигуры» /дорисовка фигуры от линии по воображению/, «Узнавалка» /требовалось «оживить» окружности/, «Волшебное превращение». Приложение – 2. рис. 1,2,3,4.
Заключительный этап - результаты психолого-диагностической методики «Уровень развития творческого воображения» М.Ильиной, Л. Парамоновой, Н. Головневой можно проследить в приложение 1.
Таким образом, изучения развития творческого воображения показало: высокий уровень имеют 35%, средний – 39%, низкий – 26%. Приложение 1.
Сравнительно быстрый темп воображения наблюдалось у 35% детей; 25% работ включают в себя элементы необычности, оригинальности создаваемых образов;
Богатство фантазии, глубина и детализированность образов имелась у 60% детей;
Эмоциональность описания образов проявилась у 30% детей.
Тщательными разработками владеют 25% детей.
Опрос родителей показал, что у всех детей есть уголок в доме, где они могут порисовать, полепить и т.д. Дети охотно занимаются рисованием, лепкой, имеют заинтересованность, самостоятельность. Но родители не используют специальные методики для развития детского воображения.
Чаще всего помощь взрослого заключается лишь в покупке изобразительных материалов, красочных книг и игрушек. Как правило, это фломастеры, акварельные краски, цветные карандаши, иногда мелки, шариковые ручки. Из всех детей лишь два ребенка посещают художественную студию, остальные учатся рисовать в детском саду. Но почти все родители согласны с тем, что умение работать различными материалами и знание о новых техниках будет способствовать развитию творческого воображения их детей. Тест опросника «Как развита фантазия у вашего ребенка» Субботина Л.Ю., приложение 3, показал:
45% у детей буйная фантазия. Если ее умело направить, то жизнь ребенка станет гораздо богаче и принесет много радости и ему и окружающим его людям.
35% фантазия ребенка не из слабых, однако, нуждается в тренировке и доразвитии.
20% скорее всего ребенок реалист, он не витает в облаках. В определенной степени это обедняет его жизнь в данном возрасте. Можно помочь, ему грамотно стимулируя развитие его фантазии.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ.
На основе проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
Анализ научно-методической литературы показал, что изучение развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста пока уделяется недостаточное внимание.
Но Систематические и планомерные занятия продуктивной деятельности, сюжетно –ролевые игры и специально организованные игры по развитию творческого воображения позволяют обогатить знания детей, совершенствовать их технические умения и значительно активизировать их творческое воображение.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтверждается.
Освоение как можно большего числа разнообразных видов деятельности препятствует формированию стереотипов, позволяет развить внутренний мир ребенка, его воображение, что немаловажно для всестороннего развития личности.
Для формирования творческого воображения необходимо проводить занятия и индивидуальную работу. Предоставлять детям возможность выбирать изобразительный материал по своему усмотрению.
Мы сделали выводы, что необходимо продолжать работу по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Работникам дошкольного учреждения можно рекомендовать следующее:
1. Создавать благоприятную среду и условия для развития творческого воображения у детей.