Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:51, дипломная работа
ЦЕЛЬЮ исследования стало изучение уровня развития творческого воображения в процессе разнообразной деятельности.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Проведение теоретического анализа проблемы развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень развития психического процесса воображения у детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................ 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы воображения в
психологической науке.
1.1. Анализ понятия воображения в трудах отечественных
и зарубежных психологов.………………………………. 6
1.2. Виды воображения ……………………………………… 10
1.3 . Влияние познавательных процессов на творческое
воображение детей старшего дошкольного возраста….. 15
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование развития воображение у
детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Задачи исследования............................................................ 19
2.2. Методы исследования........................................................ 20
2.3. Организация исследования............................................... 21
2.4. Результаты исследования……………………………….. 22
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ............................................................ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 25
ЛИТЕРАТУРА................................................................................ ……. 27
24
Факультет педагогики и психологии детства
Кафедра педагогики и психологии детства
«Изучение особенностей развития творческого воображения
у детей старшего дошкольного возраста»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Студентка 2 курса факультета
Омск - 2005
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ..............................
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы воображения в
психологической науке.
1.1. Анализ понятия воображения в трудах отечественных
и зарубежных психологов.………………………………. 6
1.2. Виды воображения ……………………………………… 10
1.3 . Влияние познавательных процессов на творческое
воображение детей старшего дошкольного возраста….. 15
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование развития воображение у
детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Задачи исследования..................
2.2. Методы исследования..................
2.3. Организация исследования..................
2.4. Результаты исследования……………………………….. 22
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ........................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА....................
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Результаты психолого-диагностической методики.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Игры – упражнения.
ПИРЛОЖЕНИЕ 3. Тест опросника.
Введение
В дошкольном возрасте ребенок во всем открывает самоценную внутреннюю жизнь. Возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается с детства, через развитие психических функций, таких как мышление и воображение. Воображение ребенка возникает на границе раннего и дошкольного возраста. Оно не развивается само собой, а складывается и развивается на основе игровой, изобразительной деятельности, при восприятии художественных произведений.
Чтобы замысел его стал видимым, осязаемым, доступным другим людям нужно помочь ребенку обогатить арсенал способов самовыражения. Нужно дать ребенку возможность познать мир и манипулировать с ним, всячески поощрять и поддерживать познавательную первоначальную активность. Поэтому необходимо, чтобы взрослые соответствующим образом организовывали эту деятельность дошкольника и руководили ей. Так как дошкольный период, ученые называют сензитивным, т.е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.
И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у ребенка обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.
Над проблемой развития воображения работали такие зарубежные исследователи как Ж.Пиаже, З. Фрейд, Т.Рибо, В.Вундт, Э. Блейлер, К. Бюлер, Штерн и другие.
Формирование воображения у детей в процессе различной деятельности изучали многие отечественные ученые Л.С. Выготский, С.Л.Рубинштейн, Е.И.Игнатьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Л.С.Славина, Т.А. Репина, Урунтаева, О.М.Дьяченко и другие.
Последние десятилетия в детском саду в большой мере складывается тенденция насыщения дошкольников знаниями, нежели развития их воображения и творческого потенциала.
Игнорирование богатейших возможностей детского воображения приводит к невосполнимым потерям при переходе к обучению в школе.
У детей формируется стереотипность воображения и мышления, эмоциональная замкнутость, ограничения и даже отсутствие потребности в познании, учении. Аффективное воображение без достаточного, обычно стихийно возникающего изживания травм может приводить к патологическим, застойным переживаниям (навязчивые страхи, тревожность) или же вести ребенка к полной аутизации, к созданию замещающей воображаемой жизни, а не реальных творческих продуктов. Познавательное воображение имеет тенденцию к постепенному угасанию, так как его функционирование, связано с теми ситуациями, неопределенность которых весьма велика.
Без специального руководства развитие воображение может иметь неблагоприятные прогнозы.
К такому выводу приходят многие ученые, практики, родительская общественность. Важнейшей признается проблема развития детского воображения и творчества.
В данных обстоятельствах возникают ситуации, побуждающие многих педагогов к поиску новых подходов в организации педагогического процесса в детском саду. Но отсутствие программ по развитию воображения создает определенные трудности. С другой стороны многие педагоги сами, не испытывают желание использовать имеющиеся методики по развитию воображения. А так же важной проблемой в развитии творческого воображения остается низкий уровень развития воображения у современных дошкольников. Это дети со слабыми представлениями не умеющие произвольно вызывать представления и оперировать ими в процессе обучения.
Таким образом, проблемой нашего исследование стало изучение уровней развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
ОБЪЕКТОМ исследования является психический процесс воображение.
ПРЕДМЕТ исследования – особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
ЦЕЛЬЮ исследования стало изучение уровня развития творческого воображения в процессе разнообразной деятельности.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Проведение теоретического анализа проблемы развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень развития психического процесса воображения у детей старшего дошкольного возраста.
ГИПОТЕЗА: Проведенное исследование направлено на проверку уровней развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
В ходе исследования были использованы МЕТОДЫ:
Теоретические - изучение и анализ теоретической литературы;
Эмпирические - тестирование;
Математические.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВООБРАЖЕНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ.
1.1. АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ТРУДАХ
ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ.
Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его особенности. Сложность выявления специфики воображения обусловлена тем, что оно тесно переплетается со всеми видами познания. Это обстоятельство является причиной возникновения тенденции к отрицанию существования воображения как особой формы отражения. Чтобы решить эту проблему, необходимо выявить действительную природу воображения.
Обратимся к определениям, которые имеются в литературе.
Л.С.Выготский отмечает, что “воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением” [3 с.436].
Кестлер считает, что игра воображения дает возможность по-новому связать как известные ранее, так и приобретенные заново данные [20 с. 69].
“Воображение, - пишет С.Л.Рубинштейн, - связано с нашей способностью и необходимостью творить новое”. “Воображение - это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение - это преобразование данного, осуществляемое в образной форме”[20 с. 344].
“Основной признак процесса воображения, - пишет Е.И.Игнатьев, - в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление”[10 с. 78].
Подобное можно прочитать и в “Философской энциклопедии”, где воображение определяется как психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности[8 с 123].
Вопросы, связанные с понятием детского воображения, рассматривают многие зарубежные и отечественные психологи.
В западноевропейской и американской детской психологии распространены различного рода идеалистические концепции воображения, согласно которым воображение якобы является врожденной способностью, развивающейся постепенно, независимо от условий жизни и воспитания.
Психологи Карл и Шарлота Бюлер считали, что воображение – это не отражение действительности, а лишь выявление внутренних, субъективных состояний ребенка, его аффектов, впечатлений, желаний.
При таком понимании природы воображения зарубежные психологи чрезвычайно переоценивают роль воображения в жизни дошкольника, полагая, что на разных ступенях онтогенеза врожденная способность к фантазированию проявляется наиболее ярко, а затем подавляется «сознающим интеллектом».
Другие зарубежные психологи Пиаже, Штерн, Фолькельт и др. рассматривают мир детского воображения как особый мир, эмансипированный от реальности, как миражное построение в области нереального, куда ребенок совершает бегство от действительности. Они считают, что образы детского воображения не являются отражением объективного мира, а либо представляют собой символическое его обозначение, либо вообще не имеют к действительности никакого отношения, а лишь выражают субъективное состояние самого ребенка.
Мир, созданный воображением ребенка, по яркости, отчетливости и подробности соперничает с непосредственно видимым миром и что ребенок смешивает образы своей фантазии с действительностью, живет в мире иллюзий.
Одни зарубежные психологи преувеличивают творческие возможности ребенка, а другие психологи, Монтессори, Гаупп, Т. Рибо, В.Вундт вообще отказывают ребенку в каком - либо творчестве. Так Гаупп считал, что ребенок обладает по преимуществу пассивной и наглядной фантазией. Монтессори указывала, что в игре ребенок лишь копирует взрослых, изменяя образы действительности лишь в силу своего неведения. Т.Рибо и В.Вундт утверждали, что воображение детей способно создавать многочисленные новые комбинации прежних элементов, но не способно создавать ни одного нового элемента.