Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 16:47, лекция
Цель: изучить особенности развития детско-родительских отношений в семье
Задачи:
1.Определить уровень знаний и представлений у родителей о задачах, содержании и методах воспитания детей.
2.Определить удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка.
3.Выяснить родительское отношение к ребёнку.
Шкала "Кооперация"
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.
Низкие баллы поданной шкале (1-2 балла) – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.
Шкала "Симбиоз"
Высокие баллы
по шкале (6-7 баллов) – достаточны для
того, чтобы сделать вывод о
том, что данный взрослый человек
не устанавливает психологическую
дистанцию между собой и
Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.
Шкала "Контроль"
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.
Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.
Шкала "Отношение к неудачам ребенка"
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.
Низкие баллы по шкале (1-2 балла), напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.
Литература.
1.Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.-М., 1972.
2.Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. //Психо-логический журнал, 1992. Т.13 №5.
3.Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание. –М., 1990.
4.Божович Л.И. Проблемы формирования личности /под ред. Д.И. Фельдштейна.
-М., 1995.
5.Выготский
Л.С. Педагогическая
6.Диагностическая
и коррекционная работа
7. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба.-М., 1997.
8.Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия “Психология ребёнка”. –СПб., 2000.
9.Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей.-М., 1986.
10.Ковалёв
С.В. Психология современной
11.Кочубей
Б. Детские тревоги; что,
12.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание.-М., 1999.
13.Левитов
Н.Д. Психическое состояние
14.Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 2-х кн. Кн. 2. Психология образования.-М., 1994.
15.Овчарова Р.Ф. Справочная книга школьного психолога.-М.,1996.
16.Овчарова Р.Ф. Семейная академия: вопросы и ответы.-М., 1996.
17.Осипова
А.А. Введение в практическую
психокоррекцию: групповые методы
работы.-М: Московский
18.Помощь родителям в воспитании детей. Пер. с английского /под ред. Пилиповского В.Я..-М., 1992.
19.Прихожан
А.М. Тревожность у детей и
подростков: психологическая природа
и возрастная динамика.-М.,
20.Психология
страха: Популярная энциклопедия.-М.,
21.Психологический словарь /под ред. Давыдова В.В.-М.,1983.
22.Рогов
Е.И. Настольная книга
23.Сатир В. Как устроить себя и свою семью.-М.,1992.
24.Семейная психотерапия./Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Александрова Н.В.-СПб.,2000.
25.Степанов С.С. Психологический словарь для родителей.-М.,1996.
26.Столяренко
Л.Д., Самыгин С.И. Сто
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ
УРОВНЯ ЗНАНИЙ О РЕБЁНКЕ
1.Каков Ваш ребёнок? (уверенный, нерешительный и т.д.)
2.Насколько самостоятелен Ваш ребёнок?
3.Замыкается
ли Ваш ребёнок после
4.Насколько контактен с окружающими ваш ребёнок?
5.Является
ли Ваш ребёнок “кумиром семьи”
6.Что
в Вашем ребёнка вас
7.Как ведёте диалог с ребёнком? Отвечаете ли на бесконечные “Почему”?
8.Наказываете ли Вы ребёнка, и как ребёнок реагирует на это?
9.Даёте ли вы ребёнку возможность высказаться, даже если рассуждения кажутся Вам глупыми?
10.Решаете ли вы с ним его проблемы?
ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ
(А.Я. ВАРГА, В.В. СТОЛИН)
Инструкция: “Внимательно прочитайте
утверждения, против каждого
1.Я всегда сочувствую своему ребёнку.
2.Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребёнок.
3.Я уважаю своего ребёнка.
4.Мне кажется,
что поведение моего ребёнка
значительно отклоняется от
5.Нужно подольше
держать ребёнка в стороне
от реальных жизненных проблем,
6.Я испытываю к ребёнку чувство расположения.
7.Хорошие родители
ограждают ребёнка от
8.Мой ребёнок часто неприятен мне.
9.Я всегда стараюсь помочь моему ребёнку.
10.Бывают случаи,
когда издевательское
11.Я испытываю досаду по отношению к своему ребёнку.
12.Мой ребёнок ничего не добьётся в жизни.
13.Мне кажется, что дети потешаются над моим ребёнком.
14.Мой ребёнок
часто совершает такие
15.Для своего возраста мой ребёнок немножко незрелый.
16.Мой ребёнок ведёт себя плохо специально, чтобы досадить мне.
17.Мой ребёнок впитывает в себя всё дурное, как “губка”.
18.Моего ребёнка
трудно научить хорошим
19.Ребёнка следует держать в строгих рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20.Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом.
21.Я принимаю участие в своём ребёнке.
22.К моему ребёнку “липнет” всё дурное.
23.Мой ребёнок не добьётся ничего в жизни.
24.Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немножко стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как бы мне хотелось.
25.Я жалею своего ребёнка.
26.Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
27.Я с удовольствием
провожу с ребёнком всё
28.Я часто
жалею о том, что мой ребёнок
растёт и взрослеет, и с
29.Я часто
ловлю себя на враждебном
30.Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
31.Родители
должны приспосабливаться к
32.Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребёнка.
33.При принятии
семейных решений следует
34.Я очень интересуюсь жизнью моего ребёнка.
35.В конфликте с ребёнком я часто могу признать, что он по-своему прав.
36.Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37.Я всегда считаюсь с ребёнком.
38.Я испытываю к ребёнку дружеские чувства.
39.Основная причина капризов моего ребёнка – эгоизм, упрямство и лень.
40.Невозможно
нормально отдохнуть, если
41.Самое главное,
чтобы у ребёнка было
42.Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее.
43.Я разделяю увлечения своего ребёнка.
44.Мой ребёнок может вывести из себя кого угодно.
45.Я понимаю огорчения своего ребёнка.
46.Мой ребёнок часто раздражает меня.
47.Воспитание
ребёнка – сплошная
48.Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49.Я не доверяю своему ребёнку.
50.За строгое
воспитание дети благодарят
51.иногда мне кажется, что ненавижу своего ребёнка.
52.В моём
ребёнке больше недостатков,
Информация о работе Изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье