Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 16:47, лекция
Цель: изучить особенности развития детско-родительских отношений в семье
Задачи:
1.Определить уровень знаний и представлений у родителей о задачах, содержании и методах воспитания детей.
2.Определить удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка.
3.Выяснить родительское отношение к ребёнку.
Методика проведения:
Родителям были предложены
Основанием для оценки служил
ключ к опроснику, который
На наш взгляд, наиболее оптимальным
является такой уровень
К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу “симбиоз” и “маленький неудачник”. Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.
К отрицательному уровню
Проанализировав ответы родителей, мы получили следующую картину родительского отношения к детям:
Оптимальные родительские
К нейтральному уровню можно отнести 14 семей (47 %).
Родительские отношения,
По результатам этой методики
мы видим, что большинство
Сравнивая данные по этой методике и результаты тестов, направленных на обследование детей, мы обнаружили, что нарушения в родительских отношениях к детям оказывают влияние на их эмоциональное состояние, в частности, на проявление тревожности.
Таким образом, в результате проведенного исследования, суммируя полученные результаты, мы выделили уровни детско-родительских отношений в семье. Критериями определения уровней детско-родительских отношений для нас явились:
Высокий уровень – характеризуется достаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Ребенок в семье чувствует себя комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы
и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и самостоятельность.
Средний уровень - характеризуется недостаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Родители нарушают взаимоотношения с детьми, ребенок чувствует себя одиноким, они не предоставляют ему самостоятельности.
Низкий уровень – характеризуется незнанием родителей о воспитании детей. Ребенок не удовлетворен своим семейным положением, испытывает повышенную тревожность. Родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, испытывают по отношению к ребенку раздражительность и обиду.
Результаты обследований
Условные обозначения:
- высокий уровень (9 детей)
- средний уровень (15 детей)
- низкий уровень (6 детей)
Результаты проведенного нами исследования показали, что средний и низкий уровни в развитии детско-родительских отношений вызывают особое внимание, так как в отношениях родителей с детьми прослеживаются некие нарушения, которые сказываются на появлении у детей тревожности.
На наш взгляд, причинами, повлекшими
за собой возрастание
Для
преодоления тревожности у
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО СОЗДАНИЮ
ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ
ОТНОШЕНИЙ.
Цель коррекционной программы:
Задачи:
Коррекционная программа была
направлена на работу с
На формирующем этапе в
исследовании приняло участие
20 родителей и 20 детей (содержание
коррекционной работы указано
в таблице 1).
ЭТАПЫ |
| |
|
| |
1.Пропедевтический этап. Цель: - снятие тревожности и напряженности в отношениях между родителями и детьми;
(одно занятие).
Цель: повысить психолого-педагоги- ческую грамотность родителей; развивать умения, направленные на общение детей с родителями. (три занятия). |
Все участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий предлагает каждому назвать себя и рассказать о себе то, что считает важным, чтобы знали о нём другие (кем работает, чем любит заниматься и т.д.).
(“Комплименты”, “Волшебный клубок”).
1.Изучение психолого- литературы: (Мухина “Шестилетний “Семейные праздники”, “Как быть ребёнок”). 2.Просмотр видеофильма: “Шестилет- 2.Рисунки детей, отражающие семью ка, каков ты?” 3.Родительское
собрание на тему: “Мы и наши родители. Семейные линии”. |
ЭТАПЫ |
РОДИТЕЛИ |
ДЕТИ |
3. Развивающий
этап.
Цель: Формировать умение общаться с детьми, строить правильные взаимо- отношения, оценивать детей соответст- венно их возможностям. Способство- вать устранению тревожности у детей через совместную деятельность с роди- телями. (4 занятия) |
1.Дискуссии: “Роль родительских ожиданий. Что 2. Рисование на тему “Расскажи свой они могут спровоцировать и породить страх”. у детей?”, “Как наши страхи становятся страхами наших детей”. 2.Создание и разрешение педагогических ситуаций.
своего ребенка. Совместные детско-родительские занятия. Изготовление поделок из природного материала. Психологические игры: “Сиамские близнецы”, “Слепой и проводник”. | |
4.Контрольно-оценочный
этап.
Цель: Анализ взаимоотношений, Эмоционального контакта между детьми и их родителями. (2 занятия) |
Ход коррекционной работы:
Первый этап, направленный на установление доброжелательных отношений с родителями и детьми, начался со знакомства. Ведущий назвал свое имя и рассказал о себе и предложил сделать то же самое остальным. Во время проведения игр не все родители и дети были раскованны. Мама Игоря М. вообще отказалась от игры.
Общее впечатление от занятия
у родителей и детей
На втором этапе родители были более активны, с интересом прослушали лекцию о психологических особенностях детей шестилетнего возраста. Они отметили актуальность этой темы. Просмотр фильма вызвал эмоциональный отклик, многие родители посмотрели на детей другими глазами.
Проведенное родительское собрание помогло понять многим родителям, что они воспитывают своих детей так же, как воспитывали когда-то их самих, осознали свои ошибки в воспитании.
Дети также принимали активное участие в беседах. Все с удовольствием рассказывали о праздниках, которые они отмечают семьей. Большинство детей любят “Новый год” и “День рождения”. Руслан М. сказал: “Я больше всего люблю Пасху, мы с мамой красим очень красивые яйца”.
На третьем этапе все родители принимали активное участие в дискуссии. Велось активное обсуждение при разрешении педагогических ситуаций. Большинству родителей не составило труда охарактеризовать своего ребенка.
Для выявления детских страхов,
На совместном детско-
В играх также участвовали все с удовольствием. Только маме Игоря Р. показалось, что упражнения, которые выполняет ее сын, слишком сложные, и она отказалась от них, что вызвало негативную реакцию у ребенка.
В основном занятия на этом этапе проходили в теплой и дружеской обстановке.
На четвертом этапе родители делились впечатлениями о проведенных занятиях. Они пришли к общему мнению, что стали по-другому смотреть на своих детей, пересмотрели свои отношения с ними, стали обращать внимание на своего ребенка как на личность.
Информация о работе Изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье