Изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 16:47, лекция

Описание работы

Цель: изучить особенности развития детско-родительских отношений в семье
Задачи:
1.Определить уровень знаний и представлений у родителей о задачах, содержании и методах воспитания детей.
2.Определить удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка.
3.Выяснить родительское отношение к ребёнку.

Работа содержит 1 файл

дипл.doc

— 214.00 Кб (Скачать)

    Методика проведения:

    Родителям были предложены бланки  с вопросами (61 вопрос). На каждый  вопрос предполагался либо положительный,  либо отрицательный ответ.

    Основанием для оценки служил  ключ к опроснику, который позволил выявить уровень родительских отношений.

    На наш взгляд, наиболее оптимальным  является такой уровень родительских  отношений, как кооперация – это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятель-       ность, старается быть с ним на равных.

    К нейтральному уровню можно  отнести отношения по типу  “симбиоз” и “маленький неудачник”. Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.

    К отрицательному уровню родительских  отношений мы отнесли такой  тип родительских отношений, как отвержение и “авторитарная гиперсоциализа-ция”.  Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.

    Проанализировав ответы родителей, мы получили следующую картину родительского отношения к детям:

    Оптимальные родительские отношения  к ребёнку наблюдаются в 10 семьях (33 %).

    К нейтральному уровню можно  отнести 14 семей (47 %).

    Родительские отношения, которые носят отрицательный характер, проявляются в шести семьях (20 %).

    По результатам этой методики  мы видим, что большинство семей  используют неэффективные отношения  с ребёнком, что приводит к  разрастанию тревожности у детей. 
 

  

  Сравнивая  данные по этой методике и результаты тестов, направленных на обследование детей, мы обнаружили, что нарушения в родительских отношениях к детям оказывают влияние на их эмоциональное состояние, в частности, на проявление тревожности.

    Таким образом,  в результате  проведенного исследования, суммируя полученные результаты, мы выделили уровни детско-родительских отношений в семье. Критериями определения уровней детско-родительских отношений для нас явились:

  • детские отношения к родителям;
  • знания родителей о воспитании ребенка;
  • родительские отношения к детям.

Высокий уровень – характеризуется достаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Ребенок в семье чувствует себя комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы

и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и самостоятельность.

Средний уровень - характеризуется недостаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Родители нарушают взаимоотношения с детьми, ребенок чувствует себя одиноким, они не предоставляют ему самостоятельности.

Низкий  уровень – характеризуется незнанием родителей о воспитании детей. Ребенок не удовлетворен своим семейным положением, испытывает повышенную тревожность. Родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, испытывают по отношению к ребенку раздражительность и обиду.

   Результаты обследований представлены  в диаграмме 2.

                                                                                                                 Диаграмма 2. 

Условные  обозначения:

            - высокий уровень (9 детей)

            - средний уровень (15 детей)

            - низкий уровень  (6 детей)

    Результаты проведенного нами  исследования показали, что средний  и низкий уровни в развитии детско-родительских отношений  вызывают особое внимание, так как в отношениях родителей с детьми прослеживаются некие нарушения, которые сказываются на появлении у детей тревожности.

   На наш взгляд, причинами, повлекшими  за собой возрастание тревожности у детей, является то, что:

  • у родителей не сформировано полное представление о воспитании ребенка;
  • ребенок не ощущает себя уютно и комфортно в семье (он не удовлетворен своим положением в семье);
  • дети растут в условиях дефицита добра, ласки, любви; боятся наказания;
  • в семье – неблагоприятная обстановка; чрезмерная опека.

    Для преодоления тревожности у детей, вызванной нарушениями в детско-родительских отношениях, нами была составлена программа, направленная на их коррекцию.

      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО СОЗДАНИЮ

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ

    ТРЕВОЖНОСТИ  У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ  В СИСТЕМЕ

    ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ. 

        Цель коррекционной  программы:

  • создание психолого-педагогических условий для преодоления тревожности у детей через коррекцию детско-родительских отношений;
  • апробирование эффективных форм работы с родителями, направленных на повышение  педагогической грамотности.

       Задачи:

  1. Формирование знаний о психолого-педагогических особенностях ребенка шестого года жизни.
  2. Формирование позитивных взаимоотношений между родителями и детьми.
  3. Коррекция тревожности у детей в системе детско-родительских отношений.

       Коррекционная программа была  направлена на работу с родителями  и детьми. Содержание работы реализовывалось через ряд этапов:

  • пропедевтический;
  • вводный;
  • развивающий;
  • контрольно-оценочный.

       На формирующем этапе  в  исследовании приняло участие  20 родителей и 20 детей (содержание  коррекционной работы указано  в таблице 1). 
     
     
     

 

                                                                       
    ПРОГРАММА  КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
 
                        

                             

                             ЭТАПЫ

                                          

                                                 ФОРМЫ    И   СОДЕРЖАНИЕ  РАБОТЫ

                           

                                РОДИТЕЛИ

 

                                     ДЕТИ

1.Пропедевтический этап.

Цель:

- снятие тревожности и напряженности в отношениях между родителями и детьми;

  • повышение уверенности в собственных силах;
  • устранение отрицательных эмоций.

    (одно занятие).

 
 
  1. Вводный этап.

Цель: повысить психолого-педагоги-  ческую грамотность родителей;  развивать умения, направленные на общение детей с родителями.

    (три занятия).

                                       

                                    Совместные детско-родительские занятия

 
  1. Знакомство  с родителями и детьми в круге:

 Все участники  встают в круг и берутся  за руки. Ведущий предлагает каждому  назвать себя и рассказать о себе то, что считает важным, чтобы знали о нём другие (кем работает, чем любит заниматься и т.д.).

  1. Психологические игры и упражнения, направленные на релаксацию.

    (“Комплименты”,  “Волшебный клубок”).

     

 
 

1.Изучение психолого-педагогической     1.Проведение этических бесед на темы:

литературы: (Мухина  “Шестилетний          “Семейные праздники”, “Как быть

ребёнок”).                                                            вежливым”.

2.Просмотр видеофильма:  “Шестилет-      2.Рисунки детей, отражающие семью

ка, каков ты?”                                                   и каждого родителя в отдельности.

3.Родительское  собрание на тему:               3.Составление рассказов о семье.

“Мы и наши родители. Семейные

линии”.

 
 

              

                     

                         ЭТАПЫ

                  

                      РОДИТЕЛИ

  

                            ДЕТИ

3. Развивающий  этап.

Цель: Формировать  умение общаться

с детьми, строить правильные взаимо- отношения, оценивать детей соответст- венно их возможностям. Способство-  вать устранению тревожности у детей через совместную деятельность с роди- телями.

          (4 занятия)

 
 
 
1.Дискуссии:                                                 1. Упражнение “Расскажи свои  страхи”

“Роль родительских ожиданий. Что           2. Рисование на тему “Расскажи свой

они могут  спровоцировать и породить           страх”.

 у  детей?”, “Как наши страхи 

становятся  страхами наших детей”.

2.Создание  и разрешение 

педагогических  ситуаций.

  1. Составление характеристик на

 своего  ребенка.

Совместные  детско-родительские занятия. Изготовление поделок из природного материала. Психологические  игры: “Сиамские близнецы”, “Слепой  и проводник”.

4.Контрольно-оценочный  этап.

Цель: Анализ взаимоотношений,

Эмоционального  контакта между

детьми  и их родителями.

          (2 занятия)

   

 

       Ход коррекционной  работы:

        Первый этап, направленный на установление доброжелательных отношений с родителями и детьми, начался со знакомства. Ведущий назвал свое имя и рассказал о себе и предложил сделать то же самое остальным. Во время проведения игр не все родители и дети были раскованны. Мама Игоря М. вообще отказалась от игры.

          Общее впечатление от занятия  у родителей и детей положительное.

       На втором этапе родители были более активны, с интересом прослушали лекцию о психологических особенностях детей шестилетнего возраста. Они отметили актуальность этой темы. Просмотр фильма вызвал эмоциональный отклик, многие родители посмотрели на детей другими глазами.

      Проведенное родительское собрание помогло понять многим родителям, что они воспитывают своих детей так же, как воспитывали когда-то их самих, осознали свои ошибки в воспитании.

       Дети также принимали активное  участие  в беседах. Все с  удовольствием рассказывали о праздниках, которые они отмечают семьей. Большинство детей любят “Новый год” и “День рождения”. Руслан М. сказал: “Я больше всего люблю Пасху, мы с мамой красим очень красивые яйца”.

       На третьем этапе все родители принимали активное участие в дискуссии. Велось активное обсуждение при разрешении педагогических ситуаций. Большинству родителей не составило труда охарактеризовать своего ребенка.

       Для выявления детских страхов,  для развития умения говорить  о своих негативных переживаниях  открыто с детьми провели упражнение “Расскажи свои страхи”. Сначала дети не решались говорить, чего они боятся, но после рассказа ведущего о своих детских страхах дети включились в разговор и рассказали свои страхи. Только Руслан М. сказал: “Я не знаю, чего я боюсь!”. В рисовании своих страхов дети с удовольствием принимали участие.

       На совместном детско-родительском  занятии было изготовлено много  интересных поделок. Было видно,  что детям очень нравится совместная  работа с родителями. Очень красивую  птицу сделали Вадим К. вместе со своим папой. После изготовления поделок была организованна выставка.

       В играх также участвовали  все с удовольствием. Только  маме Игоря Р. показалось, что  упражнения, которые выполняет ее  сын, слишком сложные, и она  отказалась от них, что вызвало негативную реакцию у ребенка.

       В основном занятия на этом  этапе проходили в теплой и  дружеской обстановке.

    На  четвертом этапе родители делились впечатлениями о проведенных занятиях. Они пришли к общему мнению, что стали по-другому смотреть на своих детей, пересмотрели свои отношения с ними, стали обращать внимание на своего ребенка как на личность.

Информация о работе Изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье