Изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 16:47, лекция

Описание работы

Цель: изучить особенности развития детско-родительских отношений в семье
Задачи:
1.Определить уровень знаний и представлений у родителей о задачах, содержании и методах воспитания детей.
2.Определить удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка.
3.Выяснить родительское отношение к ребёнку.

Работа содержит 1 файл

дипл.doc

— 214.00 Кб (Скачать)

       Папа Вадима К. сказал: “Мне так понравились ваши занятия, я открыл много нового для себя, понял, в чём мы допускали ошибки при воспитании своего сына. Теперь у нас дома благоприятная атмосфера и нашу семью можно назвать счастливой”.

       Дети с большой любовью делали  подарки в виде рисунков для  своих родителей. 

       В результате мы провели спортивный  праздник для детей и родителей,  который прошел в очень веселой обстановке.

       Все закончилось чаепитием. Родители  и дети делились своими положительными  эмоциями. Мама Ани К. сказала:  “Мы все стали одной большой  дружной семьей”. 

       Таким образом, коррекционные  занятия позволили установить  более теплый эмоциональный контакт между родителями и детьми,  способствовали закреплению доброжелательности и понимания в их взаимоотношениях.

       На наш взгляд, наиболее эффективными  формами работы были дискуссии, так как каждый высказывал свое мнение и всей группой находили наиболее оптимальное решение проблемы: проигрывание педагогических ситуаций, потому что со стороны можно лучше увидеть и осознать ошибки, которые ты сам допускаешь; совместные занятия с детьми – они сближают родителей и детей, помогают лучше понять друг друга.

       С целью выявления эффективности  внедренной нами коррекционной  программы был проведен контрольный  этап по методикам констатирующего  этапа исследования.

 

        Анализ полученных результатов  убедил нас, что произошли существенные изменения в детско-родительских отношениях (диаграмма1,2).

                                                                                                                             Диаграмма 1.

                                                                                                                             Диаграмма 2

 

    Условные  обозначения:

                               - высокий уровень детско-родительских  отношений

                               - средний уровень детско-родительских  отношений

                         - низкий уровень детско-родительских  отношений

 
 

        На низком уровне детско-родительских  отношений осталась одна семья  из двадцати; 14 (70%) семей перешло  на высокий уровень детско-родительских  от-ношений; 5 (25%) семей - на средний уровень (сравнительный анализ данных кон- статирующего и контрольного этапов эксперимента отображены в диаграмме 3,4).

                                                                                                                              Диаграмма 3.

                                                                                                                            Диаграмма 4.

    Условные обозначения:

                       - высокий уровень детско-родительских  отношений

                       - средний уровень детско-родительских отношений

                       - низкий уровень детско-родительских  отношений

      Из результатов  диаграммы мы видим, что произошла  тенденция к улучшению детско-родительских  отношений, у большинства детей  тревожность снизилась до оптимального уровня. Одна (3%) семья Игоря Р. Осталась на низком уровне детско-родительских отношений, но улучшение заметны и в этой семье. Игорь стал добрее по отношению к другим детям, более открытым, весёлым.

       На  наш взгляд, индивидуальные занятия  с этой семьёй, помогут или справиться с существующими у них проблемами во взаимоотношениях.

                                                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

        Анализ психолого-педагогической  литературы показал, что тревожность – серьезный эмоциональный барьер, осложняющий жизнь ребенка.

       Тревожность влияет на психическое  здоровье детей.

       Процесс личностного становления  осуществляется на этапе дошкольного  детства.

       Одной из основных причин детской  тревожности является нарушение детско- родительских отношений. Это в основном происходит от того, что родители недостаточно знают  психологические особенности своего ребенка, используют методы воспитания своих родителей.

       Результаты проделанной работы  доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы. Именно создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции способствовало значительному улучшению детско-родительских отношений и снижению уровня детской тревожности.

     

    Приложение 2.

     “Неоконченные предложения” М.Ньюттена в модификации А.Б. Орлова

 

     Цель: определить, насколько принимаются родители ребеноком, их позитивное или негативное отношение к нему, а также и принятие взрослым себя как родителя.

Данная методика направлена на определение тревожности характера отношений ребёнка к своим родителям, особенностей их самопринятия к родителям.

 

Интерпретация. Содержание окончаний предложений с 1 по 7 дает информацию о том, какие качества ребёнок видит в своих родителях, что его радует, а что вызывает тревогу; окончания предложений с 8 по 14 являются показателями родительского поведения и осознания ребёнком функции родителя; последние три предложения направлены на выявление того, каким человеком видят дети своих родителей.

Инструкция. Детям предлагается закончить ряд неокончанных предложений без предварительного обдумывания. Опрос ведётся в быстром темпе, чтобы ребёнок отвечал бы первое, что придёт в голову . Опрос шел индивидуально, т.к. дети не умеющие писать, записывала рядом с фамилией ответы каждого ребёнка.

1. Мой папа ( какой)...

2. Моя мама ( какая)...

3. Иногда мне  кажется, что мой папа и/или мама...

4. Мы с папой и/или мамой...

5. Я был(а)  бы доволен(на), если бы мой  папа и/или мама...

6. Меня тревожит, что мой папа и/или мама...

7. Мой( мои) папа и/или мама вызывает (ют) у меня...

8. Я чувствую себя счастливым, когда папа и/или мама......

9. Когда уходят из дома родители на работу, я...

10. Я думаю,  что я мои родители...

11. Когда я не выполняю то, что скажут мне мои родители,то я...

12. Мне  хотелось бы...

13. Я думаю,  что моим родителям со мной...

14. Когда я шумно играю мои родители...

15. Когда я дома с родителями я ...

16. Я хочу чтобы мои родители ...

17. Мои родители меня ...

Полученные  данные могут быть использованы педагогом при построении взаимоотношений детей с родителями, оказании им необходимой педагогической и психологической помощи в организации педагогического сотрудничества с ними.

    Приложение  3.

    Тест  родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) / Психологические  тесты. Ред. А.А.Карелин  – М., 2001, Т.2., С.144-152.

Назначение  теста : Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.

Отвечая на вопросы  методики, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».

Тестовый  материал

  1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
  3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
  4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
  6. Я уважаю своего ребенка.
  7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
  8. Мой ребенок часто мне неприятен.
  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
  10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
  11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
  12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
  13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.
  14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
  15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
  16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
  17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.
  18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
  19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
  20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
  21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
  22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
  23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
  24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
  25. Я жалею своего ребенка.
  26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.
  27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
  28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
  29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
  30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
  31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
  32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
  33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.
  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
  35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.
  36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
  37. Я всегда считаюсь с ребенком.
  38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
  39. Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.
  40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
  41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
  42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
  43. Я разделяю увлечения моего ребенка.
  44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
  45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
  46. Мой ребенок часто меня раздражает.
  47. Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.
  48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  49. Я не доверяю своему ребенку.

    Ключ  к тесту

Принятие / отвержение ребенка: -3, 5, 6, -8, -10, -12, -14, -15, -16, -18, 20, -23, -24, -26, 27, -29, 37, 38, -39, -40, -42, 43, -44, 45, -46, -47, -49, -51, -52, 53, -55, 56, -60.

Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32,41, 58.

Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

Отношение к  неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

 

За каждый ответ  типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» – 0 баллов. Если перед номером ответа стоит знак “-”, значит за ответ “Нет” на этот вопрос начисляется один балл, а за ответ “Да” – 0 баллов.

Описание шкал

 

Принятие / отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой  общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

 

Кооперация. Эта  шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

 

Симбиоз. Вопросы  этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

 

Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

 

Отношение к  неудачам ребенка. Эта, шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и  недостаткам, успехам и неудачам.

Интерпретация результатов теста

 

Шкала "Принятие / Отвержение"

 

Высокие баллы  по шкале (от 24 до 33) – говорят о  том, что у данного испытуемого  имеется выраженное положительное  отношение к ребенку. Взрослый в  данном случае принимает ребенка  таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

 

Низкие баллы  по шкале (от 0 до 8) – говорят о  том, что взрослый испытывает по отношению  к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Информация о работе Изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье