Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 16:47, лекция
Цель: изучить особенности развития детско-родительских отношений в семье
Задачи:
1.Определить уровень знаний и представлений у родителей о задачах, содержании и методах воспитания детей.
2.Определить удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка.
3.Выяснить родительское отношение к ребёнку.
Цель: изучить особенности развития
детско-родительских отношений
Задачи:
1.Определить
уровень знаний и
2.Определить
удовлетворённость своим
3.Выяснить
родительское отношение к
Методику исследования составили две группы методов. Первая группа методов направлена на изучение положения ребёнка в семье.
При работе с детьми мы
Вторая группа методов направлена на выявление знаний родителей о
ребёнке и изучение родительских отношений с детьми.
При работе с родителями нами были использованы следующие методы:
-анкетирование;
-тестирование:
“Родительское отношение к
Исследование проводилось на базе МДОУ № 43 г. Усолье-Сибирское. Нами было обследовано 30 детей старшего дошкольного возраста и их семьи.
Свою работу мы начали с обследования детей. Для этого использовали тест Р. Бернса и С. Коуфмана “Кинетический рисунок семьи”.
Цель: - исследование межличностных отношений в семье (глазами ребёнка);
-выявление отношений в семье, вызывающих тревогу у ребёнка.
Методика проведения:
Ребёнку предлагается лист
Формативными особенностями
Содержательными
Анализ результатов рисунков осуществлялся по следующим показателям:
1.Наличие
беспокойства у детей об
2.Эмоциональное напряжение и дистанция.
3.Дискомфорт.
4.Наличие враждебности по отношению к взрослым.
На основании этих показателей выявили уровни влияния семейных отношений на ребёнка.
К высокому уровню детско-
Средний уровень детско-
Низкий уровень детско-
Наличие враждебности по
Анализ рисунков показал, что
из 30 семей к высокому уровню
детско-родительских отношений
В качестве примера разберём несколько рисунков. Настя С. помещает себя в центр в окружении папы и мамы. Изображает себя и родителей весёлыми, счастливыми, все линии чётко прорисовывает, на рисунке много цветов. Всё это свидетельствует о благополучии в детско-родительских отношениях.
На рисунке Гали К. изображена вся семья за ужином. На лицах взрослых и ребёнка – улыбки, линии чётко прорисованы, в позах взрослых и ребёнка прослеживается спокойствие. По рисунку видно, что девочке в этой семье комфортно и уютно.
К среднему уровню детско-
К низкому уровню детско-
После того, как дети нарисовали
семью, мы предложили ряд
-физическое наказание;
-отсутствие общения с родителями;
-неблагополучная
обстановка в семье (
-общение
с ребёнком на повышенных
Результаты теста представлены в диаграмме 1.
Условные обозначения:
- высокий уровень детско-
- средний уровень детско-
- низкий уровень детско-родительских
отношений ( 6 детей)
По результатам этого теста
мы можем судить, что далеко
не во всех семьях царит
атмосфера положительных
Итак, нами было выявлено 6 детей, не удовлетворены своим положением в семье. 15 детей часто испытывают дискомфорт, хотя и удовлетворены.
В результате предшествующей
диагностики мы предположили, что
этих детей не устраивают
Методика “Неоконченные предложения”.
Цель: Получить дополнительные
Методика проведения:
Детям предлагается закончить
ряд предложений без
Результаты этого обследования помогли нам выявить отношения детей к родителям. Позитивные отношения наблюдаются у 9 детей (30 %).
Так, Света В. ответила: “Мой
папа очень весёлый”, “Моя мама
и я любим стряпать”; Серёжа
А.: “Моя мама добрая”, “Мой
папа и я играем в конструктор”
Негативные отношения
Так, Вадим К. ответил: “Думаю, что моя мама редко обнимает меня; Игорь Р.:
“Моя мама ругается”; Артём А.: “Я чувствую себя счастливым, когда мой папа уезжает”.
В 50 % случаях дети иногда
Хорошие взаимоотношения
Так, Денис П. сказал: “Когда уходят из дома мама и папа, я скучаю”; Катя П.: “Я играю дома с мамой и папой. Они меня любят”.
В 21 семье (70 %) детей не устраивают отношения с обоими родителями или с одним из них. Руслан М.: “Когда я шумно играю, папа кричит на меня”; Аня К.: “Меня мама часто наказывает за то, что я не играю с братиком”; Игорь Р.: “Когда уходят из дома мама и папа, я боюсь оставаться один”.
По результатам нашего
-боязнь физического наказания;
-страх остаться дома одному;
-отсутствие родительской ласки;
-крики родителей за проступки.
Данные проявления наблюдались в ответах у 21 ребёнка (70 %). Из них у 15 (50 %) – наблюдалось наличие некоторых причин, вызывающих тревожность. У 6 детей (20 %) были отмечены все эти причины и лишь в 9 (30 %) случаях тревожность не наблюдалась.
По результатам данной
Для обследования родителей была разработана анкета из 10 вопросов (Приложение № 2).
Цель: выявить уровень знаний
и представлений у родителей
о воспитании ребёнка
Методика проведения:
Родителям было предложено
Двадцать человек (67 %) имеют недостаточно знаний о ребёнке, выделяют ту или иную сторону в его воспитании.
У троих родителей (10 %) частичные, отрывистые знания о ребёнке и его воспитании. А трое родителей (10 %) совсем отказались от ответов, что говорит о их неосведомлённости по данному вопросу.
Таким образом, мы
Для выявления родительского
отношения к детям был
Цель: изучить выявление
Информация о работе Изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье