Изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 16:47, лекция

Описание работы

Цель: изучить особенности развития детско-родительских отношений в семье
Задачи:
1.Определить уровень знаний и представлений у родителей о задачах, содержании и методах воспитания детей.
2.Определить удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка.
3.Выяснить родительское отношение к ребёнку.

Работа содержит 1 файл

дипл.doc

— 214.00 Кб (Скачать)

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ

 
 

    Цель: изучить особенности развития  детско-родительских отношений в  семье

    Задачи:

  1.Определить  уровень знаний и представлений  у родителей о задачах, содержании  и методах воспитания детей.

  2.Определить  удовлетворённость своим положением  в семье самого ребёнка.

  3.Выяснить  родительское отношение к ребёнку.

     Методику  исследования составили  две группы методов. Первая  группа методов направлена на  изучение положения ребёнка в семье.

    При работе с детьми мы использовали  следующие методы:

  • рисуночный тест “Кинетический рисунок семьи” (Р. Бернс и С. Коуфман);
  • методика “Неоконченные предложения”.

    Вторая  группа методов направлена на выявление  знаний родителей о 

ребёнке и изучение родительских отношений с детьми.

        При работе с родителями нами  были использованы следующие  методы:

-анкетирование;

-тестирование: “Родительское отношение к детям” (А.Я. Варга, В.В. Столин).

    Исследование проводилось на  базе МДОУ № 43 г. Усолье-Сибирское. Нами было обследовано 30 детей старшего дошкольного возраста и их семьи.

    Свою работу мы начали с  обследования детей. Для этого  использовали тест Р. Бернса  и С. Коуфмана “Кинетический рисунок семьи”.

    Цель: -  исследование межличностных отношений в семье (глазами ребёнка);

-выявление  отношений в семье, вызывающих  тревогу у ребёнка.

    Методика проведения:

    Ребёнку предлагается лист бумаги, карандаши. Ставится условие:  необходимо нарисовать свою семью  так, чтобы её члены были  чем-либо заняты

    Формативными особенностями считается  качество изображения: тщательность  прорисовки или небрежность в  рисовании отдельных членов семьи,  красочность изображения, положение  объектов на листе, заштрихованность, размеры.

    Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к другу и к ребёнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.

    Анализ результатов рисунков осуществлялся по следующим показателям:

  1.Наличие  беспокойства у детей об отношении  к ним взрослых.

  2.Эмоциональное  напряжение и дистанция.

  3.Дискомфорт.

  4.Наличие  враждебности по отношению к  взрослым.

    На основании этих показателей выявили уровни влияния семейных  отношений  на ребёнка.

    К высокому уровню детско-родительских  отношений относим рисунки, где  ребёнку комфортно в семье,  на рисунке присутствуют все  члены семьи, в центре рисунка  – сам ребёнок в окружении  родителей;  изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка – улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.

    Средний уровень детско-родительских  отношений: отсутствие кого-либо  из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).

    Низкий уровень детско-родительских  отношений: наличие одного из  родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок.

    Наличие враждебности по отношению  к родителям прослеживается через  прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д.

    Анализ рисунков показал, что  из 30 семей к высокому уровню  детско-родительских отношений можно  отнести только 9 семей (30 %).

    В качестве примера разберём  несколько рисунков. Настя С.  помещает себя в центр в окружении папы и мамы. Изображает себя и родителей весёлыми, счастливыми, все линии чётко прорисовывает, на рисунке много цветов. Всё это свидетельствует о благополучии в детско-родительских отношениях.

    На рисунке Гали К. изображена вся семья за ужином. На лицах взрослых и ребёнка – улыбки, линии чётко прорисованы, в позах взрослых и ребёнка прослеживается спокойствие. По рисунку видно, что девочке в этой семье комфортно и уютно.

    К среднему уровню детско-родительских  отношений можно отнести 15 семей (50 %).  В качестве примера рассмотрим рисунок Артёма С. Ребёнок нарисовал всю семью, все члены семьи улыбаются, кроме самого Артёма (у него вообще отсутствует рот). Руки у всех расставлены в стороны. Всё говорит о том, что ребёнку не очень комфортно в этой семье.

    К низкому уровню детско-родительских  отношений мы отнесли 6 семей     (20 %). Рассмотрим в качестве примера   рисунок  Игоря Р. Мальчик  изобразил только себя и папу, они достаточно удалены друг  от друга, что говорит о чувстве отверженности. Помимо этого, папа занимает достаточно агрессивную позицию: пуки раскинуты в стороны, пальцы длинные, подчёркнутые. Мама на рисунке  отсутствует.  Анализируя этот рисунок, можно понять, что ребёнок не удовлетворён своим положением в семье и отношением к нему родителей.

    После того, как дети нарисовали  семью, мы предложили ряд вопросов, ответы на которые позволили  нам выявить причины, вызывающие  у детей тревожность в системе  детско-родительских отношений:

-физическое  наказание;

-отсутствие  общения с родителями;

-неблагополучная  обстановка в семье (алкоголизм  одного из родителей);

-общение  с ребёнком на повышенных тонах. 
 

    Результаты теста представлены  в диаграмме 1.

                                                                                                                 Диаграмма 1. 

Условные  обозначения:

            - высокий уровень детско-родительских  отношений (9 детей)

            - средний уровень детско-родительских  отношений (15 детей)

            - низкий уровень  детско-родительских отношений ( 6 детей) 

    По результатам этого теста  мы можем судить, что далеко  не во всех семьях царит  атмосфера положительных детско-родительских  отношений. В основном они носят  переменный характер.

    Итак, нами было выявлено 6 детей, не удовлетворены своим положением в семье. 15 детей часто испытывают дискомфорт, хотя и удовлетворены.

    В результате предшествующей  диагностики мы предположили, что  этих детей не устраивают взаимоотношения  с родителями.

 

 

  Методика “Неоконченные предложения”.

    Цель: Получить дополнительные сведения  об отношении родителей к детям  и детей к родителям, выявить  причины, вызывающие тревожность  у детей. 

    Методика проведения:

    Детям предлагается закончить  ряд предложений без предварительного обдумывания. Опрос ведётся в быстром темпе, чтобы ребёнок отвечал бы первое, что придёт в голову (Приложение  1).

        Результаты этого обследования  помогли нам выявить отношения  детей к родителям. Позитивные  отношения наблюдаются у 9 детей  (30 %).

    Так, Света В. ответила: “Мой  папа очень весёлый”, “Моя мама  и я любим стряпать”; Серёжа  А.: “Моя мама добрая”, “Мой  папа и я играем в конструктор”; Стас В.: “Моя мама целует меня”.

    Негативные отношения испытывают 6 детей (20 %).

   Так, Вадим К. ответил: “Думаю, что моя мама редко обнимает меня; Игорь Р.:

   “Моя мама ругается”; Артём  А.: “Я чувствую себя счастливым, когда мой папа уезжает”.

    В 50 % случаях дети иногда испытывают  эмоциональный дискомфорт в семье.  Так, Аня С. пояснила: “Мой папа и я никогда не играем”, “Мы с мамой любим гулять”.

    Хорошие взаимоотношения сложились  в 9 семьях (30 %): Настя С., Денис  П., Алёша К., Полина К., Света В., Серёжа А., Стас В., Катя П., Наташа  Б.

    Так, Денис П. сказал: “Когда  уходят из дома мама и папа, я скучаю”; Катя П.: “Я играю дома с мамой и папой. Они меня любят”.

    В 21 семье (70 %) детей не устраивают  отношения с обоими родителями  или с одним из них. Руслан  М.: “Когда я шумно играю, папа  кричит на меня”; Аня К.: “Меня  мама часто наказывает за то, что я не играю с братиком”; Игорь Р.: “Когда уходят из дома мама и папа, я боюсь оставаться один”.

    По результатам нашего исследования  нами были выявлены причины,  вызывающие тревожность у ребёнка:

-боязнь  физического наказания;

-страх  остаться дома одному;

-отсутствие  родительской ласки;

-крики  родителей за проступки.

    Данные проявления наблюдались  в ответах у 21 ребёнка (70 %). Из  них у 15 (50 %) – наблюдалось наличие  некоторых причин, вызывающих тревожность.  У 6 детей (20 %) были отмечены все эти причины и лишь в 9 (30 %) случаях тревожность не наблюдалась.

     По результатам данной методики  можно сделать вывод, что во  многих семьях дети испытывают  тревожность в отношениях с  родителями, между ними нет взаимопонимания.

    Для обследования родителей была разработана анкета из 10 вопросов (Приложение № 2).

    Цель: выявить уровень знаний  и представлений у родителей  о воспитании ребёнка шестилетнего  возраста.

    Методика проведения:

    Родителям было предложено ответить  на вопросы, которые позволили нам выявить уровень их знаний. Обработка результатов показала, что из 30 родителей только четверо (13 %) имеют достаточно полные знания о воспитании детей шестого года жизни. Например, мама Гали К. знает, как надо правильно воспитывать ребёнка, что для этого нужно сделать, как строить отношения с ребёнком, регулировать своё эмоциональное отношение и поведение. 

    Двадцать человек (67 %) имеют недостаточно  знаний о ребёнке, выделяют  ту или иную сторону в его  воспитании.

    У троих родителей (10 %) частичные, отрывистые знания о ребёнке и его воспитании. А трое родителей (10 %) совсем отказались от ответов, что говорит о их неосведомлённости по данному вопросу.

    Таким образом, мы констатируем, что большинство родителей не  обладают достаточным уровнем знаний об особенностях возраста своего ребёнка, о формах, способах, методах воспитания.

    Для выявления родительского  отношения к детям был предложен  тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.

    Цель: изучить выявление родительского отношения к детям. 

Информация о работе Изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье