Изучение формирования интереса у детей дошкольного возраста к аппликации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – пути и методы формирования интереса к аппликации.

Гипотеза исследования: использование нетрадиционных техник аппликации, а также интегрированных занятий способствует формированию и повышению интереса к аппликации.

Задачи исследования:

1. Провести отбор литературы по данной тематике.

2. Раскрыть сущность понятия «познавательный интерес».

3. Раскрыть сущность организации работы по обучению аппликации в детском саду.

4. Рассмотреть методики организации и проведения занимательных занятий по аппликации.

Содержание

Введение 3

1. Теоретические основы познавательного интереса к

изобразительной деятельности

1.1 Сущность понятия "познавательный интерес" 6

1.2 Понятие "аппликация", ее виды и технические приемы 9

1.3 Познавательный интерес к изобразительной деятельности 16

1.4 Содержание работы по аппликации в дошкольном учреждении 18

2. Занимательные занятия аппликацией из нетрадиционных материалов,

как средство развития творчества детей дошкольного возраста

2.1 Развитие личности ребенка средствами аппликации 24

2.2 Материалы и оборудование по аппликации 26

2.3"Скульптурные" аппликации 31

2.4 Занимательные занятия интегрированного характера

по аппликации 33

2.5 Методические рекомендации для родителей по развитию

у детей интереса к аппликации дома 36

3. Заключение 40

4. Библиография 43

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

2.4 Занимательные занятия интегрированного характера  по аппликации

      Интегрированный подход в образовании для дошкольного  образования глубоко разработан в научно-педагогической и методической литературе. В дошкольном воспитании сделаны лишь первые шаги. Поэтому мы пытаемся выделить основания интегрированного подхода как сущности образовательного процесса. В основу интегрированных занятий положены принципы взаимосвязи, близости содержания ведущих тем. Интегрированный подход к современному образованию предполагает изменение содержания и методов обучения, которые обеспечивают жизненность ведущих интегрированных принципов: личностного восприятия, личностной ответственности за свою деятельность.

      Чтобы процесс интеграции не был поверхностным, следует четко знать различия между интегрированными и комплексными занятиями. Комплексное занятие проводится на знакомом материале, решает несколько задач, проводится эпизодично. Интегрированное занятие построено по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств развития детей, проводится систематически.

      Приоритетным  направлением работы детского сада является художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Эффективность этого направления во многом определяется комплексным использованием всех средств эстетического цикла: театра, музыки, художественной литературы, рисования, аппликации.

      Интеграция  в системе специально организованных занятий объединяет эти средства и поэтому очень актуальна, так как:

      -интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;

      -помогают формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;

      -развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;

      -воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.

      Такие занятия ориентированы на всестороннее развитие личности ребенка, отвечают «Конвенции дошкольного воспитания», а также «Временным стандартам дошкольного образования», содержащимся в приказе Министерства образования РФ № 448 от 22.08.96 г.  Интегрированные занятия позволяют уменьшить количество специально организованных занятий и увеличить время для других видов деятельности.

      Например:

Развитие  речи и аппликация.

Музыка  и аппликация.

      В данном случае музыка и развитие речи - ведущая деятельность, аппликация - вспомогательная, помогающая достижению цели занятия. В отдельный блок занятий выделены занятия по слушанию музыки, где уделяется внимание классическим произведениям М. И. Глинки, П. И. Чайковского, В. А. Моцарта, Р. Шумана. На этих занятиях ребенок входит в мир музыки, новых чувств и воображения. Естественным продолжением таких занятий является аппликация. Первую часть занятия ведет музыкальный руководитель, вторую - воспитатель по изодеятельности. Другой вид занятий по развитию речи с аппликацией проводит воспитатель. Включение в занятие трех видов деятельности - слушание музыки, развитие речи, аппликация - проводят три педагога. Эти занятия не нарушают принципов диалектики, сохраняют специфику разных видов искусства, учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей. Дети, по словам Ушинского К. Д., «мыслят образами, формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе».

      Интегрированные занятия, проводимые в системе, эффективны, дают высокие результаты, повышают продуктивную деятельность детей в обучении аппликации.

      Цель  интеграции: научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором  все элементы взаимосвязаны. Воспринимать окружающее через мир музыки и живописи.

      Задачи:

      1) Повысить эффективность художественно-эстетического воспитания.

      2)Пробудить интерес к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, аппликации.

      3)Формировать умение использовать накопленный опыт для действия в определенной ситуации.

      4)Научить выделять главное из общего потока информации.

      Степень новизны заключается в освоении нетрадиционных для дошкольного  воспитания дидактических приемов интегрированных занятий, их ведущей деятельности, структуры занятий, направленных на решение целостных задач. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.5 Методические рекомендации для родителей по развитию у детей интереса к аппликации дома

        Проявление и развитие самостоятельности детей в процессе занятий аппликацией можно разделить на три этапа. Они реализуются в процессе проведения открытых занятий для родителей воспитанников дошкольного учреждения и включения членов семьи в продуктивную деятельность детей, организацию конкурсов и выставок детского аппликативного творчества.

        Цель 1-го этапа – подготовительного  – заключается в поддержании  у детей интереса к аппликации и специальных знаний и умений,  необходимых им в качестве исходных для данной деятельности (базовых). Так, в домашних условиях для углубления и закрепления формируемых знаний и умений будут способствовать дидактические игры: «Сложи меня», «Разрежь квадрат (прямоугольник) пополам, по диагонали», «Угадай на ощупь»,  «Где меня используют», «Вырежи из квадрата круг» и другие, которые могут предлагаться детям. Кроме того, для обогащения сенсорного опыта и развития мышления детей, ориентировки их в окружающем мире мы предлагаем использовать элементарные опыты с бумагой по типу: «Можно ли из бумаги построить дом?», «Можно ли бумагу мыть?», «Есть ли у бумаги день рождения?» и так далее. Главное внимание должно быть направлено на то, чтобы активизировать ребенка, сформировать необходимые знания и практические умения. При этом рекомендуется широко использовать проблемные ситуации, сюрпризные моменты, включение игровых персонажей.

        Цель 2-го этапа – репродуктивно-поискового - заключается в инициировании проявлений самостоятельности у детей и  формировании умения «читать» технологическую карту и выполнять на ее основе различные аппликативные и конструктивные задания.

        В технологической карте предстоящей  аппликации педагог в процессе  проведения специальных консультаций учит родителей схематично представлять последовательность выполнения работы от исходной (базовой)  формы до наглядного, красочного оформления, конечного продукта. Благодаря этому технологическая карта позволит сформулировать алгоритм  предстоящей деятельности:

      -выделить исходную (базовую) форму бумаги, принятую за фон

(квадрат,  прямоугольник, круг, овал);

      -определить последовательность действий в создании аппликации;

      -определить способы и последовательность вырезывания элементов

 аппликации;

      - расположить элементы на бумаге, согласно намеченному плану работы;

      -приклеить заранее выложенный сюжет, сохраняя последовательность

наклеивания элементов аппликации;

      -оценить полученный результат.

      Цель 3-го этапа – заключительного - состоит в формировании умений самостоятельно выполнять различные аппликации из бумаги (без опоры на технологическую карту) по собственному замыслу, что потребует развития следующей группы умений:

      -самостоятельно задумать цель; 

      -последовательно реализовать ее;

      -отобрать для этого необходимый материал и инструменты;

      -определить последовательность и способы выполнения аппликации;

      -оценить полученный результат;

      -при необходимости, скорректировать его.

      С этой целью для родителей и  детей должен быть подобран комплекс игровых упражнений по развитию самостоятельности в процессе занятий детей  аппликацией в домашних условиях. Например, в виде игр «Чей домик?», «На что это похоже?» и др. Кроме того, родителей учат изменять степень своей активности в процессе создания аппликативных поделок дома. Для этого для них разрабатываются специальные методические рекомендации, учитывающие уровень самостоятельности детей: в частности, при работе с детьми, обладающими низким уровнем самостоятельности, родителям можно рекомендовать:

      - рассмотреть дидактические пособия  для расширения кругозора ребенка,  которые впоследствии помогут  в выполнении самостоятельной  аппликации;

      - в игровой форме предложить  ребенку выполнить некоторые  задания, направленные на формирование  и закрепление того или иного технического умения;

      - рассмотреть (научиться «читать») технологическую карту самостоятельной  работы над аппликацией воспитанников  средней группы;

      - придумать сюжет истории или  сказки, которой впоследствии попытаться  самостоятельно отразить в содержании аппликации

       - используя игровые приемы, попытаться изобразить последовательность выполнения работы на отдельных листах самостоятельно, создавая, таким образом, «технологическую карту», и, соответственно, план самостоятельного выполнения аппликации ребенком;

      - на первых этапах работы отдавать  предпочтение совместному обсуждению  подобных технологических карт  и созданию совместных аппликаций, затем постепенно переходить  к совместно - последовательной, и индивидуальной формам работы.

      С детьми, обладающими средним уровнем самостоятельности, родителям можно рекомендовать следующие:

      - рассмотреть книги, косвенно подсказывающие  сюжет аппликации;

       - в игровой форме предложить  ребенку, отрабатывающему те или  иные умения, используя заранее  подготовленные элементы самостоятельно составить сюжет аппликации;

      - уточнить у детей понимание  сюжета, расположение деталей аппликации  на листе бумаги, композицию, способы  наклеивания элементов аппликации;

      - на основе анализа заранее  подготовленной «технологической карты» поощрять ребенка к самостоятельному созданию аппликации, немного корректируя ход ее выполнения в случае обращения ребенка за помощью.

      С детьми, обладающими высоким уровнем самостоятельности, родителям можно рекомендовать следующие:

      - использовать игры, способствующие уточнению формы, цвета, композиции в процессе создания самостоятельной аппликации;

      - упражняться в составлении последовательности  выполнения работы на отдельных  листах, создавая, таким образом,  технологическую карту     предстоящей деятельности;

      - включать оценку способов творческой  деятельности («добавления» или  «изъятия» лишнего, изменения  пространственно расположенных  деталей образца) в оценку образца  и результатов аппликативной  деятельности ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Интерес к изобразительной деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.

      Одно  из условий проявления творчества в  художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения.

Информация о работе Изучение формирования интереса у детей дошкольного возраста к аппликации