Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 12:26, курсовая работа
Предмет исследования – пути и методы формирования интереса к аппликации.
Гипотеза исследования: использование нетрадиционных техник аппликации, а также интегрированных занятий способствует формированию и повышению интереса к аппликации.
Задачи исследования:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Раскрыть сущность понятия «познавательный интерес».
3. Раскрыть сущность организации работы по обучению аппликации в детском саду.
4. Рассмотреть методики организации и проведения занимательных занятий по аппликации.
Введение 3
1. Теоретические основы познавательного интереса к
изобразительной деятельности
1.1 Сущность понятия "познавательный интерес" 6
1.2 Понятие "аппликация", ее виды и технические приемы 9
1.3 Познавательный интерес к изобразительной деятельности 16
1.4 Содержание работы по аппликации в дошкольном учреждении 18
2. Занимательные занятия аппликацией из нетрадиционных материалов,
как средство развития творчества детей дошкольного возраста
2.1 Развитие личности ребенка средствами аппликации 24
2.2 Материалы и оборудование по аппликации 26
2.3"Скульптурные" аппликации 31
2.4 Занимательные занятия интегрированного характера
по аппликации 33
2.5 Методические рекомендации для родителей по развитию
у детей интереса к аппликации дома 36
3. Заключение 40
4. Библиография 43
2.4 Занимательные занятия интегрированного характера по аппликации
Интегрированный подход в образовании для дошкольного образования глубоко разработан в научно-педагогической и методической литературе. В дошкольном воспитании сделаны лишь первые шаги. Поэтому мы пытаемся выделить основания интегрированного подхода как сущности образовательного процесса. В основу интегрированных занятий положены принципы взаимосвязи, близости содержания ведущих тем. Интегрированный подход к современному образованию предполагает изменение содержания и методов обучения, которые обеспечивают жизненность ведущих интегрированных принципов: личностного восприятия, личностной ответственности за свою деятельность.
Чтобы процесс интеграции не был поверхностным, следует четко знать различия между интегрированными и комплексными занятиями. Комплексное занятие проводится на знакомом материале, решает несколько задач, проводится эпизодично. Интегрированное занятие построено по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств развития детей, проводится систематически.
Приоритетным направлением работы детского сада является художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Эффективность этого направления во многом определяется комплексным использованием всех средств эстетического цикла: театра, музыки, художественной литературы, рисования, аппликации.
Интеграция в системе специально организованных занятий объединяет эти средства и поэтому очень актуальна, так как:
-интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;
-помогают формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;
-развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;
-воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.
Такие занятия ориентированы на всестороннее развитие личности ребенка, отвечают «Конвенции дошкольного воспитания», а также «Временным стандартам дошкольного образования», содержащимся в приказе Министерства образования РФ № 448 от 22.08.96 г. Интегрированные занятия позволяют уменьшить количество специально организованных занятий и увеличить время для других видов деятельности.
Например:
Развитие речи и аппликация.
Музыка и аппликация.
В данном случае музыка и развитие речи - ведущая деятельность, аппликация - вспомогательная, помогающая достижению цели занятия. В отдельный блок занятий выделены занятия по слушанию музыки, где уделяется внимание классическим произведениям М. И. Глинки, П. И. Чайковского, В. А. Моцарта, Р. Шумана. На этих занятиях ребенок входит в мир музыки, новых чувств и воображения. Естественным продолжением таких занятий является аппликация. Первую часть занятия ведет музыкальный руководитель, вторую - воспитатель по изодеятельности. Другой вид занятий по развитию речи с аппликацией проводит воспитатель. Включение в занятие трех видов деятельности - слушание музыки, развитие речи, аппликация - проводят три педагога. Эти занятия не нарушают принципов диалектики, сохраняют специфику разных видов искусства, учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей. Дети, по словам Ушинского К. Д., «мыслят образами, формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе».
Интегрированные занятия, проводимые в системе, эффективны, дают высокие результаты, повышают продуктивную деятельность детей в обучении аппликации.
Цель интеграции: научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Воспринимать окружающее через мир музыки и живописи.
Задачи:
1) Повысить эффективность художественно-эстетического воспитания.
2)Пробудить интерес к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, аппликации.
3)Формировать умение использовать накопленный опыт для действия в определенной ситуации.
4)Научить выделять главное из общего потока информации.
Степень
новизны заключается в освоении
нетрадиционных для дошкольного
воспитания дидактических приемов интегрированных
занятий, их ведущей деятельности, структуры
занятий, направленных на решение целостных
задач.
2.5 Методические рекомендации для родителей по развитию у детей интереса к аппликации дома
Проявление и развитие самостоятельности детей в процессе занятий аппликацией можно разделить на три этапа. Они реализуются в процессе проведения открытых занятий для родителей воспитанников дошкольного учреждения и включения членов семьи в продуктивную деятельность детей, организацию конкурсов и выставок детского аппликативного творчества.
Цель 1-го этапа –
Цель 2-го этапа – репродуктивно-
В технологической карте
-выделить исходную (базовую) форму бумаги, принятую за фон
(квадрат, прямоугольник, круг, овал);
-определить последовательность действий в создании аппликации;
-определить способы и последовательность вырезывания элементов
аппликации;
- расположить элементы на бумаге, согласно намеченному плану работы;
-приклеить заранее выложенный сюжет, сохраняя последовательность
наклеивания элементов аппликации;
-оценить полученный результат.
Цель 3-го этапа – заключительного - состоит в формировании умений самостоятельно выполнять различные аппликации из бумаги (без опоры на технологическую карту) по собственному замыслу, что потребует развития следующей группы умений:
-самостоятельно задумать цель;
-последовательно реализовать ее;
-отобрать для этого необходимый материал и инструменты;
-определить последовательность и способы выполнения аппликации;
-оценить полученный результат;
-при необходимости, скорректировать его.
С этой целью для родителей и детей должен быть подобран комплекс игровых упражнений по развитию самостоятельности в процессе занятий детей аппликацией в домашних условиях. Например, в виде игр «Чей домик?», «На что это похоже?» и др. Кроме того, родителей учат изменять степень своей активности в процессе создания аппликативных поделок дома. Для этого для них разрабатываются специальные методические рекомендации, учитывающие уровень самостоятельности детей: в частности, при работе с детьми, обладающими низким уровнем самостоятельности, родителям можно рекомендовать:
-
рассмотреть дидактические
-
в игровой форме предложить
ребенку выполнить некоторые
задания, направленные на
-
рассмотреть (научиться «
-
придумать сюжет истории или
сказки, которой впоследствии
- используя игровые приемы, попытаться изобразить последовательность выполнения работы на отдельных листах самостоятельно, создавая, таким образом, «технологическую карту», и, соответственно, план самостоятельного выполнения аппликации ребенком;
-
на первых этапах работы
С детьми, обладающими средним уровнем самостоятельности, родителям можно рекомендовать следующие:
-
рассмотреть книги, косвенно
- в игровой форме предложить
ребенку, отрабатывающему те
-
уточнить у детей понимание
сюжета, расположение деталей
-
на основе анализа заранее
подготовленной «
С детьми, обладающими высоким уровнем самостоятельности, родителям можно рекомендовать следующие:
- использовать игры, способствующие уточнению формы, цвета, композиции в процессе создания самостоятельной аппликации;
-
упражняться в составлении
-
включать оценку способов
Интерес к изобразительной деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.
Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения.
Информация о работе Изучение формирования интереса у детей дошкольного возраста к аппликации