Изучение формирования интереса у детей дошкольного возраста к аппликации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – пути и методы формирования интереса к аппликации.

Гипотеза исследования: использование нетрадиционных техник аппликации, а также интегрированных занятий способствует формированию и повышению интереса к аппликации.

Задачи исследования:

1. Провести отбор литературы по данной тематике.

2. Раскрыть сущность понятия «познавательный интерес».

3. Раскрыть сущность организации работы по обучению аппликации в детском саду.

4. Рассмотреть методики организации и проведения занимательных занятий по аппликации.

Содержание

Введение 3

1. Теоретические основы познавательного интереса к

изобразительной деятельности

1.1 Сущность понятия "познавательный интерес" 6

1.2 Понятие "аппликация", ее виды и технические приемы 9

1.3 Познавательный интерес к изобразительной деятельности 16

1.4 Содержание работы по аппликации в дошкольном учреждении 18

2. Занимательные занятия аппликацией из нетрадиционных материалов,

как средство развития творчества детей дошкольного возраста

2.1 Развитие личности ребенка средствами аппликации 24

2.2 Материалы и оборудование по аппликации 26

2.3"Скульптурные" аппликации 31

2.4 Занимательные занятия интегрированного характера

по аппликации 33

2.5 Методические рекомендации для родителей по развитию

у детей интереса к аппликации дома 36

3. Заключение 40

4. Библиография 43

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

      Начиная с 4-4,5 лет детей учат правильно  держать ножницы и резать ими  бумагу. В вырезывании участвуют обе руки: левая держит и поворачивает листок бумаги, правая действует ножницами.

      Дети  овладевают следующими приемами: резание  бумаги по прямой, наискось, закругление  углов, вырезывание округлых форм, вырезывание  одинаковых изображений и частей из бумаги, сложенной вдвое, силуэтное вырезывание на глаз и др. Дошкольники создают в аппликации предметные, сюжетные и декоративные композиции.

      Прочное овладение техническими навыками и  умениями требует длительных и систематических  упражнений. Хорошее владение техникой изображения делает процесс создания рисунков, лепки, аппликации свободным и приятным для ребенка, повышает его интерес к деятельности и творческие возможности.

      Упражнения  в технике изображения проводятся не изолированно, а в процессе решения изобразительных задач на каждом занятии с детьми, не мешая творческой работе, а помогая и способствуя ей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4 Содержание работы по аппликации в дошкольном учреждении

      В обучении аппликации решаются следующие  общие задачи:

      - составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы.

      - составлять изображение предмета из отдельных частей, изображать сюжет.

      - овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе: приклеивания, пришивания.

      -формировать чувство цвета, знать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания.

      - формировать чувство формы, пропорций, композиции.

      Задачи  и содержание обучения аппликации конкретизируются с учетом накопления опыта и развития ребенка.

      Приобщение  к аппликации начинается с первой младшей группы. Педагог руководствуется известной особенностью детей: в возрасте 2-3 лет у здоровых малышей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо делать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность действовать. И главная задача взрослого - поддержать эту активность, не дать ей угаснуть, придать ей созидательный характер. Нельзя упустить этот благоприятный период детства для развития детской активности и самостоятельности. Задачи, решаемые в этом возрасте, элементарны:

      - учить действиям с бумагой (отрывать, сминать, скатывать, отрезать), помочь детям увидеть в бумаге материал, который поддается преобразованию и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая, бумага разного цвета, мнется, рвется, разрезается, по разному шуршит[5].

      - дать малышам представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеенка и др.

      - развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных художественных поделок.

      - развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять.

      - развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться «вслед» за взрослыми.

      Содержание  работ в этом возрасте своеобразное: полуобъемная (из бумажных комочков, шариков) и «мозаичная» (из кусочков) предметная аппликация, на которой изображаются самые простые предметы: цветные шары, веточка с ягодами рябины, вишни, веточка мимозы, сирени, разные овощи, фрукты, фигурки животных и др. Эти работы, выполненные на цветном фоне и оформленные в рамку, радуют детей своей яркостью и могут найти практическое применение для украшения интерьера кукольного уголка, группы, дошкольного учреждения, детской комнаты в семье и т.п.

      Выполняя  отдельные действия вместе с воспитателем, делающим аппликацию, дети получают первые представления о ней как о способе изображения с помощью бумаги, преобразованной руками или с использованием инструмента - ножниц.

      Овладение специфическими действиями с материалом, инструментами, предметами в раннем возрасте происходит через общение  с взрослым. Только он может передать ребенку сведения о функциях предметов, орудий, показать приемы использования материала и т.д. в совместной с ним деятельности[8].

      Отдельное действие детей по преобразованию материала  педагог включает в целостный  процесс по созданию поделки. Это  действие (сминание бумаги в комочек, скатывание в шарик и т.д.), дающее промежуточный результат, приобретает для ребенка практический смысл.

      Действия  детей с бумагой постепенно усложняются.

      Первые  совместные с взрослым ручные результативные действия, включенные в контекст создания определенного «продукта», эмоционально подготавливают ребенка к систематическому и более содержательному участию в аппликации. Первые пробы преобразования материала не требуют от детей четкого восприятия формы, цвета; они еще не участвуют в замысливании изображения, но уже на четвертом году жизни в аппликации могут быть поставлены более сложные задачи:

      1. Учить детей составлять узоры  из геометрических форм на  полосе, квадрате, прямоугольнике, равнобедренном  треугольнике.

      2. Учить дошкольников составлять из готовых форм простые предметы (елочка, домик, снеговик и т.п.), и элементарные сюжеты из знакомых предметов (паровозик с вагончиком, домик с елочкой и т.п.).

      3. Учить ребят правильно держать  ножницы, разрезать узкие полоски  по сгибу (согнутые пополам), а затем более широкие (несколько взмахов ножниц).

      4.Учить технике намазывания бумажных деталей клеем: по контуру «обрисовывая» кисточкой с клеем ее края.

      5. Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы: сначала выложить узор (предмет, сюжет) на листе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь.

      6. Воспитывать у дошкольников художественный вкус[8].

      В средней группе решаются более сложные  задачи:

      1.Учить вырезать детали для аппликации из разных материалов (бумага, ткань) простыми способами - отрезать, разрезать, вырезать по контуру.

      2.Приобщить детей к созданию аппликации из сухих листьев, скорректировать способы приклеивания листьев на основу.

      3.Обогатить содержание аппликаций, обеспечив более широкое ознакомление детей с миром природы, предметами народного искусства и т.п., а также разнообразие используемых деталей (не только геометрических форм, но и растительных).

      4.Учить ребят располагать детали на округлых формах: овале, круге, розетке.

      В среднем дошкольном возрасте тверже и увереннее действует рука ребенка, поэтому появляются более сложные  способы вырезывания; дети сами могут  делать такие детали, как овал, круг, закругляя углы прямоугольников; срезая углы по прямой, делать трапецию; разрезать квадраты по диагонали для получения треугольников. Детям этого возраста для вырезывания деталей предметного содержания (грибок, цветок и др.) можно дать трафареты. Опыт показывает, что дети, работавшие с трафаретом и вырезавшие детали по контуру, в дальнейшем легче осваивают симметричное и силуэтное вырезывание и обрывание «на глаз».

      Если  дети рано овладевают ножницами, то к  концу среднего возраста они могут  вырезать детали всеми вышеназванными способами из ткани, и в результате возможна аппликация из ткани. Для основы используется мешковина, драп, хлопчатобумажная гладкокрашеная ткань. На ней можно выполнить узоры как путем чередования деталей разного цвета и формы, так и путем создания композиций из элементов национальных орнаментов разных народов, можно создать предметную или элементарную сюжетную аппликацию. Но в отличие от подобных бумажных изделий аппликация на ткани более долговременна и разнообразна в использовании (салфетка, полотенце, ковер, скатерть).

      Детей четырех-пяти лет можно учить  аппликации из сухих листьев растений: составлять узор, чередуя листья по форме, величине, цвету и располагая их симметрично на картонной основе разных геометрических форм: полосе, квадрате и т.д.

      Нельзя  намазывать лист клеем, как деталь из бумаги или ткани, движением кисточки по контуру - листок начнет крошиться. Его намазывают движением кисточки от указательного пальца левой руки к краям листа.

      Для передачи образа детям предоставляются  другие материалы: карандаши, тонкие веточки, семена. Например, изготовляя аппликацию бабочки, брюшко можно сделать не только из листочка, но и нарисовать, приклеить тонкую веточку; для глаз использовать мелкие семена или тоже нарисовать[15].

      В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезывания - симметричным, силуэтным, многослойным, а также техникой обрывания, плетения. Они могут комбинировать технику.

      Дошкольники осваивают новые способы прикрепления деталей: пришивание их к ткани. При  этом дети получают два варианта изображения: плоскостное и полуобъемное (когда между основой и деталью подкладывается вата). Во втором случае изображение более выразительное. Полуобъемная аппликация получается и при частичном наклеивании деталей, например, только середины снежинки, цветка, бабочки и т.п.

      Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры, как из геометрических, так и из растительных форм. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей. В старшем возрасте дети делают аппликацию из соломки, намазывая клеем контур предмета и наклеивая на него нарезанную соломку.

      Дошкольники могут выполнять многослойные сюжетные аппликации из бумаги, ткани, сухих листьев. Этот вид  аппликации наиболее трудный. В отличие от рисунка в многослойной сюжетной аппликации всегда остается строго определенной последовательность расположения и наклеивания (пришивания) форм: сначала общий фон (земля, море, небо). Затем выкладываются и приклеиваются предметы заднего плана, а потом среднего и переднего. Детям 6-7 лет можно предложить сделать карандашом эскиз будущей работы.

      Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет), материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ  ЗАНЯТИЯ АППЛИКАЦИЕЙ  ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

            2.1 Развитие личности ребенка средствами аппликации

      В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация ,конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

      В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, т.к. в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

      Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники  знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

      В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Представляя ребятам бумагу разных цветов, у них воспитываются умение подбирать красивые сочетания.

      С понятиями ритма и симметрии  дети знакомятся уже в младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора.

      Занятия аппликацией приучают малышей к  плановой организации работы, которая  здесь особенно важна, т.к. в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем детали; в сюжетных работах сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана).

Информация о работе Изучение формирования интереса у детей дошкольного возраста к аппликации