Изучение формирования интереса у детей дошкольного возраста к аппликации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – пути и методы формирования интереса к аппликации.

Гипотеза исследования: использование нетрадиционных техник аппликации, а также интегрированных занятий способствует формированию и повышению интереса к аппликации.

Задачи исследования:

1. Провести отбор литературы по данной тематике.

2. Раскрыть сущность понятия «познавательный интерес».

3. Раскрыть сущность организации работы по обучению аппликации в детском саду.

4. Рассмотреть методики организации и проведения занимательных занятий по аппликации.

Содержание

Введение 3

1. Теоретические основы познавательного интереса к

изобразительной деятельности

1.1 Сущность понятия "познавательный интерес" 6

1.2 Понятие "аппликация", ее виды и технические приемы 9

1.3 Познавательный интерес к изобразительной деятельности 16

1.4 Содержание работы по аппликации в дошкольном учреждении 18

2. Занимательные занятия аппликацией из нетрадиционных материалов,

как средство развития творчества детей дошкольного возраста

2.1 Развитие личности ребенка средствами аппликации 24

2.2 Материалы и оборудование по аппликации 26

2.3"Скульптурные" аппликации 31

2.4 Занимательные занятия интегрированного характера

по аппликации 33

2.5 Методические рекомендации для родителей по развитию

у детей интереса к аппликации дома 36

3. Заключение 40

4. Библиография 43

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

        Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища.

      Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить ее. Позже стали использовать кусочки кожи, меха, войлока других оттенков и цветов для украшения одежды. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация.

      Кого  и что изображали люди в аппликации?

      Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы  и растения, сцены охоты и повседневной жизни.

      Со  временем аппликация становилась все  более разнообразной по использованию  материалов. Кроме кожи и войлока, применяются цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя –  бархат, атлас, шелк.

      На  смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. Связана она с началом производства бумаги. Наиболее молодым видом аппликации считались черные силуэты, вырезанные из бумаги.

      Возродилось искусство силуэта во Франции. Здесь  же появилось и само название силуэт.

      Искусство черного силуэта стало использоваться как украшение в домах русских дворян.

      Силуэты Толстого отличаются высоким художественным мастерством, выполнены с ювелирной  тонкостью. Зачастую художник прибегает  к таким техническим приемам, как прорези и накалывание в изображении воды и листвы деревьев.

      Этому редкому искусству посвятила  свой талант советская художница  Е.Е. Лебедева. Вырезанием из бумаги она  увлекалась в детстве, еще учась  в гимназии.

      В орнаментах, аппликациях Е.Е. Лебедевой - мотивы природы средней полосы, где она родилась и прожила почти всю жизнь. На ее аппликациях можно увидеть ажурные ночные фиалки, букетики ландышей с папоротником, липы, ветки черемухи, птиц на ветках, белок, голубей, орнаменты.

      Аппликации  уделяли внимание известные художники зарубежных стран. Интересны и своеобразны аппликации французского живописца Анри Матисса.

      Главную роль играет цвет. Матисс считал, что  цвета должны поддерживать друг друга, а не уничтожать. Он утверждал, что  цвета, которые можно применять  для изображения предметов и явлений природы, сами по себе, совершенно независимо от этих предметов обладают силой воздействия на чувства зрителей.

      В каждой аппликации он брал 4-5 тонов, но подбирал их так, чтобы выразить сущность декоративности и богатства цвета  как такового.

      Вызывая отдельные фигуры и формы, меняя  цвета и формы, Матисс создал ряд  колоритных декоративных работ: мифологический образ Икара, персонаж сказки Ш. Перро  «Красная шапочка» - Волк символический  образ «Судьба», воспоминание об острове  Гаити.

      Не  только профессиональные художники  занимались силуэтной аппликацией. На протяжении многих веков искусство  бумажной вырезной аппликации жило в  народе. На Украине и Белоруссии и сейчас делают бумажные силуэты - вытинянки, или вырезанки. Выполняют  их ножницами без предварительного рисунка. Самую простую вырезанку сделает даже ребёнок дошкольного возраста: кто из вас не вырезал снежинки к новогоднему празднику?

      Витинянки - это простые украшения, вырезанные из цветной бумаги, которые имеют четкие, чисто грамматические формы. Наиболее простой способ вырезания - складывание бумаги пополам. Из бумаги, сложенной пополам, вырезали деревья, вазы, птиц, а из бумаги, сложенной в несколько раз, - хороводы.

      Увлекались  этим чаще всего девушки и женщины, работая ножницами без предварительного рисунка.

      Из  бумаги создавались даже картины  с незамысловатыми сюжетами, где  изображались птицы, звери, рыбы, растения, архитектурные сооружения. Вырезки  наклеивались на стены, окна, в простенках.

      Яркие, праздничные аппликации различные композиции декоративных цветов в вазах, золотистые колосья пшеницы, кукуруза, подсолнух, фрукты, петухи, диковинные птицы - все это представляется на многочисленных выставках декоративно - прикладного искусства.

      В Ростове - на - Дону увлеченно работает с засушенными растениями П. Рябинин. Работы из тополиного пуха самостоятельных художников, из города Трускавца В.Тарановой и А.Шевченко демонстрировались в Донецке, Ялте, Львове и др. городах.

      Работы  художников - флористов пользуются неизменным успехом на выставках «Природа и творчество».

      Виды  аппликации и технические  приемы

      Индивидуальные  и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято  подразделять занятия по видам. Сюда включается предметная, сюжетно - тематическая и декоративная аппликация.

      В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметы изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.

      На  начальном этапе малыши раскладывают и наклеивают предмет из заготовленных  воспитателем частей: мяч - две половинки  разного цветам грибок - шляпка и  ножка; тележка - прямоугольный корпус и круглые колеса; гирлянда - флажки прямоугольной формы и т.д.

      По  мере освоения приемов вырезания  средней, старшей и подготовительной к школе группах дети могут  изобразить предметы, отличающиеся разнообразием  формы, строения, сочетания окраски, величины соотношения (дома различных типов, транспорт, растения, птицы, животные, человек в реальной и сказочной трактовке).

      Сюжетно - тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимодействии в соответствии с темой или сюжетом («Цыпленок клюет зерна», «Колобок отдыхает на пеньке», «Рыбки плавают в аквариуме», «Грачи вьют гнёзда на дереве»). При этом перед ребёнком становятся следующие задачи:

      - вырезать предметы, показать их  различия по величине при сопоставлении друг с другом (высокое дерево и маленькие грачи, рыбки большие и маленькие);

      - выделить основные предметы, главных  действующих лиц, связать их  с местом действия, обстановкой  (рыбки плавают в аквариуме,  цветы растут на лугу). Главное выделяется размером, цветом, композиционным размещением среди других предметов;

      -передать характерные особенности персонажей и их действия через жесты, позу, одежду, окраску (колобок встретился с медведем - фигуры наклеивают в положении поворота друг к другу);

      -расположить предметы на плоскости основ: на одной линии в ряд по горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов (улица нашего города, веселый хоровод); создать двухплановые композиции - ниже, выше, ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов с учетом их удаления (лодки в море, цветущий луг с полосой леса в дали);

      -подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемому объекту и явлениям (золотая осень, зимой в лесу, уборка урожая).

      В каждой возрастной группе эти задачи реализуются по-разному. Их усложнение связано с уровнем знаний, умений и навыков, от которых зависит  творческая вариативность содержания сюжетно - тематических аппликаций.

      Многообразие  окружающей жизни дает богатый материал для отражения в аппликациях различных сюжетов.

      Сюжеты  аппликаций могут трактоваться по - разному в зависимости от возраста детей. Например, по - разному дети отображают тему «Осень».

      Дети  старшей группы вырезают и наклеивают «Осенний букет», «Богатый урожай овощей», а в подготовительной к школе группе эта тема может найти еще более оригинальное решение: «Осенний натюрморт», «Птицы, улетающие в теплые края» и т.д.

      Тематический  набор бумаги должен помочь выяснить колоритное своеобразие времени года, реалистичность или фантастичность явлений особенности взаимосвязи объектов. При этом, не нужно забывать, что большое количество цветной бумаги ведет к излишней красивости, пестроте, а это является показателем неразвитого вкуса можно создать тоновые аппликации, используя сочетание двух - трех цветов: например, «Зимний вечер» (на темном фоне белые силуэты зайцев, а вокруг стволы деревьев), «Поздняя осень» (на серой основе темные силуэты деревьев, на ветках которых кое - где мелькают желтые листья). Такие контрастные сочетания цветов создают ощущение света, воздуха, вызывают у ребенка положительные эмоции.

      Декоративная  аппликация - вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребенок учится стилизовать декоративно, преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

      На  занятиях в дошкольном учреждении применяется  декоративная аппликация с ленточной  и центрально - лучевой композицией. В ленточном построении отдельные  элементы могут многократно повторяться  по горизонтали или вертикали в виде фриза, каймы или бордюра. Узор бывает простой, состоящий из одного элемента, и сложный в котором отдельный мотив повторяется через два - три элемента.

      В центрально - лучевой композиции узор развивается в направлении от центра украшения равномерно к краям, углам, сторонам в зависимости от того, на предмете кокой формы он расположен: на круге, прямоугольнике, квадрате (тюбетейки, ковры, наволочки и д.р.).

      Для воспроизведения различных видов  орнаментов дети дошкольного возраста должны научиться равномерно, заполнять отдельными элементами пространство фона, выделять основные и вспомогательные части аппликации. Чтобы развить у детей глазомер и способность создавать уравновешенные композиции, целесообразно применять наглядные приемы обучения или ограничиваться словесной инструкцией, если дошкольникам хорошо известны способы вырезания и наклеивания отдельных элементов.

      Аппликация - наиболее простой и доступный  способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с), но и в создании картин, орнаментов и т.д.

      Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка  образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пяте 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.3 Познавательный интерес к изобразительной деятельности

      Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной  деятельности: детей радует яркий  цвет бумаги, удачное ритмическое  расположение фигур, большой интерес  вызывает у них техника вырезывания и наклеивания.

      Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают  новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. Все  виды изобразительной деятельности детей, в том числе и аппликация, направлены на формирование у детей  определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения, что важно не только для создания сюжетных и декоративных аппликаций, но и для рисования.

      Детей младших возрастов учат наклеиванию готовых геометрических фигур и изображений, правильно применяя приемы намазывания их клеем, наложения на бумагу, прижимая плотно наклеиваемое изображение салфеткой.

Информация о работе Изучение формирования интереса у детей дошкольного возраста к аппликации