Изучение формирования интереса у детей дошкольного возраста к аппликации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – пути и методы формирования интереса к аппликации.

Гипотеза исследования: использование нетрадиционных техник аппликации, а также интегрированных занятий способствует формированию и повышению интереса к аппликации.

Задачи исследования:

1. Провести отбор литературы по данной тематике.

2. Раскрыть сущность понятия «познавательный интерес».

3. Раскрыть сущность организации работы по обучению аппликации в детском саду.

4. Рассмотреть методики организации и проведения занимательных занятий по аппликации.

Содержание

Введение 3

1. Теоретические основы познавательного интереса к

изобразительной деятельности

1.1 Сущность понятия "познавательный интерес" 6

1.2 Понятие "аппликация", ее виды и технические приемы 9

1.3 Познавательный интерес к изобразительной деятельности 16

1.4 Содержание работы по аппликации в дошкольном учреждении 18

2. Занимательные занятия аппликацией из нетрадиционных материалов,

как средство развития творчества детей дошкольного возраста

2.1 Развитие личности ребенка средствами аппликации 24

2.2 Материалы и оборудование по аппликации 26

2.3"Скульптурные" аппликации 31

2.4 Занимательные занятия интегрированного характера

по аппликации 33

2.5 Методические рекомендации для родителей по развитию

у детей интереса к аппликации дома 36

3. Заключение 40

4. Библиография 43

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

                        Содержание 

Введение            3

1. Теоретические основы познавательного интереса к

изобразительной деятельности

1.1 Сущность  понятия "познавательный интерес"     6

1.2 Понятие  "аппликация", ее виды и технические  приемы    9

1.3 Познавательный  интерес к изобразительной деятельности   16

1.4 Содержание  работы по аппликации в дошкольном  учреждении  18

2. Занимательные  занятия аппликацией из нетрадиционных  материалов,

 как  средство развития творчества  детей дошкольного возраста

2.1 Развитие  личности ребенка средствами аппликации    24

2.2 Материалы  и оборудование по аппликации      26

2.3"Скульптурные" аппликации        31

2.4 Занимательные  занятия интегрированного характера 

      по  аппликации          33

2.5 Методические  рекомендации для родителей по  развитию

        у детей интереса к аппликации  дома      36

3. Заключение           40

4. Библиография           43  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              ВВЕДЕНИЕ

      Познание  мира, осмысление явлений в процессе активной художественно-творческой деятельности, посильной детям дошкольного  возраста, является одной из центральных задач развития детей в изобразительной деятельности. В связи с этим, основная задача взрослого – создать условия и помочь сформировать у ребенка целостное и многогранное представление об окружающем мире в процессе работы над художественными образами средствами изобразительного искусства, используя универсальность и синкретизм (единство) последнего.

      Наблюдая  за развитием детей в изобразительной  деятельности, изучая научные разработки, отражающие её возможности для полноценного развития ребенка, можно сделать вывод: недопустимо строить воспитание детей на основе механического освоения техники изображения; навязывать детям стереотипы и шаблоны, которые они легко усваивают, но это ни на шаг не продвигает их в художественном развитии; подгонять творчество детей, их манеру изображения под взрослые образцы; предполагать, что творческие и познавательные способности в процессе изобразительной деятельности разовьются сами собой. Все это отрицательно влияет на психическое и физическое здоровье ребенка, ведет к потере интереса к познанию мира.

      Таким образом, возникает необходимость  поиска новых подходов в организации  педагогического процесса, обеспечивающих успех развития и воспитания детей.

      Каждый  вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.

      Значение  занятий аппликацией, в том числе и с использованием нетрадиционных техник, с использованием занимательного материала для образования дошкольников исторически и научно доказано. В результате обобщения опыта педагогов было выявлено значение обучения аппликации:

-   развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;

-    развитие художественно - графических умений и навыков;

- развитие  фантазии, творческого мышления  и воображения, пространственного восприятия;

-    развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;

- становление некоторых организационных навыков художественного творчества;

- получение сведений об отечественной и мировой художественной культуре;

-    воспитание зрительской культуры;

- возможное раскрытие начал профессиональной художественно - изобразительной деятельности.

      В современных педагогических и психологических  исследованиях доказывается необходимость  занятий изобразительным творчеством  для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.

      В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что  дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

      Учитывая  актуальность данной проблемы, целью нашей курсовой работы является выявление путей формирования интереса к изобразительной деятельности дошкольников на примере аппликации.

      Объект  исследования – интерес и особенности формирования технических умений на занятиях по аппликации с детьми дошкольного возраста.

      Предмет исследования – пути и методы формирования интереса к аппликации.

      Гипотеза исследования: использование нетрадиционных техник аппликации, а также интегрированных занятий способствует формированию и повышению интереса к аппликации.

      Задачи  исследования:

1.  Провести отбор литературы по данной тематике.   

2.  Раскрыть сущность понятия «познавательный интерес».

3. Раскрыть сущность организации работы по обучению аппликации в детском саду.

4. Рассмотреть  методики организации и проведения  занимательных занятий по аппликации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      1.1 Сущность понятия «познавательный интерес»

      Весь  многовековой опыт прошлого дает основание  утверждать, что интерес в  обучении  представляет   собой  важный   и   благоприятный   фактор   его построения. Ян Амос Коменский, совершивший революцию в дидактике,  рассматривая новую школу как источник радости, света и знания, считал  интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки  обучения.  Ж.-Ж. Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитанника  к  окружающим  его предметам  и  явлениям,  пытался  строить  доступное  и   приятное   ребенку обучение.  К.Д.  Ушинский  в  интересе  видел  основой  внутренний  механизм успешного учения.   Он  показал,  что  внешний  механизм  приневоливания  не достигает  нужного  результата.  Даже  И.  Ф.  Гербарт,  признавая   интерес имманентным свойством,  призывал  учителя  не  быть  скучным,  а  основывать обучение на интересах, присущих ребенку.

      Ушинский  писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое  только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника – из  любви  к воспитателю, убивает, в учении охоту учится, без которой он далеко не  уйдет. Он считал, что нужно сделать учебную работу насколько возможно  интересной, и, не превращать эту работу в забаву[14].

        Интересное  обучение  не  исключает   умения  работать  с  усилием,   а наоборот, способствует этому.

   Общая  теория  интереса,  разрабатываемая  советскими  психологами (Б.Г.Ананьев, М. Ф. Беляев, Л. И. Божович, Л. А. Гордон, С. Л. Рубенштейн  и др.),  раскрывает  материалистический  подход  к  этой  сложной   проблеме.

      Понятие “интерес” не  умозрительно.  Оно  отражает  объективно  существующие отношения  личности  которые  проявляются  в  результате  влияния   реальных условий жизни, деятельности человека. Истоки интереса лежат в общественной жизни. В интересе выражено единство объективного и субъективного.

      Интерес выступает перед нами как:

         - избирательная направленность  психических процессов  человека  на

           объекты и явления окружающего  мира;

         - тенденция, стремление, потребность   личности  заниматься  именно

           данной областью явлений, данной  деятельностью, которая  приносит

           удовлетворение;

         - мощный побудитель активной личности, под влиянием  которого  все

           психические процессы протекают  особенно интенсивно и напряженно,

   а деятельность становится увлекательной и продуктивной;

         -  особое  избирательное  отношение   к  окружающему  миру,  к  его

           объектам, явлениям, процессам [15].

      Психология  считает, что  посредством  интереса  устанавливаются  связи субъекта с  объектом.  Все,  что  составляет  предмет  интереса,  почерпнуто человеком  из  объективной  действительности.  Но  предметом  исследования  в интересе для человека, является далеко не все, а  лишь  то,  что  имеет  для него необходимость, значимость, ценность и привлекательность.

        Педагогический подход к решению  этого вопроса должен состоять  в  том, чтобы:

         -  обнажать  в педагогическом  процессе  объективные возможности интересных сторон, явлений окружающей жизни;

         - возбуждать и постоянно поддерживать  у детей  состояние  активной  заинтересованности  (а  не  равнодушия)  окружающими  явлениями  моральными, эстетическими, научными ценностями;

         - всей системой обучения и  воспитания целенаправленно   формировать интерес  как   ценное   свойство   личности,   содействующие   ее творческой  активности, ее целостному развитию.

      Интересы  –  результат  формирования  личности.  Они  сопровождают  ее развитие и содействуют ему. Исследования  советских  психологов   утверждают,   что   формирование интереса – не замкнутый в себе автономный процесс. Оно   обусловлено   социальным   окружением,   сферой  и   характером деятельности  не  только  самого  человека,  но  и людей,  его   окружающих процессами  обучения  и   воспитания,   располагающими   особыми   стимулами возбуждения интереса, коллективом, активностью самой личности,  её  позицией и её ролью в деятельности коллектива.

      Современная дидактика, опираясь на новейшие  достижения  педагогики  и психологии, видит  в интересе еще большие возможности  и для обучения,  и  для развития, и для формирования личности ученика  в целом.

      В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес  к  познанию,  как его  принято  теперь  называть,  познавательный  интерес.  Его   область   – познавательная  деятельность,  в  процессе  которой   происходит   овладение содержанием  предметов  и  необходимыми  способами  или  умениями  и навыками, при помощи которых ученик получает образование[15].

        Общеизвестно, что учить приятней  и радостней того, кто хочет   учиться, кто испытывает  удовлетворение  от  своего  учебного  труда,  кто  проявляет интерес к  знаниям.  И,  наоборот,  трудно  и  тягостно  учить  тех,  кто  не испытывает желания узнавать новое, кто смотрит на учение, как  на тяжелое  бремя  и  кто  подчас  сопротивляется  каждому  начинанию  учителя, каждому, даже разумному воздействию со стороны. Поэтому, проблема интереса в обучении и воспитании  стала и стоит по  сей день.

      Анализ  психологической  структуры  познавательного  интереса   привел советских психологов (С. Л. Рубенштейн, Л. А. Гордон,  А.  П.  Леоньтьев)  к заключению,  что  это   сугубо   личностное   образование,   сопряженное   с потребностями, в котором в слитом, органическом  единстве  представлены  все важные для личности процессы: интеллектуальные, эмоциональные, волевые. 

      1.2 Понятие "аппликация", ее виды и технические приемы

      Аппликация (от латинского аррliсаtiо - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. В аппликации употребляются самые различные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага.

Информация о работе Изучение формирования интереса у детей дошкольного возраста к аппликации