Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 12:26, курсовая работа
Предмет исследования – пути и методы формирования интереса к аппликации.
Гипотеза исследования: использование нетрадиционных техник аппликации, а также интегрированных занятий способствует формированию и повышению интереса к аппликации.
Задачи исследования:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Раскрыть сущность понятия «познавательный интерес».
3. Раскрыть сущность организации работы по обучению аппликации в детском саду.
4. Рассмотреть методики организации и проведения занимательных занятий по аппликации.
Введение 3
1. Теоретические основы познавательного интереса к
изобразительной деятельности
1.1 Сущность понятия "познавательный интерес" 6
1.2 Понятие "аппликация", ее виды и технические приемы 9
1.3 Познавательный интерес к изобразительной деятельности 16
1.4 Содержание работы по аппликации в дошкольном учреждении 18
2. Занимательные занятия аппликацией из нетрадиционных материалов,
как средство развития творчества детей дошкольного возраста
2.1 Развитие личности ребенка средствами аппликации 24
2.2 Материалы и оборудование по аппликации 26
2.3"Скульптурные" аппликации 31
2.4 Занимательные занятия интегрированного характера
по аппликации 33
2.5 Методические рекомендации для родителей по развитию
у детей интереса к аппликации дома 36
3. Заключение 40
4. Библиография 43
Содерж
Введение 3
1. Теоретические основы познавательного интереса к
изобразительной деятельности
1.1 Сущность
понятия "познавательный
1.2 Понятие "аппликация", ее виды и технические приемы 9
1.3 Познавательный интерес к изобразительной деятельности 16
1.4 Содержание
работы по аппликации в
2. Занимательные
занятия аппликацией из
как средство развития творчества детей дошкольного возраста
2.1 Развитие личности ребенка средствами аппликации 24
2.2 Материалы
и оборудование по аппликации
2.3"Скульптурные" аппликации 31
2.4 Занимательные
занятия интегрированного
по аппликации 33
2.5 Методические рекомендации для родителей по развитию
у детей интереса к аппликации дома 36
3. Заключение 40
4. Библиография 43
Познание мира, осмысление явлений в процессе активной художественно-творческой деятельности, посильной детям дошкольного возраста, является одной из центральных задач развития детей в изобразительной деятельности. В связи с этим, основная задача взрослого – создать условия и помочь сформировать у ребенка целостное и многогранное представление об окружающем мире в процессе работы над художественными образами средствами изобразительного искусства, используя универсальность и синкретизм (единство) последнего.
Наблюдая
за развитием детей в
Таким образом, возникает необходимость поиска новых подходов в организации педагогического процесса, обеспечивающих успех развития и воспитания детей.
Каждый
вид изобразительной
Значение занятий аппликацией, в том числе и с использованием нетрадиционных техник, с использованием занимательного материала для образования дошкольников исторически и научно доказано. В результате обобщения опыта педагогов было выявлено значение обучения аппликации:
- развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;
- развитие художественно - графических умений и навыков;
- развитие
фантазии, творческого мышления
и воображения,
- развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;
- становление некоторых организационных навыков художественного творчества;
- получение сведений об отечественной и мировой художественной культуре;
- воспитание зрительской культуры;
- возможное раскрытие начал профессиональной художественно - изобразительной деятельности.
В
современных педагогических и психологических
исследованиях доказывается необходимость
занятий изобразительным
В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
Учитывая актуальность данной проблемы, целью нашей курсовой работы является выявление путей формирования интереса к изобразительной деятельности дошкольников на примере аппликации.
Объект исследования – интерес и особенности формирования технических умений на занятиях по аппликации с детьми дошкольного возраста.
Предмет исследования – пути и методы формирования интереса к аппликации.
Гипотеза исследования: использование нетрадиционных техник аппликации, а также интегрированных занятий способствует формированию и повышению интереса к аппликации.
Задачи исследования:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Раскрыть сущность понятия «познавательный интерес».
3. Раскрыть сущность организации работы по обучению аппликации в детском саду.
4. Рассмотреть
методики организации и
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность понятия «познавательный интерес»
Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор его построения. Ян Амос Коменский, совершивший революцию в дидактике, рассматривая новую школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения. Ж.-Ж. Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитанника к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребенку обучение. К.Д. Ушинский в интересе видел основой внутренний механизм успешного учения. Он показал, что внешний механизм приневоливания не достигает нужного результата. Даже И. Ф. Гербарт, признавая интерес имманентным свойством, призывал учителя не быть скучным, а основывать обучение на интересах, присущих ребенку.
Ушинский писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника – из любви к воспитателю, убивает, в учении охоту учится, без которой он далеко не уйдет. Он считал, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, и, не превращать эту работу в забаву[14].
Интересное обучение не исключает умения работать с усилием, а наоборот, способствует этому.
Общая теория интереса, разрабатываемая советскими психологами (Б.Г.Ананьев, М. Ф. Беляев, Л. И. Божович, Л. А. Гордон, С. Л. Рубенштейн и др.), раскрывает материалистический подход к этой сложной проблеме.
Понятие “интерес” не умозрительно. Оно отражает объективно существующие отношения личности которые проявляются в результате влияния реальных условий жизни, деятельности человека. Истоки интереса лежат в общественной жизни. В интересе выражено единство объективного и субъективного.
Интерес выступает перед нами как:
- избирательная направленность
психических процессов
объекты и явления окружающего мира;
- тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно
данной областью явлений,
удовлетворение;
- мощный побудитель активной личности, под влиянием которого все
психические процессы
а деятельность становится увлекательной и продуктивной;
- особое избирательное отношение к окружающему миру, к его
объектам, явлениям, процессам [15].
Психология считает, что посредством интереса устанавливаются связи субъекта с объектом. Все, что составляет предмет интереса, почерпнуто человеком из объективной действительности. Но предметом исследования в интересе для человека, является далеко не все, а лишь то, что имеет для него необходимость, значимость, ценность и привлекательность.
Педагогический подход к
- обнажать в педагогическом процессе объективные возможности интересных сторон, явлений окружающей жизни;
- возбуждать и постоянно
- всей системой обучения и воспитания целенаправленно формировать интерес как ценное свойство личности, содействующие ее творческой активности, ее целостному развитию.
Интересы – результат формирования личности. Они сопровождают ее развитие и содействуют ему. Исследования советских психологов утверждают, что формирование интереса – не замкнутый в себе автономный процесс. Оно обусловлено социальным окружением, сферой и характером деятельности не только самого человека, но и людей, его окружающих процессами обучения и воспитания, располагающими особыми стимулами возбуждения интереса, коллективом, активностью самой личности, её позицией и её ролью в деятельности коллектива.
Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики и психологии, видит в интересе еще большие возможности и для обучения, и для развития, и для формирования личности ученика в целом.
В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование[15].
Общеизвестно, что учить приятней и радостней того, кто хочет учиться, кто испытывает удовлетворение от своего учебного труда, кто проявляет интерес к знаниям. И, наоборот, трудно и тягостно учить тех, кто не испытывает желания узнавать новое, кто смотрит на учение, как на тяжелое бремя и кто подчас сопротивляется каждому начинанию учителя, каждому, даже разумному воздействию со стороны. Поэтому, проблема интереса в обучении и воспитании стала и стоит по сей день.
Анализ
психологической структуры познавательного
интереса привел советских психологов
(С. Л. Рубенштейн, Л. А. Гордон, А.
П. Леоньтьев) к заключению,
что это сугубо личностное
образование, сопряженное с
потребностями, в котором в слитом, органическом
единстве представлены все важные
для личности процессы: интеллектуальные,
эмоциональные, волевые.
1.2 Понятие "аппликация", ее виды и технические приемы
Аппликация (от латинского аррliсаtiо - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. В аппликации употребляются самые различные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага.
Информация о работе Изучение формирования интереса у детей дошкольного возраста к аппликации