История развития специализированных математических школ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена исследованию истории становления математического образования в школе с реформ Петра Великого до современного времени. В работе рассмотрены ключевые шаги развития математики в школе. От создания цифирных школ до современной средней школы. Рассмотрены положительные и отрицательные аспекты математики в школе в разных эпохах, экспериментальные школы, реформы образования, которые повлияли на дальнейшее развитие математики и сделали его таким, какое оно сейчас. Рассмотрены уровни преподавания математики в школе, содержание курса, и роль таких заведений в развитии страны. Для чего создавались такие школы, почему менялись и каким образом, а также куда отправлялись выпускники таких школ. В этой работе история развития школьного математического образования в России рассмотрена на фоне эволюции всей отечественной образовательной системы. Также приведены примеры задач по арифметике, алгебре и геометрии того времени.

Содержание

Введение 3
1.Петровские реформы, XVIII век 4
Навигационная школа 4
Цифирные школы 4
Гарнизонные школы 6
2.Образование в 18-19 веках 6
Екатерининская школа 6
Российское образование в Александровскую эпоху 7
Российское образование при Николае I 8
Образовательная реформа Александра II 9
Российское образование в конце XIX – начале XX века 10
2.Советская школа 16
Начало советской школы 16
Колмогоров и его школа 18
Российское образование в 30–60-х гг. 21
Период реформ советской школы 22
Образовательная реформа 80-х – начала 90-х гг 26
3.Современное образование 26
Стандарт общего образования 27
ЕГЭ 28
Специализированный научный центр МГУ 29
Физико-математическая школа имени М.А.Лаврентьева при НГУ 30
Практическая часть 32
Заключение 37
Литература 39

Работа содержит 1 файл

курсовая1.docx

— 74.67 Кб (Скачать)

   

Российское образование в конце XIX – начале XX века

     С начала 70-х гг., а в особенности  при Александре III, вновь восторжествовала  реакция. Школа опять стала  сословной. Новый министр, И.Д. Делянов, в 1887 году издал знаменитый циркуляр, где говорилось, что гимназии и прогимназии следует освободить «от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат». Основное образование приобретало все более формальный характер, преподавание древних языков свелось к зазубриванию грамматики. Земские школы были повсеместно заменены церковно-приходскими, с тем чтобы «искать главной опоры в духовенстве и церкви в народном первоначальном образовании» (К.П. Победоносцев).

Становление земской школы как значимой народной русской школы приходится в начало 20-го века. Говоря о главной цели воспитания в народной школе, съезд определяет ее так: «выработка личности, которая находила бы нравственное удовлетворение в деятельности на пользу семьи, окружающего общества и государства» .

Цели преподавания математики формируются весьма детально. Цель преподавания арифметики – «содействовать развитию последовательного мышления ученика и привить ему навыки пользоваться числом и мерой».

Далее в постановлении  съезда говорится: «Оканчивающие курс начальной школы ученики должны быть знакомы с приемами устного  и письменного вычисления с целыми числами и приемами вычислений на русских счетах». Необходимо знакомство учеников с простыми долями, наиболее употребляющимися в жизни, а также  конечными десятичными дробями. Необходимо не только с мерами, но и  приемами измерений.

Усвоенные по арифметики сведения ученики должны уметь применять к решениям несложных  задач, взятых из знакомой жизненной  обстановки. Из программы должны быть исключены решение задач с  условиями, редко встречающимися или  никогда не встречающимися в жизни, а также с очень большими числами. Желательно знакомства с наиболее употребительными метрическими мерами.

Ученикам  должны быть сообщены сведения об изменениях прямых линиях, углов, площадей прямоугольных  фигур, объемов пространственных тел.

Приведем  содержание программы по арифметике, которая действовала накануне революции  в начальных школах одного из уездов Вологодской губернии.

Первый год  обучения.

Наглядное вычисление понятий «больше» - «меньше». Прямой, обратный счет до 10. Действия в первом десятке. Счет до ста. Действия с круглыми десятками, действия в пределах 20. Устный счет и полезные житейские вычисления. Знакомство с двумя видами делений. По содержанию и на части, знакомство с долями 1/4, 1/8. Знакомство с мерами, монетами, размерами бумаги, единицами  счета.

Второй год  обучения.

Арифметические  действия в пределах сотни. Дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми  и различными знаменателями. Раздробление и укрупнение дробей, исключение целого числа из дроби. Простейшие случаи умножения  и деления дробей на целое число. Меры и измерения. Действия над простыми и именованными числами. Римская  нумерация, часы. Торговые русские счеты. Нумерация чисел до 1000. Устные вычисления в пределе 1000.

Третий год  обучения.

Письменные  вычисления в пределе 1000. Действия с  дробями, сложение и вычитание, умножение  и деление на целое число. Нахождение части целого и целого по части. Многозначные числа: нумерация, арифметические действия, меры сыпучих и жидких тел. Действия над составными именованными числами.

Четвертый год  обучения.

Повторение  арифметических целых и дробных  чисел. Квадратные, кубические меры. Проценты. Знакомство с простейшими десятичными  дробями и действия над ними. Знакомство с метрическими мерами и их сопоставления  с русскими мерами. Учет векселей.

Приведем  содержание программы по геометрии  для 3го и 4го годов обучения.

Третий год  обучения.

Повторение  пройденного раньше, а если геометрия  не была введена, то прохождение вновь  следующего материала(3 пункта):

-Прямая линия  по сравнению с ломанной кривой, через одну точку можно провести  много прямых, через две точку  – одну прямую. Провешивание прямой  линии с помощью самодельных  вех. Направление прямой.

-Круг, центр,  поперечник, радиус.

-Поверности, плоские, кривые. Горизонтальные и отвесные плоскости. Ватерпас и отвес.

Двугранный  угол как результат вращения двух граней вокруг общего ребра. Прямой, острый и тупой двугранные углы как угол в четверть, меньше четверти и больше четверти поворота. Линейные прямые, тупые  и острые углы.

Перпендикулярные  и параллельные прямые и плоскости. Проведение прямых перпендикулярных и параллельных в поле с помощью экера.

Куб. Рассмотрение и описание куба. Квадрат. Диагонали  и средние линии квадратов  как оси симметрии. Плоскости  симметрии куба. Развертка куба. «Скелет» куба.

Прямоугольная призма (брус). Рассмотрение и сравнивание  ее с кубом. Прямоугольник, сравнение  с квадратом. Оси симметрии прямоугольник  и плоскости симметрии прямоугольной  призмы. Развертка прямоугольной  призмы. «Скелет» прямоугольной призмы.

План предметов  небольших размеров, которые могут  быть охвачены целиком при рассматривании. План класса прямоугольных участков земли.

Понятие об измерении поверхности: мерою должна служить поверхность квадрата как  наиболее удобная форма меры.

Измерение прямоугольной  полосы, ширина которой единица, путем  фактического наложения квадратной единицы. Разрезание такой же полосы на квадраты. Вычерчивание плана полосы такого же рода с нанесением на него делением на квадраты. Определение  поверхности полосы шириной единицей длины на основание измерения ее длины.

Измерение поверхности  прямоугольника путем наложения  квадратной единицы, разрезание поверхности прямоугольника на полосы шириной в единицу длины, разрезание поверхности прямоугольника на квадраты. Вычерчивание плана прямоугольной поверхности с нанесением деления и их на полосы шириною в единицу, причем одна из полос разделена на квадраты. Вычисление площади прямоугольной поверхности путем измерения ее длины и ширины. Превращение прямоугольной площади в другую фигуру с такой же площадью.

Квадратные  меры: умение установить соотношение  между квадратными единицами  путем нанесения плана больше единицы с ее делениями на указанную квадратную единица.

Измерение прямоугольных  поверхностей земли.

Четвертый год  обучения.

Понятие об измерении объема: мерой должен служить  объем, причем для удобства объем  кубической формы. Решается вопрос, какой  из двух брусков разных размеров, но равновеликих, больше. Достигается  результат путем разрезания бруска на кубики и бруски меньших размеров.

Измерение объемов  бруска, ширина и высота которой единица длины, путем сравнения с кубической единицей и разрезание на кубические единицы. Вычисление объема этого столбика путем измерения его длины.

Измерение объема слоя, высота которого единица длины, указанными выше способами. Вычисление объема слоя по его линейным размерам.

Измерение и  вычисление объема прямоугольной призмы теми же способами в той же последовательности, как и раньше.

Кубические  единицы. Установление соотношений  между кубическими единицам путем набросков схематического чертежа.

Шар, его  сечение. Окружность и круги. Деление  окружности на градусы.

Определение положения точки на плоскости  при помощи системы горизонтальных и вертикальных прямых, относящихся друг от друга на равном расстоянии.

Определение положения точки н шаровой поверхности при помощи сети кругов.

Черчение  планов, перечерчивание с доски чертежей в уменьшенном виде, причем встречаются  тупые и острые углы.

Сравнение углов  друг с другом. Мерой угла может  служить лишь угол. Маленький угол в 1/90 часть прямого как мера угла. Мера углов. Угол содержит в себе столько  маленьких углов, сколько соответствующая  ему дуга. Градусное измерение углов. Транспортир, его изготовление, применения для измерения углов и вычерчивание.

Черчение  при помощи транспортира и правильных многоугольников.

Правильная  треугольная призма. Треугольник, его  виды. Развертка треугольной призмы и ее «скелет».

Параллелограмм. Прямой параллелепипед и его развертка.

Превращение параллелограмма в равновеликий ему прямоугольник. Вычисление площади  параллелограмма.

Превращение прямого параллелепипеда в брус. Вычисление объема прямого параллелепипеда.

Превращение треугольника в равновеликий ему  треугольник и параллелограмм. Вычисление площади треугольника.

Вычисление  объема треугольной призмы.

Прямые многоугольные  призмы и их развертки.

Определение площади правильного многоугольника путем деления его на равные треугольники.

Объем многоугольной  призмы.

Цилиндр, его  развертка. Приблизительное определение  площади круга с помощью клетчатой  бумаги. Приблизительное определение  объема цилиндра.

Нанесение планов участков земли с прямолинейными границами. Самодельная астролябия и ее применение. Определение высоты доступного предмета и ширины реки.

В заключении отметим, что данная программа по геометрии фактически представляла собой целостный курс наглядной  геометрии.

 

Советская школа

Начало советской школы

       Уже в конце 1917 г. начала  проводиться национализация всех  типов учебных заведений. Школа  была объявлена не только единой  и трудовой, но и бесплатной, общеобязательной  и общедоступной. Была заявлена  преемственность ступеней образования,  обеспечивалось равенство возможностей  образования. Была осуществлена  последовательная демократизация  школы – участие в управлении  образованием органов местного  самоуправления, организация общественных  школьных советов, отмена обязательных  домашних заданий, отметок и  экзаменов, введение программ  только в качестве примерных,  а также гибких учебных планов. Были предоставлены все возможности для педагогических экспериментов в духе прогрессивных идей российской и зарубежной педагогики, в частности, большое распространение получили метод проектов и Дальтон-план, предусматривавшие перенос акцентов на активную и самостоятельную (под руководством учителя) познавательную деятельность учащихся.

     Введение всеобщего обучения  и движение за ликвидацию неграмотности,  в результате чего в городах  были охвачены обучением все  дети, в селах около половины, а уровень грамотности в обществе  скачком вырос; борьба с детской  беспризорностью; широчайшее распространение  обучения на национальных языках, создание десятков новых письменностей  и издание учебников; привлечение  к педагогической деятельности  лучших представителей старой  дореволюционной интеллигенции  и многое другое – это достижение  советского образования 20-х гг.

     Конечно, те идеалы, которые проповедовались  тогда и позже, те ценности, которые были заявлены как  ориентир для развития системы  образования, и та практика, к  которой в конце концов и довольно быстро пришла советская власть, – вещи совсем разные. В школе тех лет бился живой пульс творчества, а педагогика была ищущей, антидогматической. А главное – это была школа, пронизанная идеями развивающего образования, демократии, самоуправления и сотрудничества. В создании единой трудовой школы участвовали такие замечательные педагоги и психологи, как С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, А.П. Пинкевич, М.М. Пистрак.

     Все ли было хорошо в системе российского образования 20-х гг.?

     Начнем с того, что это образование  было ярко идеологически окрашенным. Школа рассматривалась как орудие  коммунистического перерождения  общества, как проводник «идейного,  организационного, воспитательного  влияния пролетариата на непролетарские  и полупролетарские слои». Основной  целью школы объявлялось формирование  нового человека; на практике  же ставилась гораздо более  узкая и ограниченная задача  – обеспечить среднее и высшее  профессиональное образование, необходимое  в условиях ускоренной индустриализации  страны. Отсюда резкое сокращение  основного общего образования  (преобладала семилетка) и распространение  ФЗУ – фабрично-заводских училищ. Отсюда появление так называемых  рабфаков, ускоренно и часто довольно  халтурно готовивших детей рабочих и крестьян, не имевших законченного среднего образования, к поступлению в высшие учебные заведения (в основном технические). Выпускники рабфаков имели преимущества при поступлении.

     Советская власть очень боялась  «дурного» влияния старых, «буржуазных»  специалистов на так понимаемое  образование. Особенно пострадала  вузовская профессура. Она постоянно  подвергалась «чистке», все время  была под жестким идеологическим  контролем, кое-кого высылали (знаменитый  «философский пароход»), кое-кого  арестовывали по выдуманным обвинениям, а то и убивали (например, поэт  Н.С. Гумилев был арестован  и расстрелян по сфабрикованному  «делу Таганцева» – это был  профессор, выдающийся русский  юрист). В 1928 году были не заняты  около четверти вакансий профессоров  и ассистентов. Следовательно,  необходимо было создать новый  преподавательский корпус. Для этой  цели была основана сеть Коммунистических  университетов и Институтов красной  профессуры. Уровень этой «профессуры»  никого не волновал – важно  было вытеснить старых преподавателей  и заменить их новыми, идеологически  выдержанными. В то же время  вузы были лишены автономии,  вновь, как сто лет назад,  были закрыты кафедры философии  (вместо них открывались кафедры,  специализировавшиеся на марксизме-ленинизме), были закрыты юридические факультеты, а филологические и исторические  преобразованы в факультеты общественных  наук и педагогические, ставившие  своей основной задачей подготовку  учителей. Был ограничен прием  студентов – дети дворян, духовенства  и буржуазии в вузы вообще  не принимались, строго проверялись  социальное происхождение и «политическая  грамотность» студентов и абитуриентов. П.Н. Милюков цитирует одного  из тогдашних официальных педагогов:  «Отбор исключительно даровитых  и талантливых людей по крайней мере на ряд лет неприемлем. Он означал бы закрытие дверей высшей школы для пролетариата и крестьянства.

Информация о работе История развития специализированных математических школ