Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 14:36, курсовая работа
Данная работа посвящена исследованию истории становления математического образования в школе с реформ Петра Великого до современного времени. В работе рассмотрены ключевые шаги развития математики в школе. От создания цифирных школ до современной средней школы. Рассмотрены положительные и отрицательные аспекты математики в школе в разных эпохах, экспериментальные школы, реформы образования, которые повлияли на дальнейшее развитие математики и сделали его таким, какое оно сейчас. Рассмотрены уровни преподавания математики в школе, содержание курса, и роль таких заведений в развитии страны. Для чего создавались такие школы, почему менялись и каким образом, а также куда отправлялись выпускники таких школ. В этой работе история развития школьного математического образования в России рассмотрена на фоне эволюции всей отечественной образовательной системы. Также приведены примеры задач по арифметике, алгебре и геометрии того времени.
Введение 3
1.Петровские реформы, XVIII век 4
Навигационная школа 4
Цифирные школы 4
Гарнизонные школы 6
2.Образование в 18-19 веках 6
Екатерининская школа 6
Российское образование в Александровскую эпоху 7
Российское образование при Николае I 8
Образовательная реформа Александра II 9
Российское образование в конце XIX – начале XX века 10
2.Советская школа 16
Начало советской школы 16
Колмогоров и его школа 18
Российское образование в 30–60-х гг. 21
Период реформ советской школы 22
Образовательная реформа 80-х – начала 90-х гг 26
3.Современное образование 26
Стандарт общего образования 27
ЕГЭ 28
Специализированный научный центр МГУ 29
Физико-математическая школа имени М.А.Лаврентьева при НГУ 30
Практическая часть 32
Заключение 37
Литература 39
Департамент образования г. Москвы
ГОУ ВПО города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт Математики и Информатики
Кафедра
математического анализа и
Курсовая работа
по теме: «История становления специализированных математических школ в России»
Выполнил: Студент 4 курса д/о
Суяров А.А.
Научный
руководитель:
доцент, к.п.н.
Савинцева
Н.В.
Москва, 2013
Содержание
Введение3
1.Петровские реформы, XVIII век 4
Навигационная школа4
Цифирные школы 4
Гарнизонные школы 6
2.Образование в 18-19 веках 6
Екатерининская школа 6
Российское образование в Александровскую эпоху 7
Российское образование при Николае I 8
Образовательная реформа Александра II 9
Российское образование в конце XIX – начале XX века 10
2.Советская школа 16
Начало советской школы 16
Колмогоров и его школа 18
Российское образование в 30–60-х гг. 21
Период реформ советской школы 22
Образовательная реформа 80-х – начала 90-х гг 26
3.Современное образование 26
Стандарт общего образования 27
ЕГЭ 28
Специализированный научный центр МГУ 29
Физико-математическая
школа имени М.А.Лаврентьева
Практическая часть 32
Заключение 37
Литература 39
Введение
Данная работа посвящена исследованию истории становления математического образования в школе с реформ Петра Великого до современного времени. В работе рассмотрены ключевые шаги развития математики в школе. От создания цифирных школ до современной средней школы. Рассмотрены положительные и отрицательные аспекты математики в школе в разных эпохах, экспериментальные школы, реформы образования, которые повлияли на дальнейшее развитие математики и сделали его таким, какое оно сейчас. Рассмотрены уровни преподавания математики в школе, содержание курса, и роль таких заведений в развитии страны. Для чего создавались такие школы, почему менялись и каким образом, а также куда отправлялись выпускники таких школ. В этой работе история развития школьного математического образования в России рассмотрена на фоне эволюции всей отечественной образовательной системы. Также приведены примеры задач по арифметике, алгебре и геометрии того времени.
Для изложения анализа развития специализированных математических школ в России я использовал материалы Ю.М.Колягина.
Петровские реформы, XVIII век
Навигационная школа
В 1701 году Петром I была учреждена в Сухаревой башне математически-навигацкая школа, где преподавал Л. Ф. Магницкий и по поручению Петра I он написал (на церковно-славянском) известный учебник арифметики (1703). Учебник Магницкого для того времени был исключительно содержательным и понятным. Автор тщательно отобрал всё лучшее, что было в существовавших тогда учебниках, и изложил материал ясно, с многочисленными примерами и пояснениями. Несколько поколений в России обучались математике по этой книге; Ломоносов цитировал её наизусть и называл «вратами учёности».
Помимо арифметики, учебник Магницкого содержал материал по алгебре, геометрии, тригонометрии, метеорологии, астрономии и навигации. Впервые на русском языке появились квадратные и биквадратные уравнения, прогрессии, тригонометрические функции.
Основным предметом обучения в навигационной школе были морские науки, вместе с тем школа выпускала молодых людей во все роды служб, военные и гражданские, которые требовали некоторых научных знаний. Из школы выходили, кроме моряков, инженеры, артиллеристы, учителя
После смерти Ф. А. Головина в 1706 году школа перешла в ведение Приказа Морского флота, а затем, в 1712 году, в ведение Адмиралтейской канцелярии. Главный надзор за школой осуществлял граф Ф. М. Апраксин.
16 января 1712 года школа расширена, образованы дополнительные инженерные и артиллерийские школы .
Цифирные школы
В 1715 году навигационная школа была переименована в Морскую академию и переведена в Петербург. Одновременно Пётр распорядился разослать в губернии по два выпускника этой школы, освоивших геометрию и географию, с целью создать там школы «для науки молодых ребяток из всяких чинов людей». Эти школы получили название цифирных, так как особое внимание в них уделяли счёту, а также геометрии. Любопытно, что зачастую простые горожане охотнее отдавали детей в обучение, чем дворяне. Для духовенства, по традиции наследственного, были организованы отдельные епархиальные школы, а в армии — гарнизонные. Привычным стимулом обучения повсюду была розга.
Уже в следующем 1716 году было открыто двенадцать школ в разных городах России, а в 1720—1722 годах открылись ещё тридцать.
Основной задачей школ было первоначально подготовка кадров для гражданской службы, и потому их посещение требовалось для детей приказных в возрасте от 10 до 15 лет, но уже в 1719 году в школу должны были ходить «всякого чина дети».
С 1721 года стали открываться также епархиальные школы, к 1726 году их было открыто 46, и к концу царствования Петра I почти каждый губернский город имел по две школы: одну светскую и одну духовную.
Цифирные школы теряли учеников по крайней мере двумя путями:
-в ходе конкуренции с духовными школами был потерян для цифирных школ почти весь контингент детей духовного сословия.
-посадские и купеческие дети были отпущены по требованию отцов, которые хотели обучить детей ремеслу и торговле, а не арифметике.
Цифирные школы начали оставаться без учеников и ликвидироваться. К 1727 году сохранилось всего 28 школ с 500 учениками.
В 1726 году Адмиралтейство попыталось избавиться от цифирных школ, предложив соединить их с архиерейскими, однако Святейший Синод с этим предложением не согласился, отметив в 1727 году: «Передавать ученикам одну арифметику и геометрию без связи с богословским образованием не духовное дело, поэтому просим оставить цифирные и геометрические школы в светском правлении». Цифирные школы просуществовали до 1744 года, когда последние 8 школ были соединены с основанными в 1730-х годах гарнизонными школами.
Гарнизонные школы
Учитывая упадок цифирных школ, но понимая всю важность образования Петр Великий своим Указом 1721 года учредил гарнизонных школы при каждом полку (гарнизоне) численностью по 50 человек солдатских детей, для обучения их грамоте и мастерствам.
Дальнейшее развитие гарнизонные школы получили в 1732; число учащихся в них было доведено до 4 000 человек.
В школы поступали солдатские дети 7-летнего возраста. Все они сначала обучались грамоте, а затем более способные — артиллерии и фортификации, или пению и музыке, или письмоводству, или слесарному мастерству; менее способные — столярному, кузнечному, сапожному и другим ремёслам. По достижении 15 лет способнейшие воспитанники оставлялись в школах ещё на 3 года для усовершенствования; остальные назначались на службу в Вооружённые силы.
В 1744 году окончательно слились с цифирными школами и сохраняя свой военный характер, просуществовали до 1798 года.
В 1758 было приказано причислить к военному ведомству и распределить по гарнизонным школам всех солдатских детей.
В 1798, одновременно
с учреждением в Петербурге вое
С начала XIX века, в 1805 году, реорганизованы в кантонистские школы.
Образование в 18-19 веках
Екатерининская школа
Екатерина внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы. В России XVIII века были хорошо известны труды Яна Амоса Коменского. А вот и новая формулировка задач школы: не только учить, но и воспитывать, за основу брался гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения: он исходил «из уважения к правам и свободе личности» и устранял «из педагогики все, что носит характер насилия или принуждения» . С другой стороны, воспитательная концепция Екатерины требовала максимальной изоляции детей от семьи и передачи их в руки учителя, впрочем, уже в 80-х гг. центр внимания был снова перенесен с воспитания на обучение.
За основу были взяты прусская
и австрийская системы
Реформа не была доведена до конца, но тем не менее она сыграла значительную роль в развитии российского образования. Правда, еще в 1770 г. созданная Екатериной «комиссия об училищах» разработала проект устройства деревенских школ, но он так и остался проектом.
Российское образование в
Во время царствования Александра I группа молодых реформаторов во главе с М.М. Сперанским наряду с другими преобразованиями осуществила и реформу системы образования. Впервые была создана школьная система, распределенная по так называемым учебным округам. Система была подчинена Министерству народного просвещения. Вводили три типа школ: приходские училища, уездные училища и гимназии. Школы двух первых типов были бесплатными и бессословными, в отличие от екатерининской школьной системы, эти три типа школ соответствовали трем последовательным ступеням общего образования. Сельские приходские училища финансировались помещиками, уездные училища и гимназии – из государственного бюджета, кроме того, были духовные училища и семинарии, подведомственные Священному Синоду, училища, подчиненные ведомству учреждений императрицы Марии (благотворительные) и военному министерству. Особенную категорию составляли элитные учебные заведения – Царскосельский и другие лицеи.
Российское образование при Николае I
Николай I прекрасно понимал, что борьбу с революционными и либеральными идеями надо было начинать со школ. Системе образования был возвращен сословный характер.
Устройство системы образования осталось тем же, но все школы были выведены из подчинения университетам и переведены в прямое подчинение администрации учебного округа. Изменению подверглось преподавание в гимназиях.Основными предметами стали греческий и латинский языки. «Реальные» предметы разрешалось преподавать как дополнительные. Гимназии рассматривались лишь как ступень к университету; таким образом, учитывая сословный характер гимназий, разночинцам был практически закрыт доступ к высшему образованию. (Тем не менее в 1853 году в одном только Петербургском университете они составляли 30% от общего числа студентов). Благородные пансионы и частные школы, плохо поддававшиеся тотальному контролю со стороны государства, были преобразованы или закрыты, их учебные планы должны были быть согласованы с учебными планами государственных школ.
Николай признавал,
что наиболее желательная программа
для средней школы –
Образовательная реформа Александра II
В 1858 году ученый комитет Министерства просвещения подготовил интересный проект нового школьного устава, которым предлагалось бифуркация гимназии: на филологическое и физико-математическое отделение. В этом проекте были четко сформулированы и цели преподавания математики в гимназии:
-развитие умственных способностей
-усвоение сведений, необходимых образованному человеку
-подготовка
к дальнейшему изучению физико-
Курс математики предлагалось составить из двух частей:
-общий (для всех учащихся с 1-5 классы)
-специальный (для желающих с 6-8 классы)
В курсе математики старших классов предлагалось изучать тригонометрию, аналитическую и начертательную геометрии, математическую географию, оптику и механику.
Но этот проект не осуществился так, как в следующем году Учений комитет отказался от идее бифуркации. Тем не менее работа над новым уставом была продолжена. После заграничного и отечественного обсуждения проекта 19 ноября 1864 года был утвержден и новый устав гимназии. По уставу с 1864 года образуется классические и реальные гимназии. Первые с двумя древними языками и одним новым (по выбору) и кратким курсом естественной истории. Вторые – без древних языков, но с усиленным преподаванием естествознания, математики, физики и двух новых языков. Реальные гимназии должны были готовить к учебе в высшей технической школе.
Доступ в университеты открывался только для выпускников классических гимназий или для тех, кто сдавал экзамены за курс такой гимназии. Выпускники реальных училищ могли поступать в неуниверситетские высшие учебные заведения; именно в это время были основаны Петербургский технологический институт, Московское высшее техническое училище, Петровская сельскохозяйственная академия в Москве. В 1863 году был принят новый университетский устав, возвращавший университетам автономию, дававший большие права университетским советам, разрешавший открытие научных обществ и даже позволявший университетам выпускать бесцензурно (точнее, с собственной цензурой) научные и учебные издания. Ректоры и деканы вновь стали выборными, опять стали посылать профессоров за границу, были восстановлены кафедры философии и государственного права, было облегчено и резко расширилось чтение публичных лекций, отменены ограничения на прием студентов.
Информация о работе История развития специализированных математических школ