История гимназического образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи гимназического образования в России

Содержание

История гимназического образования………………………..5
1.1. История гимназического образования в Европе……………...5
1.2. История гимназического образования в России. Становление
гимназического образования………………………………………..….7
Глава 2. Современное гимназическое образование………………….26
2.1. Нормативно- правовая база гимназии………………………..26
2.2. Задачи гимназии и ответственность которую она несёт на данном этапе развития.…..………………….……………………………..…28

Работа содержит 1 файл

1-курсовая.doc

— 152.00 Кб (Скачать)
justify">      Недостатки  среднего образования были сформулированы в циркуляре Министра Народного  Просвещения Н.П.Боголепова от 8 июля 1899 года, где говорилось об отчужденности семьи от  школы, невнимании личным способностям учащихся, чрезмерной умственной работе учеников, несогласованности программ, плохом преподавании русского языка, русской истории и литературы, неправильном преподавании древних языков, плохой подготовке выпускников и неспособности их к учебе в университетах и высших училищах. Этим циркуляром министр создал комиссию для подготовки реформы средней школы.

      Реформа 1905 года

      Учитывая  все эти недостатки и развитие промышленности в стране была пересмотрена действующая система обучения в 1901 году.

      С 1902 года преподавание латыни в первых двух классах было отменено, а греческого - в третьем и четвертом, он стал языком необязательным. В гимназию был открыт доступ всем сословиям.

      Учебный год в средних учебных заведениях начинался с 16 августа и длился по 1 июня, т.е. 240 дней.

      Для пользования допускались учебники, лишь одобренные Ученым Комитетом Министерства.

      Экзамены  проходили в устной и письменной форме. После выпускного экзамена выдавался аттестат зрелости.

      В связи с событиями 1905 года Министерство ввело новый учебный план, согласно которому реальные училища получали более общеобразовательный характер.

      Было  разрешено педагогическим советам  отступать от действующих правил учеников, комплектовать библиотеки книгами, отступая от списка Ученого комитета. Отменили экзамен по греческому языку. Разрешались повторные экзамены с выдачей нового аттестата.

      15 марта 1907 года Министерством был  издан указ о переводных экзаменах  из класса в класс.

      В 1910 году новым министром Шварцем был представлен проект, в котором он предложил единый тип школы - гимназию. Устанавливалось три типа гимназии:

      ·        с двумя древними языками

      ·        с одним древним языком

         ·        без древних языков, но с двумя новыми языками. [17.С. 28].

      Проект  Шварца и усиливал классицизм, и  шел навстречу буржуазии.

      Новый министр Л.А.Кассо добился у  Николая II снятия этого проекта с  обсуждения в Думе.

      Циркуляром  от 28 марта 1911 года Л.А.Кассо усилил требования к дисциплине учеников, запретил сходки, собрания. Все это вызвало сильное недовольство в обществе.

      С назначением министром графа  Игнатьева 9 января 1915 года началась работа по сбору материалов о системах образования  во Франции, США и Англии. Была рассмотрена  новая система образования, планировалось ввести одиннадцатилетние обучение. Все предметы разбивались на общеобразовательные и воспитательные. В гимназию принимались дети всех сословий с 10 лет. 28 декабря 1916 года Игнатьев был уволен со службы, и с его уходом реформы были оставлены.

      Февральская революция 1917 года подвела черту  гимназического образования в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Современное гимназическое образование

      2.1. Нормативно- правовая  база гимназии

        Российское общество сегодня  переживает период глубоких структурных изменений. Эти процессы не могут не затрагивать сферу образования и воспитания. Сложность и непоследовательность реформы системы образования обусловлена незавершенностью процесса реформирования общества в целом. Школа определяет будущее России и является непременным условием ее возрождения, поэтому успех реформы в обществе во многом зависит от образовательной политики, ее последовательности и результативности.

      С 80-х годов XX-го века в развитии образования  происходит процесс самореорганизации массовой школы в новые образовательные учреждения, поиск новой образовательной философии. В России появляются различные типы средних учебных заведений повышенного уровня - лицеи, гимназии и др., которые столкнулись с проблемами соотношения взаимосвязей целей, организационных форм, содержания образования. [18.С. 43].

      В 1992 году вышел Закон Российской Федерации  об образовании трех групп образовательных  учреждений: лицеи, служащие для профильного  углубления, гимназии, дающие углубленное  образование и общеобразовательные школы. Сегодня учащимся и родителям предлагается выбор образовательного учреждения, профиля образования, программ, учебников, итоговых экзаменов и форм получения образования.

      Сегодня гимназия, как одна из форм углубленного образования, есть почти в каждом городе. Только в Москве их насчитывается больше 100. Есть гимназии гуманитарного направления, физико-математического,   естественно - научного, культурологического и др. Все они работают по программам повышенной сложности и дают гимназистам всестороннее образование.

        В Северо-Западном округе города Москвы насчитывается 5 гимназий. Они накопили огромный опыт в личностно-ориентированном образовании и воспитании гимназистов, создании авторских программ, экспериментальных площадок. В них работают компьютерные классы, связанные с Интернетом. В учебных планах гимназий округа есть такие предметы, как логика, культурология, риторика, политология, экономика, латинский язык, религии мира. [2.С. 47].

     Нормативно- правовой базой гимназии являются:

      -Устав Гимназии

      -Программа развития гимназии

      -Программа по кадровой политике "Обучая, обучаюсь сам"

      -Программа информатизации гимназии

      -Правила поведения учащихся

      -Правила приема учащихся в гимназию

      -Положение о гимназической олимпиаде

      -Рекомендации по построению моделей портфолио учащихся основной     школы

      -Рекомендации активу творческого объединения учащихся

      -Система многоуровневой оценки учебной деятельности учащегося

      -Система анализа урока

      -Урок в системе многопрофильной гимназии

      -Положение о внешнем рецензировании

      -Положение о классах с углубленным изучением отдельных предметов

      -Положение о портфолио учителя гимназии [13.С. 24].

      В гимназиях работают ведущие ученые и преподаватели московских вузов, гимназии сотрудничают с институтами, университетами, музеями, научно-исследовательскими учреждениями.

      В то же время гимназии, как и другие средние учебные заведения, нуждаются  в решении многих проблем. Прежде всего, это компьютеризация всех предметов учебного плана, введение новых форм обучения и творчества гимназистов (проектные формы работы, создание компьютерных программ, экспериментальных площадок).

      В работе гимназий на сегодняшний день выделяют так называемые болевые  точки:

      -«общеобразовательный» учебный план, не оставляющий достаточно возможностей для полноценной реализации гуманитарного образования;

      -в качестве общеобразовательного учреждения гимназия должна учить всех, а требования к гимназическому уровню образования посильны далеко не всем;

      -возможность сочетаемости перехода к профильной старшей школе с принципами универсальности гимназического образования;

      -нет до сих пор положения о гимназии и концепции гимназического образования, и это не позволяет сформулировать единую четкую систему требований и критерии оценки уровня и качества гимназического образования;

      -очевидно, что характер труда преподавателя гимназии во многом отличается от работы учителя общеобразовательной школы, но нет ни системы квалификационных требований, ни системы подготовки и повышения квалификации гимназических педагогов, ни соответствующего уровня оплаты труда;

      -характер гимназического образования, нацеленного на формирование исследовательского типа мышления, входит в противоречие с идеологией единого государственного экзамена, ориентированного на проверку степени сформированности исполнительских умений и навыков. [10.С. 59].

      2.2. Задачи гимназии и ответственность которую она несёт на данном этапе развития.

      На  данном этапе развития гимназического образования основными задачами Гимназии являются:

      -обеспечение общего образования, установленного государственными образовательными стандартами для общеобразовательных школ на уровне, соответствующем развитию науки;

      -обеспечение охраны здоровья обучающихся;

      -создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования;

      -подготовка выпускников Гимназии к осознанному выбору профессии, самостоятельному обучению в образовательных учреждениях начального, высшего и среднего профессионального образования;

      -взаимодействие с семьей обучающегося для полноценного развития личности.

      В настоящее время  Гимназия несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

      -качество образования учащихся и его соответствие государственным образовательным стандартам;

      -реализацию образовательных программ в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий;

      -организацию образовательного процесса в соответствии с требованиями охраны жизни и здоровья обучающихся и работников гимназии;

      -невыполнение обязательств по охране труда, предусмотренных коллективным договором либо другим локальным актом Гимназии

      нарушение требований пожарной безопасности;

      -адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся;

      -организацию медицинского обслуживания и питания обучающихся, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся;

      -жизнь и здоровье обучающихся и работников Гимназии во время образовательного процесса;

      -нарушение прав и свобод обучающихся, работников Гимназии;

      -невыполнение иных функций, отнесенных к ее компетенции.

        Возрожденная российская гимназия призвана способствовать скорейшему обновлению российской школы в целом. Долг, совесть, справедливость, милосердие - эти категории общеобразовательная школа должна вспоминать не только на уроках литературы, разбирая классические произведения. Безусловно, общие нравственные понятия объединяют людей различных национальностей и верований и создают основу для нравственного и гражданского единения всех учащих и учащихся общеобразовательной школы как граждан единого Отечества.

      Десять  лет тому назад в России началось возрождение гимназического образования. Если верна поговорка, что новое - это хорошо забытое старое, то можно  сказать, что современная гимназия - это хорошо забытая прежняя российская общеобразовательная школа, дававшая общее (среднее) универсальное образование. [18.С. 19]. 
 
 
 
 
 

Информация о работе История гимназического образования